Гусеничные бронетранспортеры Японии

FB Бронетранспортер

Официальное обозначение: FB Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1934 г. Дата постройки первого прототипа: 1935 г. Стадия завершения работ: построено 146 экземпляров.

В своём классе японский транспортер FB является уникальной машиной. Предполагая, что в самом ближайшем будущем предстоит вести боевые действия с условиях тропиков, где бездорожье и болота на являются чем-то необычным, армия распорядилась начать разработку специализированной машины для перевозки амуниции и снаряжения. В 1935 г. был готов первый прототип такого транспортера, получивший обозначение FB. По большому счету это был вполне обычный гусеничный бронетранспортер с просторным грузовым отсеком, знимавшим примерно 3\4 от всей длины. Экипаж состоял из 3-х человек, два из которых размещались в закрытой кабине. Бронирование устанавливалось только на жизненно важных агрегатах. Тем не мене, у FB была одна очень важная особенность – для передвижения по заболоченной местности по всей длине гусениц укреплялись особые поплавки, не дававшие машине увязнуть. Таким образом транспортер можно было назвать “полуамфибийным”.

К сожалению, о испытаниях и боевом применении FB данных найти пока не удалось, однако известно, что в середине 1930-х гг. было построено не менее 146 экземпляров этого транспортера.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
FB образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 4500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6900
Ширина, мм 2800
Высота, мм 2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ 35 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

“Со-да” Бронетранспортер

Официальное обозначение: “Со-да” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: 1938 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Одним из немногим специализированных бронетранспортеров, поступивших на вооружение японской армии в годы войны, стал “Со-да”, созданный на базе легкого танка «Те-ке». От него заимствовали ходовую часть, состоящую из 4 обрезиненных опорных катков сблокированных в две тележки, 2 поддерживающих роликов, ведещего колеса переднего расположения с цевочным зацеплением и заднего направляющего колеса опущенного на грунт. На бронетранспортера также использовалась горизонтальная подвеска типа Хара и мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 88 траков с открытым шарниром и одним гребнем, имевшем ширину 203 мм и шаг трака 76 мм.

Корпус был перепроектирован соответствующим образом, чтобы в нем могли разместиться 6 солдат на бортовых сиденьях полочного типа. Откидные борта выпонили низкими, в задней части имелась двухстворчатая дверь. Крыша над грузовым отделение отсутствовала, но могла закрываться тентом, закрепляемым на трех продольных скобах. В кормовой части на специальной рессоре устанавливалс буксировочный крюк. Максимальное бронирование не превышало 12 мм.

В носовой части корпуса был установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 65 л.с. при 2300 об/мин. Рядом располагался топливный бак, ёмкостью 144 литра. Штатное вооружение на бронетранспортере отсутствовало.

Испытания бронетранспортера “Со-да” прошли в 1938 г., после чего первые серийные бронетранспортеры были отправлены в Китай. В течении Воторой Мировой войны машины этого типа применялись на всех фронтах, однако точное количество выпущенных бронетранспортеров остается неизвестным.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
“Со-да” образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3860
Ширина, мм 1930
Высота, мм 1570
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ дизельный, 6-цилиндровый, мощностью 65 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-скоростная коробка передач, бортовые передачи и дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения, направляющее колесо опущено на землю ; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 203 мм, шаг трака 76 мм, число траков — 88
СКОРОСТЬ 40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Тип 1 «Хо-ки» Бронетранспортер-тягач

Официальное обозначение: Тип 1 Альтернативное обозначение: «Хо-ки» Начало проектирования: 1943 г. Дата постройки первого прототипа: 1944 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1944-1945 гг., состоял на вооружении японской армии до начала 1960-х гг.

В конце 1930-х гг. японское командование наконец-то пришло к выводу, что для перемещения войск по обширным территориям китайского ТВД одних грузовиков и тракторов будет недостаточно. Множество машин уничтожалось стрелковым огнем противника, что заставило Генштаб выдать спецификацию на разработку бронетранспортера. Поскольку основные танкостроительные фирмы были загружены другими заказами работы по новой машине, обозначенной как Тип 1 «Хо-Ки», шли не очень быстро. Лишь в 1941 году был собран первый прототип, при разработке которого использовались отдельные элементы от серийных танков.

Ходовая часть «Хо-Ки» состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 2 поддерживающих колес (по 4 и 2 на каждый борт соответственно), передних направляющих колес, ведущих колес заднего расположения и мелкозвенчатой гусеницы с металлическими траками. Опорные катка оснащались пружинной подвеской и заимствовались от лёгкого танка Тип 95 «Ха-го».

Корпус танка сварной конструкции технологически делился на две секции. В передней части с левого борта находилась кабина водителя, который вел наблюдение за дорогой через большие смотровые люки, защищенные бронированными крышками. Справа от него, в пониженном капоте, размещалась силовая установка. Транспортер оснащался 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 90 л.с. и воздушной системой охлаждения. Рядом размещалось два топливных бака на 50 и 60 галлонов (189 и 227 литров). Для забора воздуха в лобовой части корпуса и в правом борту установили бронированные жалюзи. Выхлопная труба также выводилась на правый борт. На переднем наклонном бронелисте крепились две фары дальнего света. Также была разработана модель корпуса с двухскатными бортами, но в серийном производстве она не прижилась.

Остальную часть корпуса занимало транспортное отделение, которое можно было использовать как для перевозки амуниции, так и для размещения 13 солдат. Высокие борта с толщиной брони 6 мм защищали от огня лёгкого стрелкового оружия, однако крыша отсутствовала – вместо неё использовалось полотно из брезента. Посадка десанта производилась через дверь в кормовой части корпуса. Как правило, в укладке имелась возможность перевозить один-два 7,7-мм пулемета, устанавливаемые в боевом положении на вертлюгах.

Испытания опытного образца «Хо-Ки» прошли в целом успешно. При одинаковой с лёгким танком Тип 95 мощности двигателя транспортер показал более высокие динамические качества и лучшую проходимость по местности. Машина действительно получилась очень удачной, однако на устранение выявленных недостатков и развертывание производства ушло ещё некоторое время. Помимо этого, производство было загружено выпуском танков, что отодвинуло крупносерийный выпуск до начала 1944 года. В результате, единичные экземпляры транспортеров «Хо-Ки» впервые приняли участие в боевых действия во время 2-й японо-китайской войны. В массовом количестве их стали использовать лишь в ходе боёв в заливе Лейте весной 1944 года. При этом много машин пошло на дно вместе с транспортными судами, доставлявшими технику на филиппинские острова.

Активное использование «Хо-Ки» продолжалось вплоть до сентября 1945 года. Несмотря на отдельные недостатки транспортер оказался весьма удачным, хотя и не столь массовым, как это ожидалось. После капитуляции Японии вся боевая техника была захвачена американскими войсками, но спустя некоторое время «Хо-Ки» стали передаваться силам самообороны. В составе обновленной японской армии эти машины продолжали использоваться вплоть до начала 1960-х гг.

На базе «Хо-Ки» также был построен экспериментальный бронетранспортер с полностью закрытым транспортным отделением и модифицированной ходовой частью. По четыре опорных катка на один борт оставили, но теперь они стали не штампованными, а литыми. Также были удалены поддерживающие ролики. Подробной информации об этой машине пока найти не удалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА — ТЯГАЧА
Тип 1 «Хо-ки» образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 6500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+13
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4780
Ширина, мм 2190
Высота, мм 2580
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ один 7,7-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт — 6 мм корма — 6 мм крыша корпуса — 4
ДВИГАТЕЛЬ 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП с демультипликатором (8+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска независимая торсионная; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем
СКОРОСТЬ 42-45 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 4 “Ка-Тсу” Амфибийный бронетранспортер

Официальное обозначение: Тип 4 “Ка-Тсу” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1943 г. Дата постройки первого прототипа: март 1944 г. Стадия завершения работ: построено 49 (34) экземпляров.

Начиная войну на Тихом океане японское командование армии и флота рассчитывало обойтись только имеющимися средствами десантирования, таким как десантные суда и баржи. Впрочем, проблема заключалось в том, что после высадки они оказывались бесполезными и, за редкими исключениями, не могли поддержать огнем пехоту. Несколько сглаживало ситуацию появление плавающего танка «Ка-ми», но на начальной стадии боёв они применялись едва ли не поштучно. Японцам срочно требовалась машина, аналогичная американскому LVT(A), однако императорский флот «созрел» для выдачи спецификации на бронированное десантное транспортное средство, способное не только доставлять морскую пехоту, но и оказывать огневую поддержку, только в конце 1942 года.

Проект бронетранспортера, разработку которого в начале 1943 года возложили на 3-ю лабораторию военной техники и фирму Mitsubishi, получил название «Току 4 Шики Найка Те» («самодвижущееся судно № 4»). В наше время он более известен как Тип 4 «Ка-тсу». Предполагалось, что машины будут доставляться к месту операций на обычных десантных судах.

Согласно выданной спецификации бронетранспортеру предстояло перевозить до 40 солдат или полезную нагрузку массой до 10 тонн. Очень скоро стало ясно, что выполнить эти требования без значительного увеличения размеров и массы не удастся в принципе и, после обсуждения проекта с командованием флота, было принято решение снизить количество солдат до 25 человек и нагрузку до 4 тонн. Тем не менее, корпус бронетранспортера сварной конструкции, которому придали «корабельные» формы, всё равно оказался немаленьким – его полная длина составила 11 метров. В передней части корпуса, внутри высокой двухъярусной рубки с толщиной бронелистов 10 мм, находился пост управления, более напоминавший капитанский мостик, а также агрегаты трансмиссии. Большую часть корпуса занимал открытый сверху транспортно-десантный отсек, рассчитанный на размещение 25-30 солдат. Для посадки и высадки десанта служили шесть прямоугольных люков в верхней части корпуса. Вооружение бронетранспортера состояло из двух 13,2-мм пулеметов Тип 93, установленных на телескопических тумбах с обеих сторон от рубки управления.

На корме устанавливался 12-цилиндровый дизельный двигатель Mitsubishi Type 100 мощностью 240 л.с., выхлопная труба которого была выведена на крышу моторного отделения. Воздухозаборники двигателя прикрывались двумя небольшими обтекаемыми кожухами.

Ходовая часть бронетранспортера заимствовала основные элементы от плавающего танка «Ка-ми». Применительно на один борт она включала четыре тележки с двумя обрезиненными опорными катками каждая, оснащенные подвеской типа Хара, и по 4 поддерживающих ролика. Ведущие колеса размещались спереди, направляющие – сзади. Гусеница мелкозвенчатая с одногребневыми траками цевочного зацепления. На плаву бронетранспортер мог передвигаться только с помощью двух гребных винтов, установленных в нишах кормовой части корпуса. Управление осуществлялось посредством поворота рулей связанных со штурвалом. При передвижении по суше винты и рули поднимались под днище корпуса.

Испытания первого прототипа «Ка-тсу», начатые в марте 1944 года, показали высокий запас плавучести, однако на суше бронетранспортер оказался малоподвижным. Причиной тому стали как узкие гусеничные траки, так и большое соотношение длину корпуса к его ширине. Скоростные качества «Ка-тсу» также оказались довольно посредственными – по дорогам машина могла передвигаться с максимальной скоростью 20 км\ч, а на воде этот же параметр составил 8 км\ч. Тем не менее, флот заключил контракт на поставку ограниченной партии бронетранспортеров.

К этому времени командование Объединенного флота находилось в очень сложном положении. Американцы один за другим освобождали оккупированные японцами острова и о масштабных высадках, где можно было реализовать весь потенциал «Ка-тсу», пришлось забыть. Кроме прочего, изменились требования к составу вооружения, так что дальнейшая судьба этой машины представлялось неясной. Тем временем мелкосерийное производство бронетранспортеров продолжалось и к январю 1945 года было собрано 49 машин (по американским данным – только 34).

Ход размышлений штабных офицеров был «откорректирован» действиями крейсерских подводных лодок I класса, оснащенных 140-мм орудием и гидросамолётом E14Y1 в герметичном ангаре. С точки зрения японского командования действия субмарин по поддержке осажденных гарнизонов оказались успешными – это наводило на мысль о возможности «адаптации» бронетранспортеров к операциям несколько иного характера.

Согласно обновленным требованиям «Ка-тсу» предстояло адаптировать для размещения в ангарах подводных лодок и использовать для доставки десантных и диверсионных отрядов на осажденные острова. Соответственно, вооружение из двух крупнокалиберных пулеметов предстояло заменить на мортиру или миномет. Первыми целями должны были стали острова Бугенвиль и Сайпан, однако многочисленные опыты и эксперименты, продолжавшиеся с середины марта до конца 1944 года, не позволили реализовать эти планы. Есть также сведения, что кроме основного варианта также прорабатывались схемы усиления вооружения за счет установки башен от среднего танка «Шинхото Чи-ха»:

— модификация огневой поддержки с одной 47-мм пушкой и кормовым 7,7-мм пулеметом Тип 97 (проекции)

— модификация огневой поддержки с одной 120-мм пушкой (проекции).

За прошедший период обстановка на Тихом океане значительно изменилась. Японцев практически вытеснили с островов бывшей Голландской Ост-Индии, Филиппин и Бирмы, а в начале 1945 года американцы высадились на Иводзиме и Окинаве. Настало время изменить тактику, полностью отказавшись от операций наступательного характера и перейдя к принципам глубоко эшелонированной и подвижной обороны. В рамках новой концепции предполагалось активное использование всех видов техники, в том числе устаревшей и ранее считавшейся непригодной для фронтовых условий, а также расширение действий пилотов-камикадзе.

К тому времени в распоряжении флота имелось около 40 машин типа «Ка-тсу», которым предстояло найти хоть какое-нибудь применение. Так появилась идея создать первый в мире бронетранспортер-торпедоносец. Согласно новым требованиям каждый «Ка-тсу» получал по две 450-мм торпеды, которые устанавливались по бортам десантного отсека. В японском плане были свои преимущества – несмотря на малую скорость на воде «Ка-тсу» был способен атаковать суда противника первоначально укрываясь на берегу. Обновленный план предусматривал выпуск ещё 70 бронетранспортеров оснащенных торпедами, но 20 января 1945 года в Японии была опубликована «Программа чрезвычайных мер, необходимых для достижения победы», где приоритет отдавался самолетостроению. В результате, лишь несколько единиц «Ка-тсу» удалось задействовать в ходе обороны острова Лусон, в то время как остальные оставались на территории метрополии в ожидании очередного решения Штаба флота.

В истории бронетранспортеров «Ка-тсу» был ещё один примечательный эпизод. В начале 1945 года командование флота спланировало диверсионную операцию под названием «Ю-го», целью которой был новый удар по кораблям в гавани Перл-Харбор. В числе прочего было выделено пять подводных лодок (I-36, I-38, I-41, I-44, и I-53) в ангаре каждой из которых размещалось по два «Ка-тсу» оснащенных торпедами (проекции). Субмаринам предстояло отбыть с атолла Маджуро и провести высадку вблизи американской военно-морской базы. Однако, после проведения натурных испытаний, стало понятно, что операцию придется отменить. Оказалось, что мощности силовой установки явно недостаточно для использования «Ка-тсу» в открытом океане. Помимо этого, на подготовку и спуск на воду торпедоносцев экипажу подводной лодки было необходимо 20 минут, что в условиях постоянного патрулирования водных пространств американскими самолётами было самоубийственно. Ну и самое главное – герметизация моторного отсека оказалась ниже требуемой – даже при небольшом океанском волнении двигатель заливало водой. Претензии были отправлены разработчикам, но что те вполне резонно ответили – бронетранспортёры «Ка-тсу» изначально проектировались именно как средство десантирования и не предназначались для подводных лодок.

В сентябре 1945 года практически все сохранившиеся машины были захвачены американскими войсками и были утилизированы. Единственный бронетранспортёр «Ка-тсу», в некомплектом состоянии, сейчас находится в Музее морской пехоты США в Калифорнии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИЙНОГО БРОНЕТРАНСПОРТЕРА Тип 4 “Ка-Тсу” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 16060 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 11000
Ширина, мм 3300
Высота, мм 4050
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 13,2-мм пулемета Тип 93
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10 мм борт корпуса – 10 мм корма корпуса — 10 мм рубка — 10 мм днище — ? крыша корпуса — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi Type 100, 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 240 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре тележки с двумя опорными катками (подвеска типа Хара), 4 поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); гусеница мелкозвенчатая одногребневая
СКОРОСТЬ 20 км\ч по дороге 8 км\ч на плаву
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~300 км по дороге
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м плавающий
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция со штыревой антенной