Инженерная техника Японии

Soukou Sagyou Бронированная инженерная машина

Официальное обозначение: Soukou Sagyou Альтернативное обозначение: SS, SS-Ki Начало проектирования: 1930 г. Дата постройки первого прототипа: 1931 г. Стадия завершения работ: серийный выпуск продолжался до 1943 г., построено 119 машин шести модификаций

Готовясь к предстоящей войне с СССР японская армия сделала заказ на разработку специализированной машины, предназначенной для разрушения советских оборонительных позиций у границы с Манчжурией. Какк это часто бывает, японцы отнеслись к такому вопросу нетрадиционно и дополнительно решили добавить ещё несколько полезных функций. В частности планировалось, что будущая машина должна будет рыть траншеи, производить разминирование местности, разрушать проволочные заграждения, осуществлять дезинфекцию и рассеивать ядовитые газы, а также использоваться в качестве крана, огнеметного танка и мостоукладчика. Таким образом, в итоге должна была получиться самая многофункциональная инженерная машина в мире.

Во многих источниках указывается, что для машин типа SS базой послужила конструкция среднего танка Тип 89. На самом деле это не совсем так. Конструкция шасси инженерной машины действительно имела сходство с танком, однако для SS использовались только отдельные элементы от серийных машин. Так, применительно на один борт, ходовая часть состояла из четырех двухкатковых тележек, соединенных попарно в два блока с амортизацией на листовых рессорах. Направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса зубового зацепления – сзади. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали по два верхних ролика с каждого борта. Гусеница мелкозвенчатая, одногребневая, состояла из стальных траков.

Машины SS первой серии действительно получили корпус, практически полностью заимствованный от более современого танка Тип 94, с характерной высокой лобовой частью и развитыми надгусеничными нишами. Правда, в конструкцию корпуса было внесено несколько изменений. Так, люк механика-водителя и шаровая установка с 7,7-мм пулеметом остались на прежних местах, но передний одностворчатый люк был заменен на двухстворчатый оставлен, а в нишах предусмотрели установку огнеметов. Соответственно, отсутствовала башня, вместо которой на крыше боевого отделения установили небольшую командирский купол со смотровым прибором. К передней части крепился двухсекционный плужный тралом. На корме устанавливались лебедочные механизмы с забором мощности от двигателя и буксирные приспособления.

Поскольку машины SS не предполагалось использовать в прямых боевых столкновениях толщину бронирования решили немного уменьшить. Теперь толщина крыши и днища составляла по 6 мм, борта корпуса – по 13 мм, лоб корпуса – 25 мм. В качестве основы для силовой установки использовался дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 145 л.с. при 1800 об\мин.

Прототип, поступивший на испытания в 1931 г., получился громоздким, а из всех функций наиболее эффективными оказались только чисто инженерные. Впрочем, усиленный состав вооружения, доведённый до 2-3 огнеметов и одного пулемета, был достаточно грозным. Армия, после некоторых раздумий, подписала контракт на поставку небольшой партии машин под обозначением SS-Ki.

Первые четыре SS поступили в распоряжение 1-й смешанной танковой бригады и были отправлены в Китай. В битве под Пекином 28 июля 1937 г. эти машины использовали в качестве огнеметных танков, но в дальнейшем SS в открытых боях не участвовали, а служили только для инженерных целей. Позднее их отправили на советско-манчжурскую границу в составе инженерного полка. Поскольку применение SS признали, в целом, успешным, армия выразила заинтересованность в приобретении более крупной партии инженерных машин. За несколько лет серийного производства (до 1943 г. включительно) было выпущено 119 машин (по другим данным – только 98) в шести основных модификациях:

SS-Ki — основная модификация инженерной бронемашины;

SS Kou Gata — инженерная бронемашина с модифицированной ходовой частью: введено четыре поддерживающих катка с каждого борта;

SS Otsu Gata — бронированный мостоукладчик с модифицированной ходовой частью: введены новые направляющие и ведущие колёса, по три поддерживающих ролика с каждого борта;

SS Hei Gata — бронированный траншеекопатель с ходовой частью от Otsu Gata и навесными бронеэкранами;

SS Tei Gata — инженерная бронемашина с ходовой частью от Otsu Gata

SS Bo Gata — бронированный мостоукладчик на основе базовой модификации, последний вариант;

В декабре 1941 г. несколько десятков SS перебросили на Филиппины, где они эксплуатировались в составе 2-го танкового полка (по большей части в качестве мостоукладчиков) вплоть до конца войны. К сожалению более подробная информация об их применении отсутствует. Последние сведения об инженерных машинах SS относятся к лету 1945 г., когда 8 из них были захвачены американцами после освобождения Филиппин.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНЖЕНЕРНОЙ БРОНЕМАШИНЫ Soukou Sagyou SS образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 13000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4865
Ширина, мм 2520
Высота, мм 2088
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ один 7,7-мм пулемет (дополнительно могли устанавливаться 2-3 огнемета)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 28 мм борт корпуса — 13 мм корма корпуса — 13 мм крыша — 8 мм днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, дизельный, мощностью 145 л.с. при 1800 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно в четыре чележки с подвеской на полуэллиптических рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 37 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 98 “Я-И-Го” Инженерно-подрывная машина

Официальное обозначение: Тип 98 “Я-И-Го” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: 1937 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

Принято считать, что «первопроходцами» в деле освоения производства и использования дистанционно управляемых подрывных машин были немцы. Наибольшей известностью пользуются «подвижные мины» типа Sd.Kfz.301 «Goliath», широкое применение которых состоялось во время Курсого сражения. Однако немногим известно, что ещё в 1937 году япоснкими инженерами была изготовлена аналогичная машина.

Готовясь к нападению на Монголию и южные районы Сибири японское командование предполагало, что войска могут столкнуться с сильной обороной, в состав которой входили бетонные ДОТы и брониронные огневые точки, переделанные из закопонных в землю танков. Эти сооружения начали возводиться ещё во время конфликта на КВЖД и представляли немалую опастность не только для пехоты,о и для танков. Чтобы избежать ненужных жертв и была разработана «инженерная машина Тип 98», извествестная также под названием «Я-И-Го». Она поставляло небольших размеров гусеничное шасси, на которое устанавливался заряд взрывчатки — управление машиной и подрыв осуществлялись по проводам.

В течении 1937-1938 гг. было разработано две модификации (Ко и Оцу), причем последняя несла более мощный заряд взрывчатки и имела увеличенные геометрические размеры и более сильный двигатель. Несколько «инженерных машин» перед нападением на Монголию передали в распоряжение 27-го независимого инженерного полка, дислоцированного в Манчжурии. Испытать «Я-И-Го» в боевых условиях так и не пришлось, а в 1940-е годы все работы по этому проекту были прекращены. Возможными причинами послужили чрезмерно маленькая скорость машин, которая не превышала 4 км\ч, и их большая уязвимость от огня стрелкового оружия.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНЖЕНЕРНО — ПОДРЫВНОЙ МАШИНЫ
Тип 98 “Я-И-Го” образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 200 кг (модель Ко) 400 кг (модель Оцу)
ЭКИПАЖ, чел. —
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 1425 (модель Ко) 1900 (модель Оцу)
Ширина, мм 635 (модель Ко) 1170 (модель Оцу)
Высота, мм 460 (модель Ко) 560 (модель Оцу)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ подрывной заряд
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, мощностью 2 л.с. (модель Ко) или 4 л.с. (модель Оцу)
ТРАНСМИССИЯ —
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка, два поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), гусеницы мелкозвенчатые
СКОРОСТЬ 4 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

«Ри-Ки» Самоходный бронированный кран

Официальное обозначение: «Чи-ну» Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: собрано 2 экземпляра.

В большинстве случаев инженерные и ремонтно-эвакуационные машины создавались на базе танковых шасси, хорошо освоенных в серийном производстве, либо посредством прямой конверсии из “некондиционных” танков. Таким же методом действовали и в Японии, но для одной машины – бронированного самоходного крана 2599 “Ри-Ки”, было сделано исключение. Специально для ремонта танков массой до 12 тонн была спроектирована специализированное инженерное транспортное средство. Ходовая часть “Ри-Ки”, применительно на один борт, состояла из 8 опорных катков малого диаметра сблокированных по два в четыре тележки с подвеской типа Хара, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. В передней части корпуса располагались элементы трансмиссии, за ними находилось отделение управления, а в кормовой части на поворотной платформе был установлен подъёмный кран. Его масса составляла 3 тонны, длина стрелы 5500 мм, а работа механизмов обеспечивалась системой электропривода. Максимальная грузоподъёмность не превышала 12 тонн. В походном положении стрела разворачивалась по ходу движения и закреплялась на рубке с помощью двух зажимов. Во внешнем облике “Ри-Ки” легко угадывались черты 6-тонного “виккерса” – возможно влияние знаменитого британского танка имело место, хотя об этом никаких официальных упоминаний не сохранилось. Выпуск самоходных кранов “Ри-Ки” ограничился всего двумя экземплярами, поставленных армии в 1941 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАНОГО КРАНА «Ри-Ки» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 8250 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4800 5560 (с опущенной стрелой)
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2600
Клиренс, мм 260
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт — 8 мм корма — 6 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ «Икегаи», 6-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач , карданный вал, бортовые фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков малого диаметра, сблокированных по два, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 248 мм
СКОРОСТЬ 34 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?