Инженерная техника Японии
Soukou Sagyou Бронированная инженерная машина
Официальное обозначение: Soukou Sagyou Альтернативное обозначение: SS,
SS-Ki Начало проектирования: 1930 г. Дата постройки первого прототипа:
1931 г. Стадия завершения работ: серийный выпуск продолжался до 1943 г.,
построено 119 машин шести модификаций
Готовясь к предстоящей войне с СССР японская армия сделала заказ на
разработку специализированной машины, предназначенной для разрушения
советских оборонительных позиций у границы с Манчжурией. Какк это часто
бывает, японцы отнеслись к такому вопросу нетрадиционно и дополнительно
решили добавить ещё несколько полезных функций. В частности
планировалось, что будущая машина должна будет рыть траншеи, производить
разминирование местности, разрушать проволочные заграждения,
осуществлять дезинфекцию и рассеивать ядовитые газы, а также
использоваться в качестве крана, огнеметного танка и мостоукладчика.
Таким образом, в итоге должна была получиться самая многофункциональная
инженерная машина в мире.
Во многих источниках указывается, что для машин типа SS базой послужила
конструкция среднего танка Тип 89. На самом деле это не совсем так.
Конструкция шасси инженерной машины действительно имела сходство с
танком, однако для SS использовались только отдельные элементы от
серийных машин. Так, применительно на один борт, ходовая часть состояла
из четырех двухкатковых тележек, соединенных попарно в два блока с
амортизацией на листовых рессорах. Направляющие колеса находились
спереди, ведущие колеса зубового зацепления – сзади. Верхнюю ветвь
гусеницы поддерживали по два верхних ролика с каждого борта. Гусеница
мелкозвенчатая, одногребневая, состояла из стальных траков.
Машины SS первой серии действительно получили корпус, практически
полностью заимствованный от более современого танка Тип 94, с
характерной высокой лобовой частью и развитыми надгусеничными нишами.
Правда, в конструкцию корпуса было внесено несколько изменений. Так, люк
механика-водителя и шаровая установка с 7,7-мм пулеметом остались на
прежних местах, но передний одностворчатый люк был заменен на
двухстворчатый оставлен, а в нишах предусмотрели установку огнеметов.
Соответственно, отсутствовала башня, вместо которой на крыше боевого
отделения установили небольшую командирский купол со смотровым прибором.
К передней части крепился двухсекционный плужный тралом. На корме
устанавливались лебедочные механизмы с забором мощности от двигателя и
буксирные приспособления.
Поскольку машины SS не предполагалось использовать в прямых боевых
столкновениях толщину бронирования решили немного уменьшить. Теперь
толщина крыши и днища составляла по 6 мм, борта корпуса – по 13 мм, лоб
корпуса – 25 мм. В качестве основы для силовой установки использовался
дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 145 л.с. при 1800 об\мин.
Прототип, поступивший на испытания в 1931 г., получился громоздким, а из
всех функций наиболее эффективными оказались только чисто инженерные.
Впрочем, усиленный состав вооружения, доведённый до 2-3 огнеметов и
одного пулемета, был достаточно грозным. Армия, после некоторых
раздумий, подписала контракт на поставку небольшой партии машин под
обозначением SS-Ki.
Первые четыре SS поступили в распоряжение 1-й смешанной танковой бригады
и были отправлены в Китай. В битве под Пекином 28 июля 1937 г. эти
машины использовали в качестве огнеметных танков, но в дальнейшем SS в
открытых боях не участвовали, а служили только для инженерных целей.
Позднее их отправили на советско-манчжурскую границу в составе
инженерного полка. Поскольку применение SS признали, в целом, успешным,
армия выразила заинтересованность в приобретении более крупной партии
инженерных машин. За несколько лет серийного производства (до 1943 г.
включительно) было выпущено 119 машин (по другим данным – только 98) в
шести основных модификациях:
SS-Ki — основная модификация инженерной бронемашины;
SS Kou Gata — инженерная бронемашина с модифицированной ходовой частью:
введено четыре поддерживающих катка с каждого борта;
SS Otsu Gata — бронированный мостоукладчик с модифицированной ходовой
частью: введены новые направляющие и ведущие колёса, по три
поддерживающих ролика с каждого борта;
SS Hei Gata — бронированный траншеекопатель с ходовой частью от Otsu
Gata и навесными бронеэкранами;
SS Tei Gata — инженерная бронемашина с ходовой частью от Otsu Gata
SS Bo Gata — бронированный мостоукладчик на основе базовой модификации,
последний вариант;
В декабре 1941 г. несколько десятков SS перебросили на Филиппины, где
они эксплуатировались в составе 2-го танкового полка (по большей части в
качестве мостоукладчиков) вплоть до конца войны. К сожалению более
подробная информация об их применении отсутствует. Последние сведения об
инженерных машинах SS относятся к лету 1945 г., когда 8 из них были
захвачены американцами после освобождения Филиппин.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНЖЕНЕРНОЙ БРОНЕМАШИНЫ Soukou Sagyou
SS образца 1935 г.
БОЕВАЯ МАССА 13000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4865
Ширина, мм 2520
Высота, мм 2088
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ один 7,7-мм пулемет (дополнительно могли устанавливаться 2-3
огнемета)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 28 мм борт корпуса — 13 мм корма корпуса — 13
мм крыша — 8 мм днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, дизельный, мощностью 145 л.с. при 1800 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно в
четыре чележки с подвеской на полуэллиптических рессорах, 4
поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо,
мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 37 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ? Тип 98 “Я-И-Го” Инженерно-подрывная машина
Официальное обозначение: Тип 98 “Я-И-Го” Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: построена небольшая серия.
Принято считать, что «первопроходцами» в деле освоения производства и
использования дистанционно управляемых подрывных машин были немцы.
Наибольшей известностью пользуются «подвижные мины» типа Sd.Kfz.301 «Goliath»,
широкое применение которых состоялось во время Курсого сражения. Однако
немногим известно, что ещё в 1937 году япоснкими инженерами была
изготовлена аналогичная машина.
Готовясь к нападению на Монголию и южные районы Сибири японское
командование предполагало, что войска могут столкнуться с сильной
обороной, в состав которой входили бетонные ДОТы и брониронные огневые
точки, переделанные из закопонных в землю танков. Эти сооружения начали
возводиться ещё во время конфликта на КВЖД и представляли немалую
опастность не только для пехоты,о и для танков. Чтобы избежать ненужных
жертв и была разработана «инженерная машина Тип 98», извествестная также
под названием «Я-И-Го». Она поставляло небольших размеров гусеничное
шасси, на которое устанавливался заряд взрывчатки — управление машиной и
подрыв осуществлялись по проводам.
В течении 1937-1938 гг. было разработано две модификации (Ко и Оцу),
причем последняя несла более мощный заряд взрывчатки и имела увеличенные
геометрические размеры и более сильный двигатель. Несколько «инженерных
машин» перед нападением на Монголию передали в распоряжение 27-го
независимого инженерного полка, дислоцированного в Манчжурии. Испытать «Я-И-Го»
в боевых условиях так и не пришлось, а в 1940-е годы все работы по этому
проекту были прекращены. Возможными причинами послужили чрезмерно
маленькая скорость машин, которая не превышала 4 км\ч, и их большая
уязвимость от огня стрелкового оружия.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНЖЕНЕРНО — ПОДРЫВНОЙ МАШИНЫ
Тип 98 “Я-И-Го” образца 1938 г.
БОЕВАЯ МАССА 200 кг (модель Ко) 400 кг (модель Оцу)
ЭКИПАЖ, чел. —
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 1425 (модель Ко) 1900 (модель Оцу)
Ширина, мм 635 (модель Ко) 1170 (модель Оцу)
Высота, мм 460 (модель Ко) 560 (модель Оцу)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ подрывной заряд
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, мощностью 2 л.с. (модель Ко) или 4 л.с. (модель
Оцу)
ТРАНСМИССИЯ —
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка, два поддерживающих
ролика, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное),
гусеницы мелкозвенчатые
СКОРОСТЬ 4 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались «Ри-Ки» Самоходный бронированный кран
Официальное обозначение: «Чи-ну» Альтернативное обозначение: Начало
проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия
завершения работ: собрано 2 экземпляра.
В большинстве случаев инженерные и ремонтно-эвакуационные машины
создавались на базе танковых шасси, хорошо освоенных в серийном
производстве, либо посредством прямой конверсии из “некондиционных”
танков. Таким же методом действовали и в Японии, но для одной машины –
бронированного самоходного крана 2599 “Ри-Ки”, было сделано исключение.
Специально для ремонта танков массой до 12 тонн была спроектирована
специализированное инженерное транспортное средство. Ходовая часть “Ри-Ки”,
применительно на один борт, состояла из 8 опорных катков малого диаметра
сблокированных по два в четыре тележки с подвеской типа Хара, двух
поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего
колеса. В передней части корпуса располагались элементы трансмиссии, за
ними находилось отделение управления, а в кормовой части на поворотной
платформе был установлен подъёмный кран. Его масса составляла 3 тонны,
длина стрелы 5500 мм, а работа механизмов обеспечивалась системой
электропривода. Максимальная грузоподъёмность не превышала 12 тонн. В
походном положении стрела разворачивалась по ходу движения и
закреплялась на рубке с помощью двух зажимов. Во внешнем облике “Ри-Ки”
легко угадывались черты 6-тонного “виккерса” – возможно влияние
знаменитого британского танка имело место, хотя об этом никаких
официальных упоминаний не сохранилось. Выпуск самоходных кранов “Ри-Ки”
ограничился всего двумя экземплярами, поставленных армии в 1941 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАНОГО КРАНА «Ри-Ки» образца
1944 г.
БОЕВАЯ МАССА 8250 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4800 5560 (с опущенной стрелой)
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2600
Клиренс, мм 260
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт — 8 мм корма — 6 мм крыша — ? днище
— ?
ДВИГАТЕЛЬ «Икегаи», 6-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения;
мощность 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач , карданный
вал, бортовые фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков малого диаметра,
сблокированных по два, два поддерживающих ролика, ведущее колесо
переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара;
гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 248 мм
СКОРОСТЬ 34 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ? |