Противотанковые самоходные артиллерийские установки Японии

Тип 4 “На-то” Противотанковая самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Тип 4 “На-то” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построено три экземпляра.

Проблема борьбы с новыми американскими танками решалась не только выпуском ограниченных партий САУ «Хо-ни I», вооруженных 75-мм противотанковой пушкой Тип 90, имевшей весьма неплохие характеристики. В течении 1942-1944 гг. было построено несколько опытных моделей противотанковых установок, наиболее многообещающей из которых была Тип 4 “На-то”.

В отличии от других аналогичных машин данная самоходная установка проектировалась на основе ходовой части гусеничного транспортера «Чи-со», которая в свою очередь вела происхождение от танка «Чи-ха». Шасси и корпус претерпели минимальные изменения. В транспортном отсеке устанвливалось длинноствольная 75-мм пушка Тип 4, созданная на основе зенитного 75-мм орудия Тип 88 и прикрытая П-образным бронещитом. Для защиты от пехоты на специальном штыре мог устанавливаться 7,7-мм пулемет Тип 97.

Постройка и испытания опытного образца были завершены в начале 1945 года и практически сразу было принято решение о запуске САУ в серийное производство. Планировалось, что до начала намечавшегося американского вторжения на японские острова будет построено 200 машин, однако из-за постоянных бомбардировок поставка комплектующих и сборка САУ сильно задерживалась. В итоге, к сентябрю 1945 года выпуск «На-то» составил только 2 экземпляра. В боевых действиях они участия не принимали и впоследствии были захвачены американскими войсками.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Тип 4 “На-то” образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА около 15000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5800
Ширина, мм 2400
Высота, мм 2750
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм горная пушка Тип 4 и один 7,7-мм пулемет Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт — 22 мм рубка — ? макса орудия — 30 мм корма — 25 мм крыша — 12 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi Type 97, 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два крайних катка с индивидуальной пружинной подвеской;, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков — 96
СКОРОСТЬ 38-40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 5 “Хо-ру” Противотанковая самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Тип 5 “Хо-ру” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1945 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Своим созданием легкая противотанковая САУ Тип 5 “Хо-ру” обязана американским средним танкам М3 и М4, успешно действовавшим на тихоокеанском театре военных действий. Как показал опыт боевых действий в открытом противостоянии “шерманами” шансы на победу были только у экипажей средних танков “Чи-Ха”, да и то в самых благоприятных обстоятельствах. Американские машины превосходили своих противников по всем параметрам и пробить из 30-60 мм броню могли только противотанковые 47-мм или 75-мм пушки, доставить которые к месту сражений удавалось далеко не всегда. Так появилась необходимость иметь на вооружении специализированную САУ, задачей которой была бы борьба с бронетехникой американцев. Одним из наиболее удачных вариантов стало создание самоходки “Хо-ни”, вооруженной 75-мм противотанковой пушкой и построенной на шасси того же “Чи-ха”. В это же время японскими конструкторами была спроектирована более легкая САУ, базой для которой послужило шасси легкого танка “Ха-го”.

Ходовая часть перешла к самоходке без каких-либо существенных изменений: конструктивно она состояла из четырех сдвоенных опорных катков на борт с подвеской типа Хара, двух поддерживающих роликов, заднего направляющего колеса ведущего колеса переднего расположения с цевочным зацеплением. Доработали только гусеницу, у которой ширину одногребневого трака увеличили до 350 мм.

Главным “аргументом” в противодействии американским танкам у японской САУ было 47-мм противотанковое орудие, установленное в приземистой открытой сзади боевой рубке. Бронебойный снаряд этого орудия имел начальную скорость порядка 820 м\с и пробивал вертикально расположенную 50-мм бронеплиту на дистанции до 500 метров.

САУ “Хо-ру” проходила испытания в 1942-1943 гг., однако детальная информация об их проведении и результатах отсутствует. Проект не получил дальнейшего развития по причине малой мощности 47-мм орудия, не способного бороться с новыми американскими и британскими танками.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
Тип 5 «Хо-ру» образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм противотанковая пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 12 мм рубка – 8 мм корма — ? крыша — 6 мм днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi А6120 VD, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 120 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач (4 + 1), карданный вал, соединенный коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 4 опорных катка сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное), подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм, число траков — 97
СКОРОСТЬ 45 км\ч?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?