Самоходные артиллерийские установки Японии

«Хо-Ни» Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Тип 1 «Хо-Ни I», Тип 2 «Хо-Ни II», Тип 3 «Хо-Ни III» Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1942-1945 гг., ограниченно применялись на Тихоокеанском ТВД и в Бирме.

История первой серийной противотанковой САУ, производившейся в Японии в годы Второй Мировой войны, восходит к концу 1930-х гг., когда японская армия имела несколько неудачных встреч с советскими механизированными подразделениями, укоплектованными далеко не новыми машинами типа Т-26 (включая «химические» модификции) и БТ-7. По фактически равной бронезащите советские машины имели лучшую мобильность и вооружение — в ряде случаем японские танки (большей частью это были средние Тип 94, созданными на основе британского Mk.C образца 1926 г.) расстреливались вкопанными в землю либо замаскированными советскими танками и бронеавтомобилями, 45-мм пушки которых свободно пробивали 30-мм броню с дистанции 500 метров. Это наводило на мысль о создании специализированного истребителя танков, однако с «мертвой точки» дело сдвинулось только после начала Второй Мировой войны.

Автор данной статьи защищал дипломную работу, связанную именно с данной техникой. Вы также можете купить дипломные работы на заказ.

В 1941 году армейское командование выдало спецификацию на создание самоходной артиллерийской установки, приоритеной задачей оторой являлось уничтожение вражеских боевых машин. При проектировании САУ, названной Тип 1 «Хо-Ни» («артиллерийский четвертый»), за основу была взята ходовая часть среднего танка «Чи-Ха», являвшего лучшей японской машиной данного класса на тот момент. В констурцию шасси каких-либо изменений не вносилось: применительно на один борт оно состояло из 6 обрезиненнных опорных катков (два крайних имели индивидуальную пружинную подвеску, четыре средних — подвеску типа Хара, 3 обрезиненных поддерживащих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 96 одногребневых траков шириной 330 мм и шагом 120 мм.

Корпус САУ также оставили без изменений, а вот башню пришлось демонтировать, установив на её месте неподвижную бронированную рубку с 75-мм пушкой Тип 90. Снаряд этого орудия массой 5,9-кг имел начальную скорость порядка 590 м\с и мог пробивать вертикальный броневой лист толщиной 100 мм на расстоянии 450 метров, и 75-мм броневой лист на расстоянии до 900 метров. Максимальный угол возвышения составлял 25 градусов, склонения — 6 градусов. Наводка по горизонту была оганичена 20 градусами в обе стороны. С целью улучшения защиты САУ лобовая часть рубки имела дополнительную 16-мм броневую плиту, а для противодействия атакам с воздуха на специальном штыре мог монтироваться 7,7-мм зенитный пулемет, возившийся в укладке. На то время таких показателей вполне хватало для успешного поражения любого вражеского танка, которые в основе своей были американские М3 «Stewart» и M4 «Sherman» ранних серий.

Поступив в производство в 1942 году самоходная установка «Хо-Ни I» стала не самой массовой (до начала 1943 года собрали всего 26 машин), но нашла широкое применение. САУ этого типа активно применяли на тихоокеанских островах, а наиболее крупным сражением стала битва за филиппинский остров Лусон, где «Хо-Ни» использовались в составе 2-го броне-артиллерийского полка. К 6 апреля 1945 года, когда сопротивление япоснких войск было сломлено, частями 37-й американской пехотной дивизии было захвачено несколько 75-мм САУ в различном техническом состоянии, одна из которых была отправлена в США и впоследствии прошла испытания на Абердинском полигоне. Уцелевшие самоходки летом 1945 года остались в метрополии и предназначалисб для защиты япоснких островов — впоследствии они стали трофеями американсцев и были отправлены на слом.

Дальнейшее развитие САУ привело к созданию часто «пехотного» варианта Тип 1 «Хо-Ни II». Это самоходное орудие являлось типичной САУ огневой поддержки и отличалось от первой модификации установкой 105-мм полевой гаубицы Тип 99 в измененной бронированной рубке. Здесь прослеживается некоторая аналогия с немецкими самоходными орудиями sIG 33 и StuIG 33, выполненным на базе танковых шасси, однако японцы сумели избежать некоторых конструктивных ошибок.

Бронирование рубки осталось прежним, а вот орудие, из-за большой длины отката ствола, имело максимальный угол вертикального наведения всего 22 градуса и горизонтального наведения по 10 градусов в каждую сторону. Стрельба велась, как правило, осколочно-фугасными снарядами массой 16 кг. Начальная скорость снаряда составляла 550 м\с, минимальная дальность стрельбы — 454 метра, максимальная — 10800 метров. При наиболее благоприятных условиях темп стрельбы мог доходить до 8 выстрелов в минуту.

Серийная постройка САУ «Хо-Ни II» продолжалась с середины 1942 до начала 1943 гг., когда было выпущено 54 экземпляра. Самоходки этой модификации активно применялись в ходе боёв с британскими и американскими войсками в Бирме и на Филиппинах.

Последней модификацией САУ стал вариант «Хо-Ни III», выполненный на шасси среднего танка «Чи-Ну», которая в свою очередь представляла собой доработанное шасси танка «Чи-Ха». Конструкция ходовой части и корпуса изменений не претерпели. Изменился состав вооружения — САУ была оснащена 75-мм противотанковой пушкой Тип 3, которая была создана на основе французского орудия Schneider et Cie Canon de 85 mle 1927 и также использовалось на танках «Чи-Ну», но установленной в новой семигранной рубке. Боевое отделение теперь было полностью закрятым, а в кормовой части выполнили большую двустворчатую дверь, предназначенную для загрузки боекомплекта и аварийного покидания машины. Также была установлена радиостанция с двумя штыревыми антеннами на бортах корпуса. Несколько САУ этого типа было собрано в 1945 году и предназначалось для защиты метрополии от ожидаемого десанта американских войск. Впрочем, высадка так и не состоялась и противотанковые САУ «Хо-Ни III» никогда в боевых действих не участвовали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК «Хо-Ни» образца 1942-1944 гг.

“Хо-Ни I” 1942 г. “Хо-Ни III” 1944 г.
БОЕВАЯ МАССА 14700 кг 8500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5500 5520
Ширина, мм 2390 2390
Высота, мм 2290 2290
Клиренс, мм 400 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм противотанковая пушка Тип 90 и один 7,7-мм зенитный пулемет («Хо-Ни I»); одна 105-мм гаубица Тип 90 («Хо-Ни II») одна 75-мм противотанковая пушка Тип 3
БОЕКОМПЛЕКТ ? ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт корпуса – 12 мм рубка – 51+16 мм днище — ? корма корпуса — ? крыша корпуса — ? лоб корпуса — 25 мм борт корпуса – 25 мм рубка – ? днище — ? корма корпуса — ? крыша корпуса — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, дизельный, 12-цилиндровый, V-образный, воздушного охлаждения, мощностью 170 л.с. («Хо-Ни III»)
ТРАНСМИССИЯ механического тип: редуктор, коробка передач (4 + 1), карданный вал, соединенный коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) шесть опорных катков и три поддерживающих ролика (все обрезинены); подвеска смешанная: четыре опорных катка по схеме Хара, два крайних катка с индивидуальной пружинной подвеской; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков — 96
СКОРОСТЬ 38 км\ч по дороге 38 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ? ?
Высота стенки, м 0,60 ?
Глубина брода, м 0,90 ?
Ширина рва, м 2,10 ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались ?

Тип 2 “Ку-се” САУ огневой поддержки

Официальное обозначение: Тип 2 “Ку-се” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1943 г. Дата постройки первого прототипа: 1944 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, работы прекарщены в связи с несоответствием характеристик.

Очередным вариантом самоходной артиллерийской установки, созданной на основе среднего танка “Ке-хо”, стала САУ огневой поддержки Тип 2 “Ку-се” (иногда её называют “Ку-сае”). От серийного танка полностью заимствовалось шасси и корпус вместе с надстройкой. По всей видимости, японские специалисты преследовали цель создать САУ при минимальном количестве изменений в исходной конструкции, чтобы имелась возможность быстро наладить серийное производство.

Ходовая часть сохранила по 6 обрезиненных опорных катков на каждый борт, из которых четыре имели подвеску типа Хара и две оснащались независимой поденской на вертикальных пружинах. Ведущие колеса цевочного зацепления располагались спереди, направляющие колеса и механизм натяжения гусениц находились сзади. Каждая гусеница состояла из 96 стальных одногребневых траков шириной 330 мм и шагом 120 мм. На самоходке устанавливался стандартный танковый 12-цилиндровый дизельный двигатель Mitsubishi Type 97 воздушного охлаждения, развиваший мощность 170 л.с. при 2000 об/мин.

Компоновка корпуса предусматривала размещение трансмиссии и боевого отедления спереди, боевого отсека в центральной части и силовой установки на корме. Толщина бронирования корпуса не отличалась от серийного танка “Ке-хо”.

Основное отличие самоходного орудия заключалось в вооружении. Вместо башни устанавливалась бронированная открытая сзади рубка, конструкция которой была схожа с самоходкой “Хо-ро”, в лобовой части которой монтировалась 75-мм горная пушка Тип 99. Все остальные компоненты (двигатель, трансмиссия, ходовая часть, корпус) изменений не претерпели.

Единственный прототип самоходной установки “Ку-се” был предъявлен на испытания в 1944 году. По всей видимости, характеристики не вполне соответствовали предъявляемым требованиям, поскольку проект в скором времени был закрыт в пользу более современных танков и самоходных орудий.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
Тип 2 «Ку-Се» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~11000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4380
Ширина, мм 2230
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка Тип 99
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 20 мм борт корпуса – 16 мм корма корпуса – 12 мм рубка — 10 мм (?) крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi Тип 100, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 150 л.с. при 2100 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач (4 + 1), карданный вал, соединенный коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): пять опорных катков, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); гусеница мелкозвенчатая одногребневая
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. нет данных
Высота стенки, м нет данных
Глубина брода, м нет данных
Ширина рва, м нет данных
СРЕДСТВА СВЯЗИ нет данных

Тип 4 “Ха-то” Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Тип 4 “Ха-то” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1943 г. Дата постройки первого прототипа: 1944 г. Стадия завершения работ: построено 4 прототипа.

Одной из самых оригинальных разработок япоснких танкостроителей можно считать тяжелую САУ Тип 4, которая также известна под названием «Ха-То». Техническое задание на её изготовление было выдано в 1943 г., когда Япония уже два года вела затяжные бои на островах Тихого океана. Армии срочно требовалась машина вооруженная крупнокалиберным орудием, так как количества и мощности имевшихся тогда самоходок явно недоставало, а обычная артиллерия все-равно нуждала в тягачах.

Решение этого вопроса было выбрано нестандартным. Для постройки САУ использовали базу гусеничного тягача, ходовая часть которого была во многом заимствована от среднего танка «Чи-То» (по другим данным это мог быть «Чи-Ри»). Конструктивно она состояла из 7 опорных катаокв на борт, 3 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

В передней части корпуса распоалагался полностью бронированный моторно-трансмисионный отсек и отделение управление. На месте грузового отделения была установлена 274-мм мортира Тип 14, которое было защищено низкими откидными бортами.

Первый прототип самоходной мортиры «Ха-То» начал проходить ходовые испытания в 1944 году и уже на раннем этапе стало ясно, что ходовая часть может выдержать установку более тяжелой артиллерийской системы. В связи с этим, вместо 274-мм мортиры установили 300-мм мортиру Тип 3, фугасный снаряд которой массой 170 кг имел достаточную мощность для поражения практически любых долговременных укреплений, использовавшихся американцами на островных опорных пунктах. Максимальная дальность стрельбы оказалась, правда, невелика и составила 3000 метров.

Тем не менее, выпуск САУ «Ха-То» составил всего 4 экземпляра. Как выяснилось при дальнейших испытаниях, проведенных в присутствиии специалистов из Имперской Военной Академии, отдача при выстреле из мортиры настолько велика, что серьёзно сокращает ресурс ходовой части. Техническое Бюро отказалось от дальнейших работ в этом направлении, а все построенные машины предполагалось задействовать при отражении американского десанта, намеченного на осень 1945 года. В дальнейшем САУ «Ха-То» были конфискованы американцами, одну из которых отправили на Абердинский полигон, а затем в музей — теперь это единственный сохранившийся образец японской 300-мм самоходной мортиры.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 120-мм САМОХОДНОЙ МОРТИРЫ
Тип 4 “Ха-То”

БОЕВАЯ МАССА 14300 кг
ЭКИПАЖ, чел. 7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6800
Ширина, мм 2400
Высота, мм 2750
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 300-мм мортира Тип 3
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт корпуса — 12 мм (?) корма — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 115 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два крайних катка с индивидуальной пружинной подвеской;, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков — 96
СКОРОСТЬ 25 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100-150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 5 “Хо-то” Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Тип 5 “Хо-то” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Легкий танк Тип 95 “Ха-го” был самой массовой японской боевой машиной вплоть до 1943 года. Наличие неплохих ходовых качеств и 37-мм орудия давало ему возможность на равных бороться с БТ, Т-26 и даже более тяжелыми американскими М3 “Stewart”, но уже в 1942 году характеристики этого танка перестали удовлетворять армейское командование. Тогда для устаревших танков было найдено другое применение.

Вполне логично, что из “Ха-го” решили сделать самоходную артиллерийскую установку, которая получила обозначение Тип 5 «Хо-то». Для этого вносить больших изменений в конструкцию танка не потребовалось. Башня, вместе с подбашенной коробкой, демонтировались, а на их место устанавливались открытая сверху рубка. Толщина брони была довольно скромной – всего 8 мм, но она частично компенсировалась наклонным расположением бронелистов. В лобовой части рубки был сделан прямоугольный вырез под установку 120-мм гаубицы образца 1905 г. («Type 38 Meiji»). Эта артиллерийская система представляла собой не что иное, как лицензионный вариант гаубицы фирмы Krupp, широко применявшейся в ходе 2-й Мировой войны. В боекомплект гаубицы входили, в основном, осколочно-фугасные снаряды, обладавшие начальной скорость 274 м\с и максимальной дальностью стрельбы 5760 м. Конечно, для борьбы с “шерманами” и “матильдами” таких показателей было маловато, но зато полевые укрепления и неукрывшаяся пехота поражались с высокой эффективностью. Впрочем, при попадании в корпус танка 120-мм снаряд вызывал такое сотрясение, что двигатель на некоторое время мог заглохнуть.

Нижняя часть корпуса и ходовая часть полностью сохранялись от “Ха-го”. Применительно на один борт имелось 4 опорных катка, сблокированных попарно в две тележки на качающихся балансирах, при помощи системы из Г-образных рычагов и тяг соединённых с цилиндрическими спиральными пружинами, укрытыми в горизонтальных трубах по бокам корпуса. Амортизаторы отсутствовали, что сильно осложняло ведение огня на ходу для легких танков, но для САУ этот недостаток посчитали несущественным. Данный тип подвески был сконструирован инженером Г.Хара и использовался на большинстве японских танков. Стальные мелкозвенчатые гусеницы имели цевочное зацепление, с открытым шарниром и одним гребнем. Каждая гусеничная цепь состояла из 97 траков с шагом 95 мм и шириной 250 мм. На самоходке “Хо-то”, в задней части корпуса, устанавливался рядный 6-цилиндровый двухтактный дизель Mitsubishi NVD 6120 воздушного охлаждения с нормальной мощностью 110 л. с. Трансмиссия состояла из редуктора, четырёхступенчатой коробки переключения передач, карданного вала, соединённого коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, и одноступенчатых бортовых редукторов.

Без сомнения, такая самоходка очень пригодилась бы японской армии, особенно в начальный период войны, однако работы над “Хо-то” начались лишь в конце 1944 г., а на испытания она поступила весной 1945 г. Вопреки ожиданиям мнение военной комиссии о боевых возможностях САУ оказалось невысоким. Отмечалось несколько перегруженное шасси, слабое бронирование и слишком тесное боевое отделение – в целом, эти недостатки препятствовали нормальной эксплуатации “Хо-то” в боевых условиях. В итоге, работы над 120-мм самоходным орудием на шасси легкого танка Тип 95 были прекращены ещё до завершения войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 120-мм САМОХОДНОЙ ГАУБИЦЫ
Тип 5 «Хо-То» образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА около 8000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4380
Ширина, мм 2800
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 120-мм гаубица образца 1905 г. («Type 38 Meiji»)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 12 мм рубка – 8 мм корма — ? крыша — 6 мм днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi А6120 VD, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 120 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач (4 + 1), карданный вал, соединенный коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 4 опорных катка сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное), подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм, число траков — 97
СКОРОСТЬ 45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 4 “Хо-ро” Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Тип 4 “Хо-ро” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1945 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

На протяжении всего периода Второй Мировой войны японская армия практически не получала самоходных артиллерийских установок, поскольку долгое время на них попросту отстутствовала спецификация. Пока в 1931-1938 гг. шла война в Китае ни армия, ни флот не чувствовали нужды в мобильной артиллерии, поскольку с поставленными задачами хорошо справлялись обычные танки и полевые орудия. Первый тревожный «звонок» прозвучал во время боёв в Голланской Ост-Индии (Индонезии) и в Новой Гвинеи, где местность не особо располагала к действиям несамоходной тяжелой артиллерии. Так был получен заказ на разработку САУ огневой поддержки, для которой было выбрано шасси среднего танка «Чи-Ха», как наиболее приспособленного к установке тяжелых артсистем.

Первая такая САУ («Хо-Ни») была построена ещё в 1941 году и представляла собой противотанковую самоходную 75-мм установку, смонтированной в неподвижной закрытой рубке. Вторая самоходка появилась несколько позже — это была САУ поддержки «Хо-Ро». Внешне она была похожа на предшествующий образец, отличаясь установкой 150-мм полевой гаубицы Тип 38 в открытой сзади рубке, с толщиной лобового бронелиста 25 мм. Для обзора за окружающей обстановкой имелись смотровые люки с откидными крышками в лобовом и бортовых листах рубки. Во многом такая концепция напоминала немецкую «пехотную» САУ sIG 33.

Гаубица, констукция которой была основана на немецком орудии фирмы Krupp принятым на вооружении японской армией ещё в 1905 году, вела стрельбу осколочно-фугасными выстрелами весом 35 кг. Начальная скорость снаряда составляла 420 м\с (против 275 м\с у «круппа»), скорострельность — 5 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы — 15 000 м. При угле возвышения до 30 градусов “Хо-ро” вела огонь на дальности до 5970 м. Кроме того, на крыше рубки мог быть установлен зенитный пулемет. В связи с установкой нового орудяи экипаж пришлось увеличить до 5 человек.

Ходовая часть САУ была полностью аналогична танку «Чи-Ха» и состояла (на один борт) из 6 опорных катков с подвеской типа Хара, 3 поддерживающих роликов, заднего направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Бронирование корпуса также соответствовало танковому.

Заказ на САУ «Хо-Ро», прошедшей испытания в том же году, оказался весьма скромным и к 1943 году составил, по различным данным, от 13 до 25 машин. Их периодически применяли в боях на тихоокеанских островах, а последнее использование «Хо-Ро» было, по всей видимости, на филиппинском острове Лусон в декабре 1944 года, а также в Битве за Окинаву, где последние две машины были уничтожены американской артиллерией.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
Тип 4 «Хо-Ро» образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 16300 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5500
Ширина, мм 2390
Высота, мм 2960
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 150-мм гаубица Тип 38 и один зенитный 7,7-мм пулемет Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт — 22 мм корма — 25 мм крыша — 12 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 115 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два крайних катка с индивидуальной пружинной подвеской;, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков — 96
СКОРОСТЬ 38 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 5 “Хо-ри” Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: Тип 5 “Хо-ри” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1945 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В начале 1945 года японские инженеры приступили к созданию действительно мощной противотанковой САУ, способной поражать все типы американских танков. Не обошлось здесь, по всей видимости, без немецкого влияния.

По компоновке САУ, названная Тип 5 «Хо-Ри», была отчасти аналогична немцкой Sd.Kfz.163 «Ferdinand», но и здесь японцы решили внести свой скромный вклад: трансмиссионное отделение и отделение управление располагалось спереди, в средней части корпуса расположили двигатель, а в кормовой части корпуса находился боевой отсек. Вооружение самоходки и впрямь было очень мощным. В неподвижной открытой сверху рубке, собиравшейся из листов брони толщиной до 180 мм (по дркгим данным — 125 мм), установили 105-мм противотанковую пушку Тип 1, которая как и её немецкий аналог StuK 43, создавалась на основе 88-мм зенитного орудия и имела большую поражающую способность. Углы вертикального наведения составляли от -10° до +20° и по 10° в обе стороны по горизонту. Для борьбы с более легкой бронетехникой, вроде легких танков и бронеатомобилей, в передней части корпуса слева от механика-водителя, разместили 37-мм пушку Тип 1. В вертикальной плоскости она имела углы наведения от -15° до +20°, а по горизонту пушка могла наводиться в пределах 10° в обе стороны. Была также предусмотрена установка одного-двух 7,7-мм пулеметов. Относительно боекомплекта данные расходятся — предположительно, «Хо-Ри» мог нести 48 (или 60?) снарядов калибра 105 мм и 100 снарядов калибра 37 мм.

Ходовую часть САУ решили позаимствовать от среднего танка «Чи-Ри», недавно поступившего на испытания и показавшего хорошие результаты. Конструктивно она состояла из восьми опорных катков на борт с подвеской типа Хара, трех поддерживающих роликов, заднего направляющего колеса и вдеущего колеса переднего расположения с цевочным зацеплением.br>

Был также разработан второй вариант, известный как «Хо-Ри II», отличавшийся задним расположением двигателя и боевым отделением, перенесенным в среднюю часть корпуса. Реализовать в металле его не удалось, поэтому данная разработка осталась только на уровне макета и предварительных чертежей.

Хотя работы по «Хо-Ри» продвигались быстро к сентябрю 1945 года удалось построить всего один прототип, который так и не успел пройти испытательный цикл. О его дальнейшей судьбе точная информация отсутствует.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
Тип 2 «Хо-ри» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 40000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6500 (по корпусу)
Ширина, мм 3050
Высота, мм 2100
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм противотанковая пушка Тип 1 в рубке, одна 37-мм пушка в лобовой части корпуса, два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 180 мм лоб рубки — 180 мм борт корпуса — ? борт рубки — 25 мм корма — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ BMW, 12-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 550 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 8 опорных катков, сблокированных по два на балансирах, три поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 600 мм
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

“Хo-чи” Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: “Хo-чи” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1945 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

В начале 1945 года в единственном экземпляре была построена 155-мм самоходная артиллерийская установка “Хо-чи”, основой для создания которой послужил средний танк “Чи-ха”. Танковое шасси, трансмиссия и двигатель остались без изменений, но вместо стандартной башни была установлена неподвижная бронированная рубка, открытая сверху и сзади.

Об испытаниях САУ информации найти не удалось. Серийно не строилась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
“Хо-Чи” образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 155-мм пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт — 22 мм корма — 25 мм крыша — 12 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 115 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два крайних катка с индивидуальной пружинной подвеской;, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков — 96
СКОРОСТЬ около 20 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?