Средние танки Японии

Экспериментальный Танк №1 Средний танк

Официальное обозначение: Экспериментальный Танк №1 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1925 г. Дата постройки первого прототипа: 1927 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Создание первого японского танка неразрывно связано с именем Томио Хара, больше известного нам как создателя оригинальной танковой подвески. А началось всё в годы 1-й Мировой войны, когда Штаб Армии Японии распорядился приобрести за рубежом новейшие модели танков. Первым из них стал британский Mk.IV, выгруженный в порту Йокогамы 24-го октября 1918 года. Затем, в 1920-м году, прибыли 22 французских лёгких танка Renault FT и 4 британских Mk.A «Whippet». После детальной оценки этих машин было принято решение о приобретении лицензии на выпуск танков зарубежных образцов, однако, по ряду причин оно было в корне пересмотрено.

В 1925 году Штаб Армии распорядился начать работы по танку собственной конструкции, который должен был превзойти зарубежные образцы. Основным требованием являлось ограничение по массе, которая не должна была превышать 20 тонн. Идея была подхвачена японскими инженерами из Армейского Технического Бюро (среди которых был тогда ещё не слишком известный, но очень амбициозный Томио Хара) без особого энтузиазма — на реализацию проекта они запросили 2 года и собирались вести её исходя на устаревших концепций. Имевший собственное мнение Хара настоял на том, что за это же время он создаст более перспективную конструкцию и Штаб Армии отважился дать молодому конструктору карт-бланш. Получив заказ на разработку среднего танка с очень расплывчатыми требованиями Хара собрал собственную группу из 16 инженеров и приступил к работе.

Первый японский средний танк, который именовался как Экспериментальный Танк №1 (иногда его называли 2587 “Чи-и”), создавался под влиянием британских и французских танков, разработанных сразу после завершения Первой Мировой войны. Вместе с тем, японские инженеры добавили в его конструкцию ряд собственных «изюминок». Согласно обновлённым требованиям боевая машина должна была иметь длину 6 метров (чтобы уместиться в железнодорожные габариты), массу 12-15 тонн и экипаж из 5 человек. Толщина брони рассчитывалась из требований отражать снаряды пехотных орудий калибра до 37 мм на дистанции 500-600 метров. Сразу планировалась многобашенная продольная схема: в главной башне рассчитывали установить 57-мм орудие, а в двух малых башнях — по одному пулемету (во многих современных источниках ошибочно указывается, что этот танк был двухбашенным). Требовалось также обеспечить максимальную скорость 25 км\ч, что было теоретически возможно при двигателе мощностью 150 л.с. Танк должен был преодлевать ров шириной 2,5 метра и уклон 43°.

Проектирование было завершено в мае 1926 года, но постройка прототипа затягивалась по причине недостатка производственных мощностей и отсутствия квалифицированных кадров. Кроме того, сам танк оказался технологически очень сложным — его конструкция состояла более чем из 10000 отдельных компонентов. Чтобы работы продвигались быстрее к процессу изготовления деталей подключили фирмы Митсубиши и Кавасаки.

Сборка первого прототипа Экспериментального Танка №1 производилась из мягкой стали и была завершена в феврале 1927 года во многом силами Армейского Арсенала в Осаке (Osaka Rikugun Zoheisho, здесь также изготовили часть деталей), всего за два месяца до истечения срока проекта. Внешне он сильно напоминал британский Mk.C или французский 1С. Ходовая часть танка включала, применително на один борт, восемь пар опорных катков с пружинной подвеской, три независимых опорных катка, три поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо и ведущее колесо заднего расположения. Гусеница состояла из мелкозвенчатых одногребневых траков.

Корпус танка имел значительную длину и внутри разделялся 6-мм бронированными перегородками на три отсека. В передней части находилось отделение управления (справа) и носовая малая башня с 6,5-мм пулеметом (слева). Среднюю часть занимало основное боевое отделение, на крыше которого устанавливалсь коническая главная башня с 57-мм пушкой Тип 90, оснащенная башенкой с командирским куполом. Далее в центре находилось моторно-трансмиссионное отделение, а на корме разместили ещё одну малую башню с 6,5-мм пулеметом. В основе силовой установки находился 120-сильный карбюраторный двигатель с уникальной системой воздушно-жидкостного охлаждения. Топливные баки располагались по бортам корпуса. Трансмиссия механического типа включала 6-скоростную планетарную коробку передач, что должно было обеспечить радиус разворота не более 7 метров.

Испытания Экспериментального Танка №1 начались 21-го июня 1927 года. Вначале была произведена демонстрация военным специалистам, после чего танк своим ходом переодолел примерно 8 км от железнодорожной станции Готемба до армейских казарм. Это путешествие было весьма рискованным из-за опасения низкой надежности основных элементов конструкции, но уже тогда стало ясно, что Япония в состоянии сама разрабатывать современные танки. Дальнейшие испытания проводились на полигоне у горы Фудзи. При массе 18 тонн японский средний танк показал максимальную скорость 20 км\ч и имел радиус разворота всего 4,6 метра, что было даже лучшим показателем, чем у зарубежных аналогов. Однако, несмотря на достаточно успешные испытания Экспериментальный Танк №1 не пошёл в серию. Помимо несоответствия ряду требований (например, по массе и скорости) эта машина действительно во многом являлась экспериментальной базой для отработки технических решений, впоследствии с успехом реализованных в более поздних проектах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Экспериментального Танка №1 образца 1927 г.

БОЕВАЯ МАССА около 18000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм пушка и два 6,5-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм корма корупса — ? борт корпуса – 10 мм (?) главная башня — 20 мм малые башни — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 8-цилиндровый, мощностью 120 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с планетарной КПП (6+2)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 19 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем
СКОРОСТЬ 2 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100-150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Тип 91 \ 2591 Тяжелый танк

Официальное обозначение: Тип 91 Альтернативное обозначение: 2591 Начало проектирования: 1930 г. Дата постройки первого прототипа: 1931 Стадия завершения работ: построен один прототип.

Вслед за не слишком удачным трехбашенным средним танком №1 “Чи-и” специалистами военного арсенала в Осаке был разработан проект новой боевой машины, получивший обозначение Тип 91 (2591). Сохранив прежние весовые характеристики танк получил более мощное вооружение, которое устанавливалось теперь в трех башнях размещенных в продольной плоскости по всей длине. В кормовой и носовой части корпуса находились пулеметные башни с 6,5-мм пулеметами Тип 91. Ещё одной отличительной особенностью танка 2591 стала новая главная башня. Сохранив коническую форму и командирскую башенку в её задней части добавили установку ещё одного 6,5-мм пулемета. Кроме того, маломощное 57-мм орудие заменили на 70-мм орудием Тип 94 с длиной ствола 18,2 калибра. При весе снаряда 4,6 кг и начальной скорости 300 м\с оно могло использоваться для разрушения долговременных огневых точек и для борьбы с легкими и средними танками противника.

Бронирование танка было для того времени весьма мощным: борта прикрывались броней толщиной 20 мм, лоб корпуса и башня имели броню толщиной 35 мм. Танк оснащался германским 6-цилиндровым карбюраторным двигателем BMW мощностью 224 л.с. (при 1200 об/мин), развивал скорость до 35 км/ч и имел запас хода составлял 160 (по другим данным – 200) км. Ходовая часть включала на один борт 18 опорных катков с блокированной пружинной подвеской и 7 поддерживающих роликов с ведущим колесом заднего расположения.

Первый прототип тяжелого танка 2591 поступил на испытания в 1931 г. и хотя большинство тестов он прошел вполне успешно японская армия настояла на его модернизации, что привело к созданию более тяжелого танка 2595. Что касается боевых возможностей танка 2591, то они к моменту начала его серийного производства они оказались бы довольны скромны. Как показала практика, наличие разнесенного по разным башням вооружения преимущества не даёт. Даже наоборот, подобная компоновка затрудняла управление огнем, а ограниченные углы обстрела пулеметных башен делали их в некоторых ситуациях бесполезными, что наглядно показала практика боевого применения средних танков Т-28 и крейсерских А9, которые также имели по три башни (правда с иным расположением).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА Тип 91 образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА около 18000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7300
Ширина, мм 2470
Высота, мм 2650
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 70-мм пушка «тип 94» в главной башне, три пулемета «тип 91» калибра 6,5-мм (по одному в главной и малых башнях)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 35 мм корма корупса — ? борт корпуса – 15-20 мм главная башня — 30 мм малые башни — ? крыша — 15 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ BMW, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 224 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная коробка передач (4+1), бортовые передачи и дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 16 опорных катков с блокированной пружинной подвеской, 3 натяжных катка, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо заднего расположения; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем
СКОРОСТЬ 35 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Тип 95 \ 2595 Тяжелый танк

Официальное обозначение: Тип 95 Альтернативное обозначение: 2595, Jo-Sensha Начало проектирования: 1934 г. Дата постройки первого прототипа: 1935 г. Стадия завершения работ: в 1936-1937 гг. выпущена небольшая партия, единичные танки применялись во время японо-китайской войны 1937-1938 гг.

Тяжелый танк Тип 95, созданный инженерами Осакского Военного Арсенала в начале 1930-х гг., стал завершающим этапом в развитии японских многобашенных танков. Приняв во внимание опыт постройки и испытаний 18-тонных танков №1 и Тип 91 (2591) был предпринят ряд мер по повышению технологичности и усилению вооружения танка.

Прежде всего изменения претерпела ходовая часть. Было решено отказаться от “частокола” из 18-20 небольших катков, более напоминающих ролики, а вместо них использовать опорные катки большего диаметра. В итоге, применительно на один борт, ходовая часть танка Тип 95 состояла из 8 опорных и одного независимого катка, переднего направляющего и заднего ведущего колеса, а также мелкозвенчатой одногребневой гусеницы со стальными траками.

Компоновка танков Тип 95 и Тип 91 принципиально не различалась. Разница состояла лишь в том, что Тип 95 вместо пулемета в передней башне оснащался 37-мм пушкой тип 94, из-за чего её пришлось немного доработать. Орудие весило 177 кг и могло наводиться по вертикали в пределах от -15° до +20°. Характеристики бронепробиваемости для 37-мм бронебойного снаряда были следующими: 20-мм вертикальный бронелист пробивался на дистанции 1000 метров, 25-мм бронелист на дистанции 800 метров и 30-мм бронелит на дистанции 300 метров. Правда, радиус поражения осколочно-фунасного снаряда был небольшим и составлял всего 8 метров. Таким образом, на момент поступления на вооружения тяжелый танк Тип 95 являлся достаточно опасным соперником, поскольку советские танки БТ-5\БТ-7 и Т-26 обладали гораздо более скромным бронированием.

Соответственно, в главной башне устанавливалась 70-мм танковая пушка тип 94, а также передний и кормовой 6,5-мм пулеметы тип 91. Основное орудие весило 324,8 кг и имело возможность вертикального наведения в пределах от -12° до +20°. Стрельба велась двумя типами выстрелов. Бронебойный снаряд тип 95 мог пробивать вертикально установленный лист брони толщиной 20 мм на дистанции 3000 метров и лист толщиной 25 мм на дистанции 1000 метров.

Кроме того, несколько изменили форму корпуса, но бронирование при этом осталось прежним. После всех перечисленных улучшений масса танка возросла почти до 27 тонн, и хотя по своим весовым данным Тип 95 скорее соответствовал средним танкам японцы упорно продолжали причислять его к тяжелым.

Предполагая, что увеличившийся вес приведет к некоторой потере скорости и подвижности танк был оснащен мотором мощностью 290 л.с. Тем не менее, на испытаниях, проходивших в 1934-1935 гг., танк развил максимальную скорость всего 22 км\ч при запасе хода по шоссе 110 км. По остальным ТТХ он ничем не отличался от опытного тяжелого танка Тип 91. Оценив результаты тестов штаб армии все таки выдал заказ на постройку небольшой партии танков 2952, поскольку по толщине бронирования и составу вооружения в этом уголке мира ему просто не было равных.

Количество построенных машин точно не известно: по одним источникам дело ограничилось выпуском нескольких прототипов, по другим – до 1938 г. успели построить около 10 танков. Эксплуатацию тяжелых танков 2595 интенсивной назвать было сложно. Большую часть времени они провели в метрополии, находясь сначала в резерве, а затем в учебных школах. Единственный факт их боевого использования имел место в 1938 г., под конец очередного японо-китайского конфликта.

Перед войной на базе Тип 95 предполагалось строить САУ, так как шасси танка вполне допускало установку на него более тяжелого вооружения. Новые боевые машины получили обозначение тип 2 “Ка-то”. Согласно первому проекту основная и передняя башни демонтировались, а на их месте устанавливалась 105-мм пушка защищенная бронированным экраном. Второй проект был более радикальным поскольку демонтировались все башни, существенно менялась форма корпуса и в кормовой части устанавливалась 150-мм гаубица “Хироша”. После всех переделок японская САУ напоминала бы немецкую тяжелую самоходку “Ferdinand”, однако оба этих проекта так и остались на бумаге.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА Тип 95 образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 26600 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6470
Ширина, мм 2700
Высота, мм 2900
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 70-мм пушка «тип 94» в главной башне, одна 37-мм пушка «тип 94» в малой башне, два пулемета «тип 91» калибра 6,5-мм (по одному в главной и кормовой башне)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 35 мм корма корупса — ? борт корпуса — 12 мм главная башня — 30 мм малые башни — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ BMW, 6-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 290 л.с. при 1600 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная коробка передач (4+1), бортовые передачи и дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 9 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения; подвеска блокированная, пружинная; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем
СКОРОСТЬ 22 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 110 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Тип 97 “Чи-ха” \ “Шинхото Чи-ха” Средний танк

Официальное обозначение: Тип 1 “Чи-ха” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1936 г. Дата постройки первого прототипа: 1937 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1938-1945 гг., использовался японской армией до начала 1960-х гг.

Продолжительные боевые действия в Китае и общие мировые тенденции танкостроения, реализованные в середине 1930-х гг., весьма ясно давали понять Генеральному Штабу японской армии о несоответствии танков Тип 89\Тип 94 современным требованиям. В связи с этим, в 1936 году была выработана новая спецификация, предусматривавшая создание среднего танка с повышенными боевыми качествами.

В этот период наиболее ярко обострились отношения между двумя военно-промышленными группировками внутри японской армии. Представители первой из них, состоявшей из чиновников Генерального штаба и специалистов арсенала в Осаке, утверждали, что наземным силам требуется как можно больше недорогих и простых в эксплуатации болевых машин. Вторая группа, включавшая фронтовых офицеров и специалистов арсенала в Сагами, была убеждена, что «стада танкеток» не решат вопроса и лучше будет разработать более мощные танки, пусть даже в меньшем количестве. Таким образом, дискуссия о том, каким должен быть средний танк зашла в тупик, хотя Генеральный штаб играл тогда доминирующую роль. В результате было решено заказать для сравнительных испытаний по два прототипа двух различных танков. Арсенал в Осаке приступил к разработке танка под обозначением «Чи-ни» («четвертый средний»), отличавшегося достаточно скромной массой. Параллельно фирма Mitsubishi начала проектирование более тяжелой машины, известной впоследствии как Тип 97 «Чи-ха» («третий средний»).

Первым, в конце 1936 года, на испытания поступил «Чи-ни». Конструктивно этот танк соединил в себе как зарубежный, так и отечественный опыт танкостроения. Специалистами осакского арсенала была выбрана схема шасси, частично заимствованная у британского танка Vickers Mk.E (6-тонный), что позволило сэкономить немного массы и сделать ход более плавным. Вооружение, хотя и не вполне соответствовало требованиям (одна 37-мм пушка и один 7,7-мм пулемет), посчитали вполне достаточным. Приемлемой оказалась и защищенность танка – лобовая броня корпуса и башни имели толщину до 25 мм. По дорогам с твердым покрытием была показана максимальная скорость до 34 км\ч.

Поскольку в это время фирма Mitsubishi ещё только завершала работу над собственным проектом японское командование отдавало явное предпочтение «Чи-ни. Однако, после начала очередной войны с Китаем летом 1937 года, мнение относительно проекта осакского арсенала изменились. Выяснилось, что армии требуется несколько другой танк, оснащенный усиленным вооружением и имеющий лучшую защищенность. Доработать «Чи-ни» по изменившиеся требования не представлялось возможным – башня не была рассчитана на установку орудия большего калибра, а наращивание толщины бронирования неизбежно приводило к возрастанию массы и ухудшению ходовых качеств танка. Кроме того, экипаж «Чи-ни» состоял всего из трех человек и командир должен был совмещать обязанности наводчика и заряжающего.

Таким образом, более перспективным теперь считался проект фирмы Mitsubishi. Впрочем, не стоит думать, что «Чи-ха» являлся новаторским в конструктивном отношении. Скорее наоборот – японские инженеры активно использовали наработки по лёгкому танку «Ха-го», заимствовав от него ряд элементов как в конструкции корпуса, так и ходовой части.

По компоновке «Чи-ха» не сильно отличался от исходного лёгкого танка. Корпус имел смешанную конструкцию, но практически все бронелисты крепились на стальном каркасе при помощи болтов и заклёпок, что было явным анахронизмом, но позволяло производить замену отдельных компонентов в полевых условиях. Бронирование было дифференцированным и варьировалось в пределах от 8,5 до 27 мм – в этом отношении «Чи-ха» практически не отличался от «Чи-ни». В передней части корпуса, имевшей ступенчатую форму, устанавливались агрегаты трансмиссии (состоявшей из 4-скоростной коробки передач, многодискового главного фрикциона, планетарного механизма поворота, одноступенчатых бортовых редукторов и бортовых передач) за которыми размещались места для механика-водителя (в выступающей рубке с правой стороны) и пулеметчика. Верхний двухскатный бронелист, с двумя люками для обслуживания трансмиссии, имел наклон 80°, нижний – 62°.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение. Борта были вертикальными и изготовлялись из бронелистов толщиной 20-25 мм, однако подбашенная коробка получила форму усеченной пирамиды и имела толщину брони 20 мм и наклоном бортов 40°. Лобовой лист боевого отделения устанавливался под углом всего 10°. На крыше коробки устанавливалась коническая башня со сдвинутой влево кормовой нишей и приземистой командирской башенкой с грибовидным колпаком. В задней стенке башни был сделан эвакуационный люк. В передней части башни выполнили прямоугольный вырез под установку 57-мм орудия Тип 97 с длиной ствола 18,5 калибров. Сектора его наведения оказались весьма скромным – от -9° до +15° в вертикальной плоскости и по 5° в горизонтальной плоскости. Несмотря на недостаточные характеристики бронепробиваемости 57-мм орудие обладало небольшой массой и коротким откатом ствола, что в условиях ограниченного башенного пространства было критически важно. Место командира танка находилось с правой стороны от орудия, место заряжающего – слева. Толщина стенок башни составляла 25 мм при углах их установки 10°-12°. Дополнительное вооружение включало курсовой и башенный 7,7-мм пулеметы Тип 97.

На танке «Чи-ха» устанавливался V-образный дизельный двигатель Mitsubishi мощностью 170 л.с. Система охлаждения – воздушная, с масляным воздухоочистителем. Запуск двигателя производился от электрического стартера. Топливные баки на 120 и 115 литров располагались вдоль бортов моторного отделения. Выхлопные трубы выводились по обоим бортам и оснащались глушителями, спереди защищенными бронированными щитками. Также в бортах были установлены жалюзи, закрываемые в боевом положении бронекрышками, которые на марше поднимались и фиксировались в горизонтальном положении.

Ходовая часть танка «Чи-ха» не отличалась особой оригинальностью. Применительно на один борт она состояла из следующих элементов:

— шесть сдвоенных обрезиненных катков; четыре средние блокировались попарно и оснащались подвеской типа Хара, а крайние катки оснащались индивидуальной пружинной подвеской;

— три поддерживающих ролика;

— направляющее колесо заднего расположения;

— ведущее колесо переднего расположения;

— мелкозвенчатая гусеница: 96 траков с одним гребнем шириной 330 мм и шагом 120 мм.

Таким образом, процесс унификации отдельных элементов, начатый с лёгкого танка «Ха-го», получил продолжение на среднем танке «Чи-ха». В целом, этот процесс имел рациональный смысл, поскольку в значительной степени облегчалось серийное производство танков различных типов.

Оба прототипа танка были построены в начале 1937 года. Первый из них оснащался стандартной ходовой частью, а второй получил ходовую часть экспериментального типа. Количество опорных колес было увеличено до восьми, что положительно сказалось на плавности хода. При этом, крайние колеса сохранили индивидуальную подвеску, а шесть средних блокировались попарно в шахматном порядке (переднее спицованное слева, заднее с литым диском — справа). Также вместо трех поддерживающих роликов установили четыре. Определенные преимущества в подобной схеме несомненно присутствовали, но с эксплуатационной точки зрения более приемлемой всё же была подвеска типа Хара.

Сравнив технические характеристики, полученные в ходе испытаний опытных образцов «Чи-ха» и «Чи-ни» выбор был сделан в пользу первого. Безусловных преимуществ танк фирмы Mitsubishi не имел, но сказалось более мощное вооружение и лучшее распределение обязанностей между членами экипажа. К тому же, высадка и посадка танкистов могла осуществляться через башенный люк или через люк над головой пулеметчика. Вместе с тем, боевое отделение оказалось слишком тесным, из-за чего пришлось использовать надгусеничные ниши как у танка «Ха-го», а бронирование так и осталось противопульным. Кроме того, на танке отсутствовали какие-либо средства внешней связи.

Несмотря на явное несоответствие текущим мировым требованиям «Чи-ха» были приняты на вооружение японской армии. Производство было развернуто в 1938 году, когда на предприятиях фирмы Mitsubishi было собрано 110 предсерийных и серийных танков. Далее выпуск «Чи-ха» продолжался более крупными сериями:

1938 год — 110

1939 год — 202

1940 год — 315

1941 год — 507 (часть танков оснащалась 47-мм орудием)

1942 год – 28.

Таким образом, средние танки “Чи-ха” стали одними из самых массовых за всю историю японского танкостроения. Впрочем, на этом их выпуск не завершился.

Получив новые танки, Генштаб потребовал улучшить их тактико-технические характеристики. В конструкцию серийных танков «Чи-ха» вносились минимальные изменения. В частности, командирские машины начали оснащать радиостанциями с поручневой антенной, но полностью радиофицировать все танки не стали. Предстояло провести более серьёзную модернизацию, которая в значительной мере была ускорена боями на Халхин-Голе, где в очень резкой форме выявилось преимущество советских танков и бронемашин, оснащенных 45-мм пушками 20К. Трехмесячое сражение более чем убедительно показало, что японские средние танки оказаись менее эффективны, чем лёгкие советские БТ-7 и Т-26. Наиболее актуальным являлся вопрос оснащения “Чи-ха” более мощной танковой артсистемой. В качестве замены была выбрана 47-мм пушка Тип 97, обладавшая намного лучшими показателями. Так, при длине ствола 48 калибров, бронебойный снаряд массой 1,4-кг получал начальную скорость 825 м\с. На дистанции до 500 метров он пробивал вертикально установленный лист брони толщиной 50 мм, что считалось хорошим показателем. Пушка устанавливалась в маске с толщиной стенок 30 мм. В боекомплект входило 120 бронебойных и осколочно-бронебойных выстрелов. Боекомплект для пулеметов был увеличен с 3825 до 4025 патронов.

В связи с установкой нового вооружения пришлось изменить конструкцию башни. Она стало заметно выше и шире, а также получила развитую кормовую нишу. В крыше башни оставили командирскую башенку и верхний люк (с левой стороны) и установили перед ней перископический прибор наблюдения. Также имелся кормовой люк для загрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Рядом с ним, со смещением к левому борту, устанавливался 7,7-мм пулемет. В остальном танк изменений не претерпел. Первый прототип улучшенного танка, известный как Тип 97 Каи или «Шинхото Чи-ха» («третий средний с новой артиллерийской башней»), был предъявлен на испытания в 1940 году. Успех обновленной конструкции был очевиден и со следующего года началось переоснащение серийных танков «Чи-ха» новыми башнями с 47-мм орудиями. Полноценное производство «Шинхото Чи-ха» удалось развернуть только в 1942 году, когда было собрано 503 машины. В 1943 году заводы фирмы Mitsubishi выпустили ещё 427 танков, после чего сборка «Шинхото Чи-ха» была прекращена.

Машины новой постройки получили модернизированную систему вентиляции моторного отсека, установлены полноценные бронированные коробки глушителей, а на корме корпуса крепился ящик ЗИП. Также была введена световая 12-кнопочная сигнализация для связи внутри танка. Танки позднего выпуска стали оснащать дымовыми гранатометами. Первоначально четырехствольный гранатомет крепился на раме на борту башни, но более удачной оказалась их установка над максой орудия.

Несмотря на достаточно посредственные боевые качества танк «Чи-ха» стал хорошей базой для гусеничных машин, которую можно разделить на две категории: специальные и ремонтно-технические.

Специальные бронемашины:

«Ка-ха» – уникальная модификация машины уничтожения линий проводной связи, имеющая в зарубежных источниках название High-Voltage Dynamo Vehicle «Ka-Ha». Доработки танка сводились к демонтажу орудия и установке динамо-машины с генератором постоянного тока напряжением 10000 Вольт. По замыслу создателей, электрический импульс, посылаемый по телеграфному проводу, должен был уничтожать средства связи и вражеских связистов, имевших несчастье в это же время осуществлять переговоры по этим устройствам. Всего было построено четыре “Ка-Ха”, которые были переданы в распоряжение 27-го независимого инженерного полка, дислоцированного в Манчжурии. Об их использовании данных найти не удалось.

«Ка-со» – бронемашина артиллерийских наблюдателей без вооружения в башне.

«Хо-к» – бронированная лесоповалочная машина, выпущена ограниченная серия для применения в Сибири, но в конечном итоге они нашли применение в джунглях Новой Гвинеи.

«Чи-ки» – командирский танк, отличавшийся модернизированной башней с измененной командирской башенкой и вторым люком в крыше, а также улучшенной радиостанцией, навигационными приборами, дополнительными сигнальными устройствами. Кроме отсутствия 57-мм орудия командирские танки отличались поручневой антенной на башне. Вместе с тем, для компенсации ослабленного состава вооружения, вместо курсового пулемета в лобовом листе корпуса устанавливалось 37-мм или 57-мм орудие в рамке. Позднее к башенной орудийной установке всё же пришлось вернуться, а на двух высоких стержнях монтировалась горизонтальная антенна. Работы по модификации «Чи-ки» проводились параллельно с проектированиес среднего танка, причем первый опытный образец оснащался опытной ходовой частью с тремя двухкактовыми тележками. Лишь после проведения испытаний была проведена унификация и танк стал оснащеться стандартной подвеской.

«Чи-ю» – модификация бронированного минного трала. Башня и вооружение не демонтировались, но к передней части корпуса крепилась рама, в передней части которой устанавливался бойковый минный трал. Количество собранных образцов неизвестно.

Ремонтно-технические бронемашины:

«Се-ри» – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо стандартной башни устанавливалась небольшая коническая башенка с 7,7-мм пулеметом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. Установленный на БРЭМ форсированный двигатель Mitsubishi Type 100 развивал мощность 240 л.с., что в сочетании с лебёдкой позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков. Серийной эта машина так и не стала – выпуск ограничился 2 или 3 экземплярами.

«Т-Г» – достаточно оригинальная модификация бронированного мостоукладчика. В целях сокращения времени укладки была разработана уникальная конструкция сброса моста с применением двух ракет. Фактически, мост вылетал на несколько метров вперед, в результате чего весь процесс занимал несколько секунд. Ещё одной положительной стороной, как это ни странно, была его небольшая грузоподъёмность. Мост мог спокойно выдержать любой японский лёгкий танк, но не американский. Тем не менее, серийное производство мостоукладчиков «Т-г» налажено не было.

«С-К» – точные данные отсутствуют. Предположительно под обозначением Experimental Trench Excavator S-K имелся ввиду траншеекопатель, оснащенный стальным плугом, закреплённым в носовой части корпуса.

Кроме того, на базе танков “Чи-ха” различных серий выпускалось множество моделей улучшенных средних танков и самоходных орудий, рассказ о которых выходит за рамки данной статьи.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА «Чи-ха» образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 14000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5730
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2420
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм пушка Тип 97 и два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 3825 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт — 22 мм корма — 25 мм башня — 20 мм маска пушки — 25 мм крыша — 12 мм днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubushi Type 100, 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два катка с индивидуальной пружинной подвеской, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм
СКОРОСТЬ 44 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°-35°
Высота стенки, м 0,76
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 98 “Чи-хо” Средний танк

Официальное обозначение: Тип 98 “Чи-хо” Альтернативное обозначение: 2598 Начало проектирования: 1938 г. Дата постройки первого прототипа: 1939 г. Стадия завершения работ: построен один опытный образец.

Незадолго до начала конфликта на реке Халхин-Гол японская армия пожелала получить средний танк с составом вооружения мощнее чем у серийного “Чи-Ха”, но с меньшей массой. Такой танк был построен в 1939 году и получил обозначение «2598» (или «Тип 98») “Чи-хо”, что означало “средний пятый”. При внешней схожестью с предыдущей моделью эта машина имела ряд отличий.

В первую очередь доработке подвергли ходовую часть – теперь на один борт приходилось пять сдвоенных опорных катков с подвеской типа Хара и два поддерживающих ролика. Положение и конструкция направляющего и ведущего колёс не изменилось. По всей видимости, при создании “Чи-Хо” учитывался советский опыт, поскольку танк получил новую башню, внешний облик которой был явно заимствован у легких танков серии БТ. В кормовой части корпуса монтировался стандартный для японских танков “хвост”, помогавший преодолевать более широкие рвы и окопы.

Также изменился состав вооружения. Вместо 57-мм пушки, совершенно не эффективной в борьбе против танков и бронемашин, было установлено 47-мм орудие Тип 1, баллистические характеристики которого вполне удовлетворяли армейским требованиям. Слева от него в отдельной установке находился 7,7-мм пулемет Тип 97, и ещё один пулемет такого же типа размещался в лобовом листе корпуса.

Испытания танка длились до 1940 года включительно, при этом ходовая часть была модернизирована (она вновь стала шестикатковой с двумя поддерживающими роликами). По всей видимости, “Чи-хо” оказался хуже поступившего в то же время на испытания среднего танка “Шинхото Чи-ха” и на вооружение не принимался.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
«Чи-Хо» образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка Тип 1 и два пулемета Тип 97 калибра 7.7 мм
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт — 22 мм корма — 25 мм башня — 25 мм (?) крыша — 12 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi Type 97 , 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): пять опорных катков с индивидуальной пружинной подвеской и два поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая одногребневая
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 1 “Чи-хе” Средний танк

Официальное обозначение: Тип 1 “Чи-хе” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1940 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1942-1945 гг., использовался японской армией до начала 1960-х гг.

Спустя четыре года после появления первого прототипа среднего танка «Чи-ха» японскими разработчиками была предложена очередная модернизированная версия, доработки которой сводились к улучшению боевых качеств.

Основным отличием новой модели, названной Тип 1 («Чи-хе» – «средний шестой») стала сварная конструкция корпуса, что определённо улучшило его снарядостойкость. Компоновка корпуса, соответственно, оставалась такой же, как на исходном образце: трансмиссия и отделение управления располагались спереди, боевое отделение размещалось в средней части, а силовая установка размещалась на корме. Самыми серьёзными новшествами являлись: увеличение толщины лобовой брони до 50 мм и установка нового дизельного мотора Mitsubishi Type 100 мощностью 240 л.с.

Башня имела клёпаную конструкцию, с толщиной вертикальных поверхностей 25 мм. В лобовом листе башни устанавливалось 47-мм орудие с длиной ствола 62 калибра, имевшее углы наведения в вертикальной плоскости от +17° до -11° (согласно другим данным – от +20° до -15°). Толщина маски орудия составляла 40 мм. Вертикальная наводка производилась маховиками, наведение по горизонту осуществлялось при помощи плечевого упора. В боекомплект к пушке входили бронебойно-осколочный (1,52 кг) и осколочно-фугасный (1,4 кг) снаряды. Бронебойно-осколочный снаряд при начальной скорости 823 м/с пробивал вертикально установленную 70-мм бронеплиту на дистанции около 500 м и 60-мм броню на дистанции до 1000 м. Помимо этого в состав экипажа танка «Чи-хе» ввели пятого члена экипажа (наводчика), что позволило командиру не отвлекаться на обслуживание орудия. Кроме прочего, на модели «Чи-хе» изначально предусматривалась установка радиостанции, что наконец-то позволило полностью отказаться от архаичной флажковой сигнализации. Антенна выводилась на кормовую часть корпуса.

Ходовая часть с минимальными доработками переходила от серийного танка «Шинхото Чи-ха». Применительно на один борт она состояла их шести обрезиненных опорных катков, четыре из которых оснащались подвеской типа Хара, а два крайних катка имели независимую пружинную подвеску. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась двумя металлическими роликами. Ведущие колеса находились спереди, направляющие – сзади. Металлическая мелкозвенчатая гусеница состояла из одногребневых траков шириной 330 мм.

После проведения вышеперечисленных доработок боевая масса танка «Чи-хе» составила 17200 кг, но за счет применения более мощного двигателя скорость даже повысилась до 44 км\ч при сохранении сопоставимых характеристик подвижности и проходимости по местности. После успешных испытаний прототипа, проведенных в 1941 году, танк был принят к серийному производству, которое развернули на предприятии фирмы Mitsubishi и в арсенале г.Сагами.

Пожалуй, на тот момент «Чи-хе» был самым сильным танков на Тихоокеанском ТВД, уступая лишь американскому М3 «Grant» по толщине бронирования и суммарной мощности залпа, но превосходя его по ходовым качествам и малозаметности. В остальном японцы, хоть и на короткий промежуток времени, удалось выйти на мировой уровень. По сути, «Чи-хе» был почти равноценен советскому Т-34 образца 1940 года, если не считать разницы в калибре орудия.

На базе «Чи-хе» также строились командирские гусеничные бронемашины типа «Ка-со», на которых 47-мм пушка заменялась макетом, а на освободившемся месте устанавливалась дополнительная радиостанция. В 1942 году эта же модель послужила основой для танка непосредственной артиллерийской поддержки Тип 2 «Чи-и», оснащенного более высокой башней с бронирование лобовой части 35 мм и короткоствольным 75-мм орудием Тип 99. Выпуск танков «Чи-и» ограничился 33 экземплярами, поскольку с 1943 года в серийном производстве его заменили самоходные артиллерийские установки на том же шасси.

Несмотря на столь благоприятное положение дел наладить массовый выпуск «Чи-хе» удалось лишь в 1943 году, когда обстановка на фронтах изменилась в худшую сторону. В общей сложности, до 1945 года включительно, был построен 601 танк данной модели (также встречается цифра в 170 экземпляров). Поскольку танки «Чи-хе» и «Шинхото Чи-ха» использовались в ряде случаев совместно, точно установить процент участия новых танков в той или иной операции крайне затруднительно. По крайней мере, при подсчете трофеев американцы редко различали эти две модели, зачастую относя их к одному типу. После капитуляции Японии танки «Чи-хе» перешли в руки американцев и отправлены на склады. Впрочем, в первые послевоенные годы большинство этих машин вновь вернулось в строй и было передано национальным силам самообороны. Служба танков «Чи-хе» в японской армии продолжалась до начала 1960-х гг. По всей видимости, на сегодняшний день ни одного танка данной модели не сохранилось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА «Чи-хе» образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 17200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5730
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2420
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка Тип 1 и два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 4035 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм борт — 25 мм корма — 20 мм башня — 25 мм крыша — ? днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubushi Type 100, 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 240 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) шесть опорных катков и три поддерживающих ролика (все обрезинены); подвеска смешанная: четыре опорных катка — по схеме Хара, два крайних катка — с индивидуальной пружинной подвеской; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм
СКОРОСТЬ 44 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,90
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 4 “Ke-ну” Средний танк

Официальное обозначение: Тип 4 “Ke-ну” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1942 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1944-1945 гг., танки ограниченно применялись на Тихоокеанском ТВД и в Маньчжурии.

Последней серийной модификацией легкого танка «Ха-го» стал вариант Тип 4 «Ке-ну», также известный под названием «средний танк тип 4». Конструкция оригинальной машины (ходовая часть, силовая установка, трансмиссия) была почти полностью сохранена. Изменения коснулись только башни, которую заимствовали от среднего танка «Чи-ха», в которой устанавливалсь 57-мм пушка «тип 97» с длиной ствола 18,4 калибра и один 7,7-мм пулемет. Второй пулемет такого же калибра устанавливался в лобовом листе корпуса. Таким образом удалось повысить защиту и огневую мощь танка, хотя ходовые показатели при этом снизились.

Точных данных о количестве выпущенных машин нет (по разным источникам их число доходит до 100 экземпляров). Известно, что испытания прототипа «Ке-ну» проходили в 1942 г., а производился этот танк небольшими партиями с середины 1944 да начала 1945 года, и часть машин была отправлена в Корею и Манчжурию, где они непродолжительное время участвовали в боях против РККА, в ходе августовского наступления. Остальные танки предназначались для защиты метрополии и за пределы Япоснких островов не выдвигались. В сентябре 1945 года их конфисковали американцы.

В настоящий момент единственный сохранившийся образец танка «Ке-Ну», захваченный советскими войсками в Манчжурии, демонстрируется в танковом музее в Кубинке.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА Тип 4 «Ке-ну» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 8400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4300
Ширина, мм 2070
Высота, мм 2200
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм пушка Тип 97 и два 6,5-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ 75 выстрелов и 3300 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 25 мм лоб корпуса (низ) — 12 мм борт корпуса (верх) – 12 мм днище — 9 мм корма корпуса — 8 мм крыша корпуса — 6-9 мм лоб башни — 15-25 мм борт, корма и крыша башни — 25 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi NVD6120, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 110 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического тип: редуктор, коробка передач (4 + 1), карданный вал, соединенный коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) четыре сдвоенных опорных катка, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска — типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм, число траков — 97
СКОРОСТЬ 40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 240 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Тип 4 “Чи-то” Средний танк

Официальное обозначение: Тип 4 “Чи-то” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1943 г. Дата постройки первого прототипа: 1943 г. Стадия завершения работ: построено несколько прототипов, работы прекращены после капитуляции Японии.

В начале 1943 года армейское командование потребовало от ведущих конструкторских фирм предоставить более современный средний танк, чем имевшиеся тогда на вооружении машины типа «Чи-Ха», которые в противоборстве с аналогичными американскими «собратьями» имели немного шансов на успех. Первоначальный заказ оговаривал установку пушки калибром 57-мм, но уже тогда было ясно, что эффективно поражать танки противника такое орудие способно только на небольших расстояниях. Более рациональным тогда оказалась пушки калибром не менее 70 мм, что и было оговорено в обновленном ТТЗ.

Чтобы облегчить себе работу инженеры фирмы Mitsubishi, где началось проектирование нового танка, решили использовать элементы ходовой части тогда ещё опытного среднего танка Тип 3 («Чи-Ну»), удлинив её на один опорный каток для компенсации большей массы. Кроме того, для улучшения ходовых качеств потяжелевшей машины пришлось до 450 мм расширить гусеничные траки и увеличить общую ширину танка, что обеспечило давление на грунт 0,82 кг\см.кв.

Частые упоминания о явном заимствовании форму корпуса и башни от немецких тяжелых танков типа Pz.V «Panther» и Pz.VI «Tiger» не следует воспринимать буквально. Японские инженеры действительно часто обращались к опыту танкостроителей из Германии, однако это совершенно не говорит о копировании идей немецких специалистов, тем более что так называемое «рациональное» расположение бронелистов придумали совсем не они.

Тем не менее, по бронированию «Чи-То» превзошел абсолютно все японские танки того периода. Лобовой башенный лист, установленный под углом 75 градусов, имел толщину 75 мм, бортовые бронелисты (угол наклона 70-80°) — от 35 до 50 мм. Поскольку выпуск литой башни был сопряжен с большими техническими трудностями её пришлось собирать методом сварки из трёх частей. Корпус также собирался из наклонных бронелистов (от 60 до 90 град.) толщиной от 25 до 75 мм. Казалось бы, защищеность «Чи-То» позволяла ему на равных бороться с любым британским или американским танком, однако из-за острой нехватки дефицитных материалов япоснким инженерам пришлось использовать броню более низкого качества, содержащей на 3,5% больше никеля.

Но главной особенностью танка стала установка 75-мм пушки Тип 4 длиной 56 калибров с усиленным лафетом, которая прелставляла собой доработанную под установку в танковую башню зенитного орудия. Тем не менее, обладая начальной скоростью снаряда 850 м\с, эта пушка без особых проблем могла пробить лобовую броню танка типа M4 «Sherman» с дистанции до 1000 метров. Общий вес артиллерийской системы составил 2221 кг. Угды вертикального наведения — от — 6,5° до +20&deg.;

Полный экипаж включал 5 человек: в трехместной башне размещались места командира, наводчика и стрелка, и в передней части корпуса разместили водителя и механика. В левом борту корпуса устанавливалась радиостанция. Силовая установка состояла из дизельного двигателя Mitsubishi Type 4 мощностью 400 л.с., разещенного в кормовой части корпуса.

Постройка первого прототипа среднего танка Тип 3 «Чи-Ну» начала в апреле 1943 г. и была завершена ближе к концу войны. Предъявленный на испытания образец обладал массой конструктивных дефектов, что не позволило сразу наладить его серийное производство. Процесс доработок затянулся до весны 1945 г., когда в марте прошли полномасштабные баллистические испытания артсистемы, а в апреле был достроен второй опытный образец.

По всей видимости, на этот раз «Чи-То» удовлетворил большую часть требований военных, что привело к заказу на партию из 6 предсерийных машин. Насколько была близка к его выполнеению фирма Mitsubishi остается только догадываться, поскольку в 15 августа 1945 года Япония предпочла капитулировать. Одним из факторов, приведших к задержке производства, стала недоведенность дизельного двигателя Тип 4. Что касается прототипов (так и не прошедших полный испытательный цикл), то одна из машин была отправлена в 28-й танковый полк, расквартированный в г.Нарасино (префектура Тиба) и в сентябре её конфисковали американцы. О втором экземпляре сведения отстутвуют.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Тип 4 «Чи-То» образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 30000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6343
Ширина, мм 2835
Высота, мм 2772
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка Тип 3 и два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ 55 (по другим данным — 77) снарядов и 5400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб башни — 75 мм борт башни — 35-50 мм борт корпуса — 35-50 мм лоб корпуса — 75 мм днище — 20-50 мм крыша — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi Type 4, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 400 л.с. при 2000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): шесть опорных катков с индивидуальной подвеской, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатаяс с однокребневыми траками
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 3 “Чи-ну” Средний танк

Официальное обозначение: Тип 3 “Чи-ну” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1943 г. Дата постройки первого прототипа: 1944 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1943-1945 гг., в боевых действиях не применялся.

Техническое задание на разработку средних танков “Чи-Ну” и “Чи-То”, во многом схожих по конструкции, было выдано в 1943 году и преследовало сразу несколько целей. Первый тип танка предназначался, в основном, для поддержки пехоты и должен был вооружаться орудием, снаряды которого обладали бы мощным фугасным и бронебойным воздействием. В то время со специализированными танковыми орудиями такого класса в Японии дела обстояли не совсем хорошо и лучшее, что могла предложить японская промышленность, была 57-мм пушка. Такой вариант не совсем устраивал военных, поскольку эффект от его применения, особенно против американской бронетехники, был сильно ограничен. Вместо неё было спроектировано новое 75-мм орудие Тип 3 оснащенное дульным тормозом, конструкция которого базировалась на основе аналогичной полевой пушки системы Schneider. При длине 23 калибра снаряд весом 6,6 кг имел начальную скорость порядка 680 м\с. На дистанции до 100 метров снаряд пробивал вертикальный броневой лист толщиной 90 мм, но на больших расстояниях поражающая способность снижалась, хотя 65-мм бронеплита пробивалась с дистанции 1000 метров. Такие показатели вполне устроили армейское командование и орудие Тип 3 было установлено на новый танк.

Внешне “Чи-Ну” чем-то напоминал более ранний “Чи-Ха”, увеличенный в размерах. Ходовая часть танка состояла, применительно на один борт, из шести обрезиненных опорных катков, трех поддерживающих роликов на борт, переднего ведущего колеса цевочного зацепления и заднего направляющего колеса. Как и на предыдущих машинах этого же класса на “Чи-Ну” использовалась подвеска типа Хара с горизонтальными пружинными рессорами. Гусеница была мелкозвенчатой, каждый трак шириной 330 мм имел один гребень.

В соответствии с опытом, полученным при эксплуатации танков в Китае и тихоокеанских островах, японскими инженерами была разработана новая шестигранная башня, с небольшими углами наклона бронелистов и кормовой нишей, где размещалась боеукладка. На крыше башни была установлена стойка для зенитного пулемета, но на серийных машинах он не устанавливался. В бортах были выполнены небольшие лючки для ведения стрельбы из личного оружия.

Испытания прототипов “Чи-ну”, проведенный в 1944 году, дали положительные результаты и в скором времени был получен заказ на серийное производство этих машин. По сумме тактико-технических характеристик японский танк соответствовал немецкому Pz.IV последних модификаций, оснащенных длинноствольным 75-мм орудием, лишь немного уступая ему в бронепробиваемости. Впрочем, проверить на деле боевые качества “Чи-Ну” не удалось. Из-за постоянный бомбардировок японских промышленных центров выпуск новой техники шел с большими перерывами и до капитуляции было собрано всего 60 танков. Часть из них успели передать на вооружение частей 4-й танковой дивизии, дислоцированных на островах метрополии, и в боевых действиях они участия не принимали. Впоследствии много танков, в различном техническом состоянии, стало трофеями американцев, которые после конфискации пустили их на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА «Чи-Ну» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 18500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5630
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2510
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка Тип 3 и один 7,7-мм пулемет Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм лоб корпуса (верх) — 12 мм лоб корпуса (низ) — 8,5 мм борт корпуса — 20 мм корма (верх) — 20 мм корма (низ) — 8,5 мм лоб башни — 25 мм борт башни — 25 мм корма башни — 25 мм маска и защита орудия — 50 мм крыша — 12 мм днище — 8,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Тип 100 (Mitsubishi А12200 VD), 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения, мощностью 240 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) шесть опорных катков и три поддерживающих ролика (все обрезинены); подвеска смешанная: четыре опорных катка — по схеме Хара, два крайних катка — с индивидуальной пружинной подвеской; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм
СКОРОСТЬ 44 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 210 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,90
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 2 “Хo-и” Средний танк огневой поддержки

Официальное обозначение: Тип 2 “Хo-и” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Работы над “артиллерийским танком” Тип 2 “Хо-и” начались ещё в 1937 году, перед началом новой японо-китайской войны. Необходимость в таком танке появилась после полной оккупации Манчжурии, где в ряде случаев легкие танки, вооруженные только пулеметами или 37-мм пушками, не смогли оказать должной поддержки наступавшим пехотным подразделениям. Положение, в некоторой мере, исправилось с поступлением на вооружение танков “Чи-ха”, однако мощности их 57-мм пушек оказалась недостаточно для борьбы с долговременными укреплениями и танками.

Наиболее действенной мерой, в этом отношении, казалась установка 75-мм горного орудия Тип 41. Доработанная для монтажа на танк “Чи-ха” эта артсистема обладала компактными размерами и небольшой отдачей при выстреле, однако по мощности она уступала недавно появившимся танковым орудиям и в скором времени от неё отказались.

В апреле 1941 года проект “Хо-и” уже четвертый год находился в стадии доработки – армейское командование не проявляло сильной заинтересованности в создании машин такого типа, отдавая предпочтение танкам и буксируемым орудиям. Тем не менее, конструкторами был создан более совершенный вариант танка огневой поддержки с установкой 75-мм пушки Тип 99 и одного 7,7-мм пулемета Тип 97. Проект, к этому времени, уже претерпел значительные изменения. Теперь планировалось использовать ходовую часть от танка “Чи-хе” с шестигранной башней новой конструкции рассчитанной на двух человек. Достроить первый опытный образец удалось только к 1944 году, когда американские войска уже вышли на ближние подступы к метрополии и начали массированные бомбардировки японских городов и предприятий.

Всё это привело к тому, что заказ на 30 серийных танков “Хо-и” выполнялся очень долго – последняя машины была сдана только к началу 1945 года, когда программу закрыли в пользу более современных средних танков и САУ. Поскольку количества шасси “Чи-хе” явно не хватало, артиллерийские танки строились посредством доработки серийных средних танков “Чи-ха”. Их производством занималась фирма Мицубиси, сборочные цеха которой находились в Токио. В общеё сложности, включая прототипы, было выпущено 33 экземпляра.

В боевых действиях танкам огневой поддержки “Хо-и” принять участия так и не удалось. Весной-летом 1945 года их ввели в эксплуатацию и намеревались использовать против американского десанта, но в итоге большая часть машин досталась противнику в целом состоянии. После подписания акта о капитуляции американцы конфисковали все доставшиеся им танки, один отправив для испытаний, а остальные разделав на металлолом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ
Тип 2 «Хо-И» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА около 16000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5500
Ширина, мм 2330
Высота, мм около 2300
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка Тип 99 и один 7,7-мм пулемет Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт — 22 мм корма — 25 мм крыша — 12 мм башня — 25 маска пушки — 30 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 115 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): четыре опорных катка с подвеской типа Хара, два крайних катка с индивидуальной пружинной подвеской;, три поддерживающих ролика (все обрезинены); гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков — 96
СКОРОСТЬ около 40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 5 “Чи-ри” Средний танк

Официальное обозначение: Тип 5 “Чи-ри” Альтернативное обозначение: ? Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Последним японским средним танком построенным в годы Второй Мировой войны, по всей видимости, следует считать Тип 5 “Чи-Ри” (“средний девятый”). Эта машина представляла собой дальнейшее развитие линии танков Тип 3 и Тип 4, отличаясь от них увеличенными размерами и усиленным вооружением.

По конструкции и бронированию “Чи-Ри” во многом соответствовал среднему танку “Чи-То”, но имела ряд существенных отличий. Ходовая часть нового танка была вновь доработана – из-за удлинения корпуса в неё добавили восьмой опорный каток, сблокировав их в четыре тележки на борт. Расположение поддерживающих роликов, а также направляющего и ведущего колес было сохранено без изменений. Поскольку вес танка увеличился более чем на 7 тонн ширину гусеничного трака вновь ывеличили, доведя её до 600 мм.

Восьмигранная сварная башня танка была полностью перепроектирована. Она сильно увеличилась в размерах и приобрела развитую кормовую нишу. На крыше также была установлена небольшая командирская башенка.

Дизельный двигатель Тип 4, ранее установленный на опытном среднем танке “Чи-То” и не доведенный до состояния пригодного к войсковой эксплуатации, японские инженеры решили заменить на немецкий карбюраторный BMW мощностью 550 л.с. Его производство которого планировали начать по лицензии, но постоянные налёты американских бомбардировщиков и общее тяжелое положение страны не позволили сделать это вовремя. Тем не менее, несколько образцов всё же были получены и установлены на опытные машины. Небольшое сходство с немецким “тигром” (с которого, как иногда утверждается, была скопирована форма корпуса) придавали выведенные на корму две выхлопные трубы.

Вооружение танка “Чи-Ри” было усилено за счет установки с левой стороны в лобовом листе корпуса 37-мм пушки. Хотя такое расположение орудия не являлось оптимальным, у экипажа танка появлялась возможность поражать легкую бронетехнику противника не прибегая к растрате боеприпасов более мощной 75-мм пушки.

Постройка единственного опытного образца среднего танка была завершена в начале 1945 г. После непродолжительного испытательного цикла армейское командование сделало вывод, что “Чи-Ри” вполне может быть принят на вооружение и рекомендовало начать его серийную постройку. Однако, в августе 1945 года война завершилась и опытный танк, оставшийся в единственном экземпляре, был реквизирован американцами и отправлен на Абердинский полигон.

Сведения о дальнейшей судьбе прототипа «Чи-Ри» расходятся. По одной он был потопен вместе с перевозившем его транспортным кораблем во время урагана, по другой — танк всё же прибыл в США и был разобран на металл в 1950 или 1951 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Тип 5 «Чи-ри» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 37500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7300
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3050
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка в башне, одна 37-мм пушка в лобовой части корпуса и два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм башня — 75 мм борт — 50-25 мм корма — 75-50 мм крыша — 12 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ BMW, 12-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 550 л.с. при 1800 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач, карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 8 опорных катков, сблокированных по два на балансирах, три поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 600 мм
СКОРОСТЬ 45 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Тип 5 “To-ку” Плавающий танк

Официальное обозначение: Тип 5 “To-ку” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: собран один экземпляр.

Последним японским плавающим танком, который планировалось принять на вооружение в самом конце войны, был Тип 5 “То-Ку”. Это была достаточно необычная боевая машина, сочетавшая в себе узлы и агрегаты серийных танков. Ходовая часть “То-ку” была фактически позаимствована у среднего танка “Чи-ри” и состояла из 8 опорных катков, 4 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса.

Для обеспечения плавучести корпус пришлось сделать высоким, а в передней и его кормовой части устанавливались металлические понтоны, как у танка “Ка-ми”. Вооружение “То-ку”, для его размеров и массы, оказалось недостаточно мощным. В корпусе устанавливалась 47-мм пушка Тип 1 и 7,7-мм пулемет, в одноместной башне разместили 25-мм пушку морского типа и кормовой пулемет.

В начале 1945 г. успели построить и начать испытания опытного образца плавающего танка “То-ку”, но его серийное производство так и не было налажено.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАВАЮЩЕГО ТАНКА
Тип 5 «То-Ку» образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 29100 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10800
Ширина, мм 3000
Высота, мм 3888
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка Тип 1, одна 25-мм пушка, два 7,7-мм пулемета Тип 97
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 50 мм борт корпуса – ? корма корпуса -? крыша корпуса — ? башня — ? маска орудия — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ ?
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков сблокированных попарно в 4 тележки, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ 25 км\ч по дороге ? км\ч на плаву
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100-150 км по дороге
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м плавающий
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция со штыревой антенной и внутреннее переговорное устройство

Тип 97 \ Short Barrel 120mm Gun Tank Танк огневой поддержки

Официальное обозначение: Тип 97 Альтернативное обозначение: Short Barrel 120mm Gun Tank Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1945 г. Стадия завершения работ: в течении 1945 года собрано несколько образцов, в боевых действия не участвовали.

Один из последних вариантов танка огневой поддержки на базе среднего “Чи-ха” появился в начале 1945 года и, судя по всему, не имел определенного обозначения. Согласно западным источниками он именуется как Short Barrel 120mm Gun Tank – что можно перевести как “120-мм самоходное короткоствольное орудие” или дословно — “короткоствольный 120-мм пушечный танк”. Заказ на разработку такой машины был получен от морского ведомства, которое намеревалось задействовать САУ при обороне островов метрополии. Основные доработки свелись к установке 120-мм морского орудия, оснащенного дульным тормозом, в башню новой конструкции. Ходовая часть, трансмиссия, двигатель и корпус остались без изменений от танка “Чи-ха”.

Незадолго до конца войны был получен заказ на выпуск серии танков огневой поддержки, но в полной мере выполнить его не удалось. Осенью 1945 года все машины этого типа были конфискованы американцами и отправлены на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ОГНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ
Short Barrel 120mm Gun Tank образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА около 17000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5500
Ширина, мм 2330
Высота, мм около 2400
Клиренс, мм 420
ВООРУЖЕНИЕ одна 120-мм морская пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт — 22 мм корма — 25 мм башня — 25 мм (?) крыша — 12 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Mitsubishi Type 97 , 12-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8 + 2), карданный вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): шесть опорных катков и три поддерживающих ролика (все обрезинены); подвеска смешанная: четыре опорных катка по схеме Хара, два крайних катка с индивидуальной пружинной подвеской; гусеница мелкозвенчатая, с одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков — 96
СКОРОСТЬ 40 км\ч по дороге
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 1,00
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?