Бронеавтомобили Японии

Wolseley-Sumida Армейский бронеавтомобиль

В 1928 году японская армия получила на вооружение бронеавтомобиль, созданный инженерами фирмы Sumida, на шасси 5-тонного грузовика Wolseley CP Truck. Машины этого класса производились в Японии по британской лицензии, так что проблема с запасными частями практически исключалась.

Конструктивно бронеавтомобиль Sumida образца 1928 года был схож с машинами типа Crossley M1926, которые японская армия получила несколько ранее. Компоновка была вполне классической, с передним расположением 30-сильного бензинового двигателя, отделением управления в средней части и боевым отсеком на корме. Толщина бронирования не превышала 6 мм. Вооружался бронеавтомобиль тремя 6,5-мм пулеметами, один из которых устанавливался в одноместной конической башне на крыше боевого отделения и два размещались в корпусе.

Ходовая часть практически полностью перешла от грузовика с сохранением колесной формулы 4х2. Все колеса были спицоваными и «обувались» в бескамерные шины из жесткой резины. Передние колеса были управляемыми, задние — сдвоенные, ведущие. Полная масса машины составила 4200 кг.

Точные данные о количестве выпущенных бронеавтомобилей Wolseley-Sumida (иногда они называются Wolseley CP Armored Car) отсутствуют, однако в 1931 году несколько машин этого типа активно применялись в ходе вторжения в Манчжурию и до середины 1930-х гг. несли патрульную и охранную службу.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Wolseley-Sumida образца 1928 г.

БОЕВАЯ МАССА 4200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5562
Ширина, мм 1892
Высота, мм 2615
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ три 6,5-мм пулемета тип 91
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борта — 6 мм корма — 6 мм крыша — ? днище — ? башня — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Wolseley, карбюраторный, мощностью 30 л.с. при 1300 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, передние колеса одинарные (управляемые), задние сдвоенные (ведущие), амортизация на пластинчатых рессорах
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Renault Армейский бронеавтомобиль (1929 г.)

Среди немногочисленных бронеавтомобилей японского производства выделялись два образца, базой для которых послужили европейские трехосные грузовики.

В 1928 году, в опытном порядке, был разработан и реализован проект установки бронированного корпуса на французских грузовой автомобиль Renault грузоподъёмностью 2,5 тонны. Возможно, аналогичное шасси было выбрано два года спустя при создании бронеавтомобиля Renault UR Type L. Ходовая часть этого грузовика состояла из трех осей, передняя из которых оснащалась одинарными управляемыми колесами, а задняя – двумя парами ведущих сдвоенных колес. Шины оставались пневматическими и, судя по всему, не протектировались вообще. Подвеска включала четвертьэллиптические (или полуэллиптические?) рессоры из металла. Сведений о силовой установке не сохранилось, но вероятнее всего машина могла оснащаться бензиновым двигателем мощностью 50-55 л.с., оснащенным жидкостной системой охлаждения.

Корпус собирался из двух больших секций. В первой размещался двигатель, система охлаждения и масляная система, причем лобовой радиатор закрывался нерегулируемыми створками клиновидной формы, установленные под небольшим углом. Рациональные углы наклона также получили только верхние бронелисты в носовой части корпуса и на корме. Лобовой бронелист во время движения на марше мог приподниматься вверх для улучшения обзора водителя. В боевых условиях наблюдение за местностью велось только через смотровые щели в корпусе. Посадка и высадка экипажа производилась через небольшие двери по обоим бортам корпуса. Помимо прочего, было предусмотрено два поста управления – передний и задний. Численность экипажа составляла 6 человек.

На крыше боевого отделения, которое было совмещено с отделением управления, устанавливалась одноместная башня в форме усеченного конуса. В ней находился единственный 6,5-мм пулемет Таишо Тип 3 (Taisho Type 3), представлявший собой японский вариант французского пулемета Hotchkiss.

Желание получить более мощную бронемашину повышенной проходимости (относительно её двухосных аналогов) не привело к положительному результату. При массе около 6 тонн улучшить в значительной мере ходовые качества не удалось, а вооружение было явно неадекватным. Тем не менее, в 1929 году было построено два опытных образца, которые после непродолжительных испытаний передали Кавалерийской школе. Здесь им была бы уготована участь учебных машин, если бы Япония не развязала новую войну против Китая. Главной целью стала Манчжурия, куда в конце 1929 года отправили обе машины. Подробности их боевого применения неизвестны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Renault образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один-два 6,5-мм пулемета Taisho type 3
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борта — ? корма — ? крыша — ? днище — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, передние колеса одинарные (управляемые), задние сдвоенные (ведущие), амортизация на пластинчатых рессорах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Экспериментальный бронеавтомобиль (Манчжурия) Армейский бронеавтомобиль

В ходе боевых действий в Манчжурии японская армия впервые активно применила бронетехнику, правда, не всегда удачно. Прибывшие на китайскую территорию танки Renault FT-17 и NC27 были хорошо защищены, но малоподвижны, а бронемашин катастрофически не хватало. Решив не дожидаться помощи от конструкторов именитых фирм японские военные инженеры своими силами спроектировали и построили два армейских бронеавтомобиля. В зарубежных источниках они иногда именуются как Experimental armoured car.

Сведений об этих машинах сохранилось крайне мало. Ходовая часть была заимствована от 3-тонного грузовика с колесной формулой 4х2. Передние одинарные колеса были управляемыми, задние двухскатные – ведущими. В подвеске применялись листовые рессоры. Шины бескамерные из жесткой резины.

Проектные работы над корпусами бронемашин свелись к разработке коробчатой конструкции, полностью защищавшей моторный отсек, отделение управления и транспортную площадку, превращенную в боевое отделение. Вероятная толщина брони не превышала 5-6 мм. Приборы наблюдения как таковые отсутствовали – вместо них использовались люки и смотровые щели в корпусе.

Несколько различным было вооружение обоих машин. Первый вариант получил одну башню на крыше корпуса с 6,5-мм пулеметом. Второй вариант был двухбашенным, причем башни устанавливались диагонально.

Указывается, что было построено только два образца “трехонных” бронеавтомобилей, однако на фотографиях того времени хорошо видно, что двухбашенных машин как минимум две. Использование этих машин ограничилось Манчжурией, где по завершению войны они несли полицейские функции.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один-два 6,5-мм пулемета Taisho type 3
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борта — ? корма — ? крыша — ? днище — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 50-55 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, передние колеса одинарные (управляемые), задние сдвоенные (ведущие), амортизация на пластинчатых рессорах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Manchukuo Type 93 Легкий арейский бронеавтомобиль

Во время японской агрессии в Манчжурию на инициативной основе был создан армейский бронеавтомобиль улучшенной проходимости. Командование было заинтересовано именно в такой машине, но пока ещё не определилось с техническим заданием, поэтому разработка была скорее экспериментальной.

В качестве базы было выбрано трехосное грузовое шасси с колесной формулой 6х4. Для улучшения проходимости по местности машина оснащалась свобоно вращающимися металлическими барабанами, установленными между первой и второй осью. Передний мост оснащался управляемыми колесами, два задних моста были ведущими. На автомобильную раму устанавливался бронированный корпус стандартной компоновки: силовое отделение спереди, кабина водителя и боевой отсек были совмещенными. На крыше боевого отделения устанавливалась башня в форме усеченного конуса. Вооружение бронемашины состояло из передней 37-мм пушки (рядом с водителем), двух бортовых пулеметов калибра 6,5-мм и одного 6,5-мм пулемета в башне. Таким образом, экипаж бронемашины мог состоять из 5-6 человек.

Сведения о толщине бронирования, двигателе и других тактико-технических данных отсутствуют. Впрочем, учитывая примерную боевую массу в 4500-5500 кг, можно сделать вывод, что японскими инженерам была сделана попытка создать аналог чехословацкого Tatra OA vz.30. Более того, по составу вооружения данная модель оказалась даже мощнее “татры”. По крайней мере, для разведывательных целей или для использования в качестве штабных бронеавтомобилей подобные машины вполне годились.

По неподтвержденным данным бронеавтомобиль, называемый в некоторых зарубежных источниках Manchukuo Type 93 Armored Car (что можно примерно перевести как “Маньчжурский бронеавтомобиль тип 93, то есть образца 1933 года”), использовался японской армией в Манчжурии с 1933 года. Дальнейшая судьба этой интересной машины остается невыясненной.

Сейчас трудно сказать, почему армейское командование не продолжило работы в данном направлении. Возможно, тактико-технические качества “тип 93” оказались недостаточными, либо был сделан вывод, что армия должна располагать унифицированной материальной частью.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Ford Armored Car образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ~6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4-5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка и три 6,5-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борта — ? корма — ? крыша — ? днище — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 50-55 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6×4, передние колеса одинарные (управляемые), задние сдвоенные (ведущие), амортизация на пластинчатых рессорах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

2592 \ Тип 92 (морской) Бронеавтомобиль десантных морских отрядов

Существовавшее в Японии с начала 1900-х гг. разделение сил и средств, в плане создания бронетехники отдельно для армии и отдельно для флота, не всегда приносило положительные результаты. Одна из попыток выпустить специальный “морской” бронеавтомобиль была предпринята неадолго до вторжения японской армии в Манчжурию.

Перед японскими инженерами особо сложной задачи не ставилось. Требовалось лишь предоставить ВМФ бронемашину, способную поддержать морской десант и помочь ему закрепиться на плацдарме. Самым ближайшим противником был раздробленный на отдельные Китай, где борьбе с бронетехникой толком ничего не знали. Это означало, что в данном случае вполне можно было обойтись простыми технологическими приёмами.

Построенный в 1932 году бронеавтомобиль получил официальное обозначение «2592, тип десантных отрядов» (Model 92 Naval Armored Car) или просто Тип 92. Конструктивно и внешне он сильно напоминал армейский бронеавтомобиль Тип 92 “Чийода”, что временами создаёт трудности в их идентификации. Корпус машины собирался из листов катаной броневой стали толщиной Вертикальные лобовые бронелисты имели толщину 11 мм и устанавливались под небольшим наклоном. Верхние носовые, бортовые и задние бронелисты имели толщину 8 мм. Моторный отсек, внутри которого размещался 6-цилиндровый бензиновый двигатель (35, л.с.) оснащался бронированными лобовыми жалюзи, управляемыми из кабины водителя.

Кабина и отделение управление были выполнены совмещенными. Место водитель располагалось слева, а справ от него устанавливался 7,71-мм пулемет тип 91. Крепление шаровой установки пулемета в скошенном листе башни позволяло обстреливать крыши и чердаки домов в ходе боя в населенном пункте. Ещё один пулемет аналогичного типа мог устанавливаться в одной из прямоугольных амбразур в борту корпуса сразу за дверями.

Одноместная башня с толщиной стенок 8 мм устанавливалась на крыше боевого отделения и имела передний наклонный бронелист. Кроме верхнего люка на башне крепилась стойка для стрельбы из зенитного пулемета. Таким образом, полный состав вооружения состоял из четырех 7,71-мм пулеметов. Обслуживал бронемашину экипаж из четыре человек: водитель, командир и два пулеметчика.

Ходовая часть заимствовалась от трехосного грузовика с колесной формулой 6х4. Привод на две задние оси осуществлялся через карданный вал. Колеса были односкатными, с шинами из протектированной резины. Для улучшения проходимости по местности, и предотвращения вывешивания позади передних колес, между первым и вторым мостом устанавливались свободно вращающиеся металлические барабаны, наподобие того, как это делалось на французских бронемашинах типа Citroen-Kegresse.

Боевое применение бронеавтомобиля десантных морских отрядов ограничилось только Китаем. Куда эти машины прибыли в 1932 году (возможно, немного позже). Большую часть времени они несли патрулирование и участвовали в небольших стычках с китайскими войсками, но именно в первоначальном качестве Тип 92 так никогда и не использовали. По всей видимости, последний эпизод их боевого применения пришелся на 1937-1938 гг., после чего Тип 92 отправили в учебные подразделения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ ДЕСАНТНЫХ МОРСКИХ ОТРЯДОВ 2592 образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 6800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4800
Ширина, мм 1800
Высота, мм 2300
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,7-мм пулемета тип 91
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 11 мм борта — 8 мм корма — 8 мм крыша — ? днище — ? башня — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 85 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4, шины из жесткой резины
СКОРОСТЬ 80 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

2592 “Осака” \ HoKoKu-Go Легкий армейский бронеавтомобиль

На протяжении первых лет межвоенного периода японская армия продолжала ориентироваться на поставки зарубежной, в первую очередь британской, техники. В 1920-1927 гг. из Великобритании прибыли несколько десятков бронеавтомобилей типа Austin, снимаемых с вооружения британской армии, и более современных Crossley M1926. Оценив их высокую мобильность японское командование решило, что настала пора обзавестись подобными машинами собственного производства, чтобы избежать зависимости от заграничных поставщиков. Так в 1932 году на свет появился первый японский легкий разведывательный бронеавтомобиль “тип 2592 Осака”, который также назвали ХоКоКу-Го (по-английски полное название звучало как Type 2592 “Osaka” HoKoKu-Go).

Машина строилась на основе ходовой части коммерческого автомобиля с колесной формулой 4х2, у которого передние колёса с литыми резиновыми шинами были односкатными, а задние – двускатными. На раму шасси устанавливался бронированный корпус простой формы. Броневые листы толщиной 8-11 мм собирались при помощи клёпки, радиатор прикрывался отдельной бронекрышкой, а в обеих бортах были выполнены двери для посадки экипажа. Обзор за окружающей обстановкой осуществлялся механиком-водителем через небольшой смотровой люк. Вооружение бронеавтомобиля “Осака” состояло из одного 6,5-мм пулемета (по другим данным — 7,7-мм), установленного в широком окне конической башни с подвижной маской, и одного такого же пулемета в лобовом листе корпуса справа от водителя. Экипаж состоял из пяти человек. Полный вес машины составил около 6400 кг, причем на заднюю ось приходилась нагрузка 4000 кг.

Несмотря на то, что “тип 2592” устарел в момент своего появления, интерес к нему проявила не только армия, но и флот. Правда, в последнем случае машину подвергли серьёзным доработкам, после чего он получил название “бронеавтомобиль тип 2592 Чиода” (Type 2592 “Chiyoda”), и в отличии от своего армейского собрата он предназначался для охраны и сопровождения.

О точном количестве собранных бронемашин “тип 2592” данных не сохранилось, но зарубежные источники утверждают, что была выпущена небольшая партия из четырех бронеавтомобилей, позже отправленных в Китай.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ 2592 “Осака” образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 6400 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 6,5-мм или 7,7-мм пулемета тип 91
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 11 мм борта — 8 мм корма — 8 мм крыша — ? днище — ? башня — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 35 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, передние колеса одинарные (управляемые), задние сдвоенные (ведущие), амортизация на пластинчатых рессорах
СКОРОСТЬ 61 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

2592 “Чийода” \ Тип 92 (армейский) Армейский бронеавтомобиль

В 1931 году, практически одновременно с принятием на вооружение не очень удачного бронеавтомобиля Тип 92 “Осака”, была разработана более совершенная модификация Тип 92 “Чийода” (“Chiyoda”), построенная силами арсенала в Осаке и предназначавшаяся для морских подразделений. На этот раз, вместо двухосной (4х2) решили применить трехосную (6х4) ходовую часть, оставив прежнее вооружение и бронирование. Из-за сильно удлинившейся базы шасси пришлось модифицировать бронекорпус машины, также заметно прибавивший в длине.

Компоновка основных агрегатов и размещение членов экипажа не изменилась, а вот вооружение немного усилили. В переднем наклонном лобовом листе и в левом борту башни было установлено по одному 6,5-мм пулемет Тип 11 (по другим данным устанавливалось пять 7,7-мм пулеметов один из которых мог использоваться в качестве зенитного). Ещё один такой же пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса слева о водителя. Полный экипаж машины составил 6 человек. В отличии от армейского варианта “Чийода” мог развивать скорость до 80 км/ч.

Всего было выпущено порядка 200 бронемашин этого типа, активно использовавшихся в Манчжурии в 1932-1938 гг. Несколько машин осталось непосредственно в Японии, а в 1942 г. единичные экземпляры были отправлены в Малайю. Большую часть времени “Чийода” выполняли функции охраны и сопровождения, почти не участвовав в боевых действиях.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ 2592 “Чийода” образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 5600 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5000
Ширина, мм 1900
Высота, мм 2600
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ три 6,5-мм или 7,7-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 11 мм борта — 8 мм корма — 8 мм крыша — ? днище — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 75 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4, шины из жесткой резины или железножорожного типа
СКОРОСТЬ 60 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались