Бронетранспортеры Нидерландов

«Braat» Overalwagen Армейский бронетранспортер

Официальное обозначение: Pantserwagen M39 Альтернативное обозначение: DAF Pantrado III, PT III, Pz.SpWg. L202(h), DAF M39 Начало проектирования: 1936 г. Дата постройки первого прототипа: 1938 г. Стадия завершения работ: построено 12 экземпляров.

Необходимость в бронированной машине, которая могла бы осуществлять охранные и связные функции, а также перевозить не менее 10 солдат возникла у колониальных властей Голландской Ост-Индии в конце 1930 гг. Поскольку в ближайшее время получить бронетранспортеры из-за океана не представлялось возможным голландцы решили приспособить под эти цели автомобиль Chevrolet COE колесной формулы 4х2. Работами руководил капитан-инженер Люк Роскотт (Lyuke Roskott). Шасси оставили без изменений, установив на него бронированную кабину, стараясь при этом придать листам брони рациональные углы наклона. Посадка и высадка солдат в открытый сверху транспотрный отсек производилась через прямоугольную дверь в задней части корпуса. Были предусмотрены следующие варианты использования :

— бронетранспортер; вооружался одним 6,5-мм или 7,71-мм пулеметом с жидкостным охлаждением, мог перевозить 15-16 солдат, несколько машин этого типа были приданы отдельному танковому батальону на о.Ява. — разведывательный бронеавтомобиль; оснащался 2-3 пулеметами, поступили на вооружение 6-го кавалерийского эскадрона и участвовали в боях на о.Сурабайя в 1942 г. — бронеавтомобиль ПВО аэродромов; одна из наиболее мощно вооруженных модификаций, помимо зенитной пушки .50 калибра на машине устанавливали четыре 7,71-мм пулемета Vickers, несколько таких машин были захвачены японцами в 1942 г. и затем переданы индонезийской армии, использовавшей их во время Войны за Независимость. — бронеавтомобиль для флота; вооружался одной 37-мм пушкой прикрытой бронещитом или несколькими 7,7-мм пулеметами Vickers, они использовались в течении Второй Мировой войны и в Войне за Независимость 1945-1950 гг.

Фактически серийно удалось построить только две серии армейских бронетранспортеров, отличавшихся корпусами. Один из «морских» бронетранспортеров (или вообще единственный), оснащеный 37-мм пушкой, пытался сдержать наступление японцев на острове Сурабайя в марте 1942 года. Остальные машины активно использовались армией не только для переброски войск, и в качестве машин снабжения.

Накануне войны 16 бронетранспортеров Braat Overalwagen были приданы Механизированной пехотной роте трехвзводного состава общей численностью 150 человек. Учитывая вместительность этих машин с их помощью можно было перебросить в нужное место всё подразделение, однако высокая мобильность колониальными силами фактически не использовалась. Метрополия к декабрю 1941 перестала существовать как суверенное государство, поэтому в ряды KNIL набирали местных жителей, которые не горели деланием воевать за своих колонизаторов. Исход сражения за последнее голлансдкое владение был предрешен с самого начала и к марту 1942 года все Braat были либо уничтожены, либо захвачены японскими войсками.

После оккупации много машин после ремонта вновь вернули их в строй. Предположительно несколько Braat было передано ими индонезийским властям, которые в 1945 году попытались объявить о независимости бывшей Голландской Ост-Индии. В этот же период трофейная техника использовалась против австралийских войск.

В середине 1945 г., когда голландские колониальные войска вновь заняли Индонезию, несколько уцелевших Braat были переделаны в бронедрезины. Эту работу провели армейские мастерские в Джакарте, которые демонтировали изношенное шасси и установили корпуса на железнодорожную ходовую часть. Кроме этого, над транспортным отсеком появился съёмный щит, который защищал от солнца и ручных гранат. Штатное вооружение на бронедрезинах отсутствовало. Одна из таких машин, захваченных в годы войны за независимость, сейчас демонстрируется в военном музее в Джакарте. Остальные Braat, вернувшиеся к прежним хозяевам с помощью австралийцев, были вновь включены в состав колониальных сил. В течении 1947-1949 гг. эти бронемашины, среди которых был по меньшей мере один зенитный вариант, участвовали в боях против индонезиских повстанцев и впоследствии стали их трофеями.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Braat Overalwagen образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ от одного до четырех 7,71-мм пулеметов или 37-мм полуавтоматическая пушка (в зависимости от варианта)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 10 мм корма корпуса — 10 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4; колеса односкатные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Braat Stadswacht Overalwagen Бронетранспортер

Официальное обозначение: Альтернативное обозначение: Braat Stadswacht Overalwagen Начало проектирования: 1939 г. Дата постройки первого прототипа: 1940 г. Стадия завершения работ: построено 12 экземпляров.

После печальных известий о капитуляции армии Нидерландов в мае 1940 года колониальное правительство сделало логический вывод, что теперь оно предоставлено само себе. Вопрос о приобретении новых видов техники решался теперь двумя основными способами: закупки в США и постройка бронемашин собствеными силами. Последнии относились к типу «Braat» Overalwagen и делились на армейские и для сил самообороны. Во втором случае требования выдвигались более мягкие.

За основу были взяты грузовики Chevrolet с колесной формулой 4х2 успешно использовавшихся колониальными силами на протяжении последних 2 лет. Шасси поставлало отделение фирмы General Motors в Танджонг Приоке (Tandjong Priok). На них ставилась бронированная двухместная кабина и транспортный отсек расчитанный на 15-16 солдат. Схема установки бронелистов весьма напоминала Wllton-Fijenoord или Sd.Kfz.221. Бронировка капота имела ярко выраженные граненые формы, а борта выполнялись из двух больших стальных листов, соединенных под большим углом наклона. Установка корпусов производили в армейских мастерских в Батавии, Сукарте, Сурабайе, Макассаре и Медане. В целом все собранные машины были идентичны, за исключением типа установки фар.

Экипаж бронетранспортера сил самообороны состоял из двух человек (водитель располагался справа). За кабиной можно было установить пулемет любого калибра, правда специализированные приспособления для его монтажа отсутствовали.

Несмотря на все усилия, предпринятые голландскими инженерами в плане обеспечения боеспособности бронемашин Braat, некоторые недостатки вовремя устранить так и не удалось. В первую очередь это касалось обзора с места водителя, в распоряжении которого имелся всего один небольшой лючок в лобовом бронелисте кабины. Защита мотора также оказалась слишком «плотной» и не имела управляемых передних жалюзи, что отрицательно сказывалось на охлаждении силовой установки. А вот стрелок, размещеавашийся в транспортном отсеке, вообще не имел бронезащиты, за исключением стальных бортов машины. Ни о каких удобствах внутри не могло идти и речи, поскольку солдаты сидели на простых стальных скамьях. Тем не менее, за два предвоенных года удалось собрать порядка 90 Braat, большей частью на шасси заднеприводного «шевроле». Первоначально планировалось, что бронетранспортеры будут использованы в качестве вспомогательных машин второй линии при обороне крупных опорных пунктов и городов.

Первые Braat были переданы местным силам самообороны (Stadswacht) дислоцированным в Батавии (теперь Джакарта). По крайней мере, с 1940 по 1942 гг. в составе Stadswacht их насчитывалось 12 единиц. Остальные машины были распределены между гарнизонами островов Восточная Суматра, Палембанг, Тимор и некоотрых других. Впрочем, к январю 1942 году местные «защитники дома» располагали весьма скромными силами — официально их количество оценировалось в 1350 человек разделенных на 6 рот. Из них примерно 1200 находились в урабайя, однако количество бронетранспортров Braat приданных частям самообороны города остается пока неизвестным.

После оккупации Голландской Ост-Индии японская администрация не стала отправлять технику колониальных сил на слом. Силами полевых ремонтных бригад, а позднее и штатных мастерских, удалось ввести в строй не только откровенно слабые бронетраспортеры Braat, но и несколько танков marmon-Herrington и М3 «Stewart». Они использовались только на островах для патрулирования и боевого охранения. В конце войны несколько машин было потеряно в боях против австралийских войск на Тиморе.

После войны есколько бронетранспортеров модернизировали путем установки обновленного бронекорпуса с частично закрытым транспортным отсеком. Был также разработан вариант с полноприводным шасси от грузовиков CMP 4х4 и новым корпусом, получивший в войсках название «pantserknots». По крайней мере, одна из таких машин использовалась штабом голландского пехотного батальона во время войны за независимость Индонезии в 1948-1949 гг. Единичные Braat были захвачены повстанцами и некоторое время продолжали использоваться по прямому назначению. До наших дней дожили два бронеавтомобиля, которые сейчас находятся в военном музее Индонезии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Braat Stadswacht Overalwagen образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+16
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ от одного до четырех 7,71-мм пулеметов или 37-мм полуавтоматическая пушка (в зависимости от варианта)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 10 мм корма корпуса — 10 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4; передние колеса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались