Бронеавтомобили Норвегии

Panserbil 21 Кавалерийский бронеавтомобиль

Бронетанковая техника Норвегии в межвоенный период всегда была «темным пятном». Наиболее часто можно встретить упоминания лишь об одном шведском танке Landsverk L-120, проданного норвежской армии для испытаний, но так и не ставшего по-настоящему экспортным. Собственно, на этом всё и заканчивается. Между тем, Норвегия располагала ещё несколькими бронемашинами, о которых пойдёт речь в данной статье.

Незадолго до вторжения немецких войск норвежская кавалерия заказала постройку нескольких бронемашин (точное количество пока остается неизвестным) для собственных нужд. Предполагалось, что этот будут машины преследования и непосредственной поддержки кавалерийских частей, что предполагало высокие динамические характеристики. Понятно, что на разработку, или даже приобретение, специализированного шасси средств не выделялось. Видимо, одним махом намеревались решить две проблемы – сэкономить скромные финансы и обеспечить высокие ремонтно-эксплуатационные качества. Таким образом, в качестве базового шасси предполагалось использовать коммерческие грузовики.

Руководствуясь этим правилом в общей сложности изготовили два бронированных грузовика и один полноценный бронеавтомобиль. Эти машины получили армейские обозначения от РВ 21 до РВ 23, где индекс РВ означал сокращение от «Panserbil» (бронированная машина). Все три образца имели ряд отличий и по сути являлись оригинальными разработками, объединенные общей концепцией и большим углом наклона лобовых бронелистов кабины водителя и капота. По всей видимости несколько позднее добавили бронещиты, закрепленные на крыльях передних колёс.

Модель Panserbil 21 была собрана на основе 2,5-тонного трехосного грузовика Morris (колесная формула 6х4) и больше соответствовал категории «средний бронеавтомобиль». От двух других моделей его отличала измененная водительская кабина и наличие цилиндрической башни на крыше транспортного отсека. Корпус представлял собой коробку, собранную из листов катаной броневой стали, крепившихся под прямыми углами. Для обеспечения обзора в лобовом листе кабины имелось два люка, один из которых (справа) использовался как амбразура для курсового пулеметов Colt калибра 7,62-мм. Соответственно, второй аналогичный пулемет устанавливался в башне с круговым вращением. Внутри транспортного отсека имелась возможность перевозки 6-8 солдат, что позволяло использовать Panserbil 21 в качестве бронетранспортера. Также в укладке перевозилось три винтовки Krag-Jørgensen калибра 6,5-мм. Ходовая часть осталась без изменений: передние колеса управляемые, колеса двух задних мостов ведущие, подвеска на листовых рессорах, все колеса одинарные с непротектированными шинами.

Как сложилась карьера норвежского бронеавтомобиля достоверно не известно. Как указывается в зарубежных источниках единственный образец Panserbil 21 показал низкие ходовые и эксплуатационные качества. Причиной тому послужила высокая нагрузка на двигатель, который часто выходил из строя. По всей видимости, в процессе испытаний бронемашина подвергалась доработке корпуса и башни. В результате дальнейшие работы по «производству» подобных бронемашин были остановлены, а единственный образец впоследствии был разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Panserbil 21 образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА около 5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет Colt и три винтовки Krag
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма — ? крыша — ? днище — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: колёса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Panserbil 22 \ Panserbil 23 Кавалерийский бронеавтомобиль

Помимо бронеавтомобиля Panserbil 21 норвежская армия, предположительно в 1940 году, получила два бронированных грузовика на базе шасси коммерческих грузовиков Chevrolet. По большому счету это было не столько бронеавтомобили, в привычном для нас понимании этого слова, а бронетранспортеры. Неизвестно, знали ли норвежцы о богатом испанском опыте по производству боевых машин такого типа, но в обоих случаях хорошо прослеживаются определенные аналогии.

Базой для модели Panserbil 22 трехосный послужил грузовик Chevrolet с колесной формулой 6х4, на который устанавливался бронекорпус простой формы, полностью защищавший лишь водительскую кабину. Лолбовой радиатор двигателя защищался бронированным жалюзи, типовым для всех моделей норвежских кавалерийских бронемашин. С левого борта капота также выполнили по два дополнительных люка, использовавшихся как для охлаждения силовой установки, так и для доступа к двигателю. Справа от места водителя устанавливался 7,62-мм пулемет Colt в бронированном кожухе. Транспортный отсек представлял собой открытую сверху бронированную коробку. Внутри имелась возможность разместить 6-8 солдат в качестве десанта. Для обзора имелось по одному люку в лобовом листе и по бортам кабины. В транспортном отсеке, сразу за кабиной водителя, на штыре монтировался 12,7-мм пулемет Colt. В укладке перевозилось ещё два пехотных пулемета Madsen и две 6,5-мм винтовки Krag-Jørgensen. Предположительно Panserbil 22 мог нести легкое орудие калибра 37-мм или 57-мм вместо крупнокалиберного пулемета. Ходовая часть осталась без изменений: передние колеса одинарные управляемые, задние колеса сдвоенные ведущие, шины непротектированные, подвеска на листовых рессорах.

Модель Panserbil 23 выглядела несколько скромнее и больше походила на шведские аналоги типа Panasrbil fm/31. В качестве базового шасси также был выбран 1,5-тонный грузовик Chevrolet, но с колесной формулой 4х2. Этот образец отличался от Panserbil 22 более высокими бортами, хотя двухосная ходовая часть была рассчитана на меньшие нагрузки. Вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемета Colt, установленного в лобовом бронелисте кабины справа от места водителя. Ходовая часть включала: передние управляемые колеса, ведущие задние колеса, шины непротектированные, подвеска на листовых рессорах.

Обе бронемашины были переданы в состав Akershus Dragonregiment Nr.2 и весной 1940 года находились в окрестностях Gardermoen. Предположительно в этот же период Panserbil 22 и Panserbil 23 получили трехцветный (или даже четырехцветный – черно-белые фотографии не дают точного представления) камуфляж. Степень их участия в апрельских боях установить пока не удалось. Впрочем, но один из немногих сохранившихся снимков, сделанных после поражения Норвегии, запечатлён Panserbil 22 со свастикой на лобовом бронелисте. Таким образом, можно предположить, что Panserbil 22 был захвачен немцами в исправном состоянии, а Panserbil 23 был уничтожен. Дальнейшая судьба сохранившейся бронемашины неизвестна.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Panserbil 23 образца 1940 г.

БОЕВАЯ МАССА около 5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет Colt и три винтовки Krag
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма — ? крыша — ? днище — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колёса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?