Противотанковые самоходные
артиллерийские установки Польши
TKS-D Противотанковая самоходная установка
Официальное обозначение: TKS-D
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1934 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: проект закрыт в 1938 году.
После принятия на вооружение польской армии 37-мм противотанковой пушки
фирмы Bofors в недрах DBP (Dowodztwie Broni Pancernej – бронетанковое
управление) созрела идея установить её на самоходное шасси.
Предыдущий опыт с модифицированной танкеткой ТK-3, на которое в 1934
году попытались установить 47-мм противотанковую пушку польского
производства, однозначно говорил о малой пригодности столь легкого шасси
под установку артиллерийских систем. Однако выбор у польской армии был
небольшим, что вновь обратиться к шасси танкетки. Правда на этот раз
использовался модернизированный вараинт TKS.
В феврале 1936 года специалисты из BBT Br.Panc. приступили к проработке
проекта легкой противотанковой самоходки, а в июне он поступил на
рассмотрение военной комиссии. Машина получила официальное обозначение
TKS-D или “czolgowa laweta dzialka piechoty Bofors 37 mm” (танковый
лафет 37-мм пехотного орудия Bofors).
Чтобы добиться максимальной степени унификации ходовая часть была
незначительно изменена и приближена к тягачу С2Р. С каждого борта
находилось по две двухкатковые тележки, соединенные в общий блок с
амортизацией на листовых рессорах.
Для усиления жесткости конструкции тележки и направляющее колесо
(располагалось сзади) крепились к продольной стальной балке. Верхняя
ветвь гусеницы поддерживали 4 ролика, также соединенных продольной
балкой. Ведущие колёса находились впереди. Гусеница – мелкозвенчатая,
ширина трака 170 мм и шаг 45 мм. Длина опорной поверхности гусениц
составляла 1750 мм, колея – 1450 мм. Масса ходовой части составляла 2500
кг.
Корпус самоходного орудия TKS-D был достаточно простой конструкции. Он
собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 4 до 6 мм. Пушка
размещалась ближе к левому борту, с правой стороны находилось место
механика-водителя. Боевое отделение было выполнено открытым сверху.
В нем также находились места для командира, наводчика и подносчика
боеприпасов (или заряжающего). Конструкция самоходки была рассчитана
таким образом, чтобы орудие можно выгрузить на землю. Помимо этого TKS-D
мог буксировать легкую полевую пушку.
Противотанковая пушка Bofors, принятая на вооружение польской армии под
обозначением “armata 37 mm wz.36”, оснащалась боекомплектом из 80
выстрелов. Так как места в боевом отделении было недостаточно, для
перевозки снарядов был сконструирован специальный колесный прицеп,
получивший официальное название “ przyczepa pancerna
amunicyjne-osobowa”.
Над его созданием трудилась целая конструкторская бригада, состоявшая из
инженеров А.Фабриковского (A.Fabrykowski), С.Степковского (S.
Stepkowski) и Р.Зембровского (R. Zembrzycki), которые работали под
руководством майора Р.Гундлаха (R. Gundlach) и капитана Й.Суходольского
(J. Suchodolski).
На самоходном орудии устанавливался бензиновый 4-тактовый 6-цилиндровый
двигатель Polski Fiat 1228 мощностью 46 кВт при 2800 об\мин и жидкостной
системой охлаждения. Рядом располагался топливный бак рассчитанный на 70
литров бензина. Трансмиссия TKS-D включала однодисковый фрикцион сухого
трения, бортовых фрикционов и ручной коробкой передач обеспечивавшей 6
скоростей движения вперед и 1 назад.
В апреле 1937 года была закончена постройка двух опытных образцов,
которые 13 мая были представлены на ходовые испытания. Различия между
прототипами заключалось только в том, что один из них изготовлялся на
модифицированном шасси с номером 8879, а второй – 1510.
Испытательный цикл, проведенный в Учебном Бронетанковом Центре (Centrum
Wyszkolenia Broni Pancernych) в Модлине в течении 1937-1938 гг.,
показали неплохие результаты. По основным параметрам TKS-D не отличалась
от танкетки TKS, однако бронирование было признано слишком слабым.
Заметно усилить толщину бронелистов не представлялось возможным без
увеличения массы, а это создало бы перегрузку ходовой части. К тому
времени более приоритетным считался проект PZInz.160, что привело к
отказу от дельнейшего развития TKS-D.
В период с 26 по 30 июня 1937 году один из прототипов демонстрировался
королю Румынии Каролю II и наследному принцу Махаю. Хотя TKS-D произвел
неплохое впечатление представители румынской армии ограничились только
ознакомлением с конструкцией.
В скором времени оба самоходных орудия передали в состав 10-й
моторизованной кавалерийской бригады, где из них был организован
отдельный противотанковый взвод. Это подразделение неоднократно
участвовало в маневрах польской армии, однако самоходки TKS-D
использовались большую часть времени для обучения личного состава в
Учебном Центре в Барыче. Впрочем, в октябре 1938 года, взвод самоходных
орудий принял участие в аннексии Заолжья, которое проводилось под
предлгом защиты польского населения от неминуемой немецкой оккупации.
Накануне войны обе TKS-D, по всей видимости, находились в распоряжении
противотанкового взвода разведывательного дивизиона 10-й бригады. После
начала боевых действий взвод был выдвинут к границе и участвовал в
арьергардных боях. Точных сведений об их использовании против частей
вермахта не сохранилось. По наиболее достоверным данным, один TKS-D был
потерян в бою на реке Нимцов (Niemcow) 5 сентября. Вторая самоходка была
уничтожена 10 сентября под Альбеговым (Albigow).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
TKS-D образца 1937 г.
БОЕВАЯ МАССА ~3100 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~3200
Ширина, мм ~1800
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм противотанковая пушка wz.36
БОЕКОМПЛЕКТ 80 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический перископ
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм
борт корпуса — 6 мм
щит орудия — 6 мм
корма — 4 мм
днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Polski Fiat 122B, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 46 кВт
при 2800 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, бортовые
фрикционы, ручная КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сблокированных в 2 тележки
с амортизацией на листовых ресорах, 4 поддерживащих ролика, переднее
ведущее и заднее направляющее колесо, металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 42 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 220 км (по шоссе)
120 км (по местности)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 38°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,50
Ширина рва, м 1,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ ? |