Средние танки Польши

20\25 TP Средний танк

Официальное обозначение: 20TP, 25 TP
Альтернативное обозначение: K.S.U.S.Т. wariant 1, K.S.U.S.Т. wariant 2
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: не строился
Стадия завершения работ: проект закрыт в 1939 году после оккупации Польши.

Программа развития бронетанковых сил Польши предусматривала создание не только легких машин типа 7ТР. В 1936 г. была выдана спецификация на гораздо более тяжелый и мощно вооруженный танк, по сути являющийся аналогом британского крейсерского танка А9 и советского Т-28. Как можно догадаться полученное техническое задание также предусматривало установку трёх башен: центральной с пушечно-пулеметным вооружением и двух боковых с пулеметами. Масса танка варьировалась в пределах 22-25 тонн при максимальной толщине брони 35 мм. Проект получил обозначение 20\25ТР.

Первый проект разрабатывался инженерами фирмы ВВТBr.Panc и больше тяготел к британским танкам. Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из восьми опорных катков, четырех поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. Компоновка танка была, в целом, вполне стандартной: в задней части располагалось моторно-трансмиссионной отделение, в средней – боевое отделение, в передней – отделение управления. Экипаж танка 20ТР состоял из 6 человек (механик-водитель, два башенных стрелка, командир, наводчик и заряжающий). В качестве силовой установки предполагалось использовать два 300-сильных карбюраторных двигателя или один 500-сильный. Вооружение вполне соответствовало требования к танкам сопровождения пехоты. В основной башне, размещавшейся почти по центру, с небольшим смещением вперед, решили установить 47-мм пушку, с углами вертикального наведения от -10° до +30°, и спаренный с ней 7,92-мм пулемет. В боковых башнях устанавливались ещё два пулемета такого же калибра. Бронирование танка в лобовой части должно было составлять 50 мм. Ходовые характеристики среднего танка 20ТР оценивались весьма оптимистично. Предполагалось, что его скорость по шоссе составит около 45 км\ч, при этом танк сможет преодолевать рвы шириной 2,5 метра и брод глубиной до 1,2 метров. Оценочная масса танка составляла 23 тонны.

Два других проекта, подготовленных конструкторским бюро K.S.U.S.Т., отличались только другой конструкцией башен и проектной массой порядка 22 тонн. Ходовая часть танка K.S.U.S.Т. wariant 1, состав экипажа, силовая установка и вооружение остались прежними. Максимальная толщина брони, в соответствии с ТТЗ, составляла 35 мм. Проект K.S.U.S.Т. wariant 2 предусматривал использование двух двигателей мощностью 320 л.с., в связи с чем высоту корпуса в районе МТО пришлось немного увеличить.

Третий проект был представлен конструкторским бюро PZInz и являлся наиболее тяжелым. Масса танка составляла около 25 тонн, бронирование – до 80 мм, экипаж – 7 человек. По компоновке и расчетным характеристикам он соответствовал предыдущим проектам, но в состав вооружения могла входить как 47-мм, так и 75-мм пушка с сохранением трех пулеметов.

Первоначально планировалось, что первый прототип среднего танка 20\25ТР будет получен в крайнем случае в начале 1939 г., но уже в 1938 г. стал очевидна бесперспективность танков многобашенной схемы. Тогда было разработано ещё два модифицированных варианта. Первый из них предполагал установку в единственной башне 75-мм пушки со спаренным пулеметом калибра 7,92-мм и зенитными пулеметом. Второй вариант должен был вооружаться двумя 40-мм пушками.

До немецкого вторжения ни одного прототипа построить так и не удалось. Все проекты остались только на бумаге и дальнейшего развития не получили.

ПРОЕТКНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
20TP\25TP образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 22000-25000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7300
Ширина, мм 2600
Высота, мм 2800
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм или 75-м пушка и три 7,92-м пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ панорамный перископ Гундлаха
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 50-80 мм
борт – 35-40 мм
башня — ?
крыша – 10-15 мм
днище – 10-15 мм
ДВИГАТЕЛЬ два карбюраторных мощностью 300-320 л.с. или один дизельный мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 1,20
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

25TP Средний танк

Официальное обозначение: ?
Альтернативное обозначение: 25TP
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: не строился
Стадия завершения работ: проект закрыт в 1939 году после оккупации Польши.

Если верить польским источникам , то в середине 1939 г. под руководством инженера Эдварда Хабиха, который в 1937-1938 гг. участвовал в разработке легкого танка 4ТР и САУ PZLInż.160, был создан ещё один интересный проект. Речь пойдет о средних танках 20\25ТР не имеющих никакого отношения к проектам трехбашенных машин, создававшихся по техническому заданию от 1936 г. Судя по всему Хабих решил создать оригинальный проект боевой машины, больше ориентируясь на опыт немецких танкостроителей. В итоге появилось несколько вариантов среднего танка, которые сейчас именуют как 20ТР, 21ТР или 25ТР — в зависимости от формы корпуса и вооружения.

Исходя из описания этих проектов, все танки должны были иметь ходовую часть, состоящую из 6 опорных катков диаметром 600-700 мм, 3 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направлюящего колеса. Двигатель Maybach HL 120 устанавливался в задней части корпуса, элементы трансмиссии — в передней. Непосредственно корпус собирался из бронелистов толщиной до 50-60 мм, а его лобовая часть имела рациональный угол наклона. Основное вооружение танка состояло из 75-мм короткоствольной пушки wz.22\24. Более поздний проект предполагал установку длинноствольного орудия увеличенной мощности с измененной маской, а также немного измененную переднюю часть корпуса. Башня танка в обеих вариантах имела два люка для экипажа.

Таким образом Хабих мог получить нечто среднее между немецким средним танком Pz.Kpfw.IV (шасси и форма башни) и советским Т-34 (корпус). Работы над проектом были остановлены после оккупации Польши в сентябре 1939 г.

ПРОЕТКНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
25TP образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 21000-25000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~6000
Ширина, мм ~2200
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-м пушка wz.22\24 и два-три 7,92-м пулемета wz.30
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ панорамный перископ Гундлаха
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 50-60 мм
борт – 40-50 мм
башня — ?
крыша и днище – 10-20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL 120, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 2800 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 сдвоенных катков на борт, 3 поддерживающих ролика переднее ведущее колесо, металлическая гусеница
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?