Бронеавтомобили Польши

Samochod pancerny “Kresowiec” Импровизированный бронеавтомобиль

Одной из самых удивительных бронемашин, созданных в годы Гражданской войны на территории бывшей Российской Империи, без всякого сомнения, был бронированный трактор Praga, более известный теперь под названием “Kresowiec”, что в переводе на русский означает “Пограничник”.

В конце 1918 года, когда Польша вела активные действия по расширению своих границ, наиболее сильное противодействие польским войскам и добровольцам оказало население Галиции (Западной Украины). Украинцы здесь находилсь в явном большинстве и чтобы склонить чашу весов на свою сторону требовалась артиллерия и бронетехника. Как можно понять, на заре становления польского государства всего этого катастрофически не хватало, поэтому приходилось надеяться только на собственные силы. В итоге, по инициативе инженеров В.А.Люцке-Бирка (Wilhelm Aleksander Lutzke-Birk , в то время – коменданта технической обороны) и Витольда Аулиха (Witold Aulich) во Львове был разработан проект импровизированной бронемашины. По всей видимости с моторизацией в Галиции было совсем туго, так как для бронирования был выбран… моторизованный плуг-трицикл. Данная сельскохозяйственная машина, носившая название Praga, была поставлена фирмой Erste Bohmismahrische Maschinenfabrik в 1914 году и довольно длительное время использовалась по прямому назначению. На ней был установлен 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 32 л.с. и простой аналог трансмиссии, включавший механическую 2-скоростную коробку передач. Место водителя располагалось ближе к управляющему колесу, которое находилось сзади.

Двигатель был вынесен вперед. В силу того, что машина предназначалась только для сельского хозяйства, подрессоривания колес на ней отсутствовало. Бронировку моторизованного плуга проводили при содействии железнодорожных мастерских и завершили в мае 1919 года. В силу конструктивных особенностей исходного образца бронемашина получилась откровенно оригинальной. Корпус коробчатой формы проектировался с расчетом на установку трех пулеметов. Два из них располагались сзади по бортам, третий – спереди. На крыше для лучшего обзора была поставлена наблюдательная рубка цилиндрической формы. Однако, необычный вид этой машине придавало бронирование двигателя, который заключили в большой цилиндрический кожух.

Самое интересное, что данных об участии “Пограничника” в боях за Львов не сохранилось. В первую очередь бронемашину готовили для борьбы с местным населением, которое покушалось на земли польских землевладельцев. Ничего подобного украинцы тогда противопоставить не могли, так что можно предположить, что некоторое время польской бронемашине сопутствовал успех. По словам Люцке-Бирка «бронеавтомобиль принимал активное участие в боях в Поджеуйском Саду» (Ogrodzie Pojezuickim), однако никакой другой информации о судьбе “Пограничника” найти пока не удалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Kresowiec” образца 1918 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7000
Ширина, мм 3160
Высота, мм 2860
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ три 7,62-мм пулемета Максим обр.1908 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10 мм борт корпуса – 10 мм корма корпуса – 10 мм крыша и днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 32 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 3х2, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Samochod pancerny “Tank Pilsudskiego” Импровизированный бронеавтомобиль (1919 г.)

Последняя война за независимость Польши (а точнее говоря – за овладение территориями сопредельных государств), длившаяся с небольшими перерывами с ноября 1918 по март 1921 года, преподнесла миру несколько удивительных бронеавтомобилей, созданных польскими энтузиастами военного дела. Самое примечательное, что все эти машины были собраны во Львове и предназначались для усиления польских войски ополченцев, пытавшихся отвоевать этот город у боевых формирований Западно-Украинской Народной Республики. Одним из таких бронеавтомобилей был “Tank Pilsudskiego” (в буквальном переводе – “танк Пилсудского”) или «Jozef Pilsudski», который получил своё название по инициалам польского генерала, позже ставшего диктатором.

История создания этой машины довольно туманна. Официальная версия содержит следующие сведения. В начале ноября 1918 года, когда противостояние между поляками и украинцами фактически переросло в военный конфликт, профессор Антонии Марковский предложил капитану М.Борусе-Спечовичу (M. Borucie-Spiechowiczowi, коменданту Школы Сенкевича) использовать в боях с войсками ЗУНР бронетехнику. Безусловно, эта идея была хороша и нашла поддержку у военных, однако на тот момент никаких бронемашин у поляков не было в принципе. Чтобы решить эту проблему поляки начали строить их собственными силами, располагая лишь тем, что было под рукой. Что касается “Танка Пилсудского”, то до сих пор неизвестно, какой автомобиль был использован в качестве базового шасси. Однозначно можно сказать, что это был коммерческий грузовик с колесной формулой 4х2 и спицованными колесами с бескамерными шинами. Бронекорпус имел простую форму, однако его передние броневые листы устанавливались под большими углами наклона. Для входа и выхода из машины были выполнены две большие прямоугольные двери с левого и правого борта. Снизу ходовая часть тоже имела защиту, однако вид материала, опоясывавшего корпус по всей окружности, пока выяснить не удалось. Вооружение состояло из четырех пулеметов Максим обр.1908 г., два из которых устанавливались в амбразурах по бортам корпуса. Экипаж бронеавтомобиля насчитывал 7-8 человек.

Вообще поражает быстрота, с которой поляки соорудили свой “Танк”. Машина была готова уже 8-го ноября 1918 года – то есть, всего через два дня после выхода Австро-Венгрии из войны. Учитывая то, что даже в заводских условиях бронеавтомобили могли строиться неделями, такая скорость кажется малореальной. Ведь для постройки таких машин требовалась подготовка рабочих чертежей, за которыми следовало изготовление бронелистов с каркасом на котором они крепились, и только потом производилась окончательная сборка. На этот процесс тратилось довольно много времени, существенно превышавшее двое суток. Отсюда напрашивается два вывода. Вполне возможно, что поляки использовали готовое шасси и наработки по бронеавтомобилю, ранее предназначавшегося армии Австро-Венгрии. В пользу этой версии говорит наклонное расположение бронелистов, использовавшееся на машинах конструкции Юновича. Согласно другой версии, ожидая скорый распад империи и последующую “драку” за “спорные территории”, поляки занялись разработкой бронемашины заранее (предположительно в октябре 1918 г).

“Танк Пилсудского” не имел камуфляжной окраски, но на лобовом бронелисте капота двигателя был нанесен польский орел. Кроме того, эта машина прошла небольшую “фотосессию”, во время которой на неё водрузили флаг Северо-Американских Соединенных Штатов – это должно было символизировать поддержку поляков со стороны американцев. Собственно, в таком виде он и запомнился любителям бронетехники в наше время.

Итак, уже 9-го ноября “Танк Пилсудского” пошёл в бой. Командиром бронеавтомобиля стал подпоручик Эдвард Сас-Свистелинский (Edward Sas-Swistelnicki), механики-водители — Евгениус Бернаски (Eugeniusz Bernacki) и Владислав Кубала (Wladyslaw Kubala). Пулеметчики — Мечислав Кретович (Mieczyslaw Kretowicz), Эдвард Кустанович (Edward Kustanowicz), Бронислав Низиол (Bronislaw Niziol), Стефан Замбелли (Stefan Zambelli). Флаг к этому моменту уже сняли, поскольку американцы могли оказать помощь только гипотетически. Польское командование решило задействовать бронеавтомобиль для “зачистки” улицы Мицкевича, где основной удар должен был наносить пехотный отряд. Это действие, судя по всему, было вполне предсказуемым для ополченцев ЗУНР. Более того, украинские солдаты знали о наличии у противника бронетехники, поэтому на пути следования они вырыли канаву и создали баррикаду из перевернутого мебельного фургона. Подъехав к препятствию командир “Танка” был вынужден остановиться. В виду отсутствия вращающейся башни вести огонь можно было только из передней амбразуры, что было совершенно недостаточно для успеха операции. В то же время бронеавтомобиль сам попал под сильный стрелковый огонь, что заставило поляков отойти.

После небольшого ремонта “Танк Пилсудского” вернулся в строй и вновь участвовал в боях с украинской армией. Повторно бронеавтомобиль отметился на Краковской площади 22 ноября 1918 года, однако после этого отследить его судьбу весьма сложно. Учитывая то, что тогда же был создан отдельный бронеавтомобильный взвод («Zwiаzek Aut Pancernych»), в который кроме уникального «Kresowiec» входило ещё несколько машин, не исключено, что “Tank Pilsudskiego” тоже включили в его состав. Это подразделение участвовало в сражениях на Западной Украине зимой-весной 1919 года, но в скором времени было расформировано. По всей видимости, на момент ликвидации техники в нем уже не оставалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Tank Pilsudskiego” образца 1918 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре 7,62-мм пулемета Максим обр.1908 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10 мм борт корпуса – 10 мм корма корпуса – 10 мм крыша и днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Praga, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 32 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Ford FT-B Легкий бронеавтомобиль

На базе хорошо всем знакомого легкового автомобиля Ford T в период Первой Мировой войны был спроектирован бронеавтомобиль, предназначенный для разведки и связи. На обычное шасси установили простейший бронекорпус, собираемый из тонких бронированных листов. Вооружение броневиков состояло из одного пулемета закрытого бронещитом.

Конверсия автомобилей осуществлялась на одном из предприятий в Великобритании, но на Западном фронте эти машины применения не нашли – по крайней мере никаких данных на этот счет обнаружить не удалось. 11 выпущенных броневиков были доставлены в Россию, где с июня 1916 года участвовали в боях в составе экспедиционного бронедивизиона под командованием Локер-Лампсона. Кроме Ford это подразделение располагало 12 бронеавтомобилями Lanchester, двумя Rolls-Royce и четырьмя Pierce-Arrow.

Большой роли на Восточном фронте эти легкие бронеавтомобили не сыграли – все-таки шасси Ford T не было приспособлено для ведения боевых действий, а недостатков у него было больше, чем преимуществ. Англичане намеренно не вводили в строй машины подобного уровня, поскольку на Западном фронте с позиционной войной ему не нашлось бы применения. Зато опыт по созданию броневиков на базе фордовского шасси здорово пригодился полякам.

Начав войну с Советской Россией польская армия имела куда больше бронетехники, чем РККА. Помимо захваченных русских бронеавтомобилей Остин-Путиловец, Фиат-Ижорский, Гарфорд и Джеффри-Поплавко поляки получили из Франции 120 танков! Красная Армия в это время располагала не более чем 10 броневиками. При таком соотношении сил успех Польше был гарантирован заранее, однако в 1920 году 1-я Конная Армия в буквальном смысле этого слова порвала польский фронт, вынудив противника отступать. Польские танки и бронеавтомобили как могли сдерживали русских, но против огромных масс конницы, охватывавшей фланги, сделать они практически ничего не смогли. Часть техники попала в окружение и не смогла помочь осажденной столице. В такой ситуации как нельзя кстати подошел проект переоборудования Ford T в бронеавтомобиль, предложенный инженером Тадэушем Таньским. 12 июня 1920 года он предоставил всю необходимую техническую документацию и получил полное одобрение со стороны военных. Броневик, в целом, недалеко ушел от британского варианта, с той лишь разницей, что польский бронекорпус предусматривал установку вращающейся башни. Производство бронеавтомобилей, обозначенных как Ford FT-B (или “model 1920”) наладили на предприятиях “Gerlach” и “Pulst”. Всего собрали 16 (по другим данным – 17) машин, принявших активное участие в войне с советскими войсками в 1920-1921 гг.

Польские Ford FT-B получились очень легкими, но с хорошим бронированием и ходовыми характеристиками. Кроме того малые размеры броневика делали из него плохую мишень. С другой стороны, машины получились слишком тесными, с ограниченными углами обзора и слабым вооружением. Наибольшим недостатком считался перегрев двигателя при движении с закрытым радиатором.

Ford FT-B пошли в бой уже в июле 1920 года, сначала приняв участие в оборонительных сражениях в Польше, а с августа они активно применялись на Украине.

Последние машины этого типа использовались до 1931 г. По некоторым данным, единичные экземпляры Ford FT-B сохранились до 1939 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Ford FT-B образца 1920 г.

БОЕВАЯ МАССА 1350 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3250
Ширина, мм 1550
Высота, мм 1730
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10 мм борт – 10 мм корма корпуса — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ Ford A, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с. при 2400 об.мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Samochod pancerny “Bukowski” Импровизированный бронеавтомобиль

Очередным в семействе польских импровизированных боевых машин, созданных во Львове, стал броневик “Bukowski”, названый так по фамилии майора Оссориа-Буковского (W.Ossoria-Bukowski) – начальника автомобильной службы львовского гарнизона. Инициатором его создания является полковник Чеслав Манчинский, а руководили работами майор-инженер Кохманн-Флорианский (mjr. inz. WM Kohmann-Floryanski) и начальник автомобильной службы львовского гарнизона майор Оссориа-Буковский (W. Ossoria-Bukowski).

Как всегда поляки подошли к созданию бронемашины нетривиальным образом. За основу был взят 3-тонный коммерческий грузовик Packard, оснащенный 4-х цилиндровым двигателем водяного охлаждения объемом 5725 см.куб. и мощностью 32-33 л.с. Ходовая часть была вполне стандартная и состояла из переднего управлемого и заднего ведущего моста, имевшими одинарные колеса, с резиновыми бандажами вместо шин, и подвеску на листовых рессорах. Размер колеса вместе с шиной составлял 36х5 дюймов, колесная база – 3,96 м. Привод на задние колеса осуществлялся через цепную передачу. Трансмиссия включала 5-скоростную коробку передач, обеспечивающей 4 передачи вперед и 1 назад.

На автомобильную раму устанвливался каркас, надо полагать – деревянный. Собственно, оригинальность данной машины заключалась именно в бронекорпусе, который примерно на 70% изготовлялся из… немецких пехотных бронещитов образца 1916 года.

Почему был выбран именно этот способ бронировки догадаться нетрудно. В начале 1920 года Польша хоть и располагала крупными бронетанковыми силами, но наладить производство собственной брони в нужных количествах не могла. Вместе с тем, после окончания 1-й мировой войны и отступления германской армии образовался некоторый излишек пехотных бронещитов. Данное средство мобильной защиты получило широкое распространение с 1915-1916 гг., однако в полевых частях не пользовалось особой популярностью. Внешне бронещит представлял собой слегка изогнутую бронеплиту с небольшой амбразурой, закрываемой броневой заслонкой. Именно такими бронещитами польские “испровизаторы” собрались обшить свою броневик. По самым скромным подсчетам на это ушло более 100 щитов, которые подвегрлись предварительной обработке. Отмечается также, что толзина бронирования составляла 3-9 мм, но без уточнения, в каких частях машины. Из катаных броневых (а точнее говоря – стальных) плит собиралась только кабина водителя и капот двигателя. Снизу ходовая часть частично защищалась длинными стальными пластинами. В отличии от других создатели “Bukowski” догадались сделать жалюзи на лобовом листе капота, чтобы обеспечить более оптимальное охлаждение двигателя. Посадка в машину осуществлялась через двухстворчатую дверь в задней части корпуса. Для вентиляции и обзора в крыше был сделан откидываемый вверх люк.

Вооружался бронеавтомобиль весьма серьезно. Четыре пулемета системы Максим обр.1908 г. располагались следующим образом: в амбразуре справа от места водителя, в задней части корпуса и по обим бортам. Соответственно, экипаж “Bukowski” составил 6 человек.

Постройка бронемашины проводилась во Львове в авторемонтной мастерской на улице Яновской (Janowskiej) и была завершена в июле 1920 года. Установкой самодельного бронирования занимались старшие военные мастера – сержанты Юзеф Кузилка и Юлиан Лесков (Jоzef Kuzilka, Julian Leskow). К этому времени Красная Армия достаточно глубоко продвинулась вглубь Польши и 14 августа бронеавтомобиль под командованием поручика Крыжинского (Kruszynski) вошел в состав сил, защищавших город Львов от армии Буденного. Впрочем, в ходе первого штурма города эта машина, по всей видимости, оставалась в резерве. В тот же день 1-я конная армия начала штурм Варашавы.

Первый бой экипаж “Bukowski” принял в районе Буска (Busk) 19 августа, где оборонялись части 6-й пехотной дивизии. В течении следующих двух дней, 20-го и 21-го августа, бронеавтомобиль воевал в районе Задворже (Zadwоrze). Подробности этих сражений не сообщаются, однако 23-го августа “Bukowski” был сильно поврежден в бою за Пикуловицу и Барскозовицу (Pikulowice и Barszczowice) и его пришлось эвакуировать во Львов. Здесь он оставался до завершения советско-польской войны и в 1921 году был введен в состав 6-го дивизиона бронеавтомобилей, расквартированного во Львове. Учитывая, что польская армия тогда уже располагала внушительным количеством танков и бронемашин, включая трофейные образцы, необходимость в наличии “Bukowski” отпала. Вероятно, в 1922-1923 гг. этот бронеавтомобиль был разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Bukowski” образца 1920 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6450
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2720
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре 7,62-мм пулемета Максим обр.1908 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Packard, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 32-33 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, колеса диаметром 36х5 дм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Samochod pancerny “Lwowskie dziecko” Импровизированный бронеавтомобиль

Львовская “коллекция” импровизированных бронемашин в период советско-польской войны 1919-1920 гг. ближе к завершению боевых действий пополнилась ещё одним интересным образцом. Ожидая крупного наступления на Западной Украине польское командование всеми силами старалось укрепить обороноспособность своих частей и абсолютно не брезговало любыми доступными средствами. Так, в начале августа 1920 года, сразу после сборки броневика “Bukowski”, под руководством сержантов Кузилека (J.Kuzilek) и Лешкова (J.Leskow) была начата бронировка следующей машины. Работы были проведены в авторемонтной мастерской на ул.Яновской.

Как и ранее, базой послужил коммерческий грузовик американской фирмы Packard, имевший грузоподъёмность 3 тонны. Ходовая часть этой машины включала передний поворотный и задний ведущий мост с цепным приводом. Колеса размером 36х5 дюймов снабжались резиновыми бандажами. На “паккарде” устанавливалась трансмиссия с 5-скоростной коробкой передач, обеспечивавшей 4 передачи вперед и 1 назад, и 4-х цилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 5725 см.куб. и мощностью 32-33 л.с.

При полном отсутствии броневых плит, как и в случае с “Bukowski”, поляки решили повторно использовать запасы немецких окопных щитов, только теперь их количество сократилось примерно до 50. Остальные поверхности обшивались стальными листами. Впрочем, форма корпуса тоже получилась весьма оригинальной. Очевидно учтя опыт боёв предыдущих боевых столкновений польскими “специалистами” был сделан вывод, что бронеавтомобиль должен оснащаться наклонным бронированием. В результате, передняя и задняя часть корпуса получили сильные углы наклона, а при виде сбоку машина выглядела как усеченный треугольник. Вместе с тем, компоновка осталась стандартной, с передним размещением двигателя и трансмиссии и боевым отделением, занимавшим среднюю и заднюю часть. Вооружение бронемашины составили два 7,62-мм пулемета Максим орб.1908 г. (один в лобовом листе справа и второй на корме) и одна 37-мм пушка Puteaux SA18, установленная в цилиндрической одноместной башне на крыше корпуса.

Понятно, что не имея должной технологической оснастки и опыта в постройке бронеавтомобилей поляки получили довольно посредственную боевую машину. Оценочная масса, вместе с экипажем из 5-6 человек и полным вооружением, составляла около 7000 кг. В совокупности с явно не подходящей для этой цели ходовой частью и большой высотой (3 метра) этот бронеавтомобиль мог нормально передвигаться только на дорогах с твердым покрытием, хотя максимальная скорость заявлялась до 30 км\ч. Без надежной поддержки пехоты он тоже становился бы легкой добычей противника, но поляки как-раз рассчитывали именно на боевое применение при тесном взаимодействии с другими частями.

По случаю ввода нового бронеавтомобиля в строй 19 сентября 1920 года состоялась официальная церемония, на которой присутствовал полковник Манчинский (Mаczynski), полковник Генерального Штаба Марианский (Marianski), подполковник Богуский (Boguski). Именно здесь машине было присвоено название “Lwowskie dziecko” (“Львовская детка”). По окончании этого мероприятия у памятника Мицкевичу состоялся парад, в котором участвовали части польской армии и импровизированные бронеавтомобили.

Кстати, в боевых действиях “Lwowskie dziecko” участия не принимала. Сразу после парада, где в одном ряду с ней проехал недавно прибывший из ремонта “Bukowski”, машина осталась во Львове. В марте 1921 года, когда польские бронесилы были реорганизованы, обе бронемашины вошли в состав 6-го бронеавтомобильного дивизиона. Учитывая то, что в августе того же года при дивизионе была организована учебная часть также с двумя машинами, можно сделать вывод, что “Lwowskie dziecko” и “Bukowski” использовались только для обучения личного состава. Впоследствии 6-й дивизион был расформирован и оба бронеавтомобиля, вероятнее всего, были разобраны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Lwowskie dziecko” образца 1920 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6200
Ширина, мм 2000
Высота, мм 23000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка SA18 и два-четыре 7,62-мм пулемета Максим обр.1908 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механические пулеметные прицелы и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Packard, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 32-33 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, колеса диаметром 36х5 дм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Samochod pancerny “Wozniac-Walerus” \ “Powstaniec” Импровизированный бронеавтомобиль

Вторым бронеавтомобилем, созданным силами польских автомастерских в ходе Третьего Силезского Восстания, стал “Wozniac-Walerus”. Постройка этой машины руководил Карол Валерус, по имени которого и было дано название. Впрочем, использовалось и другое название – “Powstaniec” (“Повстанец”).

Для постройки бронеавтомобиля была использована ходовая часть от немецкого тягача или грузовика неустановленного типа. Учитывая, что масса “Powstaniec” составила порядка 7000 кг, грузоподъёмность этой машины составляла не менее 3 тонн. Однозначно можно сказать, что грузовик был заднеприводным.

В отличии от “Korfanty” этот импровизированный бронеавтомобиль получил настоящее бронирование. Утверждается, что часть бронеплит была взята от германского подбитого танка A7V. Если это действительно так, то “Powstaniec” имел самое мощную защиту из всех польских бронемашин, включая танки. Достаточно сказать, что бортовое бронирование A7V составляло 20 мм, лобовое – 30 мм.

Форма корпуса была выполнена почти симметричной, если не считать выступавшего вперед забронированного моторного отсека клиновидной формы. Нижняя часть машины, включая колеса, защищалась бронированными (или стальными ?) щитами. На этот раз польским “автомобилистам” надо отдать должное – несмотря на недостаток средств и ресурсов им по сути удалось создать колесный танк. По углам в передней и задней части находились пулеметные установки с удлиненными амбразурами, которые обеспечивали круговой обстрел. На крыше боевого отделения была установлена небольшая одноместная башня конической формы с ещё одним пулеметом калибра 7,92-мм. Правда, из-за массивного корпуса сектора обстрела вперед и назад оказались несколько ограниченными. Ещё одним недостатком “Powstaniec” была небольшая подвижность и невозможность передвигаться вне дорог с твердым покрытием.

Несмотря на это самый мощный польский бронеавтомобиль активно использовался в боях с немецкими войсками. В конце мая 1921 года “Powstaniec” и “Korfanty” участвовали в боях у горы Святой Анны и близ города Кедзерин (Kedzierzyn). После завершения восстания, которое по сути являлось локальной войной с Германией, эта машина продолжала служить в рядах польской армии, но уже в качестве учебной. В конце 1920-х гг. “Powstaniec” ещё находился во вполне приличном состоянии. Дальнейшая его судьба остается невыясненной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Samochod pancerny “Wozniac-Walerus” \ “Powstaniec” образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ пять 7,92-мм пулеметов Schwarzloze MG08
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, бескамерные шины, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Samochod pancerny “Korfanty” Импровизированный бронеавтомобиль

Последняя фаза польских завоеваний в Восточной Европе, когда стремление оторвать кусок территории от соседних стран заметно превысило разумные пределы, длилась с октября 1920 и до начала 1922 года. До этого времени армии Польши успела совершить такие “подвиги”, как оккупацию западных области Украины и Беларуси (от бывшей Российской Империи), Виленского края (от Литвы) и отдельные районы бывшей Германской Империи. Но осталась ещё одна “спорная” территория – часть Силезии, с большим процентом польского населения (но не доминирующим). Не надеясь на помощь Антанты польское правительство практически открыто поддержало националистическое движение и весной 1921 года это привело к так называемому Третьему Силезскому Восстанию.

В первых числах мая начались боевые столкновения между немецкой армией и польскими “повстанцами”. Численного перевеса в людях и стрелковом вооружении ни одной из сторон добиться не удалось. Но, как подсказывал опыт войны с Советской Россией, даже легкобронированные машины могли существенно повлиять на ход боёв. Решением вопроса о создании импровизированных бронемашин занялся бывший морской офицер кайзеровского флота Роберт Ошек (Robert Oszek), теперь носивший звание поручика. После демобилизации он вступил в ряды так называемой “штурмовой моторизованной роты” (“szturmowa kompanie zmotoryzowana”), состоявшей из бывших польских моряков. В образованный Ошеком отдел было набрано 67 человек, наиболее опытных в военном деле. Постройку импровизированных бронемашин по собственному проекту он начал в Сосновце, где располагался небольшой автопарк бывших немецких грузовиков и тягачей разных марок. Предположительно, для первой машины был выбран грузовик Magirus, имевший колесную формулу 4х2 и задний ведущий мост со сдвоенными колесами. Поскольку брони нужного качества и в нужном количестве у повстанцев просто не было, вместо неё были использованы стальные пластины, поставленные предприятием Baildon. “Бронирование” крепилось на металлическом (?) каркасе при помощи болтов и заклепок. Особой эстетики от Ошека никто не требовал и потому форма корпуса получилась предельно просто. В то же время, расположение пулеметных амбразур делалось таким образом, чтобы обеспечить круговой обстрел. Всего на бронемашине можно было установить пять 7,92-мм пулеметов типа MG08: один в лобовом бронелисте, рядом с водителем, и четыре в задней части корпуса по углам, имевшим цилиндрическую форму. Экипаж состоял из 7-9 человек, в зависимости от количества пулеметов.

Постройка броневика, получившего название “Korfanty”, была завершена в первой декаде мая 1921 года. Машина под командованием самого Ошека была включена в состав моторизованной группы, включавшей ещё 2-4 небронированных автомобиля. По всей видимости, “Korfanty” ценился весьма высоко, потому как его сразу передали в распоряжение NKWP (главного командования повстанческих войск) и использовался для “затыкания дыр” на наиболее важных участках фронта. В течении первой фазы восстания броневик действовал в составе группы войск “Север” (“Polnoc”), а далее его передали 1-й повстанческой дивизии под командованием майора Людыга-Ласковского (J.Ludyge-Laskowski). Активность применения “Korfanty” говорит сама за себя – в течении второй половины мая он воевал под Славецицами (Slawiecicy), Кедзерином (Kedzierzyn) и Рашовым (Raszow). После этого, с 20 по 27 мая, броневик участвовал в боях у горы Святой Анны и населенных пунктов Крепна (Krepna), Жирова (Zyrow), Лихыния (Lichynia) и Лешница (Lesnica). О действиях поляков рассказал один из членов экипажа “Korfanty” в своих воспоминаниях, опубликованных в 1981 году: “…Потом говорили, где прошел со своими Ошеек, там трава не росла” (дословно “Potem mowili, ze gdzie przeszedl Oszek ze swoimi, to trawa nie rosla”). Поляков тут понять не трудно, ибо они в буквальном смысле решили сплясать на костях поверженных врагов (имеется в виду Германия и Россия), за что впоследствии жестоко поплатились. Впрочем, тогда отмечался высокий боевой дух бывших моряков, а сам факт появления “Korfanty” иногда приводил противника в замешательство. По неподтвержденным данным после завершения восстания “Korfanty” был передан в музей города Краков, где оставался до сентября 1939 года. Вероятно, после оккупации Польши броневик был разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Korfanty” образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~7
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5950
Ширина, мм ?
Высота, мм 2400
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ четыре-пять 7,92-мм пулеметов Schwarzloze MG08
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Samochod pancerny “Zabrski powstaniec” Импровизированный бронеавтомобиль

В ходе Третьего Силезского Восстания в городе Забр (Zabrz), на основе ходовой части немецкого грузовика неустановленного типа, был построен очередной импровизированный бронеавтомобиль, уникальный своей простотой.

Корпус бронеавтомобиля представлял собой бронированную коробку с полукруглой крышей, внутри которой находилось как боевое отделение, так и двигатель. Из-за этого машина напоминала скорее бронированную повозку. С каждого борта были сделаны по три прямоугольные амбразуры, два люка с бронекрышками имелись в носовой части корпуса. Вход осуществлялся через дверь в кормовой части.

Сведения о вооружении и бронировании отсутствуют. По всей видимости, бронеавтомобиль обшивался стальными листами толщиной до 9 мм. Вооружение могло включать до шести пулеметов типа Максим или Schwarzloze MG08.

Постройка этого импровизированного бронеавтомобиля, имевшего на борту надпись “Zabrski powstaniec”, была завершена в мае 1921 года. Данных о его боевом применении найти пока не удалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Samochod pancerny “Zabrski powstaniec” образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5100
Ширина, мм ?
Высота, мм 2650
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ до шести 7,92-мм пулеметов Schwarzloze MG08 или 7,62-мм пулеметов Максим обр.1908 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, задниеколеса сдвоенные, бескамерные шины, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Samochod pancerny wz.29 “Ursus” Легкий бронеавтомобиль

В 1929 г. штаб польской армии, не удовлетворенный отзывами об эксплуатации бронеавтомобилей типа wz.28, заказал разработчикам новую модель для кавалерии только на колесном ходу. Инженер Рудольф Гандлак вполне успешно справился с заказом, представив свою разработку, созданную на основе имеющихся автомобильных узлов и агрегатов. За основу было взято шасси от 2-тонного грузовика Ursus (тот же итальянский SPA 25C, строившийся в Польше по лицензии), на которое установили броневую коробку. Создаваемый под влиянием броневиков Первой Мировой войны польский образец имел несколько схожих черт с зарубежными машинами аналогичного класса. К примеру, от союзников “позаимствовали” идею башни с передними и задним пулеметами, а также место заднего водителя. Вместе с тем, отсутствие полного привода на все колеса отрицательно сказался на маневренности и проходимости бронеавтомобиля. Заднее место водителя тоже было недостаточно проработано и броневик не мог развивать достаточной скорости, как и при движении вперед. В добавок, машина обладала высоким силуэтом.

Испытания машины прошли в том же 1929 г. Оказалось, что при всех своих недостатках броневик Гандлака несколько лучше wz.28 и хотя его приняли на вооружение, обозначив как wz.29 (или CWS) было заказано всего 10 экземпляров. По всей видимости, это не совсем точное число, поскольку встречаются утверждения о выпуске 8 боевых и 5 учебных машин. Несколько позже был подготовлен проект бронеавтомобиля wz.31, с колесной формулой 6х4 и несколько лучшими ТТХ, но штаб армии его отклонил. Зато более широкое распространение получила пулеметная башня. В 1930-е гг. её устанавливали на канонерские лодки типа “Z”, речные катера и речные минные заградители.

Впервые wz.29 опробовали на маневрах кавалерийских частей летом 1931 г. совместно с легкими танкетками Carden-Lloyd Mk.VI и TK-1. В середине 1930-х гг. все 10 выпущенных бронеавтомобилей распределили между дивизионами в Львове, Познани, Быдгоще и Журавице. С 1936 г. машины типа wz.29 вновь собрали вместе и направили в учебный центр в Модлине, где из них сформировали 11-й броневой дивизион. В августе 1939 г. восемь машин включили в Мазовецкую кавалерийскую Бригаду. Семь из них вошли в бронированный автобатальон, а восьмой использовался как командирская машина майором Стефаном Маевским. С первых дней войны бронемашины активно использовались для ведения разведки и помогали при отступлении польских войск, сдерживая натиск немцев. Приведем основные моменты их боевого применения.

1 сентября, устроив засаду на пути следования авангарда немцев, польские экипажи подбили три вражеские бронемашины, не потеряв ни одной своей.

3 сентября одна машина была потеряна во время боя с бронедивизией “Kempf”, позже другие бронемашины поддержали оборону 11-го уланского полка, сражавшихся с дивизией СС “Deutchland”.

4 сентября wz.29 участвовали в атаке 7-го уланского полка у деревни Щуки. В бою им удалось подбить два танка Pz.Kpfw.I, а лейтенант Нахорский поджег штабную машину, захватив карты противника.

7 сентября машины Ursus и 7-й уланский полк сражались с 1-й кавалерийской бригадой. В бою они подбили две вражеские машины, но и сами потеряли одну.

13 сентября в состав батальона включили несколько бронемашин wz.34 из 61-го (81-го ?) батальона. Около города Серочин это подразделение встретилось с колонной немецких грузовиков, шедших в охранении мотоциклистов и бронеавтомобилей. Бой закончился уничтожением двух вражеских транспортных средств, но и поляки потеряли один wz.29 от огня противотанкового орудия. Оставляя преимущество в числе за немцами поляки отошли за реку Свидер и на следующий день предприняли контратаку. Хорошо подготовившиеся немецкие части устроили им неприятный сюрприз – как только головной автомобиль въехал на мост его сразу поразило ПТ-орудие. Проход оказался заблокированным и атака захлебнулась. В то же время на фланге танкетки TKS с трудом преодолевали болотистую местность и тоже отступили. Не причинив врагу существенного вреда польские части лишились двух wz.29, двух wz.34 и нескольких танкеток. Пришлось отойти назад, но это помогло кавалерийской группе генерала Андерса избежать окружения. Вечером того же дня в перестрелке с немецкой пехотой был потерян командирский броневик.

В итоге, значительно ослабленный батальон присоединился к группе армии “Люблин”. Собирая новые силы для наступления поляки так и не смогли достичь положенной концентрации сил. Даже наоборот, из-за невозможности машин wz.29 передвигаться по песчаным дорогам, почти все они 16 сентября были уничтожены своими экипажами. Остатки батальона 18 сентября участвовали в сражении у Томашув Любельским, где и были окончательно разбиты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
wz.29 образца 1929 г.

БОЕВАЯ МАССА 4800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5480
Ширина, мм 1850
Высота, мм 2480
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка SA18 или один 7,92-мм пулемет в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб и борт корпуса – 12 мм крыша и днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ursus 2A, карбюраторный, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения, 35 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 35 км\ч
ЗАПАС ХОДА 380 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м ?
Ширина рва, м ?
Глубина брода, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Samochod pancerny wz.31\wz.33 “Ursus” Тяжелый бронеавтомобиль

Вместе с разработкой бронеавтомобилей для кавалерии, которых сейчас принято относить к машинам легкого типа, польские конструкторы приступили к проектированию совершенно новой модели, базой для которой послужило трехосное шасси. Поскольку эти работы проводились в 1930 г., не исключено, что решение обратиться именно к такой колесной базе было сделано под влиянием советского БА-27 и американского Т4. Впрочем, именно трехосная ходовая часть с формулой 6х4 могла гарантировать лучшие ходовые качества и способствовала установке на неё более мощного вооружения.

Первый вариант основывался на ходовой части грузовика Saurer, производство которого налаживалось в Польше по швейцарской лицензии. Предусматривалось, что в конструкции “тяжелого бронеавтомобиля образца 1931 г.” (samochod pancerny wz.31) будут широко использоваться наработки по модели 1929 года “Ursus”. В частности, от неё предлагалось заимствовать общую форму корпуса, схему бронирования и компоновку.

Представленный в 1931 году инженерами BK Br.Panc WIBI проект напоминал нечто среднее, между немецким Sd.Kfz.231(6 -Rad) и польским wz.29. Машина получилась очень длинной (7 метров), при этом расстояние между первым и вторым мостом оказалось чрезмерно велико. Это повлекло бы за собой усиление жесткости рамы и увеличение массы, которая и без того составила 7800 кг. Подобная схема также отрицательно сказалась бы на подвижности и проходимости машины по местности.

Корпус должен был собираться на металлическом каркасе из броневых листов толщиной 5 и 12 мм при помощи уголков, болтом и заклепок. Согласно другим данным толщина бронирования составляла 6 и 13 мм соответственно. Лобовой и кормовой бронелист боевого отделения, а также передняя бронеплита капота двигателя, устанавливались под значительными углами наклона. В то же время борта были вертикальными.

На данной моделе предусматривалась установка двух типов двигателей. Основной вариант включал бензиновый 6-цилиндровый 4-тактный двигатель Saurer BLD мощностью 100 л.с. В качестве “запасного” можно было установлить дизельный 4-цилиндровый мотор той же фирмы, но меншей мощности – 84 л.с. Силовая установка высокой мощности теоретически должна была обеспечить высокую скорость передвижения по шоссейным дорогам. Предусматривался также второй пост уапрвления на корме со смещением к правому борту, по аналогии с бронеавтомобилем wz.29. Экипаж бронемашины состоял из пяти человек.

Несмотря на то, что проект wz.31 позиционировался в качестве “кавалерийской” машины, его вооружение ни в чем не уступало танку. В шестигранной башне размещалась 37-мм пушка Puteaux SA18, которую явно собирались позаимствовать у танков FT-17, и два 7,92-мм пулемета образца 1925 г. (рядом с пушкой и в кормовом бронелисте). При этом установка второго башенного пулемета производилась таким образом, чтобы он мог вести стрельбу по воздушным целям. Третий пулемет калибра 7,92-мм находился в кормовом бронелисте корпуса со смещением вниз по левому борту. Исходя из технического описания бронемашина могла оснащаться четырьмя пулеметами без пушечного вооружения. Боекомплект состоял из 100 выстрелов и 8000 патронов.

Проект был рассмотрен военной комиссией в 1931 году и был отвергнут по причине высокой стоимости. Суммарная цена составила 160.000 польских злотых, из которых 61.000 приходилась на ходовую часть и 99.000 (!) на вооружение и бронирование.Samochod pancerny wz.29Спустя год проект был в значительной мере переработан, получив название “samochod pancerny wz.33” и имя “Ursus”. Теперь, в качестве базового варианта на этот раз было выбрано шасси от коммерческого грузовика Ursus AT. Эта машина выпускалась в Польше по лицензии, поэтому проблем с запасными частями и обслуживанием не должно было возникнуть. По эксплуатационным качествам Ursus тоже не вызывал особых нареканий. Ходовая часть имела стандартную подвеску на листовых рессорах. Передний мост с одинарными колесами служил для управления, два задних моста со сдвоенными колесами были ведущими. Все колеса оснащались пневматическими шинами размером 20х7,5 дм.

Поскольку получить двигатель Saurer BLD не удалось, на wz.33 пришлось установить другой, меньшей мощности, но выпускавшийся серийно. Вначале предполагалось установить отечественный FIAT-Polski 122B, но его характеристики были весь скромными и не подходили для бронемашины тяжелого типа. Вместо него был выбран бензиновый 6-цилиндровый двигатель Hotchkiss объёмом 3,5 литра, развивавший максимальную мощность 70 л.с. Такие же двигатели планировали ставить на французские легкие танки Hotchkiss H-35.

Корпус, в целом, сохранил общие черты с бронеавтомобилем wz.29, однако его форма сильно изменилась. В целях облегчения конструкции пришлось значительно сократить площадь бронирования. Боевой отсек сдвинули ближе к двигателю и несколько уменьшили в объёме. Из-за этого капот стал заметно короче, а на корме появилась забронированная площадка, как у бронемашин времен 1-й мировой войны. Второй пост управления сохранялся, но кормовой пулемет пришлось поднять выше и разместить на одном уровне со смотровым люком водителя. Ещё по три смотровых люка располагались с каждого борта и один — в кормовом бронелисте перед местом второго водителя.

Башня от бронеавтомобиля wz.29, c двумя пулеметами и 37-мм пушкой Hotchkiss М85, и кормовой пулемет сохранялась без изменений. В лобовом листе корпуса, справа от водителя, устанавливался четвертый 7,92-мм пулемет. Боекомплект также не изменился. Все пулеметы оснащались оптическими прицелами wz.29. Экипаж машины, как и на моделе wz.31, состоял из пяти человек: два водителя, два пулеметчика и командир.Samochod pancerny wz.29Предпринятые меры позволили сократить длину корпуса до 5,61 метра и уменьшить массу до 6,1 тонны. Однако на испытаниях выяснилось, что 70-сильный двигатель слишком слаб для этой машины. Было также заявлено, что бронеавтомобиль wz.33 достиг максимальной скорость 60 км\ч при движении по шоссе, а его запас хода составил 350 км, но другие ходовые качества качества и проходимость этой машины оставляли желать много лучшего. Стоит также учитывать, что корпус прототипа wz.33 был собран из обычных стальных листов.

Тем не менее, в 1934 году армия Польши сделала заказ на 62 единицы, который предстояло выполнить в течении года. Не успев начать сборку последовал новый приказ – в то же году был сделан вывод, что wz.33 не отличается в лучшую сторону от wz.29 за исключением скорости, и потому производство двух одинаковых машин посчитали нерациональным. Единственный прототип был впоследствии разобран на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
wz.33 “Ursus” образца 1933 г.

wz.31проект 1931 г. wz.33прототип 1933 г.
БОЕВАЯ МАССА 7800 кг 6100 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7000 5610
Ширина, мм 2080 1950
Высота, мм 2600 2480
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ 37-мм пушка Puteaux SA18 и три 7,92-мм пулемета wz.25 37-мм пушка Hotchkiss M85 и три 7,92-мм пулемета или четыре 7,92-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ 100 выстрелов и 8000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 12 мм борт – 12 мм корма — 12 мм крыша и днище — 5 мм лоб корпуса – 13 мм борт – 13 мм корма — 6 мм крыша и днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Saurer BLD, дизельный, 6-цилиндровый 4-тактный, жидкостного охлаждения, мощностью 100 л.с. или 6-цилиндровый бензиновый Saurer мощностью 84 л.с. Hotchkiss, бензиновый, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4, подвеска на листовых рессорах, пневматические шины колесная формула 6х4, подвеска на листовых рессорах, пневматические шины размером 20х7,5 дм
СКОРОСТЬ ~60 км\ч 60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ? 350 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

Samochod pancerny wz.34 Легкий бронеавтомобиль

История наиболее массового польского бронеавтомобиля wz.34 напрямую связана с более ранней полугусеничной моделью wz.28, впервые поступившей на испытания в 1925 г. О её эксплуатации и боевом применении можно прочитать в отдельной статье. Любопытен лишь факт того, что почти все из 90 построенных wz.28 в течении 1934-1938 гг. были перестроены в обычные колесные броневики, получивших обозначение wz.34.

Смысл переделки заключался в следующем – полугусеничная ходовая часть показала разочаровывающие результаты и в целом оказалась хуже обычной колесной. Программа перестройки бронемашин проходила в несколько этапов, на каждом из которых вносились какие-либо изменения. Например, обычный вариант wz.34 сохранил бронекорпус и оригинальный двигатель Citroen, зато вместо полугусеничной тележки была установлена ось от автомобиля FIAT 614. Вторая модификация wz.34-I получила новый мотор FIAT 108, а модификация wz.34-II отличалась мотором FIAT-108-III, осью от FIAT Polski 618, гидравлическими тормозами и электрическим оборудованием. Именно их построили больше всего – почти 60 единиц. Позднее до этого стандарта довели часть ранее выпущенных машин. Внешне все три варианта отличались только разным количеством окон и наклоном тыловых листов брони. Что касается вооружения, то примерно 1\3 машин оснащалась 37-мм пушкой Puteau SA18 с боезапасом 96-100 снарядов, в то время как остальные получили один 7,62-мм пулеметы Hotchkiss wz.25 с боезапасом 2000 патронов. Оба варианта вооружения к концу 1930-х гг. полностью устарели, так как малокалиберная пушка практически не годилась для борьбы даже с легкобронированными целями, а одного пулемета было явно недостаточно.

Исходя из этого было решено использовать wz.34 только для ведения ближней разведки и патрулирования. Впрочем война быстро нарушила эти планы и нередко легкие бронеавтомобили применялись для непосредственной поддержки пехоты. На 1 января 1939 г. общее количество бронеавтомобилей типа wz.34 и wz.28 было следующим:

1-й бронебатальон, Познань – 9

4-й бронебатальон, Брест-Литовск – 9

5-й бронебатальон, Краков – 9

6-й бронебатальон, Львов – 17

7-й бронебатальон, Гродно – 25

8-й бронебатальон, Быдгощ – 9

12-й бронебатальон, Луцк – 12 Итого – ровно 90 единиц.

Перед самой войной, согласно мобилизационным планам, при кавалерийских бригадах было сформировано 10 бронебатальнов, получивших номера 21, 31, 32, 33, 51, 61, 62, 71, 81 и 91. Ещё один батальон получил броневики wz.29. Вступив в бой утром 1 сентября 1939 г. легкие бронеавтомобили, хотя и понесли потери, оказали вполне достойное противодействие агрессору. Вот наиболее известные факты боевого применения wz.34 в польской кампании.

1 сентября wz.34 совместно с танкетками TKS из 21-го батальона участвовали в контратаке у деревни Мокра. Противник угрожал зайти во фланг артиллерийскому полку, располагавшемуся близ леса, и чтобы не допустить этого поляки предприняли лихую атаку на немцев. Нападение было столь внезапным, что немецкие танкисты принялись стрелять во все, что попадалось на глаза, не особо разбирая, где свои и где чужие. Ценой потери всего 3 машин немецкое продвижение вглубь станы было приостановлено более чем на сутки.

1-2 сентября бронемашины 71-го батальона успешно отбили нападение немецких пограничников и нацистских саботажников у н\п Лешно. В пылу контратаки 2-й взвод бронеавтомобилей и батальон пехоты перешли немецкую границу и уничтожили три автомобиля в деревне Кенигсдорф.

3 сентября машины из 51-го батальона были направлены на поиски нескольких немецких броневиков, “терроризировавших” польскую пехоту у деревни Слупиа. Оба бронеотряда встретились после наступления темноты, но для немцев это стало намного большей неожиданностью. В итоге, поляки, ослепив противника фарами и открыв огонь, заставили немцев оставить все три машины.

5 сентября 51-й батальон в течении дня сдерживал атаки немецкой пехоты и бронетехники у деревни Кельцы. Полякам в первом бою удалось подбить две вражеские машины, но к концу дня немцы оттеснили их к северу и заставили отступить.

7-го сентября эскадрон 61-го батальона вошел в деревню Панащев, где столкнулся со штабом немецкой пехотной дивизии. В последовавшем бою поляки потеряли две машины. 13-го сентября оставшиеся броневики включили в состав 11-го батальона и впоследствии участвовали в атаке на г.Серощин.

8-9 сентября оставшаяся часть 51-го батальона оказала поддержку при атаке польской пехоты у деревне Ильза. 8-го сентября, возвращаясь в деревню Блажины Горне, бронеавтомобили и танкетки застали врасплох колонну 3 LeDiv. В ходе боя они внесли замешательство в строю немцев, подбили несколько транспортных средств и рассеяли пехоту.

8 сентября, отступая от Радова к Пулавам арьергард 33-го батальона, состоявший из 2 бронемашин, 2 танкеток и мотоциклов сдерживал врага у г.Зволен. Полякам удалось подбить одну бронемашину и три бронетранспортера, прежде чем превосходящие силы врага заставили их отступить. В течении дня группу штурмовали немецкие самолёты, но ни одна машина потеряна не была. 18-19 сентября последние бронеавтомобили и танкетки 33-го батальона были уничтожены при попытки прорыва под Томашув Любельским.

Последним подразделением, использовавшим wz.34 к концу сентября остался только 91-й батальон. 23 сентября майор А.Сливинский, собрав остатки польской техники и несколько захваченных немецких машин, предпринял попытку прорыва к венгерской границе. У г.Самбор группа внезапно встретилась с наступавшими советскими частями. После короткого боя поляки отступили в лес и на следующий день им пришлось уничтожить все бронемашины, так как из-за дождей дороги стали непроходимы. Почти весь личный состав попал в плен.

Как видим, при умелом применении wz.34 причинили немало неприятностей немцам. По статистике, 55% всех машин было потеряно в боевых условиях, 35% уничтожены самими экипажами и 10% оставлены из-за отсутствия топлива. Кроме этого, wz.34 были весьма восприимчивы к погодным условиям. Как уже описывалось ранее, эти броневики не могли передвигаться по размытой дороге, что и обусловило свой небоевой процент потерь. Кстати, именно по последней причине пришлось уничтожить машины 62-го и 71-го батальонов – 16 сентября, после сражения на р.Бура, экипажи сожгли все оставшиеся бронеавтомобили из-за невозможности переправить их даже вброд. К тому же, вооруженные устаревшими пушками и пулеметами wz.34 не могли тягаться с легкими танками и средними бронеавтомобилями, число которых в немецкой армии было значительным.

После оккупации страны все wz.34 достались немцам. Часть машин использовалась для полицейских функций внутри страны, а в 1941 г. 16 бронеавтомобилей передали Хорватии, где их применяли против партизан. Об успешности их боевого судить довольно трудно, поскольку данные на этот счет отсутствуют, однако на 1943 г. ни одного wz.34 в строю хорватской арии и полиции не числилось. До настоящего времени не уцелел ни один wz.34.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
wz.34 образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 4200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3750
Ширина, мм 1950
Высота, мм 2220
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка SA18 или один 7,92-мм пулемет в башне
БОЕКОМПЛЕКТ 96-100 снарядов и ? патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 12 мм борт корпуса – 12 мм корма корпуса – 12 мм башня — ? крыша — 6 мм днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Citroen B-14 или FIAT 108\614, карбюраторные, мощностью 20-24 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, подвеска на листовых рессорах, шины бескамерные
СКОРОСТЬ 55 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

“Ursus” A1 Полицейский бронеавтомобиль

Бурные 20-е годы прошлого столетия не обошли стороной польское государство, находившееся в то время между молотом и наковальней (Германией и Советским Союзом). Несмотря на все старания союзников и польского правительства обстановка внутри многонациональной страны часто находилась на критическом уровне. Применение оружие полицейскими частями не было редкостью, но одно дело, когда разгоняются демонстрации, и совершенно другое, когда против полиции применяется стрелковое вооружение. Именно для этой цели предприятием Ursus был разработан легкий бронеавтомобиль “полицейского” типа. Требования к нему, относительно армейских машин, были минимальными, поэтому в качестве основы был сразу же выбран классический 2,5-тонный грузовик Ursus A-30.

На стандартное шасси с колесной формулой 4х2 устанавливался корпус простой формы с толщиной бронирования 6 мм, что позволяло надежно защитить экипаж от пули винтовочного калибра на расстоянии до 100 метров. Колеса оснащались шинами из обычной резины размерами 36х6 дм. Двигатель типа Ursus A2 (V-образный, бензиновый, мощностью 45 л.с. при 2873 об\мин.) защищался лобовыми нерегулируемыми жалюзи. Кузов также бронировался, но перевозка людей в нем не предусматривалась. На крыше “боевого отделения” устанавливалась цилиндрическая башенка с одним 7,92-мм пулеметом. Расположенные по бортам и спереди корпуса бойницы позволяли вести огонь из личного оружия.

После получения первых бронемашин, построенных по выше приведенному образцу, последовал заказ на бронемашину-транспортер на аналогичном шасси. Отличия были значительными, поскольку новая машина, более известная как Ursus A1, получила абсолютно новый корпус. Теперь появилась возможность перевозить 10-12 человек с полной амуницией при сохранении башни с 7,92-мм пулеметом. Хотя польский бронеавтомобиль больше напоминал испанские “поделки” в виде бронированных автобусов полиция осталась довольна. Точное количество построенных А-1 так и осталось неизвестным. Периодически их использовали для поддержания порядка в крупных городах, а в последний раз полицейские бронемашины пытались задействовать при отражении немецкой агрессии в сентябре 1939 года. Судя по тому, что ни один из Ursus A-1 не был принят вермахтом в качестве трофея, можно предположить, что немногие образцы были уничтожены.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИЦЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Ursus” A1 образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3120
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2150
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ штатное вооружение отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм башня — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ursus A-2, V-образный, 4-цилиндровый, бензиновый, мощностью 45 л.с. при 2873 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, передний мост с одинарными колёсами — управляемый, задний мост со сдвоенными колесами — ведущий
СКОРОСТЬ ~50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~300 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

PZLInż.303 Легкий вездеходный бронеавтомобиль армейский тягач-транспортер (1938 г.)

В 1937 г . на предприятии PZLInż. начались работы над проектом колесного тягача-транспортера повышенной проходимости и грузоподъёмностью 0,8 тонн. Разработкой машина, получившей обозначение PZLInż.303, руководил инженер Иржи Вернер (Jerzy Werner).

Ходовая часть вездехода была двухосной, с колесной формулой 4х4 и передней ведущей парой колес. На PZLInż.303 устанавливался карбюраторный 4-цилиндровый рядный двигатель Polski Fiat 118 (PZLInż. 157), рабочим объёмом 1944 см? и мощностью 45 л.с. при 2600 об\мин. Трансмиссия состояла из 5-скоростной КПП (4 передач впереди и 1 назад), редуктора, распределительного вала и т.д. Полной заправки топливного бака ёмкость 95 литров, при среднем расходе 22 литра на 100 км, хватало на 400 км при движении по шоссе и около 350 км при движении по пересеченной местности.

Предполагалось, что PZLInż.303 будет использоваться в трёх вариантах: быстроходный (курьерский), транспортный (для перевозки грузов массой до 800 кг) и артиллерийский тягач для пушек 37mm wz.36 и 20mm wz.38.

В январе 1938 г. первый прототип вездехода прошел длительный пробег по маршруту Варшава-Брест-Пинск-Столбцы-Гродно-Белосток-Варшава, преодолев в общей сложности 1400 км. Путь PZLInż.303 пролегал не только по шоссе – эта машина хорошо показала себя на бездорожье, в песках и заболоченной местности, при этом минимальная температура иногда опускалась до -25. На испытаниях максимальная скорость PZLInż.303 составила 75 км\ч.

Согласно новой программе развития польских бронетанковых войск на базе этого многофункционального вездехода предстояло создать его бронированный вариант с вооружением, аналогичного по назначению с немецкими полугусеничными Sd.Kfz.250\251.

Летом того же года был подготовлен соответствующий проект, однако постройку опытного образца бронемашина на базе PZLInż.303 завершить не успели. После оккупации Польши немецкими войсками все работы в этом направлении были прекращены.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕЗДЕХОДНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ PZLInż.303 оба.1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 2050 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4340
Ширина, мм 1800
Высота, мм 2275
Клиренс, мм 250
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-мм пулемет в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Polski Fiat 118 (PZLInz. 157), бензиновый, 4-цилиндровый, рабочий объёмо 1944 см.куб., мощность 45 л.с. при 2600 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 5-скоростной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 75 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

“AK” Импровизированный бронеавтомобиль

В ходе восстания в Варшаве, которое имело место летом 1944 года, усилиями народных умельцев из автомобильных мастерских было собрано два бронеавтомобиля. Первый из них именовался “Kubus” и стал самым известным. А вот второй образец не снискал славы и был предан забвению. Это покажется немного странным, но именно данная машина была единственным бронеавтомобилем, существовавшим в оккупированной Варшаве вполне легально…

Дело было в том, что повстанцы решили использовать броневик для перевозки денег, который несколько лет до этого принадлежал одному из польских банков. Немцы не решились отправить эту машину на слом – вполне возможно, что её боевой потенциал оценивался слишком низко и потому броневик просто поставили “на временное хранение”.

Бронеавтомобиль представлял собой шасси коммерческого грузовика фирмы Chevrolet с колесной формулой 4х2 (возможно, что это был один из серии V8), на который устанавливался бронированный корпус простой конфигурации, но полностью закрывавший кабину водителя и грузовой отсек. Когда машина попала в руки Армии Крайовой она подверглась небольшой модернизации, заключавшейся в дополнительном бронировании кабины и капота. Сказать что-либо о толщине брони довольно сложно. Не исключено, что в её роли выступала обычный листовая сталь толщиной 5-8 мм. Против обычных пуль винтовочного калибра этого было достаточно, а большего и не требовалось. На борта бронеавтомобиля нанесли буквы “AK”, что должно было обозначать принадлежность к повстанческой армии.

Рассказать о боевом применении бронеавтомобиля AK также трудно, поскольку подтвержденных фактов найти пока не удалось. Известно, что Армия Крайова применяла бронемашины различных типов, но достоверные сведения сохранились только в отношении уже известного нам “Kubus” и трофейных Sd.Kfz.251. Боевая карьера бронеавтомобиля AK закончилась полным выводом её из строя. На дошедших до наших дней фотографии, сделанной после подавления восстания, хорошо видно, что машина частично разрушена и буквально поставлена “на дыбы” между домами. Что послужило причиной этому, можно только догадываться. Возможно, это стало следствием близкого разрыва бомбы или крупнокалиберного снаряда, но не исключено, что бронеавтомобиль уничтожили сами повстанцы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
«AK» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ штатное вооружение отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались

“Kubus” Импровизированный бронеавтомобиль

Официальное обозначение: “Kubus” Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1944 г. Дата постройки первого прототипа: 1944 г. Стадия завершения работ: применялся в ходе восстания в Варшаве осенью 1944 г.

Единственный польский импровизированный бронеавтомобиль, названный своими создателями “Kubus”, появился в самом конце Второй Мировой войны. Летом 1944 г., когда Армия Крайова (Armia Krajowa) при активном содействии жителей Варшавы, готовилась к восстанию, был сделан правильный вывод о необходимости иметь не вооружении бронетехнику.

Поскольку немцы собственные танки и бронемашине по доброй воле отдавать полякам совсем не собирались единственным выходом оставалось создать нечто подобное самим. “Kubus” был построен всего за 13 дней силами рабочих электростанции и жителей столичного района Powisle. За основу взяли шасси 3-тонного грузового автомобиля Chevrolet 157, выпущенного незадолго до войны по лицензии. Под руководством капитана Каприана Одоркевича и инженера Станислава Скибневского этот был куплен как бы для коммерческих нужд и вскоре отогнан на частную фабрику “Stach”, где 10 августа началась его переделка. Надо отдать должное польским рабочим, строивших бронеавтомобиль из подручных материалов – машина получила бронированный корпус с рациональными углами наклона стальных листов толщиной 5-6 мм. При постройке учитывалось мнение одного из военных специалистов Армии Крайова, который имел дело с легкими танками Renault FT-17 и ясно представлял себе, как важна защита экипажа и жизненно важных узлов бронеавтомобиля. Используемые поляками стальные листы выдерживали попадания пуль винтовочного калибра, но против тяжелых пулеметов и 20-мм пушек они устоять не могли.

Собственно, против немецкой бронетехники “Kubus” использовать не предполагалось. Его основной задачей была доставка 8-12 человек к Университетскому Варшавскому Комплексу и огневая поддержка атакующих. При этом следовало избегать встреч с противотанковой артиллерией и танками противника.

Впервые “Kubus” пошел в бой 2-го сентября. Вместе с трофейным транспортером Sd.Kfz.251 Ausf.D (носивший имя “Jas”) бронеавтомобиль взял на борт 12 человек и направился к университету. Всё его вооружение состояло из одного 7,62-мм советского пулемета ПД. Высадив десант экипаж “Kubus” попытался прорвать проволочные заграждения ведя интенсивный пулеметный огонь. Немецкие солдаты, оборонявшие комплекс, совсем не были напуганы прибытием польского бронеавтомобиля и оказали жесткое сопротивление, пытаясь повредить ходовую часть машины. Экипаж был вынужден отойти задним ходом, а затем и вовсе ретироваться, во избежание уничтожения машины. 6-го сентября командир польского отряда принял решение об эвакуации, а чтобы “Kubus” не попал в руки врага с него сняли всё вооружение и двигатель. Оставив один корпус бойцы Армии Крайовы ушли, но в январе 1945 г, когда советская и Польская Народная Армии снова вошли в Варшаву, бронеавтомобиль снова “поставили на ноги” и сейчас он выставлен как музейный экспонат.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМПРОВИЗИРОВАННОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
«Kubus» образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1+10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один пулемет ДП калибра 7,62-мм и ручные гранаты в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5-6 мм борт корпуса — 5-6 мм корма корпуса — 5-6 мм днище — ? корма — ?
ДВИГАТЕЛЬ Chevrolet, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4×2: шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостаниця №19