Бронеавтомобили Португалии

FIAT (Portugues) Армейский бронеавтомобиль

После Первой Мировой войны милитаризация центральных европейских держав пошла на убыль, оставив множество фирм без военных заказов. Цены снизились, что позволило более бедным странам быстро наверстать упущенное. Некогда мощное Португальское королевство, которое после потери колоний в Южной Америке не воспринималось как серьёзная сила, также провело модернизацию своей армии, выделив средства на закупку новой артиллерии и бронемашин.
Точная информация относительно португальской бронетехники того периода отсутствует. Немногочисленные источники указывают, что армия Португалии в 1911 году получила три бронеавтомобиля на шасси полуторатонного коммерческого автомобиля FIAT 501. На самом деле, это не совсем так. Португальцы и вправду искали возможность приобрести бронетехнику, но по ряду причин ни до, ни после первой мировой войны сделать им это так и не удалось. В период 1914-1918 гг. на вооружении находились только импровизированные «пулеметные транспортеры», представлявшие собой грузовики Renault, на транспортной площадке которых устанавливался 8-мм станковый пулемет Hotchkiss. Кроме того, 501-я модель итальянского грузовика появилась лишь в 1919 году.

Таким образом, это позволяет сделать вывод о том, что бронемашины были закуплены значительно позже – приблизительно в первой половине 1920-х гг. Судя по тому, что инициатива исходила напрямую от офицеров армии, бронировка машин производилась в Италии соответственно выданным требованиям. Также не исключается, что португальские офицеры переняли зарубежный опыт и сделали заказ на постройку аналогичных машин, но в модернизированном варианте. Примечательно и то, что одна из трех машин получила корпус, несколько отличавшийся от остальных установкой передних бронелистов. Нельзя также исключать и того факта, что бронировка машин могла производиться непосредственно в Португалии.

Так или иначе, бронеавтомобили FIAT, проданные Португалии, сохранили ряд общих черт с более ранней моделью FIAT образца 1912 года. В частности, была сохранена установка горизонтальных лобовых листов корпуса под большими углами наклона. В то же время, практически все вертикальные бронеплиты устанавливались под прямым углом. Радиатор защищался нерегулируемыми лобовыми жалюзи. Верхний лобовой лист с двумя смотровыми щелями в маршевом положении мог полностью подниматься вверх для улучшения обзора. Какая-либо защита открытых элементов ходовой части и фар отсутствовала. Сведения о толщине бронирования отсутствуют, но скорее всего она не превышала 8-10 мм. Единственный пулемет (предположительно типа Maxim, калибр 7,62-мм) находился в одноместной цилиндрической башне, установленной на крыше боевого отделения ближе к корме. Экипаж машины, предположительно, мог состоять из 3-4 человек.
Если предположение о модели FIAT 501 является верным, то скорее всего португальские бронемашины оснащались 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 27-30 л.с. и рабочим объёмом 1460 см.куб. Ходовая часть использовала спицованные колеса с пневматическими шинами и амортизацией на пластинчатых рессорах. В военном варианте спицы защищались металлическими дисками. Ведущими были колеса заднего моста.

Служба португальских «фиатов» оказалась недолгой. Все три машины были переданы Национальной Республиканской Гвардии (Guarda Nacional Republicana) и использовались около 6 лет. Предположительно в 1932 году, после закупки во Франции трехосных бронеавтомобилей типа Berliet UPD4 оснащенных полным приводом (другое обозначение — VPC), их отправили на хранение, а затем разбронировали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
FIAT обр.1926 г.

БОЕВАЯ МАССА
около 4000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3-4 (?)
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,62-мм пулемет Maxim в башне
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптичесикй пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса — ?
борт корпуса — ?
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ
?
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
колесная формула 4х2, колеса с пневматическими шинами, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ
около 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали

Ford PSP (Portugues) Полицейский бронеавтомобиль

Для любителей бронетехники на постсоветском пространстве довоенная бронетехника Португалии остается поистине “темным пятном”. В лучшем случае можно найти весьма скудную информацию о закупке французских бронеавтомобилей Berliet в начале 1930-х гг. Собственно, больше даже из интернета выудить очень проблематично. Тем не менее, португальцы старались идти, как говориться, в ногу со временем и при небольшом военном бюджете старались “выкроить” средства на закупку танков и бронемашин. Так, кроме “берлие”, в тот же период было приобретено по одному британскому легкому танку Vickers Mk.E Type A и Type B, затем настала очередь двух Type E, а кроме того, было куплено две танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Что касается бронеавтомобилей, то несколькими годами ранее Национальная Республиканская Гвардия получила три бронемашины на шасси FIAT 501.

На этом фоне совершенно незамеченными остались работы собственно португальских военных инженеров, которые стремились импровизировать и делали это достаточно неплохо. В первой половине 1930-х гг. для нужд полиции было выбраны два коммерческих грузовика Ford. К сожалению, авторов проекта пока установить не удалось, но созданная ими конструкция корпуса активно использовала рациональные углы установки бронелистов по всем поверхностям, а не только в передней части, как это часто делалось в других странах. Судя по немногочисленным сохранившимся фотоснимкам толщина брони вряд ли превышала 5-8 мм, так что подобное решение, хотя и было технологически более сложным, но позволяло повысить пулестойкость. Собственно, большего для бронеавтомобиля “внутреннего использования” и не требовалось.
В какой-то мере “форд” сохранил общие черты с более ранними “фиатами”, так что можно предположить, что ряд технических решений был заимствован напрямую от них. В частности, очень схожей получилась лобовая часть корпуса (капот, лобовые жалюзи и передняя панель отделения управления). Видимо для облегчения конструкции решили пожертвовать защитой ходовой части и фар, но зато не забыли оснастить машину двумя легкими бамперами-отбойниками.
Компоновка португальского бронеавтомобиля была классической. На крыше совмещенного отделения управления и боевого отделения устанавливалась шестигранная башня. Как и на “фиатах” вооружение состояло из одного пулемета типа Maxim калибра 7,62-мм. Не исключено, что вооружение также “перекочевало” со снятых с вооружения машин.

Об использовании бронеавтомобилей “форд”, постройка которого предположительно завершилась в 1934 году, известно совсем мало. До второй половины 1936 годы они эксплуатировались в составе PSP. Далее правительство португальского диктатора Салазара приняло решение оказать поддержку Франко не только в плане свободного перемещения грузов через португальские порты, но и материально-технически. Несмотря на некоторые разногласия между двумя диктаторами в Испанию отправилось воевать несколько тысяч португальцев. Также вместе с ними, в качестве посильной поддержки, на испанскую землю прибыл единственный “форд”. Какой именно период этот бронеавтомобиль участвовал в боях на стороне франкистов сейчас сказать затруднительно. Однозначно лишь одно – после тяжелых боёв в Андалузии (на юге страны) обратно в Португалию “форд” не вернулся.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Ford обр.1934 г.

БОЕВАЯ МАССА
около 4000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3-4 (?)
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
один 7,62-мм пулемет Maxim в башне
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптичесикй пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса — ?
борт корпуса — ?
корма корпуса — ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ
Ford, бензиновый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
колесная формула 4х2, колеса с пневматическими шинами, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ
около 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
отсутствовали