Противотанковые самоходные артиллерийские установки Румынии

TACAM R-2 Самоходная артиллерийская установка

Так сложилось, что вплоть до 1944 года основным танком румынской армии являлся легкий R-2. В предвоенный период эта машина справедливо считалась одной из лучших, но быстрый прогресс танкостроения свёл практически все её преимущества к нулю. В особо резкой форме отставание от текущих требований проявилось при встрече с советскими танками Т-34, не говоря уже про КВ. Это была общая проблема всех танков, основой для которых послужила модель Skoda S-II-a. Например, в ряде случаев, пользуясь абсолютным превосходством по броне и массе, советские тяжелые танки таранили немецкие Pz.35(t) и после этого продолжали бой. Немцы решили эту проблему просто – заменили их на более новые Pz.IV. А вот румынам пришлось намного сложнее.
Из имевшихся на 22 июня 1941 года 276 танков на долю R-2 приходилось 126 единиц и ещё 75 были давно устаревшими FT-17. В течении следующего года 1-я румынская дивизия полностью потеряла всю материальную часть (в ней остался всего один танк) и была отправлена на формирование. К этому времени в резерве оставалось всего 40 R-2, боевая ценность которых оценивалась весьма низко. Логическим выходом было создание на их базе самоходного орудия, как это делали, например, немцы.

Соответствующий проект был представлен инженерами фирмы Leonida & Company из Бухареста в середине 1943 года. Разработка опытного образца САУ вылась с июля по сентябрь, а его постройка была завершена 24 октября. Доработки проводились следующим образом – с танка демонтировалась башня и срезался верхний лист боевого отделения, а на их место устанавливалась открытая сверху и сзади бронированная рубка. Толщина её брони составляла всего 15 мм, что по мнению румынских специалистов было достаточно, ведь САУ не предполагалось использовать в прямых столкновениях с танками противника. На случай непогоды боевое отделение прикрывалось брезентом. Рубка была пятигранной и собиралась методом сварки из нескольких листов брони, которые устанавливались под небольшими углами наклона.
С вооружением долго не церемонились. В качестве основной артсистемы была выбрана советская трофейная пушка ЗИС-3 с длиной ствола 42 калибра, отличавшаяся отличными боевыми качествами и надежностью. Это советское орудие использовало снаряды от русской 76,2-мм полковой пушки образца 1902 года, которая в межвоенный период состояла на вооружении румынской армии. Так что проблемы с боеприпасами не возникало. Возимый боекомплект самоходки состоял из 21 осколочно-фугасных и 9 бронебойных снарядов. Углы вертикального наведения орудия составляли от -5° до +15°, по горизонту - 30°. Для защиты от пехоты противника в укладке перевозился 7,92-мм пулемет ZB-53. Экипаж самоходки состоял из трех человек: механика-водителя, командира и заряжающего.
Ходовая часть, соответственно, полностью переходила от танка R-2. С каждого борта она включала по четыре двухкатковые тележки (собранные попарно в два блока с общей подвеской), четырех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. В системе амортизации использовались листовые рессоры, по одной на каждый блок.
В качестве силовой установки использовался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Skoda T-11/0 мощностью 125 л.с. при 1800 об\мин. Он находился в кормовой части корпуса, вместе с системой охлаждения и топливными баками общим объёмом 153 литра.
Оценка САУ проводилась на полигоне в Судити, где обновленный R-2 показал себя с хорошей стороны. Несмотря на увеличение боевой массы до 12 тонн динамические характеристики самоходки относительно танка практически не изменились. Немного изменилась балансировка, из-за сильно смещенного впереди орудия, но это было вполне ожидаемо. Правда, ёмкость топливных баков оказалась маловатой - при нормальном расходе топлива 81 литр на 100 км его хватало на 160 км движения по дороге с твердым покрытием. Естственно, на местности запас хода сокращался ещё больше.
Заказ на изготовление 40 самоходных орудий на базе танка R-2 был выдан 12 февраля 1944 года, когда положение Румынии было далеко не лучшим. Для выпуска новых САУ, обозначенных как Tun Anticar pe Afet Mobil R-2 (или сокращенно TACAM R-2), были отданы производственные мощности фабрики Leonida & Company, где недавно закончили сборку ТАСАМ Т-60. До перемирия это предприятие сумело выпустить только 20 машин, после чего заказ был аннулирован. Также не был осуществлен план оснащения ТАСАМ R-2 немецким 88-мм орудием PaK 43 L/70 или 75-мм румынским орудием модели 1943 года.

О боевом применении ТАСАМ R-2 сведений сохранилось немного. Судя по всему в боях с советскими войсками эти машины участия принять не успели. В ходе переформирования румынских бронетанковых частей 1 октября 1944 года из остатков боевых групп “Matei” и “Nikulescu” была сформирована боевая группа 4-й румынской армии. В ее состав, помимо прочей техники, входил танковый батальон включавший 63-ю роту штурмовых орудий TACAM R-2 (16 единиц). Эта группа приняла активное участие в боях на севере страны, в Трансильвании и в Румынии, пока в ноябре 1944 года её не расформировали. За этот период было безвозвратно потеряно 9 машин, а остальные передали в состав 2-го танкового полка, организационно подчиненного 27-й танковой бригаде. Вместе с советскими войсками полк участвовал в боях на территории Словакии, а свой последний бой рота самоходок TACAM R-2 провела между 7 и 9 мая южнее Брно. По окончанию войны в боеспособном состоянии осталась только одна САУ. Видимо этот образец стал единственным сохранившимся до настоящего времени - сейчас он представлен в экспозиции военного музея в Бухаресте.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
TACAM R-2 образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 12000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5000 (по шасси)
Ширина, мм 2320
Высота, мм 2064
Клиренс, мм 350
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка ЗИС-3 и один 7,92-мм пулемет ZB-53 в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ 30 снарядов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса – 25 мм
борт и корма – 16 мм
крыша – 12 мм
днище – 8 мм
лоб и борт рубки -15 мм
ДВИГАТЕЛЬ Škoda T-11\0, 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения, мощностью 120 л.с. при 1800 об\мин.; ёмкость двух топливных баков - 153 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 12-скоростная трехступенчатая коробка передач с пневматическими сервоприводами, коленчатый вал, ленточные тормоза с пневмоприводами, 2-ступенчатый демультиплкатор, планетарный механизм поворота
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков сбалансированных попарно и собранных в тележки с амортизацмей на полуэллптических рессорах, дополнительный передний натяжной каток, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
30 км\ч по шоссе
15 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
160 км по шоссе
130 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град 45
Высота стенки, м 0,80
Ширина рва, м 2,00
Глубина брода, м 0,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

TACAM T-60 Противотанковая самоходная установка

Успешное продвижение вглубь территории СССР и захват большого количества стратегически важных районов был достигнут не столь умелым командованием румынской армии, сколько усилиями вермахта. Тем не менее, факт остается фактом – в течении 1941-1942 гг. в руки румын попало не менее 175 танков и 154 современных орудия. Среди танков было много старых БТ и Т-26, техническое состояние которых не позволяло их использовать по прямому назначению, но с осени 1941 года среди трофеев всё чаще стали попадаться новейшие Т-60 и Т-34. Число легких танков указанного типа к середине 1942 года составило порядка 30 единиц. После ремонта основная масса этих машин продолжала эксплуатироваться в тылу, хотя им можно было найти более практичное применение.
За решение данного вопроса в конце 1942 года взялся лейтенант-полковник Константин Гиулаи. Поскольку легкие танки типа Т-60 успели устареть на их основе было решено выпускать противотанковые самоходные установки, необходимость в которых танковые войска ощущали особенно сильно. Дополнительным стимулом послужила откровенно скромная поддержка со стороны Германии, от которой за два военных года удалось получить только танки Pz.III и Pz.IV.
Проект Гиулаи был одобрен и в скором времени был выдан заказ на поставку 23 самоходных установок, сборку которых предстояло провести на фабрике Leonida & Company. К счастью, радикальных доработок вносить не понадобилось.
Наибольшие изменения вносили только в конструкцию корпуса – башня и крыша боевого отделения демонтировались, а на их месте устанавливалась открытая сверху П-образная рубка с лобовым наклонным бронелистом. Для изготовления рубок использовались бронеплиты от старых танков БТ-7, поэтому толщина брони составляла всего 15 мм. В боевом отделении была установлена 76,2-мм пушка Ф-22 образца 1939 года, которая обслуживалась экипажем из двух человек (командир и наводчик). Третьим был механик-водитель, находившийся в отделении управления. Некоторый запас этих пушек (38 единиц) имелся на складах в Тарговисте, поэтому проблем с их поставками не возникло. В укладке перевозился пехотный пулемет ZB-53 калибра 7,92-мм, который можно было использовать для отражения атак пехоты.
Ходовая часть полностью перешла от танка Т-60. применительно на каждый борт она включала по 4 опорных катка (использовались как спицованные, так и с литыми дисками) с индивидуальной торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. В моторном отделении устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-202 (лицензионный американский Dodge-Derretto-Fargo FH2) мощностью 70 л.с. Агрегаты трансмиссии остались без изменений.
Первый образец новой САУ, получившей обозначение Tun Anticar pe Afet Mobil T-60 (или сокращенно ТАСАМ Т-60) был предъявлен на испытания 12 января 1943 года. Самоходка произвела двоякое впечатление. Благодаря мощной трофейной пушке ТАСАМ Т-60 могла бороться с любым советским танком на дистанциях до 1000 метров, но на этом её преимущества заканчивались. Недостатков оказалось больше. Масса Ф-22 даже в облегченном варианте привела к перегрузке ходовой части, что не замедлило сказаться на максимальной скорости и проходимости по местности. При этом боевой вес самоходки вырос почти на 3 тонны, по сравнению с танком Т-60 имевшим накладное бронирование. Не особо большими оказались углы наведения: в вертикальной плоскости они находились в пределах от -5° до +8°, в горизонтальной - 32°. Боевое отделение не отличалось каким-либо комфортом, не говоря уже о защищенности. Исходя из этого даже встреча со своим прототипом оснащенным 20-мм автоматической пушкой могла закончиться для румынской самоходки плачевно. И всё же, другого выбора просто не было.
В течении января 1943 года была проведена сборка первых 11 ТАСАМ Т-60, а остальные машины был поставлены заказчику к зиме. Всего было выпущено 34 самоходки. На этом конверсия трофейных танков Т-60 в самоходные орудия завершилась.

Первые 17 САУ направили в Механизированный Учебный Центр и 1-й танковый полк, где экипажи самоходок прошли обучение. В марте 1943 года ТАСАМ Т-60 из первой партии были публично продемонстрированы на военном параде в Бухаресте.
В связи с большими потерями 1-й танковой дивизии весной-летом 1943 года была сформирована так называемая “подвижная группа”, задачей которой было нанесение противодействие наступающему противнику методами подвижной обороны. Группа состояла из 12 самоходок TACAM T-60, рот ПТО и ПВО, моторизованного артиллерийского батальона и 1 бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222, использовавшегося в качестве машины связи. Это, по большей части импровизированное соединение было расформировано в октябре 1943 г. и никакого участия в боях оно не принимало.
Спустя несколько месяцев, в феврале 1944 года, армейское командование решило создать новую механизированную группу названную Cantemir. На этот раз её состав был подобран более рационально. Группа включала две танковые ротs (в состав которых входило 30 средних танков Pz.IV и два Pz.III), одну штурмовую роту из 10 самоходок ТА (StuG IIIG), две батареи из 14 противотанковых САУ TACAM T-60, одну роту R-2 и одну роту R-35. Весной группа находилась в Молдавии и в течении следующих месяцев на её основе удалось сформировать танковую дивизию “Великая Румыния”. К середине 1944 года дивизия насчитывала 18 TACAM T-60 выведенных в отдельную 62-ю роту самоходных орудий. О действиях этого подразделения точных данных пока найти не удалось. В период советского наступления под Яссами (19-23 августа) части 1-й танковой дивизии активно использовались для борьбы с танками противника и поддержки пехоты и хотя боевых потерь среди TACAM T-60 не было роту в скором времени отвели в тыл.
После заключения перемирия, и последовавшего за этим переформирования, самоходки на базе Т-60 попали в танковую группу 4-й румынской армии. В течении октября-ноября 1944 года эта группа использовалась в боях против немцев в Трансильвании, после чего была расформирована. Дальнейшая судьба самоходных орудий TACAM T-60 оказалась довольно обыденной - устаревшие машины были отправлены на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
TACAM T-60 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 9000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4100 (по корпусу)
5110 (с пушкой)
Ширина, мм 2392
Высота, мм 1750
Клиренс, мм 330
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка Ф-22 и один 7,92-мм пулемет ZB-53 в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ 44 снаряда
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 35 мм
борт корпуса - 25 мм
корма корпуса - 25 мм
лоб и борт рубки -15 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-202, 6-цилиндровый, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 80 л.с. при 3500 об\мин; ёмкость двух топливных баков - 280 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сцепление (смонтированное на двигателе), КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
40 км\ч по шоссе
20 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
200 км по шоссе
150 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град 32
Высота стенки, м 0,50
Ширина рва, м 1,30
Глубина брода, м 0,60
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

Maresal Противотанковая самоходная установка

История румынской противотанковой САУ “Maresal” началась в 1942 г., когда армия остро ощутила необходимость иметь на вооружении аналог немецких Panzerjager. Работы проводились под руководством майора Николае Ангела и капитана Георге Самботина при поддержке летенант-полковника Константина Гиулаи, который ранее разработал противотанковую САУ ТАСАМ Т-60. Предполагалось, что для новой самоходки будет необходимо использовать обычное танковое шасси, на которое устанавливалась бронекоробка с вооружением. В то время выбор встал между шасси легких танков R-2 (лицензионная версия Lt.35) и Т-60. Последние были захвачены в течении 1941-1942 гг.в количестве не менее 30 штук и использовались для обучения экипажей. Чтобы найти им более подходящее применение кроме установки 76,2-мм пушки Ф-22 было принято решение установить на шасси Т-60 122-мм гаубицу Путилов-Обухов модели 1904\1930 и спаренный с неё пулемет ZB-53. Со всех сторон орудие закрывалось четырехгранным щитом с толщиной брони 20-30 мм. Самоходка получила название "Maresal", что в переводе с румынского означает "маршал".
Постройку первого прототипа, обозначенного как М-00 начали летом 1943 г. на фирме Malaxa под общим руководством Константина Гулаи и директора завода Раду Вереса. Работы шли быстро и уже 30 июля прототип был предъявен на испытания, проводившиеся наполигоне в Судити. К октябрю выпустили ещё три опытных самоходки, получивших обозначения М-01, М-02 и М-03.
Испытания этих САУ, проведенные в течении октября 1943 года, не привели к желаемому результату. Шасси легкого танка Т-60 мало подходило для установки 122-мм гаубицы, а экипажа из двух человек было явно недостаточно. В боевых условиях водитель, сидвешия с правой стороны корпуса, должен был выполнять обязанности заряжающего, что в некоторых ситуациях было просто недопустимо. Разместить третьего члена экипажа не представлялось возможным из-за тесноты в боевом отделении. В итоге, от дальнейших работ по самоходкам серии М-00 - М-03 отказались.

Более приемлемым был вариант установки легкого противотанкового орудия типа немецкого РаК 40. Новый прототип М-04 унаследовал старое шасси, но получил двигатель от легкого танка Hotchkiss H-39, 75-мм противотанковую пушку Resita M1943 и более обтекаемый бронекорпус, наподобие немецкого “Hetzer”. Маршал Антонеску, не сомневавшийся в успехе новой САУ, даже представил её чертежи Адольфу Гитлеру, который отозвался о румынской машине вполне похвально.
Постройка прототипа М-04 была начата в ноябре 1943 г. и завершена в январе 1944 г. Испытания начались с февраля на том же полигоне и проводились в присутствии представителей OKH (немецкого верховного командования). Интерес к "Maresal" был тогда настолько высок, что Гитлер лично распорядился выделить для румынского проекта немецких специалистов.
При участии инженеров фирм Alkett и Vomag в течении марта-мая 1944 года было построено ещё две опытные самоходки с индексами М-05 и М-06. Оба прототипа представляли собой очень интересный симбиоз из элементов советского шасси, румынского корпуса, французского двигателя от танка Н-39, коробки передач и траков фирмы CKD, а также радиостанции Telefunken и немецкой оптики. На сравнительных испытаниях со StuG III, проводимых в период между 21 июля и 23 августа 1944 года, румынская самоходка показала превосходство по подвижности, при сопостовимом вооружии и более низком силуэте. Немецкая САУ превосходила М-05 только в бронировании и общей защищенности.

В мае 1944 г. был выдан заказ на 1000 САУ (200 М-05 и 800 М-06), однако ещё в марте запланировали производство “нулевой” серии М-05 состоящей из 10 машин, а также 1-й и 2-й серий по 40 и 50 машин соответственно. Первые самоходки намервались получить в июне, а затем темп производство должен был составлять не менее 100 машин ежемесячно. Это позволило бы в кратчайшие сроки сформровать 32 противотанковых самоходных батальона, причем первый тренировочный батальон был уже создан в составе 2-й танковой дивизии. Планы производства были нарушены налетами стратегических бомбардировщиков союзников, из-за чего срок поставки первых САУ перенесли на 1 ноября 1944 года. Дополнительно был подписан договор между румынским и немецким командованием, предусматривавший поставку примерно 20-30 самоходок вермахту и даже развертывание их лицензионного производства с использованием агрегатов от самоходки “Hetzer”. В мае 1944 г. был выдан заказ на 1000 САУ (200 М-05 и 800 М-06), однако ещё в марте запланировали производство “нулевой” серии М-05 состоящей из 10 машин, а также 1-й и 2-й серий по 40 и 50 машин соответственно. Первые самоходки намервались получить в июне, а затем темп производство должен был составлять не менее 100 машин ежемесячно. Это позволило бы в кратчайшие сроки сформровать 32 противотанковых самоходных батальона, причем первый тренировочный батальон был уже создан в составе 2-й танковой дивизии.
Планы производства были нарушены налетами стратегических бомбардировщиков союзников, из-за чего срок поставки первых САУ перенесли на 1 ноября 1944 года. Дополнительно был подписан договор между румынским и немецким командованием, предусматривавший поставку примерно 20-30 самоходок вермахту и даже развертывание их лицензионного производства с использованием агрегатов от самоходки “Hetzer”.
Тем не менее, до заключения перемирия с СССР ни одна машина так и не покинула стен предприятия. С 29 августа программа строительства “Maresal” была приостановлена, а затем полностью прекращена. Находившиеся на разных стадиях сборки предсерийные М-05 были конфискованы советскими войсками и хотя существовали планы возобновления их испытательного цикла в скором времени все "Maresal" отправили на слом.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Maresal M-05 образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5800 (с пушкой)
Ширина, мм 2440
Высота, мм 1540
Клиренс, мм 330
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка DT-UDR и один 7,92-мм пулемет ZB-53 в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ 44 снаряда
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса - 20 мм
борт корпуса - 20 мм
корма корпуса - 20 мм
крыша и днище - 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Hotchkiss H-39, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 120 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сцепление, КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
45 км\ч по шоссе
25 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град 32
Высота стенки, м 0,50
Ширина рва, м 1,30
Глубина брода, м 0,60
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали