Легкие танки Швеции

Stridsvagn m\21 Легкий танк

Немецкие танки конца Первой Мировой войны представляли собой весьма впечатляющие разработки. Вспомнить хотя бы знаменитые тяжелые танки A7V и “Kolossal”, одно появление которых повергло союзников в шок. Будь они построены хотя бы в сотне экземпляров ход войны мог повернуть совсем в другую сторону. Тем не менее, этого не произошло и все немецкие танки (кроме одного A7V) пошли на переплавку в 1919 г. Та же участь постигла и прототипы легких танков LK-I и LK-II, прошедших испытания летом-осенью 1918 г. Немцам было запрещено иметь собственные танковые силы, однако работа по танкам LK совсем не пропала даром. Немецкими проектами заинтересовались шведы, которые в 1919 г. предложили, в обход международных соглашений, предоставить им для испытаний несколько образцов танков LK-II на шасси фирмы Daimler. Заказ был выполнен в срок и танки переправили в Швецию под видом стальных листов и деталей тракторов, причем эти "сельскохозяйственные машины" очасти соответствовали варианту LK-III, так и не реализованного в металее в годы Первой Мировой войны.
В 1921 г. танки в количестве 10 экземпляров были приняты на вооружение и поступили на вооружение отдельного механизированного батальона Лейб-гвардии Готского полка под армейским обозначением и вначале получили название Рansarvagn fm/22 ("опытная бронемашина модели 1922 г."), но вскором времени его изменили на Stridsvagn m/21 (то есть "танк модели 1921 года"). Вместе со сменившимся обозначением шведские машины имели несколько внешних отличий.
Конструкция LK-II осталась практически без изменений, однако танку вернули вращающуюся башню с командирским куполом, усилили бронирование лобовой части корпуса и установили дополнительную дверь в корме. Экипаж танка увеличился до 4-х человек. Вооружение предусматривало два варианта: два спаренных 6,5-мм пулемета или одна 37-мм пушка. На танках m/21 устанавливались немецкие бензиновые 4-цилиндровые двигатели Daimler, мощностью 56 л.с. с механической трансмиссией, имевшей 4-скоростную коробку переключения передач. В средней части корпуса находился топливный бак ёмкостью 170 литров.
Ходовая часть по-прежнему была многоколесной и состояла (применительно на один борт) из 24 опорных катков малого диаметра, переднего направляющего и заднего ведущего колеса с забувым зацеплением. Поддержка гусеничной цепи осуществлялась с помощью специальных полозьев. Гусеница танка состояла из 74 мелкозвенчаиых траков, шириной 250 мм и шагом 140 мм. Посдвеска осталась блокированной, на винтовых пружинах.
В таком виде танки эксплуатировались до 1928 г., пока не было принято решение о модернизации танкового парка. Все машины типа m\21, сменившие название на Stridsvagn m\21-29 (или просто Stridsvagn m\29), получили шведский двигатель Scania Vabis 1554 мощностью 85 л.с. и измененную переднюю часть корпуса. Схема бронирования и вооружения не менялась, но новый двигатель позволил на 2 км\ч увеличить максимальную скорость. Работы по модернизации танков начались в конце 1929 г. и продолжалась приблизительно до 1932 г. После доработок Stridsvagn m\29 служили до 1940 г., правда уже в качестве учебных.

Интересно отметить, что прибывшие в 1922 году из Германии танки несли темно-серую окраску, а на протяжении первых лет службы несли оригинльный приемущественно черно-белый камуфляж, индивидуальный для каждого танка. Лишь в 1928-1929 гг. была проведена унификация и Stridsvagn m/29 перекрасили в желто-зелено-коричневые цвета.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Stridsvagn m\21 образца 1921 г.

БОЕВАЯ МАССА
9500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5200
Ширина, мм
2450
Высота, мм
2240
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка или два 6,5-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ
100 выстрелов или ? патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
механический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
лоб, борт и корма - 14 мм
крыша - 8 мм
днище - 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Daimler, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 56 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая,с 4-скоростной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 24 опорных катка, ведущее колесо заднего расположения
СКОРОСТЬ
18 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
70 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
0,60
Ширина рва, мм
2,00
Глубина брода, мм
0,60
Угол подъёма, град.
41
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Landsverk L-10 Легкий танк

Параллельно с созданием танка L-30 конструкторский отдел фирмы Landsverk спроектировал менее оригинальную, но более перспективную модель легкого танка, обозначенного как L-10. От колесно-гусеничного движителя решено было полностью отказаться и танк передвигался только на гусеничном ходу, благодаря чему удалось снизить массу. Внешне танк был подобен чешскому Lt vz.38, но имел четыре опорных катка на борт меньшего диаметра, собранных в две тележки. Вооружение L-10 состояло из 37-мм противотанковой пушки, также предусмотрели размещение радиостанции.
В конце 1931 г. шведская армия сделала заказ на 3 машины, однако их постройка и испытания сильно затянулись, так что в строевые части они попали только в 1935 г. Под обозначением m\31 эти танки оставались на вооружении до середины 1940-х гг., после чего их заменили более современные машины. В 1938 году на основе L-10 был разработан лёгкий танк m\38,

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Landsverk L-10 образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА
11500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5200
Ширина, мм
2000
Высота, мм
2200
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка Bofors и два 6,5-мм пулемета
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
механнический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
до 14 мм
ДВИГАТЕЛЬ
карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных в две тележки, 2 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
42 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Landsverk L-60 Легкий танк

Как это нередко бывает, машина, изначально разрабатываемая для собственной армии, не находит должной поддержки у военных и её дальнейшая судьба целиком связано только с экспортными поставками. Так случилось со шведским танком Landsverk L-60, поступившем на испытания в 1934 г. По схеме
По схеме L60 представлял собой развитие более раннего танка L10, переняв от него часть “фирменных” особенностей. Компоновка новой машины осталась классической, но трансмиссионное отделение теперь располагалось в передней части корпуса.
Ходовая часть L60 состояла из 4 опорных катков на борт с независимой подвеской (у L10 – блокированная, с вертикальными пружинами), двух поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Scania Vabis 1664 мощностью 142 л.с.
Корпус танка, в целом, напоминал корпус L10, однако верхний лобовой лист имел несколько больший угол наклона. Бронирование и защищенность танка остались на прежнем уровне.
Вооружение L60 включало одну 37-мм полуавтоматической пушку Bofors и спаренный с ней 8-мм пулемет Madsen, установленные в конической одноместной башне.
Экипаж танка состоял из 3-х человек: механика-водителя, командира и стрелка.

Несмотря на ряд преимуществ эта машина проиграла в конкурсе варианту L-100 и вскоре была предложена зарубежным покупателям. Заказчик, в лице венгерского правительства, нашелся довольно быстро – с 1938 г. шведский танк производился там по лицензии, но уже с внесением некоторых доработок и под новым обозначением 38M “Toldi”. Ещё один танк продалии в Австрию - австрийская экспортная модификация получила обозначение L-60S и предназначалась для оценочных испытаний, дальнейших заказов на L-60S от Австрии не последовало.
Более успешно мог сложиться заказ от Ирландии. Первый образец танка, обозначенный как L601, ирландская армия получила в конце 1935 г., а через год к нему присоединился второй танк – L602. Обе машины поступили на вооружение 2-го бронеэскадрона (2nd Armoured Squadron) дислоцированного в Керрахе. Оборудование ирландских танков отличалось от L60: двигатель заменили на немецкий Bussing-Nag V8 мощностью 160 л.с., а в башне (унифицированной с башней от среднего бронеавтомобиля Leyland 6x4) разместили одну автоматическую 20-мм пушку и один 7,71-мм пулемет фирмы Madsen. Хотя масса танка снизилась до 6900 кг по основным тактико-техническим характеристикам L60 и L601\L602 практически не имели отличий. Служба “ландсверков” в Ирландии оказалась на редкость продолжительной. После проведения частичной модернизации в 1953 году (танки получили улучшенную ходовую часть) их продолжали эксплуатировать вплоть до начала 1960-х гг.

Тут и шведская армия проявила заинтересованность в приобретении L-60, в сентябре 1937 г. выдав заказ на первые 16 танков, принятых на вооружение как m\38. Все танки были поставлены в течении 1938-1939 гг. Танкам присвоили номера 61-77, причем танк №62 собирался из железного листового метала. В 1939 г. танки m\38 распределили между полками L9 и L10, но в 1943 г. их снова собрали вместе в полк Р2. Они оставались на вооружении до 1957 г., после чего оставшиеся машины пустили на слом и только танк с номером 66 остался как экспонат в музее в Аксвалле.
В декабре 1939 г. шведская армия выдала новый заказ на 19 модифицированных танков m\39, полученных в течении 1941 г. Радикальные отличия заключались в установке дополнительных 35-мм броневых листов и ещё одного пулемета, однако навесная броня была установлена далеко не на все машины, так как в условиях мирного времени решили обойтись и без неё. К тому же бронелисты утяжеляли танк, влияя на скорость и маневренность.
Как и танки m\38 новые машины направили в полки L9 и L10, но уже в 1942 г. их свели полк К2 в Хельсингборге. Последние танки типа m\39 были сняты с баланса армии в 1957 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Landsverk L-60 образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА
8950 кг (с навесными бронелистами)
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4670
Ширина, мм
2060
Высота, мм
2090
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка Bofors m\38 и 8-мм пулемет m\36
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса и башни - 15 мм
борт - 13 мм
крыша и днище - 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Scania Vabis 1664, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 142 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
45 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
270 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Landsverk L-100 Легкий танк

В 1934 году появился разведывательный танк L-100, разработкой которой руководил О. Меркер. В конструкцию этой машины было внедрено множество новшеств, в то время не свойственные шведскому танкостроению:автомобильные двигатель и коробка передач, индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, наклонные носовые и боковые бронелисты, коническая башня, перископические прицелы. Высокая удельная мощность позволяла танку развивать скорость 60 км/ч.
На базе L-100 шведы решили разработать более тяжелый средний танк, поэтому не запустили его в крупносерийное производство. Тем не менее в 1934-1935 гг. танки выпускались небольшими сериями в трех модификациях. Их служба продолжалась до начала 1950-х гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Landsverk L-100 образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА
4675 кг
ЭКИПАЖ, чел.
2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4090
Ширина, мм
1650
Высота, мм
1850
ВООРУЖЕНИЕ
одна 20-мм пушка и один 8-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
6-9 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Scania Vabis, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 130 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка , 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
49 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
165 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Landsverk L-120 Легкий танк

Модель L-120 создавалась только для экспортных поставок. При проектировании этой модификации использовались наработки по танку L-60, с той лишь разницей, что L-120 представлял собой их удешевленный вариант с более тонкой броней и вооружением, состоящим всего из одного пулемета Browning. По остальным ТТХ новый танк мало отличался от построенных ранее машин того же класса. В его ходовой части сохранили 4 опорных катка на борт с двумя поддерживающими роликами, передним ведущим и задним направляющим колесом. Гусеница соталась мелкозвенчатой, с шириной трака 220 мм и шириной колеи 1500 мм. Максимальное давление на грунт не превышало 0,35 кг\кв.см., что обеспечило танку сравнительно неплохую проходимость по пересеченной местности.
Корпус танка претерпел минимальные изменения, а вот башню установили новой конструкции, больше похожую на башню от немецкого легкого танка Pz.Kpfw.I. Толщина бронирования в лобовой части корпуса не превышала 20 мм.
На L-120 устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель с жидкостным озлажденим Volvo typ DC, мощностью 85 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Ёмкость топливного бака - 120 литров.
Трансмиссия осталась стандатной и включала в себя 5-скоростную коробку переключения передач. Максимальная скорость на 4-й передаче составила 50 км\ч, при движении задним ходом - поряка 6 км\ч.

В период с 10 октября 1936 г по 12 апреля 1937 г. построили четыре опытных образца, три из впоследствии которых продали Норвегии по цене 3000 долларов за штуку. К новому заказчику L-120 прибыли в 1938 г. и получили имена “Kongstanken”, “Norgestanken” и “Rikstanken”. Поскольку другой танковой техники не закупалось L-120 стали единственными норвежскими танками, хотя большую часть времени их использовали для различного рода тестов. Перед немецким вторжением танки L-120 находились у г.Осло, но об их боевом применении ничего не известно. Правда, есть сведения о том, что техническое состояние этих машин оказалось натолько плохим, что они даже не смогли покинуть своих ангаров. Что случилось с ними после оккупации Норвегии - остается неизвестным.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Landsverk L-120 образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА
4500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4050
Ширина, мм
1750
Высота, мм
1650
Клиренс, мм
340
ВООРУЖЕНИЕ
одна 20-мм пушка и один 8-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
6-20 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Scania Vabis, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 130 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка , 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
0,55
Ширина рва, мм
1,55
Глубина брода, мм
0,55
Угол подъёма, град.
40
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Stridsvagn Strv m/38 \ Strv m/40 Легкий танк

В начале 1930-х гг. шведская армия оказалась перед нелегким выбором. Военным предстояло решить, какой бронетехнике отдать предпочтение – собственного производства или зарубежной. В пользу первого варианта говорила гордость за отечественную танковую промышленность, которая за последние 10 лет добилась больших успехов и даже предлагала продукцию на экспорт. Правда, далеко не каждый танк вписывался в шведские тактико-технические требования. Второй вариант позволял получить готовые танки уже через несколько месяцев вместе с комплектами запасных частей и обученным техническим персоналом. Дилемма оказалась непростая, однако в 1934 году, относительно танков средней весовой категории, выбор был сделан в пользу модернизированного танка L-60 фирмы Landsverk. Что касается легких танков, то летом 1936 года было подписано соглашение с чехословацкой фирмой CKD на поставку танкеток AH-IV-S, которые прибыли в Швецию спустя полтора года и получили обозначение Strv m/37.
Легкий танк L-60, разработанный инженером Отто Меркером, оказался на редкость удачным. В его основу была положена конструкция более ранней модели L-10, которая находилась на вооружении шведской армии под обозначением Strv m/31. Новая модификация получила более мощный двигатель и независимую подвеску опорных катков, что заметно улучшило ходовые качества танка. Несмотря на это, шведская армия отказалась принимать эту машину на вооружение по причине несоответствия по таким параметрам, как бронирование и вооружение. Очень скоро фирма Landsverk предложила обновленный вариант танка, более адаптированный под шведские стандарты. Фактически, это был незначительно модернизированный L-60. Ходовая часть танка, применительно на каждый борт, включала по четыре сдвоенных опорных катка с резиновыми бандажами и индивидуальной торсионной подвеской, два поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо зубового зацепления и направляющее колесо (ленивец) заднего расположения. Для улучшения сцепления с грунтом и уменьшения удельной нагрузки при движении по местности ленивец практически лежал на земле.
Корпус танка имел клепано-сварную конструкцию. Его сборка производилась из листов катаной броневой стали дифференцированной толщины. Лобовые бронелисты толщиной 15 мм соединялись под значительными углами наклона, как позднее было сделано на советском танке Т-34. Борта также изготовлялись из 15-мм бронеплит, крыша и днище – 6 мм.
Компоновка корпуса была классической. В передней части размещалось отделение управления и трансмиссия. Место механика-водителя находилось у левого борта и выделялось небольшой рубкой с прямоугольным люком и тремя смотровыми приборами с триплексами.
Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса. Здесь размещалось место командира машины и стрелка. На крыше боевого отделения устанавливалась одноместная башня конической формы. В передней, сильно выдвинутой вперед бронированной маске толщиной 20 мм, разместили 20-мм автоматическую пушку Bofors и спаренный с ней 8-мм пулемет m/38. Кормовая ниша предназначалась для установки радиостанции. Антенна штыревого типа выводилась на левый борт башни. На крыше башни со смещением вправо была установлена командирская башенка, слева впереди находился перископический прицел в бронированном колпаке. Для эвакуации экипажа по обоим бортам башни имелись бронированные люки.
Заднюю часть корпуса занимал бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664 мощностью 142 л.с., топливный бак, а также системы охлаждения и смазки. Для доступа к двигателю в крыше моторного отделения и в кормовом бронелисте были сделаны люки. Трансмиссия танка состояла из главного фрикциона сухого трения, механической 5-скоростной коробки переключения передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов.

Несмотря на проведенные улучшения танк L-60S по-прежнему не вписывался в тактико-технические требования. Более того, шведская закупочная комиссия долгое время вела переговоры с представителями фирмы Skoda, и в 1939 году заключила контракт на поставку из Чехословакии крупной партии танков TNH-Sv. К счастью для фирмы Landsverk оккупация этой страны сорвало этот план, хотя позднее всё же была закуплена лицензия. Ещё одним стимулом к ориентации на силы собственной промышленности стала быстро накаляющаяся обстановка в Европе. Хотя Швеция и Германия находились в неформальном союзе доверять фашистам было опасно. Шведской армии срочно потребовалось усиление и в 1938 году последовало решение принять на вооружение модернизированный танк L-60S под обозначением Strv m/38. В течении следующих нескольких месяцев было построено 16 машин, получивших заводские номера 148-162 и армейские 61-77. Одна из этих машин, имевшая номер 62, была собрана из неброневой стали.
Как можно догадаться, Strv m/38 были временной мерой до получения Strv m/41 (лицензионный вариант TNH-Sv) и большую часть времени использовались для обучения личного состава. Первые три года эксплуатации танки m/38 находились в танковых полках L9 и L10, но после реорганизации в 1943 году их свели в одно подразделение, входившее в состав недавно сформированного полка Р2.

Сразу после завершения постройки m/38 фирма Landsverk предложила новую модификацию, позднее названную Strv m/39. Главным отличием этой модели стало усиленной вооружение. Вместо 20-мм пушки в немного измененной маске установили 37-мм пушка Bofors m/38 и два 8-мм пулемета m/36. Заказ на производство танков Strv m/39 был получен в декабре 1939 года, однако их поставки сильно затянулись. К моменту прекращения производства весной 1941 года было собрано 20 машин с заводскими номерами 283-302.
Учитывая опыт боёв в Европе в мае 1941 года командование бронетанковыми силами Швеции распорядилось усилить защищенность танков. Поскольку наладить выпуск более толстых броневых листов в течении ближайшего времени было невозможно специалисты фирмы Landsverk пошли на простой и эффективный шаг – лобовая часть корпуса была усилена за счет накладки дополнительных 35-мм бронелистов, что позволило довести общую толщину брони до 50 мм. Теперь танк мог выдерживать попадания снарядов противотанковых орудий калибра 37-47 мм на дистанциях более 500 метров. Сколько танков m/39 прошли такую доработку сказать сложно. Возможно, навесная броня имелась на всех машинах в годы войны, однако в мирное время от неё отказались в целях уменьшения массы.
Танки Strv m/39 поступили на вооружение танковых полков L9 и L10 в течении 1941 года, однако уже весной 1942 года их перебросили в Хельсингборг (Helsingborg), где дислоцировался полк Р2. Затем, в марте 1943 года, все машины этого типа были переданы танковому полку Р4.

Пока шведская армия осваивала m/38 и m/39 фирмой Landsverk была проведена более серьёзная модернизация этих танков. Обновленный вариант L-60SII, представленный зимой 1940 года, отличался автоматической коробкой передач, несколько измененными воздуховодами и доработанной башней. Бронирование было таким же, как и у более ранних моделей, но в скором времени его усилили за счет установки накладных 35-мм бронеплит.
В ожидании немецкого вторжения армия Швеции заказала 100 единиц L-60SII под обозначением Strv m/40L. Отчасти столь большой заказ мотивировался срывом поставок чехословацких танков TNH-Sv. Судьба m/40L оказалась аналогичной m/39, с той лишь разницей, что два десятка машин было продано на экспорт.

Последней машиной, созданной на базе L-60, стал вариант Strv m/40K. Большой необходимости в таких машинах до 1943 года не было, но начавшийся процесс реорганизации бронетанковых войск потребовал большего количества танков. В результате, летом 1943 года Landsverk получила заказ ещё на 80 единиц. Выполнить такой объём работ фирма не могла и к производству подключили предприятие Kalrstad. Отсюда в названии и появилась буква “K”. Отличительной чертой модификации m/40K стала гомогенная, а не “слоёная” 50-мм броня лобовой части корпуса. В остальном эти танки соответствовали варианту m/40L.
Поставки m/40K завершились в сентябре 1944 года. Все машины были направлены в полк Р2 в Хельсингборге и позднее включены в состав 8-й бронетанковой бригады.

Служба танков модельной линии L-60, несмотря на их явное отставание от зарубежных аналогов, оказалась весьма продолжительной. Приказ о снятии с вооружения был подписан только в 1957 году, после чего большая часть корпусов легких танков моделей 1938 и 1939 года отправились на переплавку. Гораздо дольше прослужили танковые башни - в конце 1950-х гг. их использовали при строительстве защитных сооружений, создаваемых для прикрытия аэродромов. В этом качестве башни эксплуатировались вплоть до 1995 года, пока их не демонтировали в виду крайне низкой обороноспособности.

В Швеции танки m/40L неоднократно служили базой для создания различных самоходных установок. Ряд опытных образцов удалось довести до стадии серийной постройки, правда, их карьера оказалась очень непродолжительной.

Сразу после завершения Зимней войны представители финской закупочной комиссии обратились к фирме Landsverk с просьбой разработать самоходную зенитную установку. В 1941 году был представлен вариант L-62, позднее названный “Anti II”. Основной для него послужила ходовая часть и корпус от танка L-60S. Вместо стандартной башни была установлена открытая сверху бронированная рубка с круговым вращением. Вооружение состояло из одного 40-мм зенитного автомата модели 40ltK38. Танк пришлось значительно доработать, удлинив и расширив корпус. Соответственно, ходовая часть была удлинена на один опорный каток и один поддерживающий ролик с каждого борта. По финскому заказу было собрано 6 машин и ещё одну отправили в Венгрию, где L-62 послужил прообразом для самоходки 36\40M “Nimrod”.

Успех, сопутствовавший “Anti II”, побудил шведскую армию сделать аналогичный заказ. На этот раз базовой стала модификация m/40K у которой также удлинили ходовую часть и доработали корпус по установку вращающейся рубки с двумя 40-мм автоматическими пушками Bofors m/36 lvakan с боезапасом 326 выстрелов. Углы вертикального наведения составляли от -6° до +88°.; В отличии от L-62 направляющее колесо было приподнято над землей, а третий поддерживающий каток на борт отсутствовал.
На самоходке устанавливался более новый бензиновый двигатель Scania-Vabis L603/3, развивавший мощность 160 л.с. Экипаж состоял из 4-х человек. При боевой массе 17 тонн машина могла развивать максимальную скорость до 36 км\ч при движении по шоссе. Ходовые качества остались на уровне базовой модели.
Договор на поставку зенитных самоходок Luftvärnsvärnskanonvagn Lvkv m/43 был подписан в 1945 году, однако поставка партии из 17 единиц состоялась только в 1948-1949 гг. Весьма скоро был сделан вывод, что m/43 нуждается в модернизации. Замене подверглась силовая установка – вместо двигателя Scania-Vabis был установлен немецкий Maybach HL120 TRM, что позволило увеличить скорость до 55 км\ч. Впрочем, масса самоходки возросла на 1 тонну. Доработка была проведена в 1950-1951 гг. На каждую танковую бригаду полагалось по три самоходки m/43, что было совершенно недостаточно. Кроме того, экипажи жаловались на трудности в управлении машиной из-за большой длины корпуса, а в облачную погоду (что не было редкостью для Швеции) оптические прицелы оказались бесполезными. Тем не менее, Lvkv m/43 оставались на вооружении до конца 1950-х гг., а два сохранившихся образца были впоследствии переданы в музеи Axvall и Hässleholm.

Менее удачным оказался эксперимент с противотанковой артсистемой. В начале 1950-х гг. для устаревших легких танков попытались найти более рациональное применение, чем мишени на полигоне или учебные пособия. Так появилось предложение оснастить один из m/40L (по другим данным это был m/40K) противотанковой 57-мм пушкой m/43. В старую башню это орудие не помещалось и тогда была разработана новая, заметно больших размеров и совершенно иной формы. Справа от пушки располагался 8-мм пулемет m/39.
Испытания самоходки, названной Pvkv IV “Värjan”, в целом прошли успешно, однако в 1953 году в Великобритании было закуплено 90 танков “Centurion”, и надобность в машине оснащенной 57-мм отпала сама собой. Прототип Pvkv IV был затем разобран.
Существовал также вариант с безоткатным орудием, по всей видимости калибра 105 мм, установленным в открытой сверху невращающейся рубке. Об испытаниях этой интересной машины данных найти пока не удалось.

С участием одного из серийных танков m/40K (номер 419) также проводились опыты по подводному вождению. Испытания были проведены в конце 1940-х гг. Танк полностью герметизировался и оснащался длинными трубами для подвода воздуха и вывода отработанных газов от двигателя. На крыше башни устанавливался большой цилиндрический кожух для вентиляции. Максимальная глубина погружения составила 3 метра и при этом сохранялась возможность работы радиостанции. Впрочем, на других серийных танках это оборудование не применялось.

Так уж получилось, что в боевых действиях участвовали только танки, проданные Доминиканской Республике (Доминикана). В этой далекой стране “вышедшие из употребления” Strv m/40L оказались совсем не случайно. В послевоенный период правительство Доминиканы было не против оснастить свою армию новой техникой, но жесткий контроль со стороны США не давал провести коренную модернизацию. К тому же, финансирование военных нужд было сильно ограничено и на современную технику денег не хватало. Вот тут и подвернулись шведские танки Strv m/40L, которые даже после многолетней эксплуатации обладали высокой надежностью.
В 1957 году, когда страна переживала очередной политический кризис, у Швеции было заказано 25 машин с номерами 321, 322, 328, 330, 333, 340, 343, 345, 351, 354, 355, 358, 361, 373, 383, 384, 385, 387, 390, 400, 403, 404, 410, 411 и 414. Доставить их удалось только в 1960 году, когда Доминикана вошла в новый политический кризис. Вместе с танками прибыл обслуживающий персонал и несколько инструкторов из Швеции. Условия перевозки были, по всей видимости, далеки от хороших. В трюм поместилось только 24 танка, а 25-й пришлось поставить на палубе корабля, правда это не уберегло их от проникновения морской воды в корпус. Впрочем, после тщательно просушки Strv m/40L без проблем были приведены в боеготовое состояние.
После этого в стране сменилось несколько президентов, пока в сентябре 1963 году не установилась власть так называемого “гражданского триумвирата”. Это была попытка отказа от коренных реформ, прежде всего социального и экономического характера, которые пытались ввести ранее. Без помощи США тут не обошлось, что вполне естественно.
Не в силах терпеть марионеточный режим в апреле 1965 года в Доминикане вспыхнуло военное восстание во главе с полковником Франсиско Кааманьо, организаторы которого потребовали восстановления конституции 1963 года и возвращения к власти свергнутого президента Хуана Боша. После провала операции на Кубе американцы стали действовать более решительно. Уже 25 апреля был отдан приказ об отправке к берегам Доминиканы кораблей с десантом и спустя трое суток началась операция по “восстановлению порядка”. Американские пехотинцы, поддерживаемые танками М48 и “Ontos”, в течении следующего дня захватили ключевые объекты на побережье и двинулись к столице Санто-Доминго. Здесь состоялось несколько боёв в доминиканскими танками, в ходе которых три Strv m/40L были уничтожены – по одному танку подбили экипажи М48 и “Ontos”, также отличился расчет безоткатного 105-мм орудия. Перемирие было подписано 30 апреля. Оставшиеся машины вскоре были захвачены в исправном состоянии правительственными войсками – их служба в армии Доминиканской Республики продолжалась вплоть до 2003 года.
До настоящего времени там сохранилось пять танков m/40L, два из которых стали музейными экспонатами. Ещё одна машина (или несколько ?) была продана американскому коллекционеру за 30.000 долларов. Есть данные, что шведская делегация одного из музеев вела переговоры о закупке другого m/40L, но пока безрезультатно.

В настоящее время танки модельного ряда L-60S не являются музейными редкостями. Больше того, многие из сохранившихся образцов находятся в идеальном состоянии и нередко испольуются в демонстрационных целях. Естественно, наибольшим количеством танков обладают шведские музеи. В их коллекциях находятся один Strv m/38, два Strv m/39, пять Strv m/40K и два Strv m/40L, причем пять каждой модификации из них находится в Аксвалле (Axvall). Ещё один Strv m/40L приобрел в своё время Бовингтонский танковый музей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКИХ ТАНКОВ НА БАЗЕ
Landsverk L-60S

Strv m/38
обр.1938 г.
Strv m/41
обр.1941 г.
Lvkv m/43
обр.1943 г.
БОЕВАЯ МАССА
3600 кг
10900 кг
17000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
3
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3170
3580
5790
Ширина, мм
2000
1980
2310
Высота, мм
1580
1760
2400
ВООРУЖЕНИЕ
одна 20-мм пушка Bofors и один 8-м пулемета m/38
одна 37-мм пушка Bofors и два 8-мм пулемета m/39
две 40-м зенитные пушки Bofors
БОЕКОМПЛЕКТ
30 выстрелов и 1000 патронов
42 выстрела и 1000 патронов
326 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ

маска пушки - 20 мм
лоб корпуса - 15 мм
борт - 15 мм
корма - 15 мм
крыша - 6 мм
днище - 6 мм

маска пушки - 50 мм
лоб корпуса - 50 мм
борт - 15 мм
корма - 15 мм
крыша - 6 мм
днище - 6 мм

маска пушки - 20 мм
лоб корпуса - 50 мм
борт - 15 мм
корма - 15 мм
крыша - 6 мм
днище - 6 мм

ДВИГАТЕЛЬ
Scania-Vabis 1664, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 160 л.с.
Scania-Vabis L603, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 160 л.с.
Scania-Vabis L603\3, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 160 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
главный фрикцион сухого трения, механическая 5-скоростная КПП, блокируемый дифференциал и бортовые фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка с индивидуальной торсионной подвеской, 2 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
(на один борт) 4 опорных катка с индивидуальной торсионной подвеской, 2 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
(на один борт) 5 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 2 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ
40 км\ч
45 км\ч
36 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
200 км
250 км
150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м
0,50
?
Ширина рва, м
1,00
?
Глубина брода, м
0,50
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
?
?

Stridsvagn Strv m/41 Легкий танк

Как уже говорилось выше, в 1939 году шведское правительство подписало с фирмой CKD контракт на поставку 90 танков модификации TNH-Sv, практически полностью идентичных LT vz.38. Выполнить этот заказ чехословацкой стороне не удалось по вполне понятной причине, поэтому, пользуясь дружественными отношениями с Германией, 23 ноября 1940 года шведы приобрели лицензию на их выпуск.
Первый прототип, изготовленный из неброневой стали, прибыл в Стокгольм в июне 1941 года и после успешного завершения ходовых испытаний танк был принят на вооружение шведской армии под обозначением Strv m/41 SI. В целом, конструкция шведского образца не отличалась от LT vz.38, за исключением вооружения и силовой установки. На танки m/41 устанавливалась 37-мм пушка Strv-K m/38 и два 8-мм пулемета KsW m/39. Двигатель был заменен на SV 1664/13 мощностью 145 л.с. при 2300 об\мин, что позволяло развивать максимальную скорость по шоссе до 43 км\ч. Башня была модифицирована путем установки большой ниши в кормовой части, где располагалась радиостанция.
Первый заказ составил 116 танков, но уже в июне 1942 года был подписан новый контракт на 122 танка второй партии Strv m/41 SII, из которой сдали только 104. От более ранних машин они отличались удлиненным корпусом, башней с наклонными бортовыми бронелистами, новым двигателем SV L-603-2 (160 л.с.) и некоторыми мелкими доработками. Масса танков варианта Strv m/41 SII составила 11000 кг.
Машины первой серии поступили на вооружение 3-го танкового полка, переформированного в 1943 году в 10-ю танковую бригаду. Все танки из второй серии отправили в 4-й танковый полк.

В 1943-1944 гг. для шведской армии была, на базе Strv m/41, построена партия из 39 самоходных установок Sav m/43. Вместо башни на них была установлена более просторная броневая рубка прямоугольной формы, в которой устанавливалась 105-мм гаубица. Также небольшой доработке подверглось шасси танка.
Эксплуатация Strv m/41 продолжалась вплоть до 1957 года, после чего танки вывели в резерв. Поскольку у этих машин ещё оставался технический ресурс было принято решение переоборудовать их. В 1960-1963 гг. на базе Strv m/41 была выпущена партия бронетранспортеров Pbv 301, а демонтированные с танков башни до недавнего времени использовались в системе береговой обороны.
Самоходные орудия Sav m/43 и бронетранспортеры Pbv 301 состояли на вооружении до 1970 года включительно.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Stridsvagn Strv m\41 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА
10500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
4540
Ширина, мм
2140
Высота, мм
2350
Клиренс, мм
400
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка Strv-K m/38 и два 8-мм пулемета Karlskrona Ksp m/39
БОЕКОМПЛЕКТ
100 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
лоб корпуса и башни - 25 мм
лоб корпуса (середина) - 12 мм
борт и корма корпуса - 15 мм
борт и корма башни - 15 мм
маска орудия - 50 мм
крыша и днище - 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Scania Vabis 1664/13, дизельный, мощностью 145 л.с. при 2300 об\мин
ТРАНСМИССИЯ
механическая, с 5-скоростной коробкой передач Praga-Wilson, дифференциалом, бортовыми фрикционами и бортовыми передачами, многодисковых главным фрикционом сухого трения и карданным валом
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированная попарно на листовых рессорах, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, ширина трака - 293 мм
СКОРОСТЬ
43 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
180 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град
35
Высота стенки, мм
0,80
Ширина рва, мм
1,80
Глубина брода, мм
0,80
СРЕДСТВА СВЯЗИ
?