Зенитные самоходные установки Швеции

Landsverk L-62 “Anti II” Зенитная самоходная установка

Самоходная зенитная установка Landsverk L-62, или как её чаще называют “Anti II”, разрабатывалась специально по заказу финской армии. Перед самым началом боевых действий против СССР армейское командование решило усилить ПВО, так как действия советской штурмовой авиации (пусть даже легко вооруженной) могли причинить существенные потери собственным войскам. Рассмотрев несколько возможных вариантов правительство Финляндии приняло решение заказать самоходки в Швеции.
Официальный заказ на 6 самоходных зенитных установок, обозначавшихся как “Anti II”, был заключен 25 апреля 1941 года. В ходе проектирования и постройки ЗСУ использовалось шасси от легкого танка Landsverk L-60, состоявшего с 1938 года на вооружении шведской армии и являвшегося одним из лучших образцов в этой весовой категории. Корпус танка подвергли значительной доработки, установив на нём открытую сверху башню. 40-мм автоматы 40ltK38 (лицензионные британские Bofors) изготовлялись в Финляндии на заводе VTT в г.Ювяскиля.
Испытания первой установки “Anti II” начались 10 марта 1942 года и прошли довольно успешно. К этому времени альтернативы у финнов попросту не было, поскольку немецкие ЗСУ “Ostwind” появились только в 1943 году. Все шесть заказанных “Anti II” были получены к 14 мая 1942 года и вошли в состав отдельной бронебатареи ПВО.
За время боевых действий с лета 1942 и до августа 1944 года финские зенитчики заявили об 11 сбитых вражеских самолётах. О собственных потерях не сообщается, но последнее упоминание о боевом применении “Anti II” относиться к обороне Выборга в июне 1944 года, когда финские бронетанковые силы понесли одни из самых значительных потерь в войне.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Landsverk L-62 "Anti II" образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА
?
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
два 40-мм зенитных автомата 40ltK38 (Bofors)
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
6-30 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Scania Vabis, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 142 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 5 опорных катков , 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Luftvarnskanonvagn fm/43 Зенитная самоходная установка

Создавая зенитную самоходную установку “Anti” II, предназначенную на экспорт в Финляндию, конструкторский отдел в скором времени получил новый заказ на аналогичную боевую машину, но уже для шведской армии. Вопрос о прикрытии наземных сил от атак с воздуха стоял тогда необычайно остро, поэтому действовать пришлось очень быстро. В качестве основы было выбрано шасси основного на тот момент танка Strv m/42, но которое установили новую, открытую сверху, башню с круговым вращением. В ней разместили спаренную установку из двух 40-мм зенитных автоматов Bofors L/60, каждый из которых обладал скорострельностью 120 выстрелов в минуту и имел боезапас 326 снарядов. Углы вертикального наведения составили от -6 до +88 градусов. Ходовую часть САУ, как и корпус, пришлось переработать, уменьшив их по высоте. Толщина максимального бронирования была уменьшена до 15 мм.
В остальном зенитная САУ, названная Luftvarnskanonvagn fm/43 (Lvkv m/43), мало отличалась от серийного танка. На ней оставили двигатель Scania-Vabis мощностью 142 л.с. вместе с трансмиссией. Ёмкости двух топливных баков на 200 и 50 литров соответственно, хватало на 150 км при движении по шоссейной дороге (средний расход топлива составил 16 литров на 1 км). Максимальная скорость не превышала 36 км\ч.

Несмотря на то, что заказ был выдан ещё в 1943 г., поставки серийных Lvkv m/43 начались лишь в 1948-1949 гг. Через несколько лет зенитные САУ прошли модернизацию. На них были установлены двигатели Scania-Vabis 603 мощность 300 л.с., что позволило поднять максимальную скорость до 55 км\ч. С вооружения Lvkv m/43 были сняты только в начале 1970-х гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Luftvarnskanonvagn fm/43 образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА
17000 кг
ЭКИПАЖ, чел.
4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
?
Ширина, мм
?
Высота, мм
?
ВООРУЖЕНИЕ
два 40-мм зенитных автомата Bofors L/60
БОЕКОМПЛЕКТ
326 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
?
БРОНИРОВАНИЕ
12-15 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Scania-Vabis, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 144 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 5 опорных катков , 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
36 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
0,60
Ширина рва, мм
1,67
Глубина брода, мм
0,90
СРЕДСТВА СВЯЗИ
?