Бронеавтомобили Швеции

Pansarbil m/25 \ Pansarbil m/26 Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Pansarbil m/25 и Pansarbil m/25 Альтернативное обозначение: отсутствовало Начало проектирования: 1925 г. Дата постройки первого прототипа: 1925 г. Стадия завершения работ: построено два образца, использовались в составе шведской армии до начала 1940-х гг.

Спустя несколько лет после окончания Первой Мировой войны в нейтральной Швеции пришли к выводу, что собственная армия явно обделена бронетехникой. Развернувшееся сотрудничество с Германией дало свои плоды — в скором времени фирма Landsverk приступила к сборке танков и бронемашин, в проектировании которых активное участие принимали немецкие инженеры. Впрочем, эти «игрушки» оказались весьма дорогими во всех смыслах и шведская армия долго не могла решиться, какой из моделей надо отдать предпочтение. Между тем, в 1921-1922 гг. обороноспособности страны поспособствовало налаживание производства легких танков m/21, а в 1928 году во Франции закупили один из образцов легкого танка Renault NC1 (испытания которого прошли без особого успеха). В итоге, на протяжении более чем 10 лет основными шведскими танками оставались m/21.

Не лучшим образом обстояли дела с бронемашинами. По неясным пока причинам от закупок за рубежом отказались, но в то же время шведские офицеры активно наблюдали за развитием конструкторской мысли в соседних европейских странах. Моду тогда задавали Франция и Чехословакия, чем не преминул воспользоваться капитан Вильгельма Оделберга (Wilhelm Odelberg), посетивший в 1924-1925 гг. завод фирмы Skoda. Здесь ему удалось ознакомиться как с бронемашинами типа РА, так и с более ранней продукцией, и по возвращении на родину сделать соответствующие выводы.

В том же году в Артиллерийском департаменте министерства обороны была собрана группа военных специалистов под руководством Оделберга, перед которой стояла задача создать собственный бронеавтомобиль на уровне мировых аналогов. Разумеется, опыта не хватало, но это компенсировалось энтузиазмом и высокой культурой производства. Работа продвигалась очень быстрыми темпами и в скором времени был построен первый, фактический опытный, образец, названный Pansarbil m/25 (бронеавтомобиль образца 1925 года).

Прототип бронеавтомобиля, собранный фирмой Tidaholms Bruk, получил ходовую часть от коммерческого 1,5-тонного грузовика собственной постройки с колесной формулой 4х2. Передние колеса были управляемые, задние — ведущими. Все колеса были одинарными. Пневматические шины заменили на шины из жесткой резины. Подвеска осталась стандартной, на листовых четверть эллиптических рессорах.

Корпус бронемашины был вполне достойным развитием идей «французских школы». Бортовые бронелисты устанавливались вертикально, однако лобовые и кормовые имели значительные углы наклона. Как таковая броня на прототипе с №603 (Pansarbil № 1) отсутствовала — её роль выполняли 5-мм листы катаной незакаленной стали. В целом конструкция корпуса получилась очень массивной, но именно это позволило без проблем разместить внутри всё необходимое оборудование. Силовая установка, основу которой составлял бензиновый двигатель мощностью 36 л.с., защищалась бронированным капотом в лобовом листе которого сделали три выреза для доступа воздуха к радиатору. По бортам имелось два больших люка для обслуживания двигателя.

Основную часть корпуса занимало боевое отделение, совмещенное с двумя постами управления (передним и задним). Обзорность с места водителя при движении на марше можно было признать удовлетворительной — в его распоряжении имелся только узкий и длинный передний люк со смотровой щелью, поднимавшийся вверх на петлицах, и по два прямоугольных лючка по бортам, один из которых находился на уровне капота. Для высадки и посадки экипажа предназначались две двери, также со смотровыми лючками. Интересной особенностью их установки являлось то, что одна дверь распахивалась по ходу движения, а вторая — против. Это позволяло покинуть подбитую машину при любом направлении хода под прикрытием открытой двери. Задний пост управления являлся дублирующим и потому оборудовался более скромным составом приборов. Для обзора второй водитель мог использовать три смотровых лючка: два по бортам и один в кормовом бронелисте.

На крыше боевого отделения устанавливалась большая цилиндрическая башня в передней части которой устанавливался единственный 6,5-м пулемет Hotchkiss образца 1900 г. Необычным было то, что для его установки сделали довольно глубокую нишу, буквально вдавленную внутрь (благо, размеры позволяли). Башня также оснащалась верхним люком и двумя смотровыми щелями. Экипаж бронеавтомобиля состоял из четырех человек: два водителя, командир и пулеметчик.

Испытания бронеавтомобиля №603, проведенные в том же году, можно было оценить как успешные, поскольку достижения «заоблачных высот» от Оделберга не требовали. Конечно же, с выбранным типом ходовой части и маломощным двигателем езда по пересеченной местности этой машине была противопоказана, но по шоссейным дорогам она развивала максимальную скорость до 45 км\ч. Откровенно слабое вооружение представителей шведской армии тоже не смущало – уже тогда было решено, что №603 послужит своего рода испытательным стендом.

Не останавливаясь на достигнутом фирма Tidaholms Bruk изготовила второй образец Pansarbil m/25 (№602). Отличительных особенностей этого образца было немного, но некоторые из них носили существенный характер:

— модернизированная башня с прежним составом вооружения;

— на лобовом бронелисте капота установлены неуправляемые жалюзи с шестью створками вместо трех;

— вместо длинного люка водителя установлен более компактный, со смещением вправо;

— модернизирована ходовая часть: появились бескамерные шины нового типа с развитыми протекторами, на колесах передней оси предусмотрена установка лыж, задняя ось адаптирована под установку гусеничной тележки (добавлялось ещё под два небольших колеса и резиновая гусеничная лента);

— соответствующим образом изменена форма корпуса: в задней части сделан увеличенный вырез под гусеничную тележку.

История этих интересных машин продолжилась в 1926 году, когда появился последний вариант бронеавтомобиля под шведским обозначением Pansarbil m/26. В очередной раз был доработан корпус. На этот раз ломать голову над установкой лыжно-гусеничного шасси ломать голову не стали, поэтому вырез под колеса заднего моста оставили стандартным. Зато общие формы корпуса заметно облагородили, сделав его более сложным в изготовлении. Преобразилась верхняя часть, а капот сделали более узким с тремя лобовыми створками жалюзи. Также вернули удлиненный передний смотровой люк водителя, изменили установку фар и расположение люков доступа к двигателю. Конструкция башни в целом осталась прежней, за исключением установки в ней 37-мм пушки Puteaux вместо пулемета и удаления глубокой ниши. По непроверенным данным 6,5-мм пулемет на третьем образце перевозился в укладке. По непроверенным данным Pansarbil m/26 оснащелся более мощным двигателем мощностью 45 л.с.

Все три бронеавтомобиля, несмотря на массу недостатков, были приняты шведской армией в течении 1925-1926 гг. Машины очень активно использовали не только в процессе испытаний, но при проведении маневров. По меньшей мере, эксплуатация Pansarbil созданных Оделбергом для нужд армии продолжалась вплоть до середины 1930-х гг. Кроме того, первый прототип в 1935 году прошел капитальный ремонт и небольшую модернизацию (правда, без уточнений, что именно было модернизировано). Окончательно изношенные Pansarbil m/25 и Pansarbil m/26 списали только в начале 1940-х гг. и поспешили разобрать на металл, так что ни одна из них до нашего времени не сохранилась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Pansarbil m/25 образца 1925 г.

БОЕВАЯ МАССА около 7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 6,5-мм пулемет Hotchkiss образца 1900 г. в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5 мм борт корпуса — 5 мм корма корпуса — 5 мм крыша — 5 мм днище — 5 мм башня — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Tidaholm, 4-цилиндровый, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 36 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колеса одинарные, шины бескамерные пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливалось

Landsverk L-170 Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Landsverk L-170 Альтернативное обозначение: Pansarbil fm/29 Начало проектирования: 1929 г. Дата постройки первого прототипа: 1930 г. Стадия завершения работ: предположительно построено 2 прототипа, в боевых действиях не участвовали.

В 1929 году фирма Landsverk предприняла очередную попытку предложить шведской армии бронеавтомобиль среднего класса L-170, оснащенного мощным вооружением и хорошей бронезащитой.

В качестве базы было выбрано шасси грузового автомобиля Scania-Vabis с колесной формулой 4х2. Установленный на неё корпус был практически симметричным и собирался из катаных листов броневой стали толщиной от 5 до 10 мм. Бронирование прикрывало все жизненно важные агрегаты машины, включая колеса. Поскольку “наростить” бронирование не представлялось возможным (из-за сильно возраставших нагрузок на ходовую часть) бронелисты в передней и задней части устанавливались наклонно.

Компоновка бронеавтомобиля осталась классической для боевых машин подобного класса, но с некоторыми изменениями.

В передней части корпуса располагался двигатель Scania-Vabis мощностью 85 л.с. при 2000 об\мин. Ёмкости 95-литрового топливного бака хватало на 100 км при движении по шоссе. Для охлаждения силовой установки в лобовом листе капота были выполнены трехстворчатые жалюзи. Установленные чуть ниже фары закрывались массивными бронеколпаками. Доступ к двигателю осуществлялся через три люка на капоте (один сверху и два по бортам в наклонных бронелистах).

Среднюю часть корпуса занимало отделение управления и боевой отсек, где размещался экипаж из 5 человек: командир, водитель, два стрелка и заряжающий. Поскольку бронеавтомобиль должен был иметь возможность хода вперед и назад с одинаковыми характеристиками на нем оборудовали два поста управления. Посадка экипажа в машину осуществлялась через две двери в бортах корпуса.

Вооружение L-170 было достаточно мощным. В лобовом листе за моторным отсеком устанавливался 6,5-мм пулемет m/14, с другой стороны монтировалась 37-мм пушка m/98B, а в шестигранной башне с круговым вращением находился ещё один 6,5-мм пулемет.

Испытания опытного образца L-170 с регистрационным номером 810, проходившие в 1930 году, принесли лишь частичный успех. Бронеавтомобиль по вооружению и бронированию превзошел большинство легких и средних танков того периода (не говоря уже о танкетках), однако его ходовые качества оказались гораздо ниже ожидаемых. По причине сильной перегруженности ходовой части L-170 оказался слишком неповоротливым, а движение вне дорог ему было противопоказано. Из-за особенностей бронирования передвижение по пересеченной местности полностью исключалось, что сильно снижало боевой потенциал этой машины. Кроме того, производство L-170, в условиях экономического кризиса оказалось слишком дорогим удовольствием, да и конструкцию этой бронемашины трудно было назвать технологичной. В общем итоге предпочтение было отдано машинам серии fm/31, строившимся на базе двухосных грузовиков и по сути являвшимися «эрзацами».

Шведская армия, несмотря на это, в 1932 году приняла L-170 на вооружение, присвоив ему обозначение Pansarbil fm/29. Вплоть до 1945 года этот бронеавтомобиль служил под Стокгольмом в 1-м лейб-кавалерийском полку для подготовки механиков-водителей. После этого L-170 передали в танковый музей в Аксвалле.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Landsverk L-170 образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 7500 кг (пустой вес) 11000 кг (беовой вес)
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5430
Ширина, мм 2460
Высота, мм 2330
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 37 mm пушка m/98В и два 8-мм пулемета m/14-29
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма — ? крыша — ? днище — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ Scania-Vabis, карбюраторный, мощностью 85 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: задние колёса сдвоенные, шины пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 60 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Pansarbil fm\31 Армейский бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Pansarbil fm\31 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1931 г. Дата постройки первого прототипа: 1931 г. Стадия завершения работ: построена серия из 30 машин.

В начале 1930-х гг. шведская армия заказала фирмам Bofors и Landsverk провести совместные работы по проектированию бронеавтомобиля, в котором должны были использоваться преимущественно автомобильные узлы и агрегаты. Результатом этих разработок стало появление Pansarbil fm\31 – машины созданной на шасси 2-тонного грузовика Chevrolet. В 1931 г. прототип прошел успешные испытания и армия заказала 30 экземпляров.

Заказ был выполнен в течении 1933 – 1934 гг. фирмой Landsverk. Помимо установки нового бронированного кузова m\31 оснащался одним курсовым 8-мм пулеметом m\14-29 и одной 37-мм морской пушкой m\98B, установленной на платформе сзади. Вместо неё можно было установить спарку из двух 8-мм пулеметов m\36, которые можно было перекидывать с одного борта на другой.

Все 30 машин поступили в распоряжение четырех кавалерийских полков и активно использовались на протяжении всей войны. На 1940 г. в рабочем состоянии осталось всего 19 бронеавтомобилей, однако в 1942 г. армия потребовала перевооружить сохранившиеся экземпляры 20-мм пушкой Bofors m\40B со спаренным пулеметом m\14-29. Впоследствии машины fm\31 были заменены более современными бронеавтомобилями “Lynx”.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРМЕЙСКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Pansarbil fm\31 образца 1933 г.

БОЕВАЯ МАССА 4200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм 2750
Высота, мм 3300
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ курсовой 8-мм пулемет m\14-29 и одна 37-мм морская пушка m\98B
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 5,5 мм борт корпуса — 5,5 мм корма — 5,5 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Chevrolet (Volvo), бензиновый, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 78 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 60 км\ч по шоссе 7 км\ч задним ходом
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция

Landsverk L-180 \ L-181 \ L-182 Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Landsverk L-180, Landsverk L-181, Landsverk L-182 Альтернативное обозначение: отсутствовало Начало проектирования: 1931 г. Дата постройки первого прототипа: 1932 г. Стадия завершения работ: построена серия из 49 машин всех модификаций.

В начале 1930-х гг. фирма Landsverk начала разработку одного из самых успешных средних бронеавтомобилей, появившихся в Европе в период между двумя войнами. Быстро убедившись (на примере L-170 и L-185) в несостоятельности теории использования двухосных коммерческих шасси, не выдерживавших большие нагрузки, шведские инженеры обратили внимание на их более выносливые трехосные аналоги. Так была начата работа над бронеавтомобилем L-180.

Появившийся в 1932 году прототип получил корпус, собираемый их листов катаной броневой стали толщиной от 5 (крыша) до 15 (лобовая часть) мм. Компоновка L-180 была классической. В передней части находилось моторно-трансмиссионное отделение, где был установлен карбюраторный 8-цилиндровый двигатель немецкого производства Bussing-NAG мощностью 160 л.с. Для охлаждения силовой установки были предусмотрены регулируемые жалюзи в лобовом листе капота и по его обоим бортам. За ним размещалось отделение управления: с левой стороны располагалось место механика-водителя, справа – пулеметчик. В боевом отсеке, в задней части корпуса, размещались места командира машины, артиллериста и заряжающего. Таким образом, экипаж L-180 состоял из пяти человек.

Шасси бронеавтомобиля было заимствовано от трехосного грузовика Scania-Vabis с колесной формулой 6х4. Разумеется, его взяли не в “чистом” виде, а с доработками. Была усилена конструкция рамы, установлен новый тип пулестойких протектированных шин и т.д. В наследство от бронемашин Первой Мировой войны к L-180 перешёл задний пост управления, так что в состав трансмиссии, включавшей 3-ступенчатую коробку передач, пришлось включать демультипликатор. Ёмкость топливного бака — 120 литров. В соответствии с назначением предполагалось, что разведку и огневую поддержку машина будет вести всё-таки передним ходом, а вот выход из боя будет более удобным сделать задним, при условии, что водитель будет видеть окружающую обстановку.

Вооружение L-180 состояло из трех 7,92-мм пулеметов Madsen, защищенных цилиндрическими бронированными кожухами. По одному пулемету устанавливалось в переднем лобовом и кормовом листе корпуса. Третий пулемет размещался в одноместной башне конической формы в общей установке с 20-мм пушкой Bofors.

Вторая модификация L-181, появившаяся в 1933 г., отличалась немецким шасси Mercedes-Benz G 3a/P с подвеской на листовых рессорах. Такая же ходовая часть использовалась при создании немецкого бронеавтомобиля Sd.Kfz.231(6 Rad), хотя и была сочтена не слишком удачной. Также был установлен 6-цилиндровый двигатель Daimler-Benz М09 мощностью 68 л.с. и 37-мм полуавтоматическая пушка. Боезапас составил 48 снарядов и 3600 патронов. Экипаж был увеличен до 6 человек – появился водитель заднего поста управления.

Единственный экземпляр L-182 был построен по заказу финской армии. Переговоры о его закупке начались ещё в 1934 г., однако велись они крайне медленно. Лишь в 1936 г., когда обе стороны сошлись на цене 69.000 шведских крон, заказ был выполнен. На этой модификации экипаж уменьшили до 4-х человек, а вместо пушки в башне был установлен 13,2-мм пулемет. Внешне эта машина отличалась бортовыми радиаторными жалюзи, установленными горизонтально.

В общей сложности было построено 49 машин всех модификаций, абсолютно большая часть которых была продана за границу. Низкий интерес шведской армии к бронеавтомобилям фирмы Landsverk было обусловлен отнюдь не низким качество продукции — просто в тот период машины линейных моделей L-180\182 не вписывались в шведскую оборонную концепцию. Гораздо больше внимания уделялось лёгким и средним танкам, а также многофункциональным бронемашинам.

Несмотря на то, что “ландсверки” по уровню защищенности и вооружению находились на уровне легких танков того же периода (вспомнить хотя бы советский Т-26 или британский Light Tank Mk.VI), а по скоростным качествам даже превосходили их, с ходовыми качествами у шведских машин дела обстояли намного хуже. Фактически, L-180\L-181 могли нормально двигаться только по грунтовым дорогам, поскольку попытки передвижения по мягкому грунту или пересеченной местности могли закончиться для них плачевно. Это была одна из многих причин, по которой шведская армия на спешила принимать “ландсверки” на вооружение. Переговоры между армейскими представителями и фирмой Landsverk закончились относительным успехом. Всего было поставлено пять бронеавтомобилей модификации L-180, получившие номера 946-950 и обозначение Pansarbil m/41. Все машины поступили в распоряжение 42-го бронеавтомобильного эксадрона 3-го танкового полка. В 1944 году это подразделение находилось на острове Готланд, выполняя охранные задачи. С вооружения L-180 были сняты только в начале 1960-х гг.

Впрочем, наибольший успех и признание шведский бронеавтомобиль заслужил за рубежом. Иностранные заказчики оказались не столь привередливы, тем более, что выбор среди бронемашин среднего класса был тогда совсем небольшой.

Одними из первых интерес к новому “ландсверку” проявили датчане. Несмотря на приобретение не слишком удачного двухосного бронеавтомобиля L-185 вера в шведское качество оставалась ещё сильна. Переговоры о поставке двух машин модификации L-181 начались в 1936 г. и в скором времени Landsverk предоставила заказчику два бронеавтомобиля. Общая стоимость поставленных L-181, которым было присвоено армейское обозначение PV M36 (номера FP7 и FP8), оценивалась в 200.000 датских крон. До начала войны с Германией датские “ландсверки” использовались только на маневрах и в учебных целях. После оккупации страны немецкими войсками оба L-181 были включены в состав вермахта и были включены в состав охранных подразделений.

В начале 1937 г. делегация из Ирландии начала переговоры о закупке двух образцов L-180 для испытаний по цене 6.000 фунтов за штуку. Первые два из них (с номерами ZC 757 и ZC 758) прибыли в 1938 году, а в апреле 1939 года были заказаны ещё шесть машин (номера ZC 5837 — ZC 5842). Прибыв в Ирландию бронеавтомобили были сразу включены в состав 1-го бронеавтомобильного эскадрона (1st Armoured Car Squadron) дислоцированного в Керрахе.

После войны L-180 подвергли частичной модернизации, целью которой была унификация основных агрегатов с другими армейскими машинами. Например, в 1956-1957 гг. двигатель заменили на американский Ford V8, а в 1974 году установили 20-мм авиационную пушку Hispano-Suiza и новый пулемет.

Служба ирландских L-180 протекала достаточно мирно и завершилась в начале 1980-х гг. (!) Иногда встречаются данные о посылке нескольких “ландсверков” в Конго в начале 1960-х гг., но они не соответствуют действительности. В настоящее время по крайней мере один бронеавтомобиль этого типа поддерживается в состоянии “на ходу” и время от времени принимает участие в военных парадах.

В 1935 году правительство Литвы заключило договор на поставку шести бронеавтомобилей L-181, оснащенных одной 20-мм пушкой Oerlikon и двумя 7,92-мм пулеметами. В течении следующего года все машины были распределены между тремя кавалерийскими полками. Пополнение пришлось как раз вовремя – на протяжении почти всего межвоенного периода литовская армия располагала всего шестью бронемашинами (один русский “Фиат-Ижора” и четыре немецких импровизированных “зондервагена”, которые часто именуют как Ehrhardt\Daimler-Befehlswagen), прошедших неоднократный ремонт и модернизацию. Устарелость этих машин была очевидна уже в середине 1920-х гг., но тогда средств на приобретение новой техники не нашлось.

На протяжении всего срока службы в литовской армии L-181 (номера К.А.М.6 – К.А.М.11) ни разу не использовались в боевых действиях. Однако, после того как Литва вошла в состав СССР, “ландсверки” были поставлены на службу РККА и использовались в боях с немецкими войсками в июне-июле 1941 г. Об их боевом применении сохранилось лишь одно упоминание участника тех событий. По всей видимости, действия разворачивались 23-24 июня на границе Литвы и Беларуси.

“Я оглянулся назад, посмотреть, не горит ли мой замаскированный в лесу “Комсомолец”? Нет ли рядом наших бойцов? Тягач вроде бы не горел. В это время к нему подъехал наш литовский бронеавтомобиль (разумеется, без литовской атрибутики). Из башенки наполовину высунулся комиссар из школы молодых командиров. Он ехал на броневике из Сморгони. Фамилия его стерлась из памяти. Комиссар картинно, как какой то Наполеон, через бинокль наблюдал за полем развернувшейся неподалеку битвы – туда, где стреляли танки. Я подумал, что это может плохо кончиться – печальный опыт уже был. Я не ошибся. К броневику незаметно подкрался невесть откуда взявшийся немецкий танк. Орудие было направлено в спину комиссара. Немцам достаточно было крикнуть “Хенде Хох”, но они безжалостно выстрелили…”

Самая большая партия “ландсверков” была отправлена в Нидерланды. Правительство этой небольшой европейской страны, предчувствуя ещё большее осложнение политической и военной обстановки в Европе, в 1936 году одобрило программу модернизацию армии и флота, одной из пунктов которой была закупка техники за рубежом. По мнению начальника штаба голландской армии Исаака Рейндерса (Isaak Reynders) основной упор должен был делаться на бронетанковую технику, которая на тот момент имелась в единичных экземплярах. Прежде всего, решили обратиться к ближайшим соседям. В 1937 году начались переговоры с фирмой Landsverk о поставке 36 средних бронеавтомобилей L-181, которым уже присвоили обозначение Pantserwagen М36. Планировалось, что эта первая партия из 12 бронеавтомобилей послужит основой для формирования одного эскадрона. Затем, в ближайшее время, должны были поступить ещё 24 машины, 2 из которых предназначались для использования в качестве штабных, 12 – распределить между четырьмя пехотными корпусами и остальные 10 использовать для обучения экипажей и как источник запасных частей. Выполнить этот план удалось лишь частично. Все машины, независимо от модификации, были оснащены 37-мм пушкой и тремя 7,92-мм пулеметами.

Вторая партия бронемашин относилась к модификации L-180 (Pantserwagen М38) и была принята в период между 16 марта и 11 ноября 1938 года. Однако уже тогда возобладало мнение, что Голландии попала в слишком сильную зависимость от иностранных поставщиков и от дальнейших закупок следует отказаться. Вместо недостающего количества “ландсверков” армия должна была получить отечественные бронемашины DAF M39, в конструкции которых использовалась башня от М36, а по ходовым качествам они заметно опережали шведские аналоги.

Во время немецкого вторжения в Нидерланды в боях принял участие только 3-й бронеавтомобильный эскадрон, оснащенный 12 машинами. В середине мая 1940 г. голландские M38 участвовали в тяжелых боях под Гаагой и к северу от Роттердама. После капитуляции Голландии немцы захватили около десятка “ландсверков” из которых сумели восстановить восемь.

Ещё один Landsverk 180 в 1937 г. продали в Эстонию. В отличии от остальных стран эстонцы использовали бронеавтомобиль исключительно в полицейских функциях. До лета 1940 г. Landsverk 180 применялся полицейским подразделением в Таллине.

Трофейные “ландсверки”, захваченные немецкой армией, в течении 1940-1943 гг. использовались большей частью на оккупированных территориях Западной Европы в полицейских целях. Несколько бронемашин этого типа служили и на бывшей советской территории. Есть данные, что по крайней мере один L-181 находился под Псковом, где и был подбит.

Не менее интересно сложилась судьба единственного экземпляра L-182. Прибыв 27 июля 1936 года в Лаппенранту бронеавтомобиль был доведен до боеспособного состояния и отправлен служить в кавалерийскую бригаду. Полное вооружение L-182 состояло из 13,2-мм пулемёта L-35/36 и 7,62-мм пулемётов L-33/36 в башне, а также ещё одного пулемета L-33/36 в лобовом листе корпуса. Работы по установке вооружения проводились на заводе VKT.

1 февраля 1937 года “ландсверк” был включен в состав единственного бронеотряда Pans.Os./ Rv Pr, сформированного при кавбригаде, где большую часть времени использовался для обучения экипажей и в качестве самоходной мишени. В 1939 году отряд был переформирован в бронеэскадрон Er.Pans.Esk., который помимо L-182 включал три грузовика и два мотоцикла, а осенью единственный “ландсверк” отправили в состав моторизованного отряда кавбригады (Moot. Os/ Rv.Pr.), сформированного большей частью из личного состава Er.Pans.Esk. В связи с приближающейся войной 6 октября 1939 года отряд был переброшен на Карельский перешеек. Спустя три недели Moot. Os/ Rv.Pr. подчинили штабу отдельного бронебатальона и направлен в Уусикирко – в это время экипаж “ландсверка” включал 5 человек: командир ст.сержант В.Савикурки (позже он стал лейтенантом), наводчик ст.сержант В.Хелломо, шофёр сержант Й.Лахти и капрал В.Пиетиля, а также стрелок мл.сержант М.Салонена.

В войну L-182 вступил уже утром 30 ноября, открыв зенитный огонь по советским бомбардировщикам. Эта стрельба, кроме бессмысленного расхода патронов, никаких результатов не принесла. Спустя три дня бронеавтомобиль решили задействовать при обороне города Каукиярви, где экипаж пополнился лейтенантом Хонканеном. Однако это благое дело едва не закончилось трагически. Из-за поломки вооружения L-182 принять участие в бою не смог, после чего среди экипажа началась драка и ст.сержант Хелломо получил легкое ранение.

После этого, 5 декабря, броневик направили в Перкьярви, где успешно поддержал отход спешенной кавалерийской части. Отступая вместе с кавалеристами экипаж “ландсверка” подобрал ещё четверых раненых, однако ночью на пути к г.Хотакка случилась новая оказия. Как только L-182 стал догонять своих среди отступающих финских частей началась паника — в виду быстрого продвижения советских частей быстро распространился слух о том, что сзади колонну настигают русские танки. К счастью, стрельбы по своим тогда удалось избежать.

В период с 6 по 23 декабря бронеавтомобиль в боевых действиях не участвовал, находясь в это время в г.Перо. Хотя его боевая ценность оказалась небольшой, командование решило задействовать L-182 для контрнаступления. Вместе с кавбригадой машина 26 декабря отправилась в Тайпале, откуда её сразу пришлось отправить на ремонт в Выборг. Хотя неисправность была быстро устранена, в боях L-182 больше не участвовал, находясь в оперативном резерве. А 5-го января 1941 года последовал приказ о расформировании моторизованной части кавбригады, так как общее количество трофейных танков и бронемашин уже тогда превысило 100 единиц. В итоге для L-182 окончательно определили роль учебной бронемашины и отправили в центр обучения в Хяменлинна. Окончательно из состава армии “ландсверк” был выведен только после войны.

В настоящее время сохранилось всего 4 машины модификации L-180: в Дублине (музей Howth Castle, Ирландия), в Амерсфоорте (Museum Nederlandse Cavalerie, Нидерланды), в Аксвалле (Шведский Музей Бронетехники) и ещё один бронеавтомобиль находится на реставрации в частных руках в Ирландии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Landsverk L-180 образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 7825 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5860
Ширина, мм 2240
Высота, мм 2285
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм \ 37-мм пушка Bofors и три 7,92-мм пулемета Madsen
БОЕКОМПЛЕКТ 48 снарядов и 3600 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм борт корпуса — 9 мм корма корпуса — 9 мм башня — 15 мм крыша — 5 мм днище — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Bussing-NAG V8, карбюраторный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 160 л.с., ёмкость бака — 120 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 3-ступенчатая коробка передач, демультипликатор, карданный вал, механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 80 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 288 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция

Landsverk L-185 Легкий бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Landsverk L-185 Альтернативное обозначение: Landsverk L185 Начало проектирования: 1932 г. Дата постройки первого прототипа: 1933 г. Стадия завершения работ: построен один прототип проданный Швеции в 1934 г.

Практически одновременно с разработкой тяжелых машин типа fm\29 (L-170) и L-180, которые в начале 1930-х гг. составили основу бронеавтомобильных частей шведской армии, фирма Landsverk по датскому заказу спроектировала легкую машину, получившую обозначение L-185. Базой для бронеавтомобиля послужило шасси от грузовика Fordson, которое было выбрано совсем не случайно. Оценивая зарубежный опыт специалисты из Дании пришли к выводу, что обычные бронемашины с колесной формулой 4х2 не обладают достаточной проходимостью и могут нормально передвигаться только по дорогам с твердым покрытием. Следовательно, требовалось совместить быстроту и проходимость, что было весьма проблематично в то время из-за полного отсутствия специализированной ходовой части. Выбор делался из имевших коммерческих шасси и пал нагрузовик фирмы Fordson, обладавшим колесной формулой 4х4 и подвеской на листовых полуэлиптических рессорах. На машине устанавливался бензиновый 8-цилиндровый двигатель Ford 221 мощностью всего 85 л.с. Впрочем, не исключено, что датской экземпляр имел как-раз стандартную ходовую часть с колесной формулой 4х2.

Корпус по форме и технологии изготовления были во многом аналогичен модели L-180. Его сборка производилась на металлическом каркасе из листов катаной броневой стали толщиной по 6 мм. Борта корпуса были вертикальными, но лобовые и кормовые бронелисты устанавлиались под большими углами наклона. Для охлаждения двигателя в капоте выполнили жалюзи (лобовые регулировались водителем). Посадка в машину производилась через дверь в левом борту. В задней части корпуса оборудовался второй пост водителя. Соответственно, дублировались органы управления, и фары дальнего света.

На крыше боевого отделения устанвливалсь башня конической формы со скошенным лобовым бронелистом, где монтировалась общая маска для 20-мм пушки Madsen образца 1933 года и одного 8-мм пулемета той же фирмы. В задней стенке башни находился жвакуационный люк, на крыше — перископический прибор наблюдения. Экипаж бронемашины мог составлять до 5 человек: два водителя, командир, стрелок и заряжающий. Впрочем, от второго водителя зачастую отказывались.

Прототип бронеавтомобиля был построен в конце 1933 года и успещно прошел заводские испытания. По завяленным характеристикам эта машина была близка к советским Д-8 и ФАИ-М, но в отличии от них крупносерийное производство L-185 налажено не было. Из явных преимуществ можно было отметить только вооружение, но по остальным параметрам шведски образец уступал зарубежным аналогам.

Единственный прототип в 1934 г. был продан в Данию по цене 60.000 датских крон. По прибытии он получил обозначение PV M34 и номер FP-6. Пожалуй, единственным улучшением стала возможность его оснащения двумя 8-мм пулеметами вместо пушки. По сведениям датчан масса бронемашины составляла 4550 кг. Вооружение включало одну 20-мм автоматическую пушку Madsen и два 7,92-мм пулемета, один из которых был спарен с пушкой. Вообще датчане оказались не слишком рады новому приобретению. Даже для 1934 года толщина бронирования была недостаточной, а увеличить её не представлялось возможности. К тому же, по заявлению фирмы Landsverk, бронеавтомобиль модели L-185 мог развивать мксимальную скорость до 80 км\ч (по другим данным — до 100 км\ч), но его фактическая скорость составила только 45 км\ч при условии езды по шоссейной дороге.

Поскольку эксплуатационные качества L-185 были невысокими период его активного использования закончился в 1937 году. Долгое время считалось, что в в 1939 году эту бронемашину окончательно сняли с эксплуатации и отправили доживать свой век на склад. Однако, на немецкой фотографии, датированной 1940 годом, ясно различим тот самый экс-датский FP-6, но уже с крестом на башне. Это даёт основания полагать, что L-185 был введен в строй и передан одной из частей вермахта или полиции, дислоцированной в Дании. Так что, карьера этой машины закончилась никак не раньше января 1941 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Landsverk L-185 образца 1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 4550 кг кг
ЭКИПАЖ, чел. 5-6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4940
Ширина, мм 2020
Высота, мм 2300
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ 20-мм автоматическая пушка Madsen и два 8-мм пулемета Madsen M.1924 (Type C)
БОЕКОМПЛЕКТ 300 снарядов и 3520 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм башня — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford 221, бензиновый, 8-цилиндровый, рабочим объёмом 3621 см.куб., жидкостного охлаждения, мощностью 65 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 3-ступенчатая коробка передач, демультипликатор, карданный вал, механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колёса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 45 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция

Landsverk “Lynx” Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение:Landsverk “Lynx” Альтернативное обозначение: Pansarbil m/39, Pansarbil m/40, PV M39 Начало проектирования: 1937 г. Дата постройки первого прототипа: 1938 г. Стадия завершения работ: построена серия из 3 машин для Дании и 15 машин для Швеции.

В 1937 году шведская фирма AB Landsverk приступила к проектированию бронеавтомобиля с высокими ходовыми качествами, который смог бы показать хорошую маневренность на местности. Предыдущие разработки этой фирмы, как например серия трехосных бронемашин L-180\L-181\L-182, такими показателями не отличились в лучшую сторону. Для этого требовалось разработать абсолютно новое полноприводное шасси с колёсной формулой 4х4 и двумя постами управления. Последнее можно было считать пережитком прошлого, но шведы твёрдо решили снабдить свою машину этим “преимуществом”.

Первый эскизный проект бронеавтомобиля предполагал наличие небольшой одноместной башни от танка L-60, оснащенной 20-мм автоматической пушкой Madsen L/60 и спаренным с ней 8-мм пулеметом той же фирмы. Ещё два 8-мм пулемета устанавливались в передней и задней части корпуса, рядом с местом водителя. Корпус был выполнен симметричным, поэтому 6-цилиндровый двигатель Scania-Vabis 1664 (142 л.с.) устанавливался слева в средней части машины. Полный экипаж состоял из 6 человек: командир, два водителя и три стрелка. Боевая масса – 6500-7000 кг. Максимальная скорость при движении по шоссе составляла 80 км\ч. Предполагалось, что шины будут выполнены пулестойкими. Новый бронеавтомобиль получили обозначение “Lynx” (“Рысь”), а по реестру швеской армии — Pansarbil m/39.

Как ни странно, армия Швеции особого интереса к этой бронемашине поначалу не проявила. Основным заказчиком в довоенные годы выступила Дания, которая постоянно испытывала нехватку бронетехники, но не могла себе позволить закупку и содержание её большого количества. Как раз в это время в датской армии было сформировано два бронеавтомобильных эскадрона (БАЭ) в составе кавалерийских полков. Один из них принадлежал Garderhusarregimentet и базировался в городе Naestved, а другой был в распоряжении Jydske Dragonregiment, который дислоцировался в городе Randers. В качестве основной бронемашины тогда был выбран L-180, но поскольку его тактико-технические характеристики не полностью устроили военных были продолжены поиски более оптимального варианта.

Посетив несколько фирм представители Härens Tekniske Korps остановились на двух образцах: шведском Landsverk “Lynx” и британском Alvis-Straussler AC3. После проведения сравнительных испытаний победителем был признан “Lynx”, хотя его стоимость была заметно выше – здесь большую роль сыграла скорость поставки. Вместе с тем датчане пожелали, чтобы башня была модифицирована под установку радиооборудования, а в конструкцию бронемашины предстояло внести ещё несколько мелких доработок.

По планам датской закупочной комиссии первый заказ должен был включать 18 экземпляров, которые предстояло распределить между двумя БАЭ поровну. Каждая рота бронемашин, в свою очередь, делилась на три отделения по три машины и дополнительно комплектовались мотоциклами “Nimbus”.

Тем не менее, планы датской армии оказались слишком оптимистичными, поскольку средств на закупку техники не хватало. Первый контракт, подписанный в декабре 1938 года, предполагал поставку всего 3 машин по цене 125.000 датских крон за штуку. Прибывшие из Швеции бронеавтомобили поступили в распоряжение Garderhusarregimentet в апреле 1939 года. Первые несколько месяцев эксплуатации они не имели вооружения, так как пушки и пулеметы удалось установить только к осени. Эти машины получили датское обозначение PV M39 и индивидуальные номера PV9, PV10 и PV11.

В виду того, что международная обстановка в Европе резко ухудшилась, датская армия смогла оформить ещё два контракта на 9 (в мае 1939 г.) и 6 (в феврале 1940 г.) бронеавтомобилей, после чего удалось бы завершить полное комплектование двух БАЭ, однако этого не произошло.

Утром 9 апреля 1940 года немецкая армия вторглась в Данию и в течении суток оккупировала всю страну. Датские “Lynx” в боях с немцами участия не принимали и в годы оккупации использовались для поддержания порядка. После расформирования сохраненных частей датской армии, которое состоялось 23 августа 1943 года, бронеавтомобили передали немецким полицейских частям и, по некоторым данным, в конце войны служили на Восточном фронте и в Норвегии.

Что касается остальных 15 машин, то они остались у производителя и впоследствии были переданы армии Швеции, где получили обозначение Pansarbil m/40. Датчане неоднократно предпринимали попытки получить заказанную технику и в феврале 1941 года предложили оформить поставку “Lynx” под видом корабельной стали для военно-морской верфи. Шведская сторона, в свою очередь, предложила продать вместо них более старые бронемашины L-182, что было явно неравноценных обменом.

Поскольку фирма Landsverk была занята другими военными заказами сборку “Lynx” провели на заводе фирмы Volvo. В течении 1940-1943 гг. экс-датские “Lynx” периодически привлекались для участие в маневрах, хотя большую часть времени они всё же провели на заводе. Все шведские бронемашины комплектовались 20-мм пушками Bofors.

После войны устаревшим “Lynx” тоже нашлось место. В 1956 году 13 бронеавтомобилей шведской армии (серийные номера 227-235 и 303-308) были проданы Доминиканской Республике, где эксплуатировались достаточно долгое время. Примечательно, что тактические номера у этих машин остались шведскими. Не исключено, что доминиканские “Lynx” принимали активное участие в подавлении революции 1965 года и последовавшей за ней гражданской войной. В настоящий момент состояние этих бронемашин остается неизвестным.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Landsverk «Lynx» образца 1938 г.

БОЕВАЯ МАССА 7825 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5210
Ширина, мм 2250
Высота, мм 2150
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм Bofors или Madsen L/60 и три 7,92-мм пулемета Madsen
БОЕКОМПЛЕКТ 195 снарядов и 2160 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 13 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? башня — 13 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Scania-Vabis type 1664, карбюраторный, 6-цилиндровый, рабочим объёом 7750 см.куб., мощностью 142 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-ступенчатая коробка передач, демультипликатор, карданный вал, механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колеса одинарные, шины бескамерные пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 80 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?