Бронетракторы Украины
СТЗ-5-НАТИ \ Т-26 Бронетрактор
Каждая уважающая себя армия всегда стремится иметь в своём составе
тяжелое вооружение и бронетехнику. И желательно с наименьшими затратами
на приобретение и обслуживание. Вот и Украинская Повстанческая Армия (УПА)
не осталась в стороне, поскольку по численности она вряд ли уступала
партизанским отрядам, действовавшим на территории Украины, Польши и
Белоруссии в 1941-1944 гг.
На данный момент нет документальных доказательств того, использовала ли
УПА трофейную советскую бронетехнику. Можно лишь предположить, что
всё-таки использовала, поскольку после разгромных поражений Красной
Армии летом-осенью 1941 года на украинской земле остались тысячи танков
и бронемашин. Другое дело, что содержать огромный парк бронетехники УПА
оказалась не в состоянии. Да и с подготовленными кадрами по всей
видимости, имелись большие проблемы. Тем не менее, украинских
«энтузиастов» это абсолютно не останавливало, поскольку воевать одним
стрелковым оружием было не с руки.
Кроме танков Красная Армия бросила огромное количество тракторов, среди
которых далеко не последнее место занимали СТЗ-5-НАТИ. Эти
многофункциональные машины в годы войны применялись не только как
тягачи, но и как база для самоходных реактивных установок залпового
огня, что особенно широко практиковалось в 1942 году. Украинцы решили
пойти другим путем — поскольку на захваченной ими территории имелся
избыток неходовых танков они решили объединить «приятное с полезным».
Так появился один из самых необычных бронетракторов 2-й мировой войны,
собственное название для которого так и не придумали. Иногда на
интернет-форумах его именуют как «бронетрактор УПА», но также
встречается обозначение СТЗ-5-НАТИ \ Т-26.
Суть проекта была чрезвычайно проста. С гусеничной базы трактора
СТЗ-5-НАТИ снималась кабина, бортовая платформа и часть оборудования. На
освободившееся место устанавливался корпус танка Т-26 образца 1939 года
без каких-либо элементов ходовой части и надгусеничных полок. Вырезы в
бортах корпуса под элементы шасси зашивались бронелистами. Танковая
башня вместе с 45-мм пушкой 20К оставалась без изменений.
Предположительно, верхння часть корпуса трактора соединялась с днищем
танка при помощи болтов или сварки. Не совсем ясно, как была решена
система управления и трансмиссия, но надо полагать, что техники УПА
вполне смогли справиться с этой задачей. Экипаж мог состоять из 3-х
человек: водитель, командир-наводчик и заряжающий.
История использования «бронетрактора УПА» является предметом отдельного
исследования, поскольку кроме отрывочных сведений и единственной
фотографии не очень хорошего качества ничего найти пока не удалось.
Согласно наиболее распрострененной версии, появившейся несколько лет
назад на одном из польских сайтов, дело обстояло следуюзим образом.
В декабре 1943 года командование УПА решило провести операцию против
польских формирований, защищавших город Кумпичев. Бронетрактор был
отправлен в бой для поддержки пехоты и смог подойти к польским позициям
на очень близкое рассотояние. Украинская пехота залегла под сильным
стрелковым огнем, что предопределило дальнейшую судьбу единственного
украинского «танка» — по одой из версии у бронетрактора вышел из строя
двигатель (что не удивительно, учитывая массу корпуса и башни Т-26),
поэтому экипаж был вынужден покинуть машину, предварительно сняв замок с
пушки и пробив бензобак. Попытка сжечь бронетрактор успехом не
увенчалась, поскольку в ходе контратаки поляки смогли его захватить и
потушить. Машину отбуксировали в тыл, но поскольку она находилась в
небоеспособном состоянии дальнейших действий в её отношении не
последовало. Есть версия, что «бронетрактор УПА» дождался прихода
советских войск в 1944 года и только потом был разобран, но скорее всего
она не соответствет действительности.
Впрочем, есть и другая версия. Фотография «бронетрактора УПА» получила
широкую известность в середине 2000-х гг., причем источник её появления
нигде и никогда не указывался. Вполне возможно, что это был неходовой
образец танко-трактора. Ещё одна версия говорит о том, что единственная
фотография является фотомонтажем (проще говоря — подделкой) и никакого
«бронетрактора УПА» никогда не существовало…
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
СТЗ-5-НАТИ \ Т-26 образца 1943 г.
БОЕВАЯ МАССА ~10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм 1855
Высота, мм ~3000
Клиренс, мм 288
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К
БОЕКОМПЛЕКТ ~200 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 15 мм борт корпуса – 15 мм корма корпуса — 15
мм крыша корпуса — 10 мм днище — 6 мм лоб башни — 15 мм борт башни — 15
мм корма башни — 15 мм крыша башни — 10 мм маска пушки — ?
ДВИГАТЕЛЬ Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения,
мощность 97 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 сдвоенных опорных катка сблокированных в
две тележки с пружинной амортизацией, 2 поддерживающих ролика, переднее
направляющее и заднеее ведущее колесо, мелкоозвенчатая гусеница со
стальными траками шириной 310 мм и шагом 86 мм
СКОРОСТЬ ~10 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — |