Прочие образцы бронетехники США

Cunningham Flamethrower Огнеметная самоходная установка

Официальное обозначение: ?
Альтернативное обозначение: Cunningham Flamethrower
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

Первые эксперименты с огнеметным вооружением армия США начала проводить ещё в годы Первой Мировой войны, однако тогда создать полноценную огнеметную машину так и не удалось. После периода сокращения финансирования и Великой Депрессии к данной теме вернулись лишь в конце 1930-х гг. Разработанная американскими специалистами из Kinkaid Company огнеметная установка М1 была передана в тестовую эксплуатацию Chemical Warfare Service. Первоначально её предполагалось использовать для пехотных и инженерных частей, однако большая масса и тяжелый топливный резервуар препятствовали эффективному применению огнемета. Таким образом, для М1 потребовалась транспортная платформа, желательно бронированная.

Среди прочих вариантов наиболее выгодным казалось использование танков. Однако, конструкция Medium Tank M2 и Combat Car M2 была мало приспособлена для установки огнемета. В частности, обновленная спецификация, выданная U.S.Department of War в 1939 году, предполагала именно это, а также дальность выстрела 50 ярдов (45,7 метра) и использование горючей смеси особого состава. Для перевозки огнесмести можно было использовать трейлер с бронированием, защищавшим от попадание пуль калибра 7,62-мм.

Для первого модифицированного варианта огнемета, обозначенного как Е1, выбрали не танк, а опытную платформу на базе артиллерийского тягача фирмы Cunningham (Cunningham mortar carrier). Машину доработали, установив корпус полностью защищавший экипаж. В наклонном лобовом листе надстройки был сделан вырез под шаровую установку огнемета Е1 (справа) и две удлиненные смотровые щели над ним. По бортам корпуса, поскольку боевое применение машины не предполагалось, разместили баки для бензина, керосина и масла. Несмотря на большие габариты и множественность баков для огнесмеси (в начальном варианте их было 6 штук) конструкция огнемета позволяла выпускать пламя на дистанцию 165 футов. Общее время огнепуска составило 35 секунд.

Ходовая часть оставалась без изменений. Применительно на один борт она состояла из четырех опорных катков сблокированных попарно, двух поддерживающих колес, переднего ведущего зубового зацепления и заднего направляющего колеса. Гусеница со стальными мелкозвенчатыми траками.

Получившаяся в итоге первая в мире самоходная огнеметная установка, хоть и не предполагалась для серийного производства, послужила хорошим испытательным стендом. Опыты продолжались в течении 1941 года. Впоследствии огнемет Е2 в опытном порядке устанавливался на средний танк М2 и легкий танк М2. О судьбе единственного экспериментального образца огнеметной машины, которую в наше время иногда обозначают как Cunningham Flamethrower, остаётся не выясненной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА
Cunningham Flamethrower обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА около 6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один огнемет типа Е1
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Cunningham, 8-цилиндровый, мощностью 132 л.с. при 2600 об\мин., с водяным охлаждением
ТРАНСМИССИЯ механическая, с 4-скоростной КПП (3+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катков сброкированных по два, два поддерживающих ролика, передние ведущие и задние направляющие колёса, подвеска на пружинных рессорах, мелкозенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ около 30 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ около 150 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 1,85
Ширина рва, м 0,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Studebaker M29 “Weasel” Амфибийная машина

Официальное обозначение: Studebaker M29 “Weasel”
Альтернативное обозначение: Т15
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип и семь серийных танков М7.

Крайне неудачные действия союзников в Норвегии весной 1940 года побудили британского инженера Джеффри Пайка (Geoffrey Pyke) приступить к созданию гусеничного снегохода, предназначенного для военного использования. Предполагалось, что высадка в Норвегии рано или поздно повториться, и в этот раз надо быть лучше подготовленными.

Изначально Пайк планировал создать легкую бронемашину для групп британских коммандос из состава 1st Special Service Force, которым предстояло действовать в зимних условиях. Подобные транспортные средства должны были доставлять десантников к месту операции по любому грунту, включая рыхлый снег, где обычные автомобили нельзя было использовать. Помимо прочего, такого рода машина должна была обладать технологичной конструкцией и высокими эксплуатационными качествами.

Руководствуясь этими принципами Пайк и специалисты фирмы Studebaker создали прототип снегохода Т15. Машина, по сути, представляла собой небронированный гусеничный транспортер, с корпусом коробчатой формы. Переднюю часть корпуса занимал двигатель Studebaker Model 6-170 “Champion” мощностью 70 л.с., установленный справа, и место водителя с органами управления. Средняя и задняя часть были отведены под транспортный отсек, где можно было расположить три кресла. Над ними можно было установить брезентовый тент, защищавший от непогоды. Конструкция корпуса также предусматривала установку радиостанции.

Ходовая часть имела простую, но эффективную конструкцию. Применительно на один борт она состояла из 8 опорных катков сблокированных попарно, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса гребневого зацепления, заднего направляющего колеса (также с гребневым зацеплением) и широкой резинометаллической гусеницы. Представителям американской армии, которые присутствовали на испытаниях в 1943-1944 гг., машина понравилась и в скором времени был оформлен заказ на серийную постройку. С этого момента снегоход получил официальное обозначение М29 и название “Weasel”, что в переводе с английского означает “Ласка”.

Первые 2103 серийные машины получили гусеницы шириной всего 380 мм, однако с 1944 года все машины стали оснащаться гусеницами с шириной тарков 510 мм. Основной стала модификация М29С, причем предусматривались варианты с установкой различного вооружения. Например, модификация M29C Type A оснащалась 75-мм безоткатной пушкой М20 установленной в передней части корпуса, M29C Type В (Т106) получил такую же пушку, но уже на корме, а на модификации M29C Type С устанавливалась 37-мм пушка М3.

На базе основного варианта был создан амфибийный вариант M29C “Water Weasel”, оснащенный поплавками. Хотя запас плавучести оказался вполне достаточным, управлять машиной на воде оказалось крайне трудно. В итоге, широкого распростарнения “Water Weasel” не получил. Частично эти машины тоже получили вооружение, включая даже огнеметную установку.

На фронт М29С попали осенью 1944 года, после высадки союзников в Нормандии. Им удалось отличиться в ходе Арденнской операции, начатой 16 декабря. Оказавшись под сильным немецким ударом союзные войска начали отступление, временами переходившее в бегство. О своевременной эвакуации раненых и подвозе боеприпасов можно было забыть, поскольку обычные транспортеры с трудом передвигались по снегу и грязи – именно в такой ситуации проявились все лучшие качества “Weasel”.
После войны значительная часть снегоходов была демобилизована. Некоторое количество отправили в северные штаты США, другие были проданы частным владельцам. Из эксплуатации М29С были выведены только в 1960-е гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИЙНОЙ МАШИНЫ
Studebaker M29 “Weasel” образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 2019 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3200
Ширина, мм 1680
Высота, мм 1800
Клиренс, мм 280
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ не бронирован
ДВИГАТЕЛЬ Studebaker Model 6-170 Champion, бензиновый, 4-тактовый, 6-цилиндровый, водяное охлаждение, мощностью 70 л.с. при 3600 об\мин; запас топлива — 132,5 литра, расход — 4,5 литра на 10 км
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 3-скоростная коробка передач, дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 2 поддерживающий ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; гусеница крупнозвенчатая, резинометаллическая, ширина трака 510 мм
СКОРОСТЬ 58 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 266 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м плаввающий
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Willys W-TC Амфибийная бронемашина

Официальное обозначение: Willys W-TC
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1943 г.
Дата постройки первого прототипа: 1944 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

На фоне успеха канадского “гусеничного джипа” (“Jeep Tank” Mark I) американская армия также заинтересовалась машинами этого типа. Хотя высадка в Нормандии уже состоялась наличие в войсках амфибийной бронемашины позволило более эффективно осуществлять ближнюю разведку местности.

Согласно американскому техническому заданию фирма Willys разработала новую конструкцию, значительно отличавшуюся от канадского образца. В ходовой части теперь использовалось четыре опорных катка сблокированных попарно с подвеской на листовых рессорах. Направляющее колесо отсутствовало – его роль выполнял теперь четвертый опорный каток. Ведущее колесо гребневого зацепления располагалось спереди. Количество поддерживающих роликов сократили до одного на борт. Учитывая опыт канадских коллег корпус сделали более плавучим и по форме он стал напоминать коробку с открытым верхом.

Опытный образец машины, названной Willys W-TC, поступил на испытания в 1944 году. Конструктивные решения, сделанные американскими инженерами, полностью оправдались. Помимо высокой технологичности, W-TC обладал низкой стоимостью, что тоже было немаловажно для серийного производства. Однако, в конце войны предпочтение было отдано модели Т15, разработанной фирмой Studebakker – именно она стала серийной и впоследствии получила обозначение М29 “Weasel”. Единственный прототип WT-C после завершения испытательного цикла был разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИЙНОЙ БРОНЕМАШИНЫ
Willys W-TC образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~2500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Willys, бензиновый, 4-цилиндровый, водяное охлаждение, мощностью 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с планетарной коробкой передач (4 скорости вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 1 поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо, резинометаллическая гусеница
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?