Бронетракторы США

Killen-Strait Armored Tractor Бронетрактор

Killen-Strait не был ни самым многочисленным, ни тем более самым популярным трактором, однако именно он стал первой бронированной гусеничной машиной, а не «Little Willy», как это принято сейчас считать. После неудачи, постигшей проекты Pedrail Landship, в начале 1915 года военное ведомство обратило более пристальное внимание на тракторные шасси, благо, к тому времени имелся неплохой выбор. Конечно же, наибольший интерес вызывала конструкция Holt, но использование рулевого колеса явно не благоприятствовало преодолению преград на местности. Хуже всего было то, что практически все тракторы, которые можно было приспособить под боевые машины, также грешили именно этим. Тем не менее, идея казалась заманчивой, особенно когда появилась альтернатива в виде трактора конструкции американского инженера Стрейта. Фактически Уилльям Стрейт не предложил ничего радикально нового. Основной замысел заключал в улучшении проходимости и возможности преодоления вертикальных препятствий, чем не могли похвастать машины других фирм. Трактор получил три гусеничные секции, две из которых составляли основную часть шасси, а третья являлась управляемой.

Патент на двигатель Стрейту был выдан 2-го марта 1915 года и в скором времени появился первый опытный образец. Согласно первоначальному проекту от 1914 года рулевая секция состояла из двух колес, а основная включала только ведущее и направляющее колесо. Кроме того, отдельный патент был выдан на гусеничные траки оригинальной разработки. Управление трактором осуществлялось посредством рычагов.

Через несколько месяцев проект претерпел изменения – в основную секцию добавили два опорных катка одинаковых по размеру с направляющим колесом (двигатель располагался в корпусе над ними), а сильно ленивец уменьшили в размерах и приподняли вверх. Кроме того, в рулевой секции стали использовать три одноразмерных опорных катка. Управлялся трактор при помощи обычного рулевого колеса.

Ходовые и испытания трактора прошли вполне успешно и через некоторое время он был доставлен в Великобританию. Британцы также остались довольны ходовыми качествами машины, которая к тому времени именовали как Killen-Strait Tractor. В результате было одобрено предложение установить на трактор бронированный корпус, что и было сделано летом 1915 года. Корпус имел выраженную клиновидную форму «корабельных» очертаний. Компоновка не изменялась, поскольку работы носили экспериментальный характер. Примечательно, что работы проводились специалистами R.N.A.S. (Королевская Морская Авиационная Служба), которая в те годы занималась разработкой и постройкой бронемашин различного назначения. В большинстве зарубежных источников эту мащину называют Killen-Strait Armored Tractor.

Последним этапом работ стала установка башни от бронеавтомобиля Lanchester. Назвать этот опыт успешным можно с большими условностями. Даже с учетом того, что башенный пулемет обслуживался только одним человеком (командиром машины), башня размещалась ровно над местом водителя. Вообще, относительно того, какая именно башня была установлена, есть несколько мнений. Так, на страницах книги Мюррея Сьютера «Эволюция танков» (Murray Sueter «The Evolution of the Tank») утверждается, что при демонстрации бронетрактора Ллойд Джорджу 30-го июня 1915 года, на нём была установлена башня от бронеавтомобиля Austin. Но при этом изображение данной «модификации» не прилагалось. Согласно другой версии, были использованы элементы корпуса и башня от бронеавтомобиля Lanchester. В третьей версии утверждается, что броня для бронетрактора была снята с серийного броневика Delaunay-Belleville.

За свои ходовые качества Killen-Strait был особо отмечен полковником Кромптоном, представителем Комитета по сухопутным кораблям, но на этом всё и закончилось. Конечно же, в боевых условиях такая компоновка была неприемлема, но создатели бронетрактора не ставили перед собой задачу создать полноценную боевую машину – на опыте Killen-Strait отрабатывали новые технологические приёмы, которые затем пригодились при создании танка. Впоследствии прототип был отправлен на хранения и разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Killen-Strait образца 1915 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,71-мм пулемет Vickers обр.1912 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ передняя секция: три опорных катка и крупнозвенчатая гусеница задняя секция (на один борт): переднее ведущее колесо, два опорных катка, подн поддерживающий и один направляющий ролик, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

US Ordnance Holt Armored Tractor Бронетрактор (1917 г.)

После вступления Америки в Первую Мировоую войну по заказу U.S Army Ordnance Corps Supply была инициирована разработка нескольких специализированных бронемашин. Опыт боевых действий на Западном фронте показывал, что армия остро нуждается в дополнительной механизации, причем в первую очередь это касалось кавалерии. Особое внимание уделялось защищенности артиллерийских тягачей, которые не редко выводились из строя от близких разрывов бомб и снарядов. Таким образом, американской армии потребовались бронетрактора, способные буксировать как артиллерию, так и амуницию.

Объектом бронировки стали 5-тонный и 10-тонный трактора (Holt 5-ton и Holt 10-ton tractor), которые были разработан Бенджамином Холтом специально как артиллерийские тягачи для 4,7″ или 155-мм тяжелых орудий. Впрочем, основой для 10-тонной машины послужил вполне коммерческий образец Model 55. В 1918 году для них также был спроектирован трейлер. Полностью бронировался только моторный отсек. Для доступа к двигателю и радиатору сделали двухстворчатые люки по бортам и в лобовом листе капота. Место водителя бронировалось только с бортов.

Ходовая часть 5-тонного трактора, применительно на один борт, состояла из 4 опорных катков с жесткой подвеской, 2 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса, а также крупнозвенчатой гусеницы набранной из стальных траков. Для 10-тонной машины использовалась усиленная ходовая часть, включавшая 6 опорных катков и 5 поддерживающих роликов. В реестре фирмы эта модель идентифицирется как 10-ton Model 55 Artillery Tractor или T-16.

Первый прототип был готов в 1918 году, однако после завершения войны бронетракторы стали ненужными армии. В 1919 году, едва начав серийное производство, программу их постройки полностью свернули. В американской армии 10-тонные бронетракторы служили до 1924 года, после чего их вернули производителю. Фирма Holt попыталась продать построенные образцы частным клиентам, причем разбронировка машин не производилась. Насколько эта идея оказалась успешной сейчас сказать трудно, поскольку никакой информации по этому вопросу найти не удалось. На сегодняшний день по меньшей мере сохранилось два бывших бронетрактора. Один из них эксплуатировался до 1982 года и сейчас находится в Heidrick Museum (Woodland, штат Калифорния). При этом в зарубежных источниках указывается, что трактор находился в рабочем состоянии. Второй представлен в частной коллекции на Аляске, но его техническое состояние оставляет желать лучшего.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
US Ordnance Holt 10-ton Armored Tractor образца 1917 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Holt M-11, бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 6 опорных катков с жесткой подвеской, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 6,4 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Peoria Reconnaissance Tractor Амфибийный разведывательный трактор (1919 г.)

Тема бронированных тракторов в межвоенный период, как оказывается, была популярна не только в СССР, но и в США тоже. Ведь в случае успеха можно было получить многофункциональную машину, в которой бы совмещались возможности тягача, транспортера и боевого средства. В 1919 году, незадолго до реформирования Танкового Корпуса США, американские военные начали изыскания в плане получения разведывательной бронемашины повышенной проходимости. Непосредственно бронеавтомобили для этой цели подходили мало, поскольку создавались они на базе коммерческих заднеприводных грузовиков. В то же время танки были слишком дорогим средством ведения разведки. Оказавшись в такой ситуации был сделан вроде бы логический вывод, что оптимальным вариантом может стать бронетрактор, но не обычные коммерческий-сельскохозяйственный, а специальной разработки.

За решение этой нелегкой задачи взялась фирма Peoria, представившая в 1919 году первый вариант разведывательного трактора. По большому счету, полноценного бронетрактора у американцев не получилось, поскольку броня на опытном образце вообще отсутствовала как таковая. Разведывательная машина под названием Peoria Reconnaissance Tractor представляла собой ходовую часть по типу танка Ford 3 ton, оснащенную 5 опорными катками и 3 поддерживающими роликами на каждый борт с жесткой подвеской. Ведущие колеса располагались сзади, направляющие спереди. Двигатель Militor мощностью 20 л.с. располагался в передней части корпуса, а место водителя и органы управления находились сразу за ним, так что компоновка осталась вполне тракторной.

Первый прототип образца 1919 года был признан не слишком удачным, поскольку его ходовая часть уже не отвечала предъявляемым требованиям к подвижности и проходимости. Второй прототип получил полностью переработанное шасси, где вместо пяти опорных катков с жесткой подвеской использовалось два больших катка с резиновыми бандажами. При этом ведущие и направляющие колеса поменялись местами. В таком варианте удалось достичь максимальной скорости 24 км\ч при движении по шоссе на 4-й передаче. Машина оказалась вполне сносной в плане проходимости и могла преодолевать 70% уклон. Важным преимуществом была способность нового варианта Peoria преодолевать водные преграды практически вплавь, хотя неизвестно, как далеко продвинулись работы в этом направлении.

Впрочем, масса PTRT оказалась слишком большой и не уступала легкому танку. Армия хотела получить более легкое транспортное средство и потому от принятия на вооружение разведывательного трактора фирмы Peoria отказались.

В 1920 была предпринята третья попытка создать легкую разведывательную машину на специализированном тракторном шасси. На этот раз проект предусматривал ходовую часть значительно меньших размеров с двумя опорными катками и одним поддерживающим роликом на каждый борт. Корпус имел простую конструкцию и по сути представлял собой открытую сверху “ванну”, внутри которой размещался 2-цилинровый двигатель Indian, трансмиссия и водитель. Изменилась и специализация машины – теперь трактор предназначался для помощи пехоте в транспортировке грузов. Полная масса трактора составляла 600 фунтов (273 кг), максимальная нагрузка – 400 фунтов (181,5 кг).

В том же году машина была передана на испытания, но и в этом раз армия отказалась от услуг фирмы Peoria – впереди замаячил процесс реорганизации танковых сил США с явным уклоном в сокращение танкового парка…

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИЙНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО ТРАКТОРА Peoria Reconnaissance Tractor образца 1919 г.

БОЕВАЯ МАССА ~2000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~2000
Ширина, мм ~1100
Высота, мм ~1200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ прототип изготовлялся из неброневой стали
ДВИГАТЕЛЬ Militor, бензиновый, 2-цилиндровые, жидкостного охлаждения, мощностью 20 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ первый вариант (на один борт): 5 опорных катков, 3 поддерживающих колеса, переднее направляющее колесо, заднее ведузее колесо, крупнозвенчатая гусеница; второй вариант (на один борт): 2 опорных катка с резиновыми бандажами, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, подвеска на пружинных рессорах, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 24 км\ч (второй прототип)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Disston Tractor Tank Бронетрактор (1936 г.)

В наше время относительно бронетракторов сформировалось устойчивое убеждение в том, что это были в чистом виде продукты военного времени. В Первую мировую активные эксперименты над тракторами проводили американцы и французы, а спустя больше 20 лет сотни бронированных тракторов выпускались советскими предприятиями. Впрочем, мало кто знает, что развитие этой темы продолжалось и в межвоенный период. Конечно же, безусловное лидерство тут держали советские конструкторы, но и американцы тоже внесли свой примечательный вклад.

Великая депрессия, поразившая мир капитализма в 1929-1932 гг., привела к столь значительному сокращению военных ассигнований, что американская армия практически прекратила закупки бронетехники. Хуже всего было то, что зарубежные заказчики тоже были не в состоянии оплачивать дорогостоящие боевые машины. На фоне сложившихся обстоятельств фирма Caterpillar Tractor Company, решив поправить своё финансовое состояние, пошла на вполне разумный ход, предложив военную версию гражданской продукции. Речь, разумеется, шла о бронированных тракторах, в области постройки которых Caterpillar добилась значительных успехов. За основу был взят сельскохозяйственный трактор Model 30, выпускавшийся в значительных количествах, что сразу гарантировало снабжение запасными частями в полном объёме. Ходовая часть этой машины состояла из четырех опорных катков и двух поддерживающих роликов на каждый борт. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие – сзади. Крупнозвенчатая гусеница набиралась из стальных траков. Силовая установка, включавшая 35-сильный двигатель, размещалась в передней части корпуса, а сиденье водителя, органы управления и топливный бака находились сзади.

Для постройки бронированной версии трактора компоновку менять не стали, однако предварительные расчеты показывали, что после установки бронированного корпуса, собираемого из листов катаной броневой стали, места для экипажа практически не останется. Так появились характерные «спонсоны» по бортам, в правом из которых разместили место водителя, а в левом – пулеметчика. На крыше корпуса устанавливалась одноместная коническая башня. Экипаж машины состоял из трех человек: водитель, командир, заряжающий и стрелок, обслуживающий курсовой пулемет. По некоторым данным также устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет.

Чтобы бронетрактор был наравне с танками его предстояло оснастить полноценным вооружением. В башне была запланирована установка 37-мм пушки, но вместо неё первые серийные машины оснащались пулеметом. Ещё один пулемет находился в шаровой установке левого спонсона. Кроме того, в корпусе имелось несколько амбразур для стрельбы из личного оружия. Посадка в танк осуществлялась через двурь в кормовом бронелисте.

Для реализации новой продукции была выбрана Disston Company и в скором времени мир узнал о появлении боевых машин, которые теперь известны нам как Disston Six Ton Tractor Tank (или просто Disston Tractor Tank). В первую очередь, ставка делалась на зарубежных заказчиков. Попытки предложить бронетрактор Корпусу Морской Пехоты США не увенчались особым успехом, хотя в конечном итоге удалось добиться заключения контракта на поставку 16 машин. По неподтвержденным данным ещё четыре предназначались для Китая, но скорее всего они так и не были отгружены.

Более интересно сложилась история с афганским заказом. В 1935 году закупочная комиссия из этой страны проявила заинтересованность в приобретении некоторого количества бронетракторов. Фирма удовлетворила просьбу, но сколько именно «дисстонов» было закуплено не известно до сих пор. По одним данным их было 10, по другим – только 3, по третьим – 9 и ещё 3 бронекорпуса.

Бронетрактора отправили морем через пакистанский порт Карачи и потом доставили в Кабул. Как проходила их эксплуатация сейчас установить вряд ли удастся. Служба «дисстонов» продолжалась до начала 1940-х гг., после чего, в виду плачевного технического состояния, их начали постепенно разбирать. Сохранился только один бронетрактор, который был отправлен в кабульский музей.

Пока развивались эти события фирма Caterpillar подготовила улучшенную версию бронетрактора, отличавшуюся отсутствием башни, а также улучшенной защитой радиатора двигателя и лучшей обзорностью с места водителя. Вооружалась эта машина двумя пулеметами. Найти покупателей на эту машину фирма Caterpillar так и не смогла. К 1936-1937 гг. положение с финансированием более-менее выровнялось и нужда в подобных «суррогатах» временно исчезла.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Disston Tractor Tank образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 6200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4420
Ширина, мм 2470
Высота, мм 2490
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка, два 7,92-мм и один 12,7-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 51 мм башня — 16 мм борт корпуса — 12 мм корма — 12 мм крыша — 9 мм днище — 9 мм
ДВИГАТЕЛЬ Holt, бензиновый, рабочим объёмом 1440 см.куб., мощностью 75 л.с. при 550 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 4 опорных катка с жесткой подвеской, 2 поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ 8 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —