Противотанковые самоходные артиллерийские установки США

M2A1 Anti-Tank Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение:
Альтернативное обозначение: M2A1 Anti-Tank
Начало проектирования: 1936 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип из серийного танка

Долгий застой в американском танкостроении, вызванный как экономическим кризисом, так и конъюнктурными «соображения» прервался в середине 1930-х гг., когда отставание США в развитии бронетехники стало более чем очевидным фактом.

Помимо танков Пехотный Департамент ратовал за начало работ по специализированным самоходным установкам, способным как оказывать непосредственную огневую поддержку, так и бороться с бронетехникой противника.

Работы были инициированы 9-го октября 1936 года всё тем же Пехотным Департаментом. Одна из первых проблем, возникших при разработке, заключалась в выборе подходящего шасси, но к счастью на тот момент американская армия уже получила на вооружение вполне современный легкий танк M2A1. Не очень легким оказался выбор «главного калибра» – чуть ранее, на танках серии T1, была опробована 37-мм полуавтоматическая пушка, созданная на базе зенитной артсистемы и имевшей в магазине 5 снарядов.

В целом, результаты были получены обнадеживающие, но мелкий калибр пехоту уже не устраивал. В качестве альтернативного варианта была предложена 47-мм пушка, которая от предыдущего образца отличалась только стволом увеличенного калибра, но также использовавшая 5-зарядный магазин и полуавтоматику.

Постройка самоходной установки была произведена в мастерских Форт-Беннинг (штат Джорджия). На тот момент переделка больше носила инициативный характер, поскольку армейское командование ещё не полностью определилось, действительно ли войскам нужна специализированная противотанковая САУ.

Собственно, «превращение» танка в самоходку носило больше кустарный характер – башня была оставлена штатная, одна она полностью лишилась крыши и «обогатилась» рядом элементов, выполненных из неброневой стали.

Пушка устанавливалась в лобовом бронелисте башни и закрывалась массивной маской. Из-за недостатка места состав экипажа не изменился и состоял из 3-х человек: механик-водитель, командир-наводчик и заряжающий.

Готовый прототип противотанковой САУ на базе танка М2А1 был готов в июле 1937 года и сразу же передан на испытания. Ходовые качества самоходки практически не изменились, но огневые тесты показали, что бронепробиваемость 47-мм явно недостаточна – в «тепличных» условиях стандартный бронебойный снаряд на дистанции 728 метров смог пробить вертикальную бронеплиту толщиной всего 30 мм.

С учетом того, что для легких танков уже разрабатывалась 37-мм пушка М3 с бронепробиваемостью порядка 50 мм, дальнейшие работы в данном направлении прекратили.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
М2А1 Anti-Tank обр.1937 г.

БОЕВАЯ МАССА ~8550 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4140
Ширина, мм 2400
Высота, мм ~2200
Клиренс, мм 380
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм противотанковая пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 16 мм
башня — 16 мм
борт корпуса — 13 мм
корма — 6,4 мм
крыша — 6,4мм
днище — 6,4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Continental W-670, бензиновый 7-цилиндровый, мощностью 250 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с вертикальной пружинной амортизазией сблокированные попарно, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница типа Т16Е1 с шириной трака 295 мм и шагом 140 мм
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м 0,61
Глубина брода, м 1,10
Ширина рва, м 1,20
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

T1 \ M5 Самоходная артиллерийская установка

Официальное обозначение: T1 Self-propelled Gun
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: 1939 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

3-дюймовая (76-мм) самоходная пушка T1 (M5). Машину создали на базе шасси коммерческого быстроходного трактора фирмы Cleavlend Tractor. Разработка началась в декабре 1940 г. Тактико-технические требования пред­полагали открытую установку 3-дюймовая (76-мм) пушки с бронещитом в кормовой части с ограниченным углом наведения. Расчет работал при пушке, находясь на земле. В марте 1941 г. начали разработку модифицированной САУ с увеличенным щитом.

Опытную машину построили в ноябре 1941 г. и приняли под обозначением самоходная пушка Т1 (М5). Однако заказа на серийное производство не последовало, поскольку в это же время появились более совершенные самоходные орудия. В сентябре 1942 г. САУ T1 (M5) с дизельным двигателем Hercules мощностью 160 л.с. признали устаревшей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
M5 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. ?
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, два поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

T50 Gun Motor Carriage Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: 76 mm Gun Motor Carriage T50
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа:
Стадия завершения работ: проект переработан в связи с изменением требований.

Параллельно с работами над самоходной установкой Т49 фирма Buick занималась проектированием ещё одной машины, известной как 76 mm Gun Motor Carriage T50. В обоих проектах использовалась идентичная ходовая часть с четырьмя опорными катками на каждый борт, передними ведущими и задними направляющими колесами. Корпус также не претерпел значительных изменений, за исключением того, что на Т50 вместо вращающейся башни установили неподвижную рубку. Внутри неё на специальном лафете устанавливалась 76,2-мм зенитная пушка с горизонтальным сектором обстрела по 15 градусов в каждую сторону. По всей видимости, экипаж состоял из трех человек.

Проект Т50 вполне имел право на реализацию (особенно учитывая зарубежный опыт успешного использования безбашенных САУ), однако в 1943 году было принято решение свернуть все работы по нему, поскольку основные усилия были сосредоточены на проекте Т67, который позднее трансформировался в «истребитель танков» М18.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
76 mm Gun Motor Carriage T50 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. ~3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4000
Ширина, мм ~1900
Высота, мм ~2000
Клиренс, мм ~300
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм зенитная пушка М1
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 22 мм (?)
борт корпуса — 9,5 мм (?)
корма корпуса — 9,5 мм (?)
крыша корпуса — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно в 2 балансирные тележки, 2 поддерживающих катка, заднее направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения, гусеница мелкозвенчатая из стальных траков
СКОРОСТЬ ~60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция штыревой антенной

T24 Gun Motor Carriage Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: T24 Gun Motor Carriage
Альтернативное обозначение: 3″ Gun Motor Carriage T24
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип, проект заркыт в апреле 1940 года в пользу T40.

Одного желания получить на вооружение противотанковую самоходную установку, которая была бы неприхотлива в эксплуатации и обладала бы мощным орудием, как правило бывает мало. Особенно хорошо это правило действует тогда, когда у разработчика нет подходящего шасси. В случае с американцами, которые в 1940-1942 гг. пытались разрабатывать такие самоходки, оно сработало на 100%. Вначале эксперименты с 37-мм артсистемами закончились неудачно, поскольку орудие оказалось мало пригодным для борьбы с современными танками. Потом, когда взялись за более мощные артсистемы, выяснилось, что единственной базой, на которую их можно установить, было шасси от среднего танка М3. Впрочем, американцев это совершенно не остановило.

В сентябре 1941 года, когда из Европы и Африки поступали тревожные вести о положении союзников на фронтах, был разработан проект противотанковой самоходной установки T24 Gun Motor Carriage. В общем-то, чтобы сократить затраты на производство, было принято решение взять от танка М3 практически всё, за исключением башни и верхней части корпуса. Вместо них была спроектирована открытая сверху надстройка, в передней части которой был сделан вырез под 76,2-мм пушку, которая представляла собой копию аналогичной зенитной артсистемы, но с укороченным стволом и новым лафетом.

Испытания единственного прототипа, проведенные в 1941-1942 гг., привели к неутешительным выводам. Помимо того, что орудие имело более чем скромные углы наведения (-2/+15° по вертикали и по 16,5° в каждую сторону по горизонту), сама САУ получилась очень высокой, что порождало проблемы с центровкой и ходовыми качествами на пересеченной местности. Трезво оценив, что T24 явно не удалась, проект закрыли в апреле 1942 года. Орудие было демонтировано, а самоходку переделали в T40 Gun Motor Carriage, который впоследствии был стандартизирован как М9 (хотя по основным параметрам он не далеко ушел от своего прототипа).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
T24 Gun Motor Carriage обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 30700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5600 (по корпусу)
Ширина, мм 2720
Высота, мм 3120
Клиренс, мм 431
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка М1
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50,8 \ 45-90°
лоб надстройки (верх) — 35,8 \ 37°
лоб надстройки (низ) — 50,8 \ 60°
борт корпуса — 35,8 \ 90°
корма — 38 \ 90°
крыша — 13 \ 0-7°
днище (спереди) — 25 \ 0°
днище (центр и корма) — 13 \ 0°
ДВИГАТЕЛЬ Wright R973ЕС2, радиальный, карбюраторный, 9-цилиндровый, мощностью 350 л.с., запас топлива 662 литра
ТРАНСМИССИЯ механического типа с синхронизатором, дифференциалом, карданным валом и 6-скоростной коробкой передач (5+1) типа Synchromesh
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 орпорных катков сблокированных в 3 тележки, 3 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, подвеска блокированная с вертикальными спиральнми пружинами; гусеница резино-металлическая крупнозвенчатая
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
~24 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 193 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 2,29
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция SRC508 со штыревой антенной и переговорное устройство Tannoy

T42 Gun Motor Carriage Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: 37 mm Gun Motor Carriage T42, 76 mm Gun Motor Carriage T42
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа:
Стадия завершения работ: проект переработан в связи с изменением требований.

Незадолго до официального вступления США во 2-ю мировую войну американская армия начала бурный процесс перевооружения, намереваясь если не перегнать, то хотя бы догнать своего основного союзника (имелась в виду Великобритания) по количественному и качественному составу бронетанковой техники. К началу 1941 году у американцев было достаточно данных о боевом применении танков в кампаниях на территории Европы и Африки, чтобы понять, что без специализированной противотанковой САУ наземным частям придется очень туго.

Некоторые шаги в данном направлении были предприняты ещё в конце 1930-х гг., но тогда переделка танков в САУ носила больше инициативный характер и успехом не увенчалась. Прошло несколько лет, и в светлых головах армейского командования окончательно оформилась мысль о том, что противотанковая САУ должна быть высокомобильной и оснащена противотанковым орудием небольшого калибра. С помощью таких вот «скоростных дыроколов» планировалось бороться с танками вероятного противника. Оставалось только найти подходящее шасси.

Так уж получилось, что недолгая история развития проекта Т42 оказалась неразрывно связана с проектом легкого авиадесантного танка Т9, требования к которому были озвучены в документе ОСМ 16747, датированным 22 мая 1941 года. Большинство характеристик рассчитывались очень приблизительно, поскольку ни армия, ни Авиационный Корпус, ни Департамент Вооружений не имели ясного представления о том, каким именно должен быть авиадесантный танк.

Также не было ясности с самолётом-носителем. Более того, на тот момент в США не было ни одного конструкторского бюро, которое обладало бы опытом в разработке таких машин. Или почти не было…

Удача могла улыбнуться фирме Джона Уолтера Кристи, который в первой половине 1930-х гг. отличился серией скоростных танков М1928\М1931\М1932. Одна из его более поздних моделей, имевшая индекс М1935, как-раз являлась авиадесантной и в проекте предусматривалась подвеска под бомбардировщик Y1B-17, но в момент своего появления поддержки она не нашла. В годы войны ситуация изменилась и армия снова вспомнила о взбалмошном конструкторе, которому предложила заняться работами по проекту Т9.

В июле 1941 года спецификация была передана Кристи, который запросил за разработку пилотной модели 126.000$. Однако, эскизные проекты, которые были переданы на рассмотрение армейской комиссии, явно не вписывались в спецификацию, и новая фаза дружбы с Кристи не состоялась. Кто знает, ведь если бы этот выдающийся конструктор не был таким самоуверенным, проект Т42 мог бы выглядеть совсем иначе.

Отказавшись от сотрудничества с Кристи армия перешла к созданию САУ на конкурсной основе – в августе 1941-го года спецификация была передана фирме Marmon-Herrington (которая очень оперативно изготовила деревянный макет), а в сентябре за эскизное проектирование взялась фирма Pontiac.

Рассмотрев оба проекта выбор был сделан в пользу разработки Marmon-Herrington, поскольку стоимость танка конкурентов оказалась выше. Соответственно, для противотанковой самоходной установки предполагалось использовать ходовую часть и элементы корпуса от «мармоновского» Т9.

Первые эскизные чертежи, датированные 27 октября 1941 года, действительно предполагали конструктивную близость танка и САУ, получившей обозначение 37 mm Gun Motor Carriage T42. Ходовая часть обеих машин должна была включать четыре опорных катка блокированных попарно в две тележки с амортизацией на горизонтальных пружинных рессорах, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо с механизмом натяжения, заднее ведущее колесо опущенное на грунт и гусеницу из стальных траков.

Корпуса также были схожи, но имелись и некоторые различия. Так, на эскизных чертежах Е4466 от 12-го ноября 1941 года, надстройка САУ явно выглядит более высокой. На её крыше должна была устанавливаться открытая сверху башня с круговым вращением, в которой устанавливалась 37-мм пушка М3 в орудийной установке М22 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.

После рассмотрения проекта было выдвинуто требование нарастить габариты машины для повышения продольной устойчивости, поэтому 7-го ноября появился документ, в котором рекомендовалось увеличить длину корпуса и опорной поверхности гусениц на 300 мм, а клиренс – с 280 до 355 мм. Это повлекло за собой возрастание массы, в следствии чего пришлось пересмотреть конструкцию не только подвески, но и ходовой части вообще. И вот тут история получилась достаточно интересная.

Вплоть до начала 2-й мировой войны американцы не проявляли особого интереса к торсионной подвеске, отдавая предпочтение более «традиционным» пружинным рессорам, хотя ещё в 1936 году Гладеон Барнс (G.M.Barnes) получил патент на аналогичную конструкцию. Тем не менее, все легкие танки от М1 до М7 включительно, а также все средние танки М2 и М3 (как впрочем и основная часть М4, до появления на них подвески типа HVSS) оснащались именно «пружинами».

Таким образом, внедрение торсионов на противотанковой САУ было очень смелым шагом не только с технической точки зрения. По мнению Д.П.Дайера определённое влияние на отношение военных к торсионам оказал отчет об испытаниях немецкого танка Pz.Kpfw.III, который был опубликован British Directorate of Technical Development в июне 1942 года.

Обновленный проект САУ Т42 был готов к 11 декабря 1941 года, когда США стали полноправными участниками мирового конфликта и впереди замаячили отнюдь не радужные перспективы встречи с японскими танками на Тихом океане.

На этот раз самоходку предполагалось оснастить башней, заимствованной от колёсного истребителя танков Gun Motor Carriage T22 (позже перевоплотившегося в M8 Armored Car), в которой устанавливалось всё то же 37-мм орудие М3 со спаренным пулеметом. Длина корпуса теперь составила 3917 мм, а опорные катки получили индивидуальную торсионную подвеску. Улучшения были очевидны, но армейская комиссия отказалась принимать улучшенный проект к реализации, выдав новую порцию требований.

Очередная версия переработанного проекта Т42 (эскиз E4470) была готова к 29 декабря 1941 года, а её официальное представление состоялось 5-го января 1942 года. В целях улучшения стабильности длину корпуса нарастили до 4715 мм, а башню немного переделали, хотя состав вооружения всё ещё оставался прежним. Наиболее весомым изменения подверглась подвеска – вместо тяжелых торсионов специалисты из Marmon-Herrington предложил использовать конструкцию с вертикальными пружинными рессорами, которая ранее была использована на Combat Car T4 и Medium Tank T4. С каждого борта теперь имелось по четыре опорных катка диаметром 840 мм и переделанные ведущие колеса. Оценочная масса Т42 составляла 6500 кг при использовании лобовой брони толщиной 22 мм и 9,5 мм бронирования башни, бортов и кормы.

В таком виде проект 37 mm Gun Motor Carriage T42 стал намного ближе к практической реализации, но из-за высокой загруженности фирмы Marmon-Herrington работами по Light Tank Т9 (который пришлось значительно переработать по требованию военных), дальнейшую разработку передали фирме Buick. Впоследствии проект прошел ещё несколько «реинкарнаций», став в конечном итоге Gun Motor Carriage M18.

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ T42 (эскизные проекты проект E4466 и E4470)

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг (проект E4466)
6500 кг (проект E4470)
ЭКИПАЖ, чел. 8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3917 (проект E4466)
4715 (проект E4470)
Ширина, мм ? (проект E4466)
1900 (проект E4470)
Высота, мм ? (проект E4466)
2311 (проект E4470)
Клиренс, мм 280 (проект E4466)
355 (проект E4470)
ВООРУЖЕНИЕ проект E4466: 37-мм пушка М5
проект E4470: 76,2-мм пушка М1
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 22 мм
борт корпуса — 9,5 мм
корма корпуса — 9,5 мм
крыша корпуса — ?
днище — ?
лоб башни — 22 мм
борт башни — 9,5 мм
корма башни — 9,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ проект E4466 (на один борт): 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно в 2 балансирные тележки, 2 поддерживающих катка, заднее направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения, гусеница мелкозвенчатая из стальных траков
проект E4470 (на один борт): 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка диаметром 840 мм с индивидуально пружинной подвеской, заднее направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения, гусеница мелкозвенчатая из стальных траков
СКОРОСТЬ ~60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция штыревой антенной

T53 Gun Motor Carriage Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: T53 Gun Motor Carriage
Альтернативное обозначение: T53, T53E1
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа.

В июле 1942 года были развернуты работы над истребителем танков, оснащенным очень мощной 90-мм пушкой М3, созданной на базе зенитной арсистемы. Базой для новой противотанковой САУ стал средний танк М4, буквально только-что принятый на вооружение американской армии. Столь мощное орудие было избыточным против японских танков того периода, поскольку даже в лобовой проекции их бронирование не превышало 50 мм, при пробитии бронебойным снарядом по нормали порядка 90-96 мм на дистанции 2000 метров, однако американцы делали расчет на Европейский и Африканский ТВД, где ситуация с танками была намного более критичная. Самоходная установка получила обозначение T53 Gun Motor Carriage.

Доработки базового танка М4 свелись к демонтажу башни с вооружением и перепроектированию кормовой части корпуса, где монтировалось 90-мм орудие. Экипаж должен был состоять из 4-х человек. Для удобства работы были предусмотрены откидные панели по бортам. Вместе с тем, орудие не имело бронещита. Ходовая часть осталась без изменений и, применительно на каждый борт, включала следующие компоненты: переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, три тележки с двумя сдвоенными опорными катками и подвеской на горизонтальных пружинных рессорах, четыре поддерживающих ролика, гусеница с одногребневыми стальными траками и резиновыми вставками.

Разработку САУ вела фирма Chrysler, а постройка первого прототипа велась на Детройтском арсенале. Надежда на новую машину была столь велика, что уже в августе 1942 года был оформлен заказ на 500 единиц. Также были расчеты на развертывание крупносерийного производство с оценочным количеством 3500 САУ. Правда, испытания Т53 прошли не столь уж гладко – размещение орудия на корме оказалось далеко не оптимальным вариантом и, кроме того, при стрельбе машина раскачивалась, сбивая наведение на цель. Таким образом, вопрос запуска в серию мог быть решен только после значительных доработок. В добавок, представители Танко-Истребительного Командования (Tank Destroyer Command) считали эту машину слишком «сырой» и всячески сопротивлялись её стандартизации.

В том же году Детройтский арсенал представил второй прототип, обозначенный как Т53Е1 Gun Motor Carriage, в конструкцию которого были внесены значительные изменения. Орудийная установка была перенесена в среднюю часть корпуса и теперь защищалась полукруглым бронещитом. В походном положении орудие было развернуто назад по ходу движения. Для стабилизации при стрельбе были введены бортовые сошники, которые монтировались над первой и третьей тележкой опорных катков по каждому борту. Предполагалось, что Т53Е1 также можно будет использовать в качестве зенитной самоходной установки.

Впрочем, предпринятые меры уже не смогли спасти общего положения. В ходе испытаний САУ показала не самые лучшие ходовые качества (при высокой центровке это было вполне ожидаемо), что сопровождалось постоянным перегревом силовой установки. Существенно улучшить стабилизацию при стрельбе также не удалось. В добавок ко всему было отмечено недостаточная защищенность орудийного расчета, что для противотанковой САУ было весьма критично.

Таким образом, ни о каком серийном производстве Т53 или Т53Е1 не могло идти и речи. Более того, параллельно с их испытаниями в серийное производство успели запустить противотанковую САУ М10 (созданную на базе среднего танка М3), которая оснащалась 76,2-мм орудием, но обладала гораздо лучшими характеристиками. Несмотря на это испытания продолжались весь 1943 год, в проект окончательно свернули только в мае 1944 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
T53 Gun Motor Carriage обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~30000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5800
Ширина, мм ~2600
Высота, мм ~2700
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 90-мм противотанковая пушка М3
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — ?
лоб корпуса — 51 мм
борт корпуса — 38 мм
корма корпуса — 38 мм
крыша корпуса — 19-25
днище — 13-25 мм
ДВИГАТЕЛЬ Continental R975C, карбюраторный, 9-цилинжровый, воздушного охлаждения, мощностью 395 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механическая типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 обрезиненных опорных катков блокированных попарно в две тележки с пружинной подвеской, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
~20 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~190 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, проц.
Высота стенки, м
Глубина брода, м
Ширина рва, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ

T40 \ M9 Gun Motor Carriage Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: T40 \ M9 Gun Motor Carriage
Альтернативное обозначение: 3″ Gun Motor Carriage T40
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: проект закрыт в августе 1942 года в пользу М10.

Не успела завершиться эпопея с противотанковой самоходной установкой Т24, как в Артиллерийском Департаменте созрела мысль установить на шасси среднего танка М3 другой тип орудия. Дело в том, что в 1918 году на вооружение была принята 3-дюймовая (метрический калибр 76,2-мм) зенитная пушка М1918, обладавшая также весьма неплохими характеристиками бронепробиваемости и забортного действия бронебойного снаряда. Всего таких орудий было выпущено только 50 штук, но в 1-й мировой войне они принять участие не успели, а в системе ПВО США их заменили на более современные зенитные системы, поэтому несколько лет они томились на складах.

Проект новой противотанковой САУ, обозначенной как 3″ Gun Motor Carriage Т40, был разработан в конце 1941 года, когда США уже вступили в войну и получили некоторое представление о возможностях японских танков. Переделки корпуса САУ Т24, которую решили взять за основу, понадобились минимальные, поэтому предварительное проектирование провели в кратчайшие сроки. Внешне обе самоходки были практически одинаковыми, если не считать более длинного ствола орудия и амбразуры в правом лобовом листе надстройки у Т40. Поворотная основа орудия устанавливалась на платформе прямо над карданным валом, что было не слишком изящным решением, но позволяло ускорить процесс работ. В связи с тем, что от Т24 отказались в том числе из-за слишком большой высоты, цапфы крепления орудия были укорочены на 30 см, но даже в этом случае Т40 получилась очень высокой. Впрочем, эти недостутки планироваи компенсировать неплохой бронезащитой и высокой мощностью зенитного орудия, которое на тот момент могло пробить лобовую броню любого немецкого, итальянского или японского серийного танка на дистанции до 1000 метров.

Кстати сказать, в 1941-1942 гг. действия танковых соединений Японии в Юго-Восточной Азии и на островах были куда более эффективными, чем у союзников. К тому же и потери были минимальными, в то время как британцы, американцы и голландца оставили при отступлении практически всю(!) бронетехнику, среди которой в основном были легкие танки М3 и небольшое количество экспортнх Marmon-Herrington.

Постройка первого прототипа Т40 была завершена на предприятии фирмы Baldwin Locomotive через несколько месяцев и уже в марте 1942 года самоходка поступила на ходовые испытания, которые проводились на Абердинском полигоне. Даже с учетом горького опыта Т24 новая САУ Т40 была «сыроватой» и требовала серии улучшений, часть которых была проведена в процессе тестов. Перекомпоновали боевое отделение (в частности, по-новому разместили боеукладку и перенесли ручку вертикального наведения), что позволило заряжать орудие при его возвышении вплоть до 20° одному человеку.

По результатам испытаний, а также за отсутствием других подходящих альтернатив (программа тяжелых колесных истребителей танков можно сказать что провалилась), 30-го апреля 1942 году был издан документ OCM 18143, в котором рекомендовалось принять на вооружение САУ Т40 в качестве Substitute Standard – то есть буквально, «заменяющий стандартное вооружение». Другими словами, самоходка должна была стать «временным решением», пока не появятся более совершенные образцы, работа над которыми велась полным ходом. После некоторых раздумий Танко-Истребительное Командование США согласилось с данным предложением, хотя по ряду ключевых параметров была далека от предъявляемых требований. Неудовлетворенность вызывала слишком большая высота и невысокая мобильность Т40, без которой «истребители» просто не представляли себе противотанковую самоходку.

Тем не менее, запуск в производство САУ, стандартизированной как 3″ Gun Motor Carriage M9, состоялся. О количестве заказанных машин данные расходятся — в одних источниках утверждается, что первоначально заказали только 50 машин (ровно по количеству пушек) и на этом остановились, а в других источниках — что общий заказ составил 1000 экземпляров. Сколько действительно было построено Т40 — достоверно неизвестно.

Проблемы с производством начались уже на старте. Если с шасси и корпусами всё было в порядке, так как они заимствовались от танка, то свободных мощностей для сборки Т40 попросту не нашлось. Более того, ревизия на артиллерийских складах показала, что имеется всего 27 (по другим данным — 28) орудий М1918, причем неизвестно, сколько из них было в боеспособном состоянии. Как строились планы на выпуск 1000 единиц М9, если заранее было известно о гораздо более скромном количестве орудий для них – совершенно непонятно. В результате, после сборки нескольких образцов, 20-го августа 1942 года производство М9 было полностью свёрнуто, а вместо неё в серию запустили гораздо более эффективную самоходку M10. До наших дней ни одной противотанковой САУ М9 не сохранилось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
T40 Gun Motor Carriage обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~31000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5600 (по корпусу)
Ширина, мм 2720
Высота, мм ~3100
Клиренс, мм 431
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм зенитная пушка М1918
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50,8 \ 45-90°
лоб надстройки (верх) — 35,8 \ 37°
лоб надстройки (низ) — 50,8 \ 60°
борт корпуса — 35,8 \ 90°
корма — 38 \ 90°
крыша — 13 \ 0-7°
днище (спереди) — 25 \ 0°
днище (центр и корма) — 13 \ 0°
ДВИГАТЕЛЬ Wright R973ЕС2, радиальный, карбюраторный, 9-цилиндровый, мощностью 350 л.с., запас топлива 662 литра
ТРАНСМИССИЯ механического типа с синхронизатором, дифференциалом, карданным валом и 6-скоростной коробкой передач (5+1) типа Synchromesh
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 орпорных катков сблокированных в 3 тележки, 3 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, подвеска блокированная с вертикальными спиральнми пружинами; гусеница резино-металлическая крупнозвенчатая
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
~24 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 193 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 2,29
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция SRC508 со штыревой антенной и переговорное устройство Tannoy

T56 \ T57 Gun Motor Carriage Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: 3″ Gun Motor Carriage T56, 3″ Gun Motor Carriage T57
Альтернативное обозначение: T56 Gun Motor Carriage, T57 Gun Motor Carriage
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построено по одному прототипу каждой модели.

После серии экспериментов с 37-мм танковыми орудиями представителями Артиллерийского Комитета и Специального Бронетанкового Управления был сделан вполне логичный вывод о том, что данный калибр не будет эффективным средством борьбы с танками противника и ставку необходимо делать на более мощные артсистемы. Так уж получилось, что в начале 20-го века армия США получила значительное количество 3-дюймовых (метрический калибр 76,2-мм) зенитных орудий М1918, которые к началу 2-й мировой войны уже не отвечали требованиям ПВО, но вполне годились как противотанковое средство. Идея была воспринята с большим пониманием и работа закипела…

В числе многих САУ, на которые устанавливался адаптированный вариант орудия М1918, была серия легких машин на различных гусеничных шасси. Армия хотела получить «самую мобильную самоходку в мире» и, отчасти, это желание было реализовано. Особо на общем фоне выделялись самоходные установки на шасси легкого танка М3А3, известные как 3″ Gun Motor Carriage T56 и T57, на которые устанавливался вариант противотанкового орудия под обозначением М7.

Поскольку установка столь тяжелой и габаритной артсистемы при текущей компоновке танка М3А3 была затруднительна, было решено снести в конструкцию корпуса ряд существенных изменений. Оставив отделение управления и основные агрегаты трансмиссии в носовой части, моторный отсек перенесли в центр корпуса, а на его месте оборудовали боевого отделение. Соответственно, башня со штатным вооружением полностью демонтировалась. Пушка устанавливалась на специальном лафете, обеспечивавшем приемлемые углы наведения: по 15° в каждую сторону по горизонту и от -5° до +25° по вертикали. В связи с тем, что места для расчета орудия в корпусе не хватило, была предусмотрена откидывающаяся назад платформа – в походном положении служившая она служила кормовым бронелистом, а во время боя на ней стоял заряжающий. Боекомплект из 40 выстрелов перевозился в укладке под орудием. В качестве дополнительного вооружения мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Colt-Browning М1919.

Общую защищенность САУ вряд ли можно было оценить как достаточную. Лоб и борта корпуса по бронированию были аналогичны танку М3А3 (38-44 и 25 мм соответственно). Орудие закрывалось П-образным бронещитом с крышей, толщина бронелистов которого составляла 12,7 мм. Такую же толщину имела задняя откидная платформа.

Ходовая часть изменений не претерпела, однако для «пилотных» проектов были предусмотрены различные типы двигателей. По сути, предлагался очередной эксперимент: на T56 планировали установить 12-цилиндровый двигатель Continental W-670 мощностью 288 л.с. при 2600 оборотах в минуту (он являлся более мощным вариантом двигателя W-670-9A использовавшемся на серийном танке М3А3), в то время как на T57 должны были установить более Continental R-975-C1, развивавший мощность 400 л.с. при 2400 оборотах в минуту.

Первым был готов прототип T56, который был отправлен на Абердинский танковый полигон в ноябре 1942 года. Теоретически, мощности орудия М7 должно было хватать для гарантированного поражения любого серийного танка того времени, включая КВ-1 в лобовой проекции. Табличные значения, также полученные в условиях «тепличных» тестов на артиллерийском полигоне, как бы говорили сами за себя – при начальной скорости 2600 футов в секунду (792 м\с) бронебойный каморный снаряд типа APC М62 Projective пробивал 93-мм бронеплиту установленную под углом 30° на дистанции 500 метров. С увеличением расстояния показатели несколько снижались, но не критично (1000 метров – 88 мм, 1500 – 82 мм, 2000 метров – 78 мм). Ещё лучше дела обстояли с подкалиберным боеприпасом HVAP M93 Shot, начальная скорость для которого составляла 3400 футов в секунду (1036 м\с) – при тех же условиях он мог пробивать бронеплиты толщиной 157, 135, 116 и 97 мм соответственно. При этом, в боекомплект могли входить бронебойно-трассирующие, фугасные и дымовые выстрелы, что также в теории делало Т56 многофункциональной машиной.

Столь радужные перспективы наконец-то получить «полноценную» лёгкую САУ разрушились после первых серьёзных тестов. Как и следовало ожидать, шасси лёгкого танка, после установки на него орудия М7 с полным боекомплектом, оказалось в значительной мере перегруженным, что отрицательно сказалось на скорости и мобильности. Отдача при выстреле тоже влияла отнюдь не положительно, так что уже в декабре представители Специального Бронетанкового Управления и Абердинского полигона пришли к общему мнению о нецелесообразности дальнейших работ по данному проекту. Готовый к этому времени прототип T57, который внешне отличался от T56 только отсутствием защиты орудия, официально на испытания вообще не передавался.

Несмотря на негативный доклад от Специального Бронетанкового Управления работы по T56 продолжались ещё некоторое время, но уже в чисто изыскательских целях. История этих интересных, но не слишком удачных с практической точки зрения самоходок завершилась в феврале 1943 года, когда Артиллерийский Департамент официально закрыл программу, после чего оба прототипа были разобраны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
3″ Gun Motor Carriage T56 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ~12000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4530
Ширина, мм ~2240
Высота, мм ~2000
Клиренс, мм 419
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм противотанковая пушка М7
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 38 мм
лоб корпуса (низ) — 44 мм
борта корпуса — 25 мм
корма — 13 мм
крыша — 13 мм
днище — 9,35 мм
щит орудия — 12,7 мм
ДВИГАТЕЛЬ Continental W-670, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 288 л.с. при 2600 об\мин
Continental R-975-C1, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 400 л.с. при 2400 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа, 5-скоростная КПП (5+1), дифференциал
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с вертикальной пружинной амортизазией сблокированные попарно, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо опущено на грунт, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

T35 Gun Motor Carriage Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: T35 Gun Motor Carriage
Альтернативное обозначение: 3″ Gun Motor Carriage T35
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип, проект переработан и завершен как 3″ Gun Motor Carriage M10.

Когда стало ясно, что проекты Т24 и Т40, в силу вполне объективных причин, не принесут желаемого результата, в январе 1942 года началась реализация проекта под индексом Т35 (полное название 3″ Motor Gun Carriage T35). В отличии от предыдущих образцов новая противотанковая САУ создавалась на основе шасси и корпуса от среднего танка М4, который поступил в производство в том же году.

Основные претензии, которые Танко-Истребительное Командование (Tank Destroyer Command, TDC) предъявляло к САУ на базе среднего танка М3 заключались в следующем: слишком большая высота, ограниченные углы наведения по горизонту, низкая мобильность. С высотой решить проблему радикальным образом не удалось, поскольку в этом случае пришлось бы полностью перепроектировать танк. Зато две другие проблемы решили вполне успешно. Вместо «жесткого» лафета было принято решение установить 76,2-мм танковое орудие Т12 (позднее стандартизированным как М7), разработанное для тяжелого танка М6, во вращаемой башне. Специфической была форма башни – в своей основе она собиралась из двух половинок имевших форму усеченного конуса, причем нижняя часть имела обратный наклон. Крыша закрывала только небольшой сегмент в передней часть.

Корпус для САУ полностью заимствовался от М4А2, с той лишь разницей, что пришлось произвести некоторую перекомпоновку боевого отделения, в связи с изменившейся спецификой использования машины и установкой новой башни. Ходовая часть и силовая установка также не претерпели изменений и полностью перешли от среднего танка.

Можно сказать, что в целом у американцев получилась не САУ, а средний танк с облегченным бронированием башни и более мощным орудием. Но главное, основа М4А2 позволила обеспечить приемлемую мобильность. В процессе испытаний, проведенных в первой половине 1942 года, было окончательно установлено, что Т35 значительно лучше САУ Т40, работы по которой полностью свернули в августе. Вместе с тем, потребовали TDC улучшить защищенность самоходного орудия, что привело к появлению прототипа Т35Е1, который получил совершенно новый корпус и новую башню пятиугольной формы с тем же орудием. Уже в июне 1942 года, после успешных испытаний и ряда доработок, эта машина была принята на вооружение армии США и стандартизирована как 3″ Gun Motor Carriage M10, также известной под обозначением «Wolverine» (Оборотень).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
T35 Gun Motor Carriage обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ~30000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5920 (по корпусу)
Ширина, мм 2920
Высота, мм ~3700
Клиренс, мм 432
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка М7
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ башня — ?
лоб корпуса — 64 мм(?)
борт корпуса — 38 мм(?)
корма — 38 мм(?)
крыша — 19-25 мм(?)
днище — 13-25 мм(?)
ДВИГАТЕЛЬ два дизельных, 6-цилиндровых, рядных General Motors 6046, суммарной мощностью 375 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с синхронизатором, дифференциалом, карданным валом и 6-скоростной коробкой передач (5+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 орпорных катков сблокированных в 3 тележки, 3 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, подвеска блокированная с вертикальными спиральнми пружинами; гусеница резино-металлическая крупнозвенчатая
СКОРОСТЬ ~40-45 км\ч по шоссе
~20 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~240 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

T49 \ T67 Gun Motor Carriage Противотанковая самоходная установка

Официальное обозначение: 57 mm Gun Motor Carriage T49, 75 mm Gun Motor Carriage T67, 76 mm Gun Motor Carriage T67
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построено по одному прототипу Т49 и Т67.

Выдав новые требования для очередной трансформации проекта «истребителя танков» T42 Gun Motor Carriage Танко-Истребительное Командование (Tank Destroyer Command, TDC) поставило фирму Mermon-Herrington в очень затруднительное положение. Конвейерные мощности и без того были загружены военными заказами, а работы по авиадесантному танку Т9 поглощали слишком много конструкторских ресурсов. В сложившейся ситуации дальнейшее проектирование Т42 решили передать фирме Buick, которая тогда являлась одним из подразделений концерна General Motor и в основном занималась производством компонентов для авиационных двигателей (автомобильное производство в годы войны практически свернули).

Техническое задание было получено в марте 1942 года. На тот момент Т42 представлял собой легкобронированную скоростную машину с 37-мм пушкой М5 в открытой сверху башне и ч ходовой частью имевшей по четыре больших опорных катка на каждый борт. Новая задача включала установку более мощного орудия, поскольку 37-мм «дырокол» был совершенно неэффективен против новейших немецких танков (против средних японских, впрочем, тоже).

В качестве замены подобрали британскую 6-фунтовую пушку QF Mk.III, имевшей метрический калибр 57-мм, при очень хорошей бронепробиваемости. Автоматически это означало существенное увеличение массы, что потребовало усиления шасси и применения более мощной силовой установки. Внимательно ознакомившись с входными параметрами главный инженер Глалеон Барнс пришел к выводу о нецелесообразности очередной доработки Т42, в результате чего проект был отменен. Вместо него фирма Buick получила заказ на проектирование и изготовление двух прототипов самоходной установки 57 mm Gun Motor Carriage T49.

Шасси самоходной установки не изменилось, а вот корпус пришлось значительно переработать в сторону увеличения его габаритных размеров. Соответственно, назрела необходимость поменять силовую установку. САУ всё ещё получалась достаточно компактной и динамичной, но в Комитете по вооружениям решили, что по ряду параметров текущий проект Т49 не отвечает требованиям. В частности, претензии были к высокой центровке и стабильности при стрельбе.

Проект снова пришлось переработать и вариант, представленный Комитету в июне 1942 года, имел очень отдаленное отношение как к Т42, так и к Т49. При длине корпуса 5280 мм длина ходовой части также увеличилась, что потребовало ввести по пять опорных катков на борт со «свечной» подвеской, причем «свечи» (ради экономии места в корпуса) были вынесены наружу. Башню и корпус пришлось проектировать полностью заново, но курсовой пулемет при этом решили оставить. Кстати, башня предполагалась закрытого типа. Экипаж САУ теперь составлял 5 человек.
Обновленный проект Комитету не понравился. Военные потребовали переделать место механика-водителя по образцу бронемашины M8, убрать курсовой пулемёт, переделать систему связи, сделать башню открытой и сократить экипаж до 4 человек – и это была лишь основная часть доработок. Другими словами, фирме Buick предлагалось создать новый проект, но в этот раз разработчикам удалось отстоять своё мнение и в середине июня 1942 года было получено разрешение на постройку прототипа Т49 в исходной конфигурации.

Сборка первого опытного образца Т49, получившего регистрационный номер USA 6029910, была завершена к началу июля 1942 года. Боевая масса САУ составила 14400 кг, однако на ходовые испытания эта машина без орудия, поскольку занимавшийся его разработкой Арсенал в Рок-Айленде в срок с задачей не справился. В любом случае, для компенсации возросшей массы, потребовалась установка спарки из двух 8-цилиндровых рядных моторов Buick Series 60 объёмом 5,24 литра и мощностью 165 л.с. каждый. Положительный момент заключался в том, что моторы были автомобильного типа и развернуть с ними серийное производство Т49 не представляло больших проблем.

Расчетные динамические характеристики Т49 очень впечатляли. Ожидалось, что САУ сможет развить скорость порядка 55–60 миль в час (88–96 км/ч), но в ходе испытаний на Абердинском полигоне этот показатель составил «всего» 53 мили в час (84,8 км/ч). Впрочем, даже в этом случае скоростные характеристики Т49 были впечатляющими. Проблема заключалась в другом – в процессе испытаний наблюдалась постоянная потеря мощности в трансформаторе, из-за чего максимальная скорость снижалась до 38 миль в час (60,8 км/ч). В качестве выхода из ситуации предлагалось использование гидравлической трансмиссии, но этот вопрос тогда отложили до лучших времен.

В общем, по динамическим показателям Т49 был даже в некоторой степени лучше, чем легкий танк М3, который имел некоторое преимущество в первоначальном наборе скорости. Дело оставалось за малым – решить вопрос с вооружением. И вот тут снова возникли сложности. В 1942 году американцы стандартизировали британское 6-фунтовое орудие и приступили-таки к его производству под обозначением М1.

Пока шло развертывание этого процесса руководство TDC решило, что для поражения современных танков мощности 57-мм бронебойного снаряда будет недостаточно и уже «на ходу» поступило предписание оснастить Т49 более мощной 75-мм пушкой М2А3 в штатной башне. Окончательно этот вопрос решился на совещании Комитета по вооружениям 10-го октября 1942 года.

В целом, проект Т49 остался без радикальных доработок, за исключением башни открытого типа, которая была заимствована от колесного истребителя танков Т66. Трехместная башня имела очень оригинальную форму, собираясь методом сварки из двух усеченных конусов, нижний из которых был перевёрнутым. В лобовой части башни был сделан вырез под установку 75-мм орудия. Крыша отсутствовала, поскольку её наличие создавало дополнительные проблемы с выводом пороховых газов.

Доработкам тотчас подвергли первый прототип, также демонтировав курсовой пулемет. Второй прототип строился «с нуля» уже с новым корпусом и башней – эта машина обозначалась как 75 mm Gun Motor Carriage T67. Сборка была завершена в ноябре 1942 года, после чего Т67 отправился на Абердинский полигон, где успешно прошел как ходовые, так и огневые испытания. Как обычно бывает, если машина показывает более чем приемлемые характеристики при внушительном запасе прочности, тут же появляются идеи по её модернизации. Как можно догадаться, в очередной раз улучшили «основной калибр», заменив 75-мм пушку М1 на 76,2-мм пушку М1. Смысл этого изменения заключался в том, что 3-дюймовое орудие имело «зенитную» баллистику. Также усилили подвеску опорных катков. Масса САУ снова немного увеличилась, но на динамических показателях это практически не отразилось.

Доработанный прототип 76 mm Gun Motor Carriage T67 поступил на испытания в конце ноября 1942 года. Особых претензий к этой машине не было и дело вроде бы шло к серийному производству. Окончательный вердикт был за Комитетом по вооружениям и тут выяснилось, что Т67 дальше стадии прототипа не пойдёт, поскольку теперь эта САУ оценивалась как промежуточный вариант. Своего рода «камнем преткновения» стала трансмиссия, проблемы с которой действительно были, но они были вполне решаемы. Вместо этого проект в очередной раз переработали, потратив на это ещё полгода и получив прототип 76 mm Gun Motor Carriage T70, который в феврале 1944 годе был стандартизирован как M18 «Hellcat».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ T49 \ Т67 обра.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна гаубица М1 калибра 203 мм
БОЕКОМПЛЕКТ 6 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел M69G и стереотруба М16А1G
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25,4 мм \ 64°
борт корпуса (низ) — 12,7 мм (?)
корма корпуса — 12,7 мм
крыша корпуса — 12,7 мм
днище — 12,7-25,4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford GAF, воздушного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал, пятискоросгная коробка передач с синхронизаторами, двойной дифференциал, бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на горизонтальных буферных пружинах; пять поддерживающих катков, обрезиненное направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); гусеница крупнозвенчатая из стальных траков шириной 600 мм,
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,61
Глубина брода, м 1,02
Ширина рва, м 2,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция SCR 610 или SCR 619 со штыревой антенной