Зенитные самоходные установки США

T65 Gun Motor Carriage Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: T65 Gun Motor Carriage
Альтернативное обозначение: T77
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип, проект переработан.

В ходе работ по над легкими танками М5 и Т7, один из которых модернизировался, а второй только планировалось передать в серийное производство, специалисты фирмы Cadillac параллельно работали над проектами различных самоходных установок. Уже на начальной фазе был сделан вывод, что имеющиеся танковые шасси мало подходят для установки на них «крупного калибра», в связи с чем была реализована идея так называемого «универсального шасси».

В основе конструкции лежали элементы ходовой части от М5А1, который к 1943 году стал основным американским легким танком, полностью вытеснив с производственных линий М3А1 и М5. От перспективного Т7 заимствовались только некоторые элементы подвески. Чтобы обеспечить приемлемую грузоподъёмность и устойчивость при стрельбе шасси было удлинено и, применительно на один борт, включало: три тележки с тремя сдвоенными опорными катками, три поддерживающих ролика, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, металлическая гусеница с резиновыми вставками. Сравнительно с танками компоновка также претерпела значительные изменения – силовая установка теперь размещалась в средней части корпуса, а боевое отделение находилось сзади.

Первой машиной, созданной на базе «универсального шасси», стала 4,5″ Gun Motor Carriage T16, построенная в конце 1942 года. Примерно в это же время разрабатывался проект зенитной самоходной установки Gun Motor Carriage T65, основное отличие которой заключалось в замене 114,3-мм гаубицы на барбетную установку с 40-мм автоматической зенитной пушкой, имевшей возможность кругового вращения и углы вертикального подъёма до 90°. Надеясь, что ЗСУ несомненно получится удачной, командование ПВО США в феврале 1943 года выдало заказ сразу на 1000 машин. Испытания Т65 действительно прошли весьма успешно, ко времени их завершения и выполнения доработок в серийное производство должен был поступить новый легкий танк М24, шасси которого также получило статус «универсального». В результате, проект Т65 был переработан и, получив, обозначение Т65Е1, дошел до стадии серийного производства.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
T65 Gun Motor Carriage обр.1943 г.

БОЕВАЯ МАССА ~20000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 40-мм зенитная пушка
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ зенитный прицел
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — ?
лоб корпуса — ?
борт корпуса — ?
корма корпуса — ?
крыша корпуса — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механическая типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 обрезиненных опорных катков блокированных попарно в три тележки с пружинной подвеской, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
~20 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, проц.
Высота стенки, м
Глубина брода, м
Ширина рва, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ

T85 Multiple Gun Motor Carriage Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: T85 Multiple Gun Motor Carriage
Альтернативное обозначение: 20mm Multiple Gun Motor Carriage Т85, 20mm Multiple Gun Motor Carriage Т85Е1
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1944 г.
Стадия завершения работ: построено два прототип, проект переработан для адаптаци к шасси легкого танка М24.

Очередной попыткой приспособить «универсальное шасси» (в основе которого лежали элементы ходовой части легких танков М5А1 и Т7) под нужды ПВО стал проект установки на него системы залпового огня, состоящей из четырех 20-мм автоматических зенитных пушек. Само шасси состояло из шести двухкатковых тележек, шести поддерживающих роликов, передних ведущих и задних направляющих колес, а также двух гусениц из стальных траков с рез новыми вставками. Несмотря на определенную преемственность конструкции компоновка корпуса, интегрированного с «универсальным шасси», отличалась от компоновки танка – моторный отсек был перенесён в центральную часть, а вооружение устанавливалось на корме.

В июне 1944 года были готовы два прототипа, имевших обозначения 20mm Multiple Gun Motor Carriage Т85 и 20mm Multiple Gun Motor Carriage Т85Е1, которые различались только фирмой-изготовителем пушек. Испытания обеих машин были успешно проведены на Абердинском полигоне, однако рекомендаций запуска в серийное производство они так и не получили. Причина заключалось в изменении приоритетов – в этот период было принято решение о начале производства легкого танка М24, шасси которого заняло место «универсального». Соответственно, все работы по Т85 были свернуты, а прототипы разобраны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
T85 Multiple Gun Motor Carriage обр.1944 г.

БОЕВАЯ МАССА ~20000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ четыре 20-мм автоматические зенитные пушки
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ зенитный прицел
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — ?
лоб корпуса — ?
борт корпуса — ?
корма корпуса — ?
крыша корпуса — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механическая типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 обрезиненных опорных катков блокированных попарно в три тележки с пружинной подвеской, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
~20 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, проц.
Высота стенки, м
Глубина брода, м
Ширина рва, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ

M19 Самоходная зенитная установка

Официальное обозначение: M19 Multiple Gun Motor Carriage
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1943 г.
Дата постройки первого прототипа: 1944 г.
Стадия завершения работ: построено 285 экземляров.

Опыт боевых действий 1941-1942 гг. однозначно показывал, что армейским частям необходимо иметь на вооружении мобильную зенитную артсистему, способную как вести сопровождение механизированных колонн, как и выполнять функции объектовой ПВО. Разработка такой машины была инициирована Артиллерийской Технической Службой и началась в 1942 году. Первый прототип самоходной установки Т65 создавался на шасси легкого танка М5А1, но в процессе испытаний произошло несколько ключевых событий. Прежде всего, было принято решение заменить технически устаревшие танки серии М5 на более совершенные М24, ходовая часть которых включала торсионную подвеску. Это гарантировало большую устойчивость при стрельбе и возможность дальнейшей модернизации машин более тяжелыми зенитными артсистемами. Кроме того, шасси танков М5 было далеко не идеальным и мало подходило для выбранной цели.

В середине 1943 года это решение вступило в силу и 25-го мая в Артиллерийский Департамент было направлено распоряжение о проведении коренной модернизации ЗСУ. В конструкции новой модели, обозначенной как Т65Е1, без изменений использовали только ходовую часть М24. Применительно на один борт она состояла из следующих компонентов:

— 6 сдвоенных опорных катков, оснащенных резиновыми бандажами и индивидуальной торсионной подвеской:

— 4 обрезиненных поддерживающих ролика:

— переднее ведущее колесо цевочного зацепления:

— заднее направляющее колесо:

— мелкозвенчатая гусеница из 86 траков шириной 584 мм и шагом 152 мм.

Компоновка корпуса была аналогична самоходной установке М41, выпущенной на том же шасси. В носовой части корпуса размещалась трансмиссия и отделение управления, где располагались места водителя (слева) и командира машины (справа). На крыше отделения управления имели люки и приборы наблюдения. В состав трансмиссии входили две гидромуфты, два планетарные коробки передач, демультипликатор, двойной дифференциал, бортовые передачи и 6-скоростная коробка передач (6 скоростей вперед и одна назад).

В средней части корпуса устанавливался бензиновый 8-цилиндровый двигатель Cadillac 44T24, развивавший мощность 150 л.с. при 3400 об/мин. Запас топлива составлял 420 литров.

Боевое отделение находилось в кормовой части корпуса. На крыше устанавливался «барбет» с круговым вращением, в передней части которого монтировалось две 40-мм автоматические пушки Bofors. Стрельба осуществляется с помощью электроспуска. Управление вращением башни и качающейся частью пушек – с помощью электрогидравлического привода с ручным управлением. В вертикальной плоскости орудие могло наводиться в пределах от -5° до +85°. Боекомплект, состоявший из 336 снарядов, входили фугасные и зажигательные боеприпасы. Начальная скорость зенитного снаряда составляла 874 м\с, максимальная высота стрельбы — 6972 метра. Для самозащиты экипаж перевозил в укладке два 11,43-мм пистолет-пулемета Thompson и четыре 7,62-мм карабина. Полный экипаж машины состоял из шести человек: водитель, командир и четыре артиллериста.

Испытания первого прототипа Т65Е1 успешно провели весной 1944 года на Абердинском танковом полигоне. Управление Зенитной Артиллерии (Antiaircraft Artillery Board) осталось вполне довольно характеристиками новой машины и 14 июня 1944 T65E1 стандартизировали как M19 Multiple Gun Motor Carriage, после чего выдали фирмам Cadillac и Masse-Harris контракты на 904 машины.

Несмотря на столь быстрое развитие событий до сентября 1945 года успели собрать всего 285 (по другим данным – 300) машин. Задержка была связана с недостатком производственных мощностей и более приоритетным контрактом на выпуск лёгких танков М24. Более того, башни и вооружение абсолютное большинство М19 получили только после войны.

С конца 1945 года зенитные самоходки стали поступать на вооружение танковых дивизий. Первый и последний раз их использовали в боевых условиях в ходе Корейской войны 1950-1953 гг. Поскольку северокорейская авиация практически прекратила своё существование в первые месяцы войны основной задачей М19 стало борьба с наземными целями, с чем они эффективно справлялись на протяжении всей кампании. На вооружении армии США они оставались примерно до 1956 года.

Также на базе М19 была разработана уникальная противотанковая самоходная установка. К весне 1945 года американцы располагали столь внушительным количеством противотанковых гранатомётов (которые они сами называли безоткатными противотанковыми ружьями), что поневоле возникали идею оснастить ими бронетехнику. Так появилась модификация, которая получила открытую башню с четырьмя 75 мм гранатомётами Т21. В ходе испытаний, было установлено, что для поражения цели требовалось 24 выстрела в результате 6 залпов. Результаты признали вполне обнадеживающими и в 1946 году собирались продолжить эксперименты с применением четырех 105-мм гранатометом М19, однако завершение войны не позволило осуществиться этому плану.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
M19 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 17497 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5461
Ширина, мм 2847
Высота, мм 2985
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ две автоматические зенитные пушки Bofors M2 калибра 40 мм, два 11,43-мм пистолет-пулемета Thompson и четыре 7,62-мм карабина
БОЕКОМПЛЕКТ 336 выстрелов и 1000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ автоматический зенитный прицел М13
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12,7 мм
борт корпуса — 12,7 мм
корма — 12,7 мм
лоб башни — 12,7 мм
борта башни — 8 мм
крыша — 12,7 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Cadillac 44T24, 16-цилиндровый, мощностью 110 л.с. при 3400 об/мин, запас топлива 420 литров
ТРАНСМИССИЯ Twin Hydraulic гидравлического типа: две гидромуфты, два планетарные коробки передач, демультипликатор, двойной дифференциал, бортовые передачи и 6-скоростная коробка передач (6 скоростей вперед и одна назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) пять обрезиненных опорных катков на борт, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо с компенсационным механизмом, обеспечивающим постоянное натяжение гусеницы, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная, торсионная; ширина гусеницы 406 мм
СКОРОСТЬ 55 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 60%
Высота стенки, м 1,00
Глубина брода, м 1,07
Ширина рва, м 2,74
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция SCR-538 со штыревой антенной

T77 Multiple Gun Motor Carriage Зенитная самоходная установка

Официальное обозначение: Multiple .50 Caliber Gun Motor Carriage T77 \ T77E1
Альтернативное обозначение: T77\T77E1 Multiple Gun Motor Carriage
Начало проектирования: 1943 г.
Дата постройки первого прототипа: 1944 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа — T77 и T77E1.

В очередной раз проведя анализ использования средств ПВО после митинга Ordnance Committee, состоявшегося 22-го июля 1943 года, появился протокол ОСМ 21109 (Ordnance Committee Minutes), в котором предписывалось создать многоствольную самоходную зенитную установку на шасси разрабатываемого легкого танка Т24. Впрочем, основные усилия были сосредоточены на разработке многоствольной зенитной системы, которая позволила обеспечить приемлемую плотность огня при рациональной компоновке мест экипажа.

Проектирование такой системы, получившей обозначение Т89, было поручено инженерам из компании United Shoe Machinery Corporation, которые работали в тесной кооперации со специалистами из USAAF. После проведенных исследований было решено, что Т89 будет оснащена четырьмя 12,7-мм пулеметами Colt-Browning M2HB, хотя в качестве альтернативы рассматривались и другие варианты. Самым главным преимуществом новой зенитной системы была реализация дистанционного наведения пулеметов. Таким образом, вспышки выстрелов, дым и пороховые газы от пулеметов не мешали операторам-наводчикам следить за целью и продолжать обстрел с достаточной эффективностью.

Осенью 1943 года проект был представлен на рассмотрение Ordnance Committee и уже в октябре компания приступила к изготовлению макета зенитной установки. Показ макета Т89 представителям Ordnance Committee и Antiaircraft Command состоялся в декабре, причем мнение заказчика к тому моменту претерпело изменения – установку потребовали доработать, а первоочередное требование касалось увеличения количества пулеметов с четырех до шести. Установку пришлось переработать – теперь четыре пулемета размещались в два ряда и ещё два установили по бокам от них, образуя шестиугольник. Пулеметы оснащались дистанционно управляемыми механизмами спуска и необходимыми системами ленточного боепитания, связанными с агрегатами хранения боезапаса. Соответственно, места для операторов-наводчиков находились в кормовой части по бортам.

Изменения в проект вносились до начала весны 1944 года, а в апреле армия одобрила постройку нескольких прототипов самоходной зенитной установки, на которых собирались отработать установку модернизированной зенитной системы Т89Е1. В соответствии с техническим заданием, механизмы поворота башни должны были обеспечивать скорость наведения до 65° в секунду, однако столь высокий показатель обеспечивался только при условии электропривода. Кроме того, для увеличения сектора вертикальной наводки в лобовом листе башни пришлось сделать вырезы сложной конфигурации. Для удобства работы наводчика-оператора и командира их рабочие места оснащались невысокими надстройками овальной формы с вырезом в лобовой части и без крыши.

Первый заказ составил всего две машины, для которых также начали изготовление макетов отдельных узлов и агрегатов для проведения предварительной обкатки. К началу лета удалось собрать первый образец на полноценном танковом шасси, но вместо Т89Е1 на нём был установлен только макет. Только после дополнительных проверок было принято окончательное решение об установке новой зенитной системы на шасси танка М24 (так стал называться танк Т24 после принятия на вооружение), которая была готова в октябре 1944 года. В ноябре был подписан контракт на постройку полноценного прототипа зенитной самоходной установки, получившей обозначение Multiple .50 Caliber Gun Motor Carriage T77 (он же T77 Multiple Gun Motor Carriage, как это принято в современных источниках).

Первый прототип Т77, по большому счету, являлся всё тем же серийным танком М24, боевое отделение которого было адаптировано под установку зенитной системы Т89Е1. Полный экипаж состоял из четырех человек: механик-водитель и его помощник размещались в передней части корпуса, а места командира и наводчика находились в башне.

Корпус ЗСУ сохранил компоновку с передним расположением отделения управления и трансмиссии, боевым отделением в средней части и силовой установка на корме. Толщина бронирования была весьма скромной и в лобовой проекции не превышала 25 мм, что гарантировало защиту только от крупнокалиберных пуль и осколков. Более интересным было то, что башня, специально разработанная для установки системы Т89Е1, собиралась из 12,7-мм броневых листов и имела тот же погон, что и штатная башня от танка М24. Вращение башни в горизонтальной плоскости было круговым, а в вертикальной плоскости углы наведения находились в пределах от -10° до +85°. Прототип Т77 оснащался прицелами Mk.IX и Т5Е1, установленных на качающихся основаниях в передней части надстроек рабочих мест наводчика-оператора. В кормовой нише предполагалась установка радиостанции SCR 528.

Вооружение из шести 12,7-мм пулеметов было весьма мощным фактором для защиты от низколетящих самолётов, однако высокий расход патронов (средняя скорострельность Т89Е1 составляла порядка 3000 выстрелов в минуту) потребовал внушительного боекомплекта. Так, четыре центральных пулеметов получили по 900 патронов на ствол, бортовых – по 1100 патронов, а в укладке перевозилось ещё 1200 патронов.

Ходовая часть, полностью заимствованная от танка, на один борт включала:

— 5 сдвоенных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и дополнительными амортизаторами на двух передних и двух задних парах катков;

— 3 поддерживающих ролика;

— переднее ведущее колесо;

— заднее направляющее колесо;

— мелкозвенчатая гусеничная лента из стальных траков.

Моторный отсек имел весьма скромные габариты и бронирование, что впрочем не помешало установить в нём силовую установку, включавшую два 8-цилиндровых двигателя Cadillac 44T24. Рабочий объём каждого двигателя составлял 5,67 литра, максимальная развиваемая мощность (по данным фирмы-изготовителя) составляла 148 л. с. при 3200 об/мин, однако реальная мощность, развиваемая спаренной установкой, составляла 220 л.с. при 3400 об/мин.

Трансмиссия состояла из следующих агрегатов:

— две установленные на двигателях гидромуфты;

— две автоматические четырёхскоростные коробки передач;

— два карданных вала;

— механический трёхскоростной (две передачи + задний ход) синхронизированный редуктор, соединявший потоки мощности от обоих двигателей;

— двухступенчатый дифференциал;

— однорядные бортовые передачи с двухдисковыми фрикционами сухого трения.

Сборка первого прототипа Т77 была завершена в июле 1945 года, когда 2-й мировая война уже шла к своему логическому завершению. Тем не менее, испытания перспективной ЗСУ, проведенные на Абердинском полигоне, произвели на заказчика благоприятное впечатление и, после внесения ряда замечаний, была начата постройка прототипа Multiple .50 Caliber Gun Motor Carriage Т77Е1, заказ на который был получен годом ранее.

Модернизированная ЗСУ получила улучшенные приборы прицеливания, прозрачные купола с металлическим переплетом над местами командира и наводчика, а также ряд других, более мелких улучшений. Опытный образец Т77Е1 был готов осенью 1945 года, когда острой необходимости в нём уже не ощущалось. Также учитывался тот факт, что в 1944-1945 гг. началось активное развитие реактивной авиации, для борьбы с которой возможностей машин типа Т77 было недостаточно. Соответственно, после завершения войны военное ведомство существенно сократило перечень перспективных разработок, которые стоило довести до уровня серийного производства – среди прочих «под нож» попал и Т77.

Дальнейшая судьба обоих прототипов представляется весьма туманной. По всей видимости, установки Т89Е1 были демонтированы и разобраны, а шасси использовали для испытаний новых орудийных систем.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
T77 Multiple Gun Motor Carriage обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~30000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5800
Ширина, мм ~2600
Высота, мм ~2700
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ шесть 12,7-мм пулеметов Colt-Browning M2HB
БОЕКОМПЛЕКТ 8000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ зенитные прицелы Mk.IX и Т5Е1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 25 мм / 60°
лоб корпуса (низ) — 25 / 45°
борт корпуса — 19—25 мм/ 12° мм
корма корпуса (верх) — 19 мм / 0°
корма корпуса (низ) — 19 мм / 42°
крыша корпуса — 13 / 77—90°
лоб башни — 12,7-мм
борт башни — 12,7-мм
корма башни — 12,7-мм
днище — 10-13 мм / 0°
ДВИГАТЕЛЬ два Cadillac 44T24, карбюраторные, 8-цилиндровые, рабоичм объёмом 5,67 литра и мощностью 110 л.с. каждый
ТРАНСМИССИЯ механическая типа: две установленные на двигателях гидромуфты, две автоматические 4-скоростные коробки передач, два карданных вала,
механический трёхскоростной (две передачи + задний ход) синхронизированный редуктор, двухступенчатый дифференциал, однорядные бортовые передачи с двухдисковыми фрикционами сухого трения
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 75 стальных траков типа T72\T72E1 шириной 406\419 мм и шагом 140 мм
СКОРОСТЬ ~40 км\ч по шоссе
~20 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~190 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, проц.
Высота стенки, м
Глубина брода, м
Ширина рва, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ