Колесные бронетракторы США

Armored Model A Tractor Бронетрактор

Незадолго до вступления США во Вторую Мировую войну добропорядочный бизнесмен и патриот Джон Дир (John Deere, владелец одноименной компании), озабоченный отсутствием достаточного количества бронетехники у родной армии, предложил ей свои услуги. Идея была до банальности проста – создать бронированную боевую машину, которую моно было бы выпускать в большом количестве при минимальных затратах. Для этой цели, по мнению Дира, как нельзя лучше походили сельскохозяйственные трактора собственного производства. Разработчики ставили перед собой три главные задачи: возможность использования в боевых условиях, как тягача-транспортера и как учебную машину для обучения механиков-водителей.

Скорее всего, для доработки использовался трактор Model G или Model H, оснащенный 2-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объёмом 321 см.куб. Кабина водителя и двигатель полностью закрывались броневыми пластинами, толщина которых составляла от 3\16 дюйма (4 мм) до 3\8 дюйма (9,5 мм). По обеим бортам находилось два пулеметных спонсона, в которых размещался пулеметчик и один 7,62-мм пулемет. Примечательно, что левый спонсон “смотрел” назад, а правый – вперед. Таким способом компенсировалось отсутствие кругового обстрела. “Сухой” вес трактора составлял 5500 фунтов (2495 кг), но бронированные пластины весили ещё 3500 фунтов (1588 кг).

Построенная машина получил обозначение Armored Model A Tractor и была представлена военным в начале 1941 года. Большого эффекта как боевая машина бронетрактор не произвел, но две остальные функции посчитали вполне реализуемыми.

Испытания, проходившие на Абердинском танковом полигоне, начались 10 января и продолжались до начала февраля 1941 г. По завершению был составлен акт военной комиссии, содержание которого было далеко от положительного. При кажущейся простоте конструкции трактор не отвечает требованиям по части “хорошо и дешево”. Фирма-разработчик обещала производить до 100 машин в день, но это без учета их бронирования и установки вооружения. После первых же ходовых тестов спецификация бронетрактора быстро “скатилась” к роли тягача и транспортера боеприпасов, так как боевая ценность такой машины была бы невелика. Причиной этому стала плохая маневренность и низкие скоростные характеристики, что особенно ярко проявлялось на пересеченной местности. Сдвоенные передние колеса не обеспечивали бронетрактору надлежащей проходимости, часто застревая в грязи и песке. Этому также “способствовала” чрезвычайно низкая мощность двигателя – достаточно сказать, что удельная мощность не превышала 7 л.с. на тонну.

Из других недостатков отметили чрезвычайно плохой обзор с места водителя, который не мог видеть дорогу прямо перед собой и по бортам, а также жесткую подвеску из-за чего езда на бронетракторе вызывала сильный дискомфорт. При огневых испытаниях недостатков только прибавилось. Оказалось, что работа стрелков в бортовых спонсонах сильно затруднена. Места внутри явно не хватало для размещения даже одного человека с минимумом боекомплекта. Наблюдались случаи, когда пулеметчика буквально засыпало горячими гильзами. Кроме того, не слишком удачное расположение пулеметов могло привести к прострелу передних колес. Обзор также признали недостаточным.

Впрочем, по мнению военных, после замены “фирменного” переднего моста на обычный (с одинарными колесами) появлялась возможность нормальной эксплуатации в качестве тягача или как импровизированный легкий танк. Что касается стоимости, то сам трактор оценивался в 2000 долларов, но каждая пластина покупалась по цене 1$ за каждый фунт веса, поэтому окончательная цена составляла от 6500 до 8000$, в зависимости от назначения и наличия вооружения.

На основании этих данных инженеры из John Deere Company провели доработку проекта. Помимо введения обычного переднего моста в ходовой части был перепроектирован корпус. Место механика-водителя немного подняли для улучшения обзорности, а капоту двигателя придали более рациональную форму. В таком виде модифицированный Armored Model A Tractor поступил на испытания весной 1941 года, но армия однозначно склонилась к мнению, что использовать эту машину можно только для обучения или как легкий танк “второй линии”. В апреле также проходил испытания вариант “prime mover” (транспортер) без вооружения и пулеметных спонсонов, но армия к тому времени склонилась к мнению, что обычные танки и бронемашины справятся с поставленными задачами более эффективно. От предложения Дж.Дира отказались, а построенные трактора пошли на слом.

История с Armored Model A Tractor получила продолжение в наше время – группа энтузиастов восстановила по чертежам оба варианта бронетрактора и передала их в музей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Armored «A» Tractor обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 4309 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~2000
Ширина, мм ~1100
Высота, мм ~1200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета Browning Colt-Browning
БОЕКОМПЛЕКТ лоб корпуса — 9,5 мм борт корпуса — 9,5 мм корма корпуса — 9,5 мм крыша — 4 мм днище — 4 мм
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ прототип изготовлялся из неброневой стали
ДВИГАТЕЛЬ Deere, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с ручной КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 3х1 или 4×2: передние колеса управляемые, задние колеса ведущие, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 21 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —