Колесные бронетракторы США
Armored Model A Tractor Бронетрактор
Незадолго до вступления США во Вторую Мировую войну добропорядочный
бизнесмен и патриот Джон Дир (John Deere, владелец одноименной
компании), озабоченный отсутствием достаточного количества бронетехники
у родной армии, предложил ей свои услуги. Идея была до банальности
проста – создать бронированную боевую машину, которую моно было бы
выпускать в большом количестве при минимальных затратах. Для этой цели,
по мнению Дира, как нельзя лучше походили сельскохозяйственные трактора
собственного производства. Разработчики ставили перед собой три главные
задачи: возможность использования в боевых условиях, как
тягача-транспортера и как учебную машину для обучения
механиков-водителей.
Скорее всего, для доработки использовался трактор Model G или Model H,
оснащенный 2-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объёмом 321
см.куб. Кабина водителя и двигатель полностью закрывались броневыми
пластинами, толщина которых составляла от 3\16 дюйма (4 мм) до 3\8 дюйма
(9,5 мм). По обеим бортам находилось два пулеметных спонсона, в которых
размещался пулеметчик и один 7,62-мм пулемет. Примечательно, что левый
спонсон “смотрел” назад, а правый – вперед. Таким способом
компенсировалось отсутствие кругового обстрела. “Сухой” вес трактора
составлял 5500 фунтов (2495 кг), но бронированные пластины весили ещё
3500 фунтов (1588 кг).
Построенная машина получил обозначение Armored Model A Tractor и была
представлена военным в начале 1941 года. Большого эффекта как боевая
машина бронетрактор не произвел, но две остальные функции посчитали
вполне реализуемыми.
Испытания, проходившие на Абердинском танковом полигоне, начались 10
января и продолжались до начала февраля 1941 г. По завершению был
составлен акт военной комиссии, содержание которого было далеко от
положительного. При кажущейся простоте конструкции трактор не отвечает
требованиям по части “хорошо и дешево”. Фирма-разработчик обещала
производить до 100 машин в день, но это без учета их бронирования и
установки вооружения. После первых же ходовых тестов спецификация
бронетрактора быстро “скатилась” к роли тягача и транспортера
боеприпасов, так как боевая ценность такой машины была бы невелика.
Причиной этому стала плохая маневренность и низкие скоростные
характеристики, что особенно ярко проявлялось на пересеченной местности.
Сдвоенные передние колеса не обеспечивали бронетрактору надлежащей
проходимости, часто застревая в грязи и песке. Этому также
“способствовала” чрезвычайно низкая мощность двигателя – достаточно
сказать, что удельная мощность не превышала 7 л.с. на тонну.
Из других недостатков отметили чрезвычайно плохой обзор с места
водителя, который не мог видеть дорогу прямо перед собой и по бортам, а
также жесткую подвеску из-за чего езда на бронетракторе вызывала сильный
дискомфорт. При огневых испытаниях недостатков только прибавилось.
Оказалось, что работа стрелков в бортовых спонсонах сильно затруднена.
Места внутри явно не хватало для размещения даже одного человека с
минимумом боекомплекта. Наблюдались случаи, когда пулеметчика буквально
засыпало горячими гильзами. Кроме того, не слишком удачное расположение
пулеметов могло привести к прострелу передних колес. Обзор также
признали недостаточным.
Впрочем, по мнению военных, после замены “фирменного” переднего моста на
обычный (с одинарными колесами) появлялась возможность нормальной
эксплуатации в качестве тягача или как импровизированный легкий танк.
Что касается стоимости, то сам трактор оценивался в 2000 долларов, но
каждая пластина покупалась по цене 1$ за каждый фунт веса, поэтому
окончательная цена составляла от 6500 до 8000$, в зависимости от
назначения и наличия вооружения.
На основании этих данных инженеры из John Deere Company провели
доработку проекта. Помимо введения обычного переднего моста в ходовой
части был перепроектирован корпус. Место механика-водителя немного
подняли для улучшения обзорности, а капоту двигателя придали более
рациональную форму. В таком виде модифицированный Armored Model A
Tractor поступил на испытания весной 1941 года, но армия однозначно
склонилась к мнению, что использовать эту машину можно только для
обучения или как легкий танк “второй линии”. В апреле также проходил
испытания вариант “prime mover” (транспортер) без вооружения и
пулеметных спонсонов, но армия к тому времени склонилась к мнению, что
обычные танки и бронемашины справятся с поставленными задачами более
эффективно. От предложения Дж.Дира отказались, а построенные трактора
пошли на слом.
История с Armored Model A Tractor получила продолжение в наше время –
группа энтузиастов восстановила по чертежам оба варианта бронетрактора и
передала их в музей.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА
Armored «A» Tractor обр.1941 г.
БОЕВАЯ МАССА 4309 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~2000
Ширина, мм ~1100
Высота, мм ~1200
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета Browning Colt-Browning
БОЕКОМПЛЕКТ лоб корпуса — 9,5 мм борт корпуса — 9,5 мм корма корпуса —
9,5 мм крыша — 4 мм днище — 4 мм
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ прототип изготовлялся из неброневой стали
ДВИГАТЕЛЬ Deere, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с ручной КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 3х1 или 4×2: передние колеса управляемые,
задние колеса ведущие, шины пневматические, подвеска на листовых
рессорах
СКОРОСТЬ 21 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — |