Бронетранспортеры США

EDV Экспериментальный вездеходный бронетранспортер

Незадолго до вступления во Вторую Мировую войну фирмой Cook Brothers была разработана уникальная колесная машина, предназначенная для действий в условиях пустыни. Ходовая часть этого транспортное средство состояло из двух секций с колесной формулой 4х4 и оснащенных собственной силовой установкой. Основным назначением машины, сейчас называемой Experimental Desert Vehicle (EDV), была перевозка солдат и амуниции – другими словами, это был бронетранспортер с колесной формулой 8х8, что по замыслу создателей должно было обеспечить ему превосходные характеристики проходимости по мягкому и песчаному грунту. Отделение управление располагалось в передней части корпуса, сразу за ним – просторный грузовой отсек.

Хотя испытания EDV прошли довольно успешно американская армия не проявили заинтересованности в приобретении бронетранспортера. Возможной причиной послужило отсутствие “подходящего” на тот момент театра боевых действий. Все работы по EDV пришлось прекратить в ноябре 1941 г., но в скором времени, используя опыт его постройки, фирма Cook Brothers разработала не менее оригинальную САУ большой мощности Т55.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ВЕЗДЕХОДНОГО БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
EDV образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 2+?
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Cadillac V8, бензиновый, мощностью 260 л.с.
ТРАНСМИССИЯ гидромеханическая 16-ступенчатая коробка передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 8х8, колеса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Chrysler Armored Truck 6×6 (Fargo) Тяжелый бронетранспортер

Сразу после вступления США во Вторую Мировую войну в достаточно резкой форме обозначились недостатки имевшихся на вооружении бронетранспортеров. Наиболее рапрострастраненный М3 фирмы Whitte Motor Company отличался высокой надежностью, но в ролия артиллерийского тягача он мог транспортировать только легкие орудия с небольшим запасом боекомплекта. Немного лучше обстояли дела с полугусеничными М2 и М3, выпускавшихся совместными усилиями сразу трех фирм – White, Autocar и Diamond T. Обладая более высоким тяговым усилием эти машины имели определенные проблемы с ресурсом ходовой части. В качестве альтернативного варианта фирма Chrysler предложила собственный проект.

Представленный для испытаний в апреле 1942 года бронетранспортер имел в своей основе трехосное шасси Dodge WC62. Главным его преимуществом был полный привод на все колеса (6х6). По сравнению с оригинальной машиной колесная база была увеличена до 3700 мм, а общая длина состявила 5700 мм. Корпус машины полностью закрывал двигатель и кабину водителя. Транспортный отсек, в котором можно было перевозить 1,5 тонны груза или 12 солдат на скамейках вдоль бортов, был сделан открытым сверху. На БТР устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Dodge жидкостного охлаждения. Масса машины в полностью снаряженнои состоянии доходила до 3800 кг. Предполагалось, что кроме транспортировки артиллерийских систем данную машину можно будет использовать для выполнения разведывательных миссий или в качестве бронированного наблюдатлеьного поста.

Насчет названия данные несклько расходятся. Так, на фотографии, запечатлевшей БТР в ходе испытаний на Абердинском полигоне, указано Armored Truck, 6×6, (Fargo). Также встречаются обозначения WC62 Armored Car, T230 Gun Carrier и Chrysler 6×6 Scout Car. Автор этой статьи более склонен доверять первому варианту.

После успешных испытаний дальнейшая судьба трехосного БТР оказалась незавидной. Американская армия отказалась принимать БТР на вооружение мотивировав это тем, что уже полным ходом идет серийное производство полугусеничных М2\М3. Начинать в такой ситуации выпуск аналогичной машины, пусть даже и с лучшими ТТХ, тогда посчитали нерациональным. В результате фирма Chrysler осталась без заказа, а единственный прототип был впоследствии разобран. Кстати, в угоду стандартизации был отвергнут разведывательный бронеавтомобиль Т24 фирмы Willys-Overland, имевший такую же колесную формулу.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО БРОНЕАТРАНСПОРТЕРА
Chrysler Armored Truck 6×6 (Fargo) образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 3800 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+12
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5700
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ штатное вооружение отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Dodge T223, 6-цилиндровый, бензиновый, мощностью 92 л.с. при 3200 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 2-ступенчатой раздаточной коробкой (4 скорости вперед и 1 назад), гидравлические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х6, амортизация на вертикальных пружинах, шины пневматические
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 400 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

M20 Armored Utility Car Бронетранспортер \ командно-штабная машина

Удачная конструкция бронеавтомобиля М8 послужила основой для создания двух вспомогательных бронемашин, названных Personal Cargo Carrier Т20 и Armored Utility Car Т26.

Первая представляла собой бронетранспортер, предназначенный для перевозки личного состава и амуниции, второй – командно-штабная машина. Конструктивно обе машины не отличались от М8, за исключением демонтированной башни, на месте которой устанавливалась открытая кольцевая турель М49 с 12,7-мм пулеметом. Внутри были установлены скамейки для десанта и даже карточный столик, чтобы солдатам было комфортнее скоротать время в промежутках между боями.

Оценив представленные в начале 1943 года опытные образцы армейское командование пришло к выводу, что функции бронетранспортера и командно-штабной машины может выполнить один Т20, так что от варианта Т26 фирме Ford пришлось отказаться.

В апреле того же года Т20 была принята на вооружение под обозначением Car, Armored, Utility M10, но поскольку тогда производился истребитель танков с таким же индексом обозначение сменили на М20 (на фирме он имел название Ford GAK-M20). Серийные машины отличались от прототипа только модернизированной турелью М66 с углами вертикального навеления от -20 до +85 градусов.

Обычно экипаж М20 состоял из двух человек (водителя и его помощника), но в зависимости от поставленных задач он мог быть увеличен до шести. Для защиты от пехоты вдоль корпуса бронемашины укладывалось до пяти винтовок М1А1 “Garand” с боезапасом 100 патронов на ствол и одна 59,9-мм ракетная установка М9А1 с боезапасом из шести противотанковых гранат М6А3. кроме того, были предусмотрены стеллажи для размещения трех противотанковых мин М1А1 и четырех дымовых шашек M1 или М2 и пятнадцати ручных гранат ( 6 осколочных Мk.II, 6 дымовых WP и 3 винтовочных М9А1). Связное оборудование М20 состояло из радиостанции SCR-506 или её модифицированных вариантов SCR-508\510\608\610 питавшейся от бортовой сети напряжением 12 В, и комплектом сигнальных флагов М238. Противопожарное оборудование состояло из одного ручного огнетушителя и двух дегазационных комплектов М2.

Бронемашины М20 появились на Западном фронте в 1944 году и активно использовались американской армией вплоть до завершения войны. Общий объём выпуска бронемашин М20 в период с июля 1944 по апрель 1945 года составил 3791 экземпляр.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
M20 Armored Utility Car обр.1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 6576-7937 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5003
Ширина, мм 2540
Высота, мм 2311
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 12,7-мм пулемет Browning М2НВ
БОЕКОМПЛЕКТ 1000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 19 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — 6,35 мм
ДВИГАТЕЛЬ Hercules JXD, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощностью 86 л.с. при 2800 об/мин, ёмкость топливного бака 204 литра
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная коробка передач, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические тормоза с вакуумным усилителем
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х6, колеса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 87 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 483 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м 0,61
Глубина брода, м 1,219
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция SCR-506 и/или -508, -510, -608, -610