Колесные САУ США

McClean Gun Carrige Самоходная артиллерийская установка

За несколько лет до начала войны в Европе американский инженер Сэмюэл МакКлин (Samuel McClean) предложил американской армии опытной образец самоходного артиллерийской установки на колесном шасси. Ходовая часть заимствовалась от 3-тонного грузового автомобиля Packard, на которую устанавливалась 3-фунтовая автоматическая пушка также созданная МакКлином (McClean Automatic 3-lb Gun).

Опытный образец был построен в 1909 г. и на следующий год представлен комиссии американской армии и Департаменту Обороны. В целом самоходное орудие оставило весьма спорное впечатление, однако из-за того, что 3-фунтовая пушка не была тогда принята на вооружение, от серийного выпуска этой машины отказались.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
McClean Gun Carrige обр.1909 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм автоматическая пушка McCLean
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Packard, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 24 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, колеса одинарные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

75mm Truck Mount T6 Самоходная артиллерийская установка

Пока производились работы по самоходной зенитной установке на базе грузовика Garford, представители Департамента Вооружение рассматривали другие, более приемлемые варианты трехосного шасси. В частности, был рассмотрен проект использования для аналогичной цели трехосного шасси White 620 S.W. (оно же 6W-4WD), оснащенного 100-сильным 6-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 396 куб.дюймов и 4-ступенчатой трансмиссией. Все колёса имели одинаковый размер 7.50х24 дюйма, причем колеса задних мостов были сдвоеными. Обладая колесной базой 173 дюйма и клиренсом 8,25 дюйма коммерческий вариант этой машины показывал неплохие характеристики проходимости по пересеченной местности. Радиус разворота составлял 32 фута, а при запасе топлива 64 галлона и расходе галлон на 5 миль запас хода был вполне внушительным. В сумме всё это определило выбор в пользу шасси White, доработанный вариант которого был собран к февралю 1932 года. Машина получила обозначение 75mm Truck Mount T6.

В отличии от ЗСУ на базе трехосного грузовика Garford данная машина являлась самоходной артиллерийской установкой огневой поддержки. На транспортной площадке устанавливалось 75-мм орудие М1897, значительные запасы которых имелись на складах. При массе самого орудия 1015 фунтов полная масса машины составила 14170 фунтов. Несмотря на то, что конструкция шасси позволяла обеспечить почти круговой сектор вращения, фактически установка позволяла наводить орудие только на 30° в обе стороны, а максимальный угол возвышения составил всего 19&deg.; Ещё одной особенностью T6 стала полностью бронированная кабина водителя, однако артиллерийский расчет по-прежнему не имел никакой защиты.

Испытания 75mm Truck Mount T6 проведенные в 1932 году, не принесли желаемого результата – уже тогда стало ясно, что для сравнительно тяжелых артсистем требуется специализированное шасси, и работы в данном направлении были закрыты вплоть до начала 2-й мировой войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
75mm Truck Mount T6 обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 6427 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
База шасси, мм 4394
Ширина, мм ~1800
Высота, мм 1850 (с орудием)
Клиренс, мм 209
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка M1897
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, 6-цилиндровый, рабочим объёмом 396 куб.дюймов, мощностью 100 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 4-скоростной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4, передние колеса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические 7.50х24 дм
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

37mm Gun Motor Carriage T8 Самоходная артиллерийская установка

1941-й год стал чрезвычайно насыщенным на всякого рода проекты легких противотанковых САУ на полноприводных колесных шасси. Наибольшую активность в этом отношении проявляла фирма Ford, разработавшую целую гамму машин различного назначения с колесной формулой 4х4, среди которых был «болотоход», известный под названием Swamp Baggy. Несмотря на то, что это транспортное средство, близкое по конструкции к «джипам», показало весьма приличные ходовые качества, на вооружение армии США его так и не приняли. Тем не менее, модель считалась удачной и в том же году фирма Ford представила «истребитель танков», который получил обозначение 37mm Gun Motor Carriage T8. Основной задачей при её создании ставилось максимально возможное обеспечение проходимости по пересеченной местности при огневой мощности, достаточной для борьбы с танками проетивника. Помимо этого, предусматривалась возможность использования Т8 для ведения разведки и наблюдения.

В качестве основного вооружения была выбрана 37-мм противотанковая пушка, которая монтировалась на поворотной установке в передней части корпуса справа от водителя. Полноприводная ходовая часть включала четыре колеса с пневматическими шинами размером 9.00х20 дм. На машине устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель мощностью 90 л.с. Бронирование агрегатов и мест экипажа отсутствовало.

После испытательного цикла, завершившегося летом 1941 года, был сделан вывод о возможности принятия на вооружение машин типа Т8. Однако, это решение было в скором времени пересмотрено и серийная постройка ограничилась лишь 15 (по дргуим данным — 20) экземплярами. В качестве причин, приведенными представителями армии США, предъявлялись малый калибр противотанкового орудия и отсутствие какой-либо защиты артиллерийского расчета. В итоге, 4 машины было отпралвено в Канаду, 2 передали Великобритании, а остальные 9 вроде бы передали колониальным силам Голландской Ост-Индии.

Предположительно, именно «ост-индийские» Т8 оказались единственными машинами этого типа, принявшими участие в боевых действиях. Отчаянно оборонявшаяся от нападения японцев колониальная армия использовала свои немногочисленные САУ на острове Суринам, где они все были потеряны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
37mm Gun Motor Carriage T8 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм противотанковая пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Ford, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 90 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса одинарные, шины пневматические размером 9.00х20 дм
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

37mm Gun Motor Carrige T14 Самоходная артиллерийская установка

В начале 1941 года фирма Willys-Overland решила приспособить ходовую часть трехосного автомобиля модели МВ для установки на неё бронированного кузова и артиллерийской системы. Первый путь привел к созданию разведывательной бронемашины T25 Scout Car, второй – к самоходной артиллерийской установке T14. Выбор треосного шасси с приводом на все колёса был сделан не случайно. Возможно, американцы имели возможность ознакомиться с информацией о наличии в СССР колесных САУ СУ-1-12, построенных на шасси грузовых автомобилей, и французских противотанковых САУ Laffly W15TCC и S20TL, которые с успехом применялись против немецких танков. Так это или нет, решение об использовании автомобильного шасси сулило некоторые преимущества, тем более что делать много доработок не понадобилось.

Как следовало из опыта первых танковых сражений неплохие результаты давал обстрел с близких дистанций из орудий калибра 30-45 мм. У американцев большого выбора тогда не было и в итоге на Willys Model MB была установлена 37-мм противотанковая пушка М3, прикрытая бронещитом. Данная артсистема обладала неплохой бронепробиваемостью и малой отдачей при выстреле, что позволяло избежать внесений целого ряда изменений в конструкцию легковой машины.

Первые два прототипа были поставлены в конце 1941 г. и показали на армейских испытаниях вполне приемлемые данные. После этого было собрано ещё пять модифицированных экземпляров 37-мм САУ, получивших обозначение Carriage, Motor, 37mm Gun, 6×6, Т14А (или более просто – 37mm Gun Motor Carrige T14A). Эти машины были построены в конце 1941 – начале 1942 гг. и отличались перенесённым в кормовую часть топливным баком, сварным бронещитом орудия и переработанной укладкой снарядов.

Дальнейшие испытания прошли, в целом, успешно, однако установку 37-мм орудия посчитали недостаточной для борьбы с современными танками того времени и в конце 1942 г. проект закрыли. Все построенные самоходные установки Т14 и Т14А были приняты армией, но использовались только для тестов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
37mm Gun Motor Carrige T14 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 2247 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4267
Ширина, мм 1765
Высота, мм 1575
Клиренс, мм 222
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм противотанковая пушка М3
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Willys-Overland, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 54 л.с. при 4000 об\мин., ёмкость топливного бака 57 литров
ТРАНСМИССИЯ Willys T84, механическая, с 4-скоростной 2-ступенчатой КПП (3 передачи вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4, колеса одинарные, шины пневматические размером 6х16 дм, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,533
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Bantam BRC-40 (37mm Antitank Gun) Самоходная артиллерийская установка

В рамках экспериментов по определению возможностей полноприводных автомобилей Bantam, которые в первые годы войны широко использовались как штабные машины и буксировщики легких полевых орудий, был проведен ряд опытов по установке различных артиллерийским систем, включаяпушки и минометы различного калибра. Одной из таких модификаций стала установка 37-мм пртивотанковой пушки..

Серийное шасси с колесной формулой 4х4 и бензиновым двигателем мощностью 60 л.с. изменений не претерпело. Орудие устанавливалось на месте задних сидений без какой-либо бронезащиты. Спереди имелась возможность поднимать в боевом положении два бронещита, защищавшие только от фронтального ружейно-пулеметного огня.

В процесе испытаний прототипа самоходной установки на базе Bantam BRC-40 не было выявлено серьёзных недостатков, однако в серию эту машину передавать не стали. В 1942 году техническая документация на выпуск полноприводных машин Bantam была передана фирме Willys, которая имела собственные планы производства и в них данная модификация не вписывалась. Тем не менее, полученный опыт был использован несколько позже для установки на знаменитые «джипы» артсистем другого калибра и назначения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Bantam BRC-40 (37mm Antitank Gun) обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм противотанковая пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Continental, бензиновый, мощностью 45 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса одинарные, шины пневматические размером
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

3-Inch 8×8 Motor Carriage Т55Е1 Самоходная артиллерийская установка

Шасси экспериментальной вездеходной машины EDV (Experimental Desert Vehicle) с полноприводным шасси колесной формулы 8х8, отвергнутая американской армией, нашло себе второе применение. В конце 1941 г., когда американцев буквально “выдавили” с занимаемых ими тихоокеанских островов и Филиппин, оказалось, что без поддержки мобильной артиллерии воевать с японцами очень трудно. Решить данный вопрос предполагалось несколькими путями.

Наибольшую эффективность позволяло достичь использование гусеничного шасси, причем американские конструкторы не брезговали переделывать для этой цели трактора. Параллельно велись работы по установке артиллерийских систем различных калибров на шасси полугусеничных транспортеров М2 и М3, в дальнейшем с успехом нашедших применение на всех фронтах. Менее известны разработки, основанные на использовании ходовой части колесных машин.

В 1942 г. на базе полноприводного 8-колесного шасси фирмы Cook Brothers была спроектирована самоходная артиллерийская установка, названная 3-Inch 8×8 Motor Carriage Т55Е1. Основа ходовой части осталась без изменений, но корпус пришлось частично переработать, приспособив его под установку 76,2-мм противотанковой пушки М1 и одного оборонительного пулемета Browning калибра 12,7-мм. Углы наведения орудия были довольно ограничены и составляли от -11° до +18° по вертикали, и по 30 градусов в каждую сторону по горизонтали.

На изрядно потяжелевшей машине также установилась два 8-цилиндровых карбюраторных двигателя Cadillac жидкостного охлаждения. Их пришлось переместить в кормовую часть корпуса, поскольку в средней части теперь находилось боевое отделение.

Опытные образцы САУ Т55 и Т55Е1 были построены на предприятии Allied Machinery Manufacturing Co. и поступили на испытания в 1943 г. Поначалу всё складывалось неплохо – прототипы заслужили хорошие отзывы со стороны военных и те даже выдали предварительный заказ на постройку серии колесных САУ. Однако к этому времени серийно уже строился истребитель танков М10, созданный на шасси среднего танка М3, и готовился к производству его улучшенный вариант М36 “Wolverine”, так что от выпуска даже небольшой партии Т55 американская армия отказалась.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
3-Inch 8×8 Motor Carriage Т55Е1 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 17388 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7772
Ширина, мм 2743
Высота, мм 2680
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 3-фунтовая (76,2-мм) пушка и один 12,7-мм пулемет M2HB
БОЕКОМПЛЕКТ 90 выстрелов и 400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — ? борт корпуса — ? корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Cadillac, карбюраторный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 130 л.с.
ТРАНСМИССИЯ Hydromatic, гидравлического типа с 5-скоростной ручной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 8х8, колеса одинарные, шины пневматические
СКОРОСТЬ 80 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

37mm Gun Motor Carriage M6 Самоходная артиллерийская установка

Из всех реализованных проектов установки 37-мм орудий на полноприводное шасси машин повышенной проходимости до стадии серийного производства удалось довести только одну. Речь идёт о 37mm Gun Motor Carriage M6, также известной как M6 Fargo. История этой колесной самоходной установки началась в июне 1941 года. Оценка боевых действий в Европе и в Северной Африке однозначно говорила о том, что без мобильной артиллерии и пехоте, и танкам придётся очень туго. Пока такие компании, как Ford и Bantham, работали над своими проектами, фирма Fargo Motor Corp. (дочернее предприятии концерна Chrysler) предложила альтернативный вариант такой машины на шасси армейского внедорожника 3/4-ton 4×4 Dodge WC-55.

Ничего экстраординарного Fargo не сделала – проект заключался в установке 37-мм пушки М3 в задней части кузова стволом вперед на специальном лафете. Помимо того, что расчет орудия получала достаточно места и мог вести огонь по ходу движения, можно было без труда провести обратную конверсию, переделав САУ в обычную армейскую машину. В конце лета был готов деревянный макет, а затем построили полноценный прототип. Отзывы были получены положительные, однако представители армии всё же выдвинули требование внести ряд доработок. В частности, пушку пришлось развернуть стволом назад, что привело в полной перекомпоновке «боевого отделения». Помимо прочего, значительно увеличилась нагрузка на переднюю ось. По меньшей мере трижды перерабатывалась форма щита – разработчики пытались найти оптимальную конфигурацию, сначала сделав его плоским с двумя небольшими вырезами, затем форму изменили на клиновидную при увеличении вырезов и, наконец, остановились на широком клиновидном варианте толщиной 6,4 мм.

Решение начать выпуск колёсных САУ на шасси Dodge WC-55 было принято 25-го сентября 1941 года, так что абсолютно неправильно было бы считать, что американцы «схватились за голову» только после Перл-Харбора. На момент испытаний машина имела обозначение 37mm Gun Motor Carriage T21, но после стандартизации в начале 1942 года она стала обозначаться сначала как 37mm Gun Motor Carriage M4, а затем как 37mm Gun Motor Carriage М6. Вскоре после «пилотная» машина, собранная в Абердине, была отправлена в Форт Брэгг (Fort Bragg, штат Северная Каролина), где она успешно выдержала сравнительные испытания с 37mm Gun Motor Carriage T14 на трехосном шасси. Производство М6 продолжалось с апреля по октябрь 1942 года. Всего было собрано 5380 машин по стоимости 4265$ за единицу. Согласно американской доктрине того времени, танками противника должны были заниматься противотанковые САУ, в то время как собственные танки сопровождали бы пехоту. Фактически, М6 выступали в различных качествах, включая разведку и огневую поддержку.

Тут надо отметить, что само по себе 37-мм орудие на тот момент не выглядело актуальным, но для борьбы с абсолютным большинством бронетехники противника она вполне годилась. Достаточно сказать, что обычный бронебойный снаряд М74 пробивал 36 мм вертикальной брони на дистанции 460 метров, а при использовании бронебойного снаряда с бронебойным наконечником пробивал уже 61 мм брони. Также имела возможность применять фугасные снаряды типа М63. Общие боекомплект снарядов, возимых в укладке, составлял 80 штук. Дополнительное вооружение могло включать один 12,7-мм пулемет Browning M2HB, который имел различные варианты установки. И всё же, как говориться, М6 очень сильно «опоздал на войну».

В ходе боёв в Тунисе на рубеже 1942-1943 гг., где эти машины находились в составе 601-го и 701-го противотанковых батальонов (601st и 701st Tank Destroyer Battalions), быстро выяснилось, что 37-мм практически не эффективны против немецких Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV последних модификаций, а их собственная защищенность оставляет желать много лучшего. Это же подтвердилось в ходе непродолжительного боевого применения на Тихом океане в 1943-1944 гг. Под тяжестью обстоятельств армейское командование было вынуждено объявить в сентябре 1943 года М6 «ограниченными к применению» (limited standard), но фактическое использование САУ продолжалось вплоть до января 1945 года, когда их окончательно признали устаревшими.

Впоследствии часть М6 была разоружена и конверсирована в обычные автомобили Dodge WC-55. Другая часть машин была передана подразделениям Свободной Франции, которые использовали их как на территории своей страны, так и в странах Северо-Западной Европы в течении 1944-1945 гг. К настоящему времени сохранилось несколько экземпляров, которые находятся как в музеях, так и в частных руках.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
37mm Gun Motor Carriage M6 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 3330 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4520
Ширина, мм 2240
Высота, мм 2110
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм противотанковая пушка M3
БОЕКОМПЛЕКТ 80 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — 6,4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Dodge T-214, бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 99 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса одинарные, шины пневматические
СКОРОСТЬ 53 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 290 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

37mm Gun Motor Carriage T33 Самоходная артиллерийская установка

Кроме немцев огромное внимание самоходным артиллерийским установкам уделялось в США. Американца много экспериментировали с самыми разнообразными калибрами и типами шасси и хотя не всегда их опыты заканчивались успешно, был наработан огромный материал, который позволил ближе к концу войны запустить в производство несколько вполне удачных образцов. Хотя, если брать количество опытных моделей и количество реально дошедших до серии САУ, то КПД (если можно так выразиться), будет заметно меньше, чем у той же Германии или СССР.

В первые годы участия США во 2-й мировой войне американцы акцентировали свои усилия на САУ, базой для которых было легкое полноприводное шасси. Преимущества такого подхода были очевидны – технологичность в производстве, простота в эксплуатации и мобильность. Но ради них пришлось принести в жертву общую защищенность и боекомплектом. Одной из таких машин была разработка компании Ford, которая в 1942 году предложила модернизированный вариант «джипа» с усиленным полноприводным шасси, на задней части рамы которого монтировалась 37-мм противотанковая пушка М3. Нечто похожее было сделано ранее с обычным вариантом внедорожника, но тогда отрицательных сторон выявилось больше, чем преимуществ и до массовых переделок дело не дошло. В этот раз компания Ford рассчитывала на определенный успех.

Опытный образец колесной САУ, внешне похожий на обычный «джип», получил обозначение 37mm Gun Motor Carriage T33. Помимо модернизированного шасси он оснащался дополнительными бортовыми ящиками, в которых находился боекомплект, ЗИП и дополнительные принадлежности. Ходовые испытания Т33, проведенные в том же 1942 году, прошли вполне успешно, до серийного производства дело так и не довели. Причиной тому стал анализ боевых действий в Европе и на Тихом океане, где пушки калибра 37-мм оказались недостаточно эффективными. Установка более мощного орудия была связана с новыми доработками, поэтому проект Т33 закрыли, сосредоточив усилия на других машинах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
37mm Gun Motor Carriage T33 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка M3
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Ford, бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса одинарные, шины пневматические размером
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

57mm Gun Motor Carriage T44 Самоходная артиллерийская установка

Как только стало ясно, что калибр 37-мм не имеет дальнейших перспектив для установки на САУ любого типа, сразу же начались работы по поиску более оптимального орудия для эффективной борьбы с танками. В этом деле очень помогло стандартизация 57-мм орудия М1, которое представляло собой адаптацию британской «6-фунтовки» под нужды армии США. Именно её решили установить на полноприводное шасси, разработанное фирмой Ford специально для этих целей.

Новая САУ, получившая индекс 57mm Gun Motor Carriage T44, сильно напоминала более раннюю Т33, с той лишь разницей, что на ней устанавливалась 57-мм пушка с бронещитом нового типа, а размер бортовых ящиков был увеличен. Ходовые испытания Т44, прошедшие на Абердинском полигоне в 1942 году, закончились успешно, но на стрельбах выяснилось, что отдача от орудия слишком велика и машина раскачивается после выстрела, сбивая наводку. Доводить САУ не стали, а единственный прототип был разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
57mm Gun Motor Carriage T44 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 57-мм пушка M1
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса одинарные, шины пневматические размером
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

75mm Gun Motor Carriage T27 Самоходная артиллерийская установка

В 1942 году был построен один прототип носителя вооружения на колесном шасси, базой для которого послужил Studebaker «Swamp Buggy». Полноприводное шасси с колесной формулой 4х4 и бензиновым двигателем оставалось без изменений. Предположительно, некоторому усилению подверглась только рама. На полностью открытой платформе устанавливалась 75-мм пушка с ограниченными секторами вертикального и горизонтального наведения. Другие данные о 75mm Gun Motor Carriage T27 найти не удалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
75mm Gun Motor Carriage T27 обр.1942 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4, колеса одинарные, шины пневматические размером
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, % ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —