Аэросани военного назначения в СССР

Аэросани РБВЗ Десантные аэросани

Официальное обозначение: Бе-Ка
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1915 г.
Дата постройки первого прототипа: 1916 г.
Стадия завершения работ: построен серия из 24 аэросаней применявшихся на русско-германском фронте в 1916-1917 гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АЭРОСАНЕЙ РБВЗ образца 1916 г.

ЭКИПАЖ, чел. 1
ТРАНСМИССИЯ механического типа
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

ВЗС Санитарно-связные аэросани

Официальное обозначение: ВЗС
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1916 г.
Дата постройки первого прототипа: 1917 г.
Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ АЭРОСАНЕЙ ВЗС образца 1920 г.

ЭКИПАЖ, чел. 1
ТРАНСМИССИЯ механического типа
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

Бе-Ка Лёгкие боевые аэросани

Официальное обозначение: Бе-Ка
Альтернативное обозначение: БЕКА
Начало проектирования: 1919 г.
Дата постройки первого прототипа: 1919 г.
Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ АЭРОСАНЕЙ Бе-Ка образца 1919 г.

ЭКИПАЖ, чел. 1
ТРАНСМИССИЯ механического типа
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

ОСГА-6 \ НКЛ-6 Многоцелевые аэросани

Официальное обозначение: ОСГА-6
Альтернативное обозначение: НКЛ-6
Начало проектирования: 1933 г.
Дата постройки первого прототипа: 1934 г.
Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ АЭРОСАНЕЙ
НКЛ-6 образца 1941 г.

МАССА 700 кг (сухой)
1200 кг (снаряженный)
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6350
Ширина, мм 2700
Высота по винту, мм 2800
Клиренс, мм 175
Лыжная база, мм 3300
ВООРУЖЕНИЕ отсутствует
БОЕКОМПЛЕКТ отсутствует
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ отсутствует
БРОНИРОВАНИЕ отсутствует
ДВИГАТЕЛЬ М-11В или М-11Д, бензиновый, радиальный, 5-цилиндровый, мощностью 115 или 125 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две пары лыж (передняя пара — управляемая)
СКОРОСТЬ 80 км\ч максимальная
35-50 км\ч эксплатационнная
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

ЗП-1 \ ЗП-2 Боевые аэросани

Официальное обозначение: ЗП-1 \ ЗП-2 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: 1941 г. Стадия завершения работ: построено два прототипа

К зиме 1941 года частям РККА катастрофически не хватало любой техники, особенно той, что могла передвигаться в условиях снежного покрытия. Решалась эта проблема различными способами и в числе наиболее эффективных вариантов фигурировали аэросани оснащенные авиационными или автомобильными двигателями. Правда, на разработку и налаживание их серийного производства требовалось время. Более простое решение виделось в создании их аналогов меньшей массы, а попросту говоря – снежных мотоциклов. В октябре 1941 года эта инициатива получила одобрение в высших инстанциях и уже спустя несколько недель были поданы первые проекты. Один из них был разработан сотрудником Академии БТ и МВ СССР майором Форстепом. Аэросани, выполненные по трехлыжной схеме, были рассчитаны на одного человека и вооружались пулеметом ДП-29 калибра 7,62-мм. Корпус, в привычном понимании этого слова, у аэросаней отсутствовал, а его роль выполняла несущая рама. Сзади устанавливался двигатель от мотоцикла М-72, вращавший двухлопастный деревянный винт диаметром 1050 мм и шагом 335 мм, защищенный профилированным кольцом. Управлялись аэросани при помощи руля мотоциклетного типа. Поворотной была только передняя лыжа. Бронирование состояло из лобового бронещита, защищавшего водителя (он же — пулеметчик) только от фронтального огня лёгкого стрелкового орудия. Интересной особенностью «зимнего пулеметовоза» являлась возможность управления аэросанями в положении лежа, что по замыслу конструктора должно было унизить процент вероятности поражения водителя.

Другими словами, Форстеп предлагал собственный вариант боевой машины, которая в Великобритании относилась бы к категории Machine Gun Carrier. В русской системе обозначений аэросани обозначались как ЗП-1 («зимний пулеметовоз»). На испытаниях, проведенных зимой 1941-1942 гг., положительная оценка так и не была получена. Проблема заключалась в кольцевой насадке, которая была призвана снизить потерю тяги и уменьшить радиальный центробежный разброс – как оказалось, конструкция винтомоторной группы была не оптимальной и малейший перекос винта мог повредить её.

Второй вариант «зимнего пулеметовоза», обозначенный как ЗП-2, проходил испытания уже без кольцевой насадки. Помимо прочего, была изменена конструкция рамы, на которой устанавливался двигатель, установлен новый винт диаметром 1500 мм и шагом 1050 мм, пулемет ДП-29 решили заменить на британский Bren, а также был введён новый бронещит П-образной формы с усиленным бронированием. Масса аэросаней в полностью снаряженном состоянии возросла на 30%.

Несмотря на проведенные доработки ЗП-2 не полностью отвечал требованиям РККА в плане динамических качеств, проходимости по местности и общей защищенности. В результате дело ограничилось только постройкой прототипов.

Источники: А.Кириндас «Транспорт для российских просторов. Снежные мотоциклы» («Техника и Вооружение» 2010-07) Военный альбом: Аэросани времени войны

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ БОЕВЫХ АЭРОСАНЕЙ
ЗП-1 и ЗП-2 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 330 кг 420
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3400 3555
Ширина, мм 1200 1350
Высота по винту, мм 1800 1890
Клиренс, мм 225 270
Лыжная база, мм 1760 2000
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет ДП-29 один 7,92-мм пулемет Bren
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лобовой лист (верх) — 5 мм лобовой лист (низ) — 8 мм лобовой лист — 10 мм бортовые листы — 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ М-72, бензиновый, оппозитный, 2-цилиндровый, мощностью 22 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ трехлыжная (передняя лыжа — управляемая)
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

РФ-7 Лёгкие связные аэросани

Официальное обозначение: РФ-7 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: ноябрь 1941 г. Стадия завершения работ: построено около 2000 экземпляров, применялись на советско-германском фронте в 1942-1945 гг.

После начала войны с Германией рассматривался вопрос о постройке, помимо боевых и транспортных аэросаней, также и легких снегоходов с мотоциклетными моторами. В октябре 1941 г. начальник 7-го Управления ГАБТУ военинженер 1-го ранга Смирнов утвердил ТТТ на легкие аэросани. В числе прочего предусматривалась установка на одноместных аэросанях с мотоциклетным мотором пулемета с боекомплектом и запасом гранат. Указывалось, что

«»…расположение места водителя, педалей управления и вооружения должно быть запроектировано так, чтобы водитель при движении мог вести наблюдение за впереди лежащей местностью, управлять санями и вести огонь в случае надобности как с хода, так и с места».

Разработка аэросаней поручалась ОКБ НКРФ, в дальнейшем к тематике легких снегоходов подключились НАМИ, ЦКБ ГСДП, Академия БТиМВ и Ирбитский мотозавод. ОКБ НКРФ было поставлено перед очень трудной задачей — создать легкие аэросани с тем же вооружением, что и у тяжелых машин, и с сопоставимым радиусом действия.

Работы по созданию легких аэросаней, получивших обозначение РФ-7, были разбиты на два основных этапа: создание винтомоторной группы (ВМГ) и проектирование собственно аэросаней. Предполагалась установка многооборотного двигателя М-72, но в этом случае исключалась непосредственная посадка пропеллера на коленчатый вал, поэтому был использован редуктор. При этом с целью снижения веса сняли коробку передач, сцепление и маховик. В качестве передачи использовались шестерни с внутренним зацеплением, хорошо компонующиеся в картере. Питание бензином осуществлялось под давлением.

Корпус аэросаней был деревянный, с набором из лонжеронов, шпангоутов и фанерной обшивкой. Подвеска — четырехлыжная. Кабаны лыж — пружинные, с продольными рессорами. Оси подвески — деревянные. Тормоза лыж — штырьевые на задних лыжах. Передние лыжи были выполнены управляемыми. При испытании ВМГ наблюдались значительные вибрации от инерционных нагрузок, вызванные низкой точностью обработки шестерен передачи. Ввиду применения внутреннего зацепления пришлось отказаться от шлифовки зубьев, кроме того, шестерни имели неравномерный люфт, хотя и были изготовлены на Станкозаводе. Люфты и низкое качество обработки поверхности шестерен вызывали значительные вибрации конструкции, усугублявшиеся отсутствием маховика, поэтому в ходе испытаний произошло пять поломок вала мотора. Подача топлива под давлением также оказалась неудачной, так как имело место переливание бензина.

В то же время ходовые качества аэросаней РФ-7 были признаны удовлетворительными. В ходе испытания 8 марта 1942 г. при температуре — ГС с нагрузкой в два человека аэросани на лесной целине свободно трогались с места.

Эксплуатация РФ-7 зимой 1941 -1942 гг. показала, что в условиях слабой производственной базы существующая конструкция ВМГ неприемлема. Карбюратор двигателя не допускал подачи топлива под давлением. К январю 1943 г. спроектировали и установили привод от мотора к винту мотоциклетной цепью. На вале мотора были размещены маховик и пружинная эластичная муфта. Подача топлива теперь производилась самотеком. Усовершенствованная силовая установка была испытана сначала на аэросанях РФ-7, а летом опробована на глиссере. В результате проведенных мероприятий работа ВМГ стала значительно более стабильной.

Хотя после доработки аэросани РФ-7 в целом соответствовали ТТТ ГАБТУ, в ОКБ НКРФ пришли к выводу о неприемлемости традиционных конструктивных схем и решений для постройки маломощных аэросаней. Главными принципами при создании новых аэросаней, названных РФ-12, стали снижение веса и поиск новой конструктивной схемы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ СВЯЗНЫХ АЭРОСАНЕЙ
РФ-7 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 235 кг (сухой) 380 кг (снаряженный)
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3750
Ширина, мм 2100
Высота по винту, мм 2340
Клиренс, мм 250
Лыжная база, мм 2000
ВООРУЖЕНИЕ отсутствует
БОЕКОМПЛЕКТ отсутствует
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ отсутствует
БРОНИРОВАНИЕ отсутствует
ДВИГАТЕЛЬ М-72, бензиновый, оппозитный, 2-цилиндровый, мощностью 22 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две пары лыж (передняя пара — управляемая)
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

РФ-8 Боевые \ связные аэросани

Официальное обозначение: РФ-8 Альтернативное обозначение: «98», РФ-8-ГАЗ-98, ГАЗ-98 и 743-98 Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: ноябрь 1941 г. Стадия завершения работ: построено около 2000 экземпляров, применялись на советско-германском фронте в 1942-1945 гг.

Специфические условия боевых действий на территории СССР в 1941-1944 гг. обусловили появление весьма неординарных видов боевой техники с обеих воюющих сторон. Среди особ можно выделить боевые аэросани, первые образцы которых были разработаны советскими конструкторами ещё до войны, но широкого распространения не получили.

Снова о них вспомнили только в октябре 1941 года, когда вырисовывалась перспектива затяжной войны в условиях суровой зимы. Работу по боевым аэросаням под обозначением РФ-6 в кратчайшие сроки провели бригада инженеров под руководством М.В.Веселовского и уже 5-го ноября на Горьковском судоремонтном заводе был готов первый опытный образец. В создании этой боевой машины принимала участие большая группа инженеров: Н.Ф.Мейер, И.К.Чичхиани, Е.И.Мелеханов, А.А.Смолин, В.А.Зверев, Н.А.Ронжин, И.А.Куняев, А.И.Смирнов и многие другие.

Аэросани строились по четырехлыжной схеме, чтобы обеспечить максимальную проходимость по пересеченной местности. Каждая лыжа крепилась на кронштейне который, в свою очередь, монтировался на треугольной раме с вертикальным пружинным амортизатором. Управляемой была только передняя пара лыж.

Корпус имел коробчатую форму и собирался на деревянном каркасе с фанерной обшивкой. Экипаж, состоявший из двух человек, размещался продольно: спереди находилось место стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДП или ДТ на дугообразной турели, а позади него размещался механик-водитель и органы управления машиной. Угол наведения пулемета по горизонту был очень большим и составил 300, в то время как по вертикали его угол возвышения составил всего 15.

На опытном образце РФ-6 было решено установить автомобильный редукторный двигатель ГАЗ-М с водяной системой охлаждения. Ранее аэросани комплектовались только мощными авиационными моторами, потреблявшими большое количество дорогого высокооктанового бензина. Однако в период войны более рациональным стало использование широко распространённого и надежного автомобильного агрегата, развивавшего максимальную мощность 50 л.с. при 2800 об\мин и вращавшего двухлопастный металлический винт диаметром 2,35 метра. Тяговое усилие, развиваемое этим винтом, составляло 205-210 кг. Двигатель устанавливался на деревянной раме, что вызвало затем немало проблем в эксплуатации. Бак для горючего размещался внизу внутри корпуса.

Обозначение РФ-6, не типичное для аэросаней, стало следствием узкой направленности работ КБ Веселовского, которое имело полное название Особое Конструкторское Бюро Народного Комиссариата Речного Флота (ОКБ НКРФ). Аббревиатура для аэросаней, соответственно, расшифровывалась как «Речной флот, 6-я конструкция (Веселовского)». Тем не менее, в различных документах того времени эти аэросани именуются как «98», РФ-8-ГАЗ-98, ГАЗ-98 и 743-98.

После короткого периода испытаний аэросани РФ-6 были приняты на вооружение фронтовых частей РККА под новым обозначением РФ-8 и в период 1942-1943 гг. стали самыми массовыми боевыми машинами этого типа не только на советско-германском фронте, но и в мире. Решение ГКО о начал серийного выпуска боевых аэросаней конструкции Веселовского было утверждено 24-го декабря 1941 года. Производство основных узлов и агрегатов развернули на мощностях ГАЗа, однако, в связи с большой загрузкой основного предприятия, окончательную сборку проводили на Горьковском Заводе Автобусов, который в годы войны специализировался на выпуске деревянных кузовов. Большинство изменений вносилось по требованиям «автомобилистов», которые старались максимально адаптировать конструкцию для серийного производства. Данные работы проходили под непосредственным руководством главного конструктора автозавода А. А. Липгарта. В работах над модернизацией РФ-8 принимали участие А.Д.Просвирин, А.М.Кригер, А.В.Костин, В.И.Борисов, Г.И.Красильников и другие.

Несмотря на прилагаемые усилия (комплект рабочих чертежей был сдан всего за 5 дней) получить серийную продукцию ранее 1942 года не удалось. По плану в январе ГЗА должен был выпустить 300 аэросаней, но первые РФ-8 попали в строевые части только 28-го февраля. Практически все машины были направлены в составе первых аэросанных батальонов на московское направление под Старую Руссу, где к этому времени завершалась финальная фаза советского контрнаступления. Несколько машин также было отправлено на Северо-Западный фронт.

В ходе боевого применения РФ-8 зарекомендовали себя с хорошей стороны, но также был выявлен ряд существенных недостатков и конструктивных недоработок. Например, из-за высоких нагрузок часто разрушались элементы подмоторной рамы. Замена поврежденных деталей проводилась силами полевых ремонтных мастерских, причем деревянные элементы заменялись фермы из стальных труб или профилей. Весьма низкой оказалась защищенность экипажа и двигателя, совершенно не имевших бронирования. Кроме того, с осени 1942 года начался процесс замены двигателей ГАЗ-М на авиационные моторы М-11Г или М-11Д. Часто случалось, что при стоянках на сильном морозе лыжи подмерзали, а тягового усилия для того, чтобы сдвинуть аэросани с места, не хватало. Помимо того, что М-11 развивали в 2-2,5 раза большую мощность (115-125 л.с.), радиальные 5-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения обладали лучшей живучестью. За счет этого удалось заметно повысить скорость и маневренность аэросаней, что было критически важно в боевых условиях. Боевая масса возросла незначительно (до 900 кг), однако скоростные показатели существенно улучшились. Так максимальная скорость составляла уже 75 км\ч, а экмплуатационная поднялась до 30-40 км\ч. Модифицированные машины получили обозначение РФ-8К. Несколько таких аэросаней впоследствии переоборудовали в штабной вариант, отличавшийся отсутствием вооружения и полностью закрытой двухместной кабиной.

В течении 1942-1943 гг. подразделения укомплектованные аэросанями РФ-8 особенно успешно действовали на северном направлении, где снежный покров мог держаться вплоть до апреля. Как показала практика, лучший результат достигался в ходе разведывательных или набеговых операций на открытой местности. Например, аэросани хорошо проявили себя на замерзших озерах Ильмень, Селигер и Ладожское, а также на морских прибрежных районах, замерзших реках и на льду Финского залива. Кроме того, экипажи аэросаней осуществляли огневую поддержку наступавшей пехоты и вели патрулирование местности.

В общей сложности, согласно принятой в советские годы версии озвученной представителями завода, силами ГЗА было собрано около 2000 РФ-8. В то же время, представители военной приёмки приводят более скромные данные – 309 штук. В любом случае, основная масса РФ-8 использовались в РККА до 1945 года включительно. Оставшиеся экземпляры впоследствии были переданы в гражданские ведомства, где аэросани были задействованы для почтовых и грузовых перевозок. Эксплуатация РФ-8 завершилась в начале 1950-х гг., но до нашего времени не сохранилось ни одной машины этого типа. За создание и освоение в производстве в кратчайшие сроки военных аэросаней группу конструкторов и производственников наградили орденами и медалями. Указ был опубликован в газете «Правда» 22 и 23 июня 1942 г. Помимо этого, главный конструктор М.В.Веселовский был удостоен ордена Красной Звезды.

Разумеется, в ходе боёв случались различного рода потери и часть аэросаней попала в руки немцев и финнов. По непроверенным данным вермахт использовал несколько десятков аэросаней разных типов, среди которых встречались РФ-8. В основном они также действовали на северном направлении, применяясь как курьерские или для патрулирования захваченных территорий. Впрочем, в течении 1943-1944 гг. все трофейный аэросани были уничтожены.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ АЭРОСАНЕЙ
РФ-8 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 892 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5110
Ширина, мм 2525
Высота по винту, мм 1840
Клиренс, мм 275
Лыжная база, мм 2700
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет ДП или ДТ и 6 гранат РГД-33
БОЕКОМПЛЕКТ 10 пулеметных магазинов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механический пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-М, бензиновый, водяного охлаждения, мощностью 50 л.с. при 2800 об\мин, ёмкость бака — 80 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две пары лыж (передняя пара — управляемая)
СКОРОСТЬ 50 км\ч максимальная 15 км\ч эксплуатационная
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

РФ-12 Лёгкие связные аэросани

Официальное обозначение: РФ-12 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1941 г. Дата постройки первого прототипа: ноябрь 1941 г. Стадия завершения работ: серийно строились в 1943-1944 гг., точное количество собранных РФ-12 не установлено.

Хотя после доработки аэросани РФ-7 в целом соответствовали ТТТ ГАБТУ, в ОКБ НКРФ пришли к выводу о неприемлемости традиционных конструктивных схем и решений для постройки маломощных аэросаней. Главными принципами при создании новых аэросаней, названных РФ-12, стали снижение веса и поиск новой конструктивной схемы.

Новые аэросани отличали открытая посадка экипажа (как на мотоцикле), мотоциклетный руль с размещением на нем всех агрегатов управления, недефицитные конструкционные материалы, трехлыжная схема при сохранении двух колей. Простейшая технология изготовления и доступные конструкционные материалы делали постройку аэросаней такого типа возможной даже на слабо оснащенном ремонтном предприятии. Даже внешне аэросани РФ-12 походили на поставленный на лыжи мотоцикл с коляской. Это сходство усиливалось при замене летом лыж на колеса.

Сохранение двух колей при трех лыжах позволило объединить преимущества че-тырехлыжных и трехлыжных аэросаней. Две расположенные слева лыжи прокладывали одну колею, что существенно снижало сопротивление движению. Отсутствие четвертой лыжи и связанных с ней деталей подвески и управления позволило значительно снизить массу конструкции. Колея была принята равной колее массовых аэросаней НКЛ-16, что позволяло использовать РФ-12 в одной колонне с транспортными аэросанями.

Двухместные, трехлыжные, двухколейные аэросани РФ-12 были построены в марте 1943 г. в мастерских Горьковского института инженеров водного транспорта по проекту ОКБ НКРФ. Однако относительно ранняя весна 1943 г. не позволила провести всесторонние испытания. Для проверки прочности конструкции машину установили на колесный ход. В таком виде она испытывалась в период с апреля по май 1943 г. В дальнейшем РФ-12 совершили пробег на колесах в Москву и обратно.

После ряда испытаний и совещаний аэросани РФ-12 были рекомендованы к серийному производству на ремонтных предприятиях речного флота. В частности, план выпуска этих аэросаней для нужд Верхневолжского речного пароходства составлял 10 экземпляров. В то же время чертежи и описания РФ-12 неоднократно публиковались в открытой печати, что сделало возможным их изготовление силами отдельных энтузиастов. Поэтому число построенных аэросаней типа РФ-12 не может быть определено даже примерно.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ СВЯЗНЫХ АЭРОСАНЕЙ
РФ-12 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 276 кг (сухой) 380 кг (снаряженный, с пассажиром)
ЭКИПАЖ, чел. 1 + 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4000
Ширина, мм 2100
Высота по винту, мм 2330
Клиренс, мм 250
Лыжная база, мм 2200
ВООРУЖЕНИЕ отсутствует
БОЕКОМПЛЕКТ отсутствует
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ отсутствует
БРОНИРОВАНИЕ отсутствует
ДВИГАТЕЛЬ М-72, бензиновый, оппозитный, 2-цилиндровый, мощностью 22 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две пары лыж (передняя пара — управляемая)
СКОРОСТЬ 50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

02СС \ ЦКБ-50 Тяжелые боевые аэросани

Официальное обозначение: 02СС
Альтернативное обозначение: ЦКБ-50
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ АЭРОСАНЕЙ
02СС образца 1942 г.

МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота по винту, мм ?
Клиренс, мм ?
Лыжная база, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ ?
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две пары лыж
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

НКЛ-34 Лёгкие связные аэросани

Официальное обозначение: НКЛ-34 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1942 г. Дата постройки первого прототипа: ноябрь 1942 г. Стадия завершения работ: построена небольшая серия из 5 аэросаней.

Связные аэросани НКЛ-34 проектировались в ЦКБ ГСДП (бывшее ОКБ-41) в 1942 г. в рамках реализации научно-производственных тем №9 и №11 плана работ КБ, предусматривавших составление проекта простейших аэросаней по заданию ГАБТУ.

НКЛ-34, как и РФ-7, имели четырехлыжную схему. Однако ведущий конструктор НКЛ-34 Ю.К.Барташевич (одним из первых в отечественной практике) применил на аэросанях торсионную подвеску, что позволило существенно снизить их массу и габариты. Еще одной особенностью аэросаней было расположение мотора в нижней части корпуса и применение ременной передачи к винту, что значительно повысило устойчивость машины. На образце, проходившем испытания на полигоне ГАБТУ, использовались лыжи специальной конструкции, что не исключало при массовой постройке установки на аэросани обычных беговых лыж на 80 кг. К 1944 г. силами КБ были изготовлены пять аэросаней НКЛ-34.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКИХ СВЯЗНЫХ АЭРОСАНЕЙ
НКЛ-34 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 180 кг (сухой) 310 кг (снаряженный)
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3900
Ширина, мм 1600
Высота по винту, мм 1800
Клиренс, мм 175
Лыжная база, мм 2000
ВООРУЖЕНИЕ отсутствует
БОЕКОМПЛЕКТ отсутствует
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ отсутствует
БРОНИРОВАНИЕ отсутствует
ДВИГАТЕЛЬ М-72, бензиновый, оппозитный, 2-цилиндровый, мощностью 22 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две пары лыж (передняя пара — управляемая)
СКОРОСТЬ 47 км\ч
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

НКЛ-38 Лёгкие боевые аэросани

Официальное обозначение: НКЛ-38
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1942 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построена небольшая серия.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТАБНЫХ АЭРОСАНЕЙ
НКЛ-38 образца 1942 г.

МАССА 1150 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1 + 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5470
Ширина, мм 2570
Высота по винту, мм 2870
Клиренс, мм 315
Лыжная база, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ ?
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ М-11Г, бензиновый, 5-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 110 л.с. при 1500-1550 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две управляемые лыжные пары
СКОРОСТЬ 70 км\ч
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

АСД-400 Десантные аэросани

Официальное обозначение: АСД-400 Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1943 г. Дата постройки первого прототипа: 1943 г. Стадия завершения работ: построен один прототип, в серию не передавался в связи с окончанием боевых действий на территории СССР.

Большая работа была проведена А. А. Бескурниковым и И. А. Бескурниковым, входившими в состав управления: их большие десантные аэросани АСД-400 успешно прошли испытания зимой 1943/44 года. Внутри кабины, помимо экипажа из двух человек, можно было разместить 13 десантников. На опытном образце устанавливался отработавший своё, но прошедший капитальный ремонт авиационный двигатель М-22, который развивал мощность 400 л.с. при 1800 об\мин и вращал деревянный винт диаметром 2,8 метра. Ёмкость топливного бака составляла 200 литров, малобаков — 25 литров. Радиус поворота составил 12 метров.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕСАНТНЫХ АЭРОСАНЕЙ
АСД-400 образца 1943 г.

МАССА 3135
ЭКИПАЖ, чел. 2 + 13
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 7750
Ширина, мм 3000
Высота по винту, мм 3400
Клиренс, мм 400
Лыжная база, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ отсутствовал
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ отсутствовали
БРОНИРОВАНИЕ отсутствовало
ДВИГАТЕЛЬ М-22, бензиновый, радиальный, воздушного охлаждения, мощностью 400 л.с. при 1800 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две пары управляемых лыж
СКОРОСТЬ 75-80 км\ч максимальная 45 км\ч эксплуатационная
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют

МС-1 Санитарно-связные мотосани

Официальное обозначение: МС-1
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1943 г.
Дата постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САНИТАРНО-СВЯЗНЫХ МОТОСАНЕЙ
МС-1 образца 1943 г.

МАССА 706 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3600
Ширина, мм 1620
Высота, мм 1330
Клиренс, мм 280
Лыжная база, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ отсутствовало
БОЕКОМПЛЕКТ отсутствовал
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ отсутствовали
БРОНИРОВАНИЕ отсутствовало
ДВИГАТЕЛЬ М-72, бензиновый, оппозитный, 2-цилиндровый, мощностью 22 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ две передние кправляемые лыжи и ведущая гусеничная часть с 4 опорными катками
СКОРОСТЬ 21 км\ч максимальная
15 км\ч эксплатационнная
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствуют