Бронедрезины СССР

“Бенц” Бронеавтомобиль — дрезина

По специальному заказу Амурской железной дороги российский филиал фирмы “Бенц и К” разработал и изготовил единственный образец “блиндированного автомобиля”, предназначавшегося для использования в качестве бронедрезины. Согласно техническим требованиям, выданным 11 октября 1911 года, эта машина имела бронирование толщиной 4,5 мм и вооружение из одного 7,62-мм пулемета. Бронеавтомобиль также получил шасси от грузовика с колесной формулой 4х2 и 2-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 35-40 л.с. Полная масса составила 1920 кг, что было относительно мало для машины такого типа.

Можно сказать, что инженеры фирмы “Бенц” подошли к процессу проектирования творчески – корпус бронемашины имел достаточно сложную форму с рациональными углами наклона бронелистов. Ближе к кормовой части располагалась цилиндрическая башня, где был установлен пулемет. Экипаж машины составил 6 человек.

К августу 1912 года фирма предоставила бронеавтомобиль-дрезину заказчику, отправив его в Хабаровск. О её испытаниях сведений не сохранилось, однако дальнейших заказов на железнодорожный “Бенц” не последовало. Отчасти этому способствовала огромная стоимость машины, достигшая 11500 рублей — для сравнения, самый дорогой российский бронеавтомобиль забронированный по проекту прапорщика Вонлярлярского обошелся в 5900 рублей. По документам он также проходил как “бронированный автобус Бенц”. Планировалось, что железнодорожная бронемашина будет использована для охраны путей от нападений хунхузов (банд китайских налетчиков действовавших на территории Дальнего Востока и Манчжурии), однако начавшаяся в скором времени война немного изменила эти планы.

В октябре 1914 года “Бенц” реквизировало Военное ведомство для отбывания “военно-автомобильной повинности”. Машину погрузили на платформу и отправили на фронт, но за Уралом случилась неисправность (какая именно — не уточняется, возможно бронеавтомобиль получил повреждения при транспортировке) и на несколько лет следы “Бенца” потерялись. Вновь эта машина появилась в июне 1918 года в Омске, где она была захвачена частями Чехословацкого корпуса у “красных”. На единственной сохранившейся фотографии того времени “Бенц” запечатлен на ж\д платформе, поэтому сейчас трудно сказать, был ли он в состоянии “на ходу”, или использовался в качестве огневой точки в составе эшелона. В любом случае, более этот бронеавтомобиль нигде не упоминается.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ-ДРЕЗИНЫ “Бенц” обр.1912 г.

БОЕВАЯ МАССА 1920 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет «максим» обр.1902 г. в башне
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 4,5 мм борт копуса — 4,5 мм корма корпуса — ? крыша — ? башня — ?
ДВИГАТЕЛЬ Benz, карбюраторный, мощностью 35-40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, шины бескарменые, колеса спицованные (деревнные), подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м —
Глубина брода, м —
Ширина рва, м —
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

БАД-1 Бронеавтомобиль — дрезина

Малоизвестным направлением в развитии бронетехники СССР было создание машин для внутренних войск, относившихся тогда к ОГПУ. Занимались этим вопросом конструкторские бюро, сформированные из “врагов народа” после первой чистки 1929-1930 гг., как например ТО ЭКО ПП — техническое отделение экономического отдела полномочного представительства ОГПУ при Ленинградском Военном Округе. В рамках поставленных задач небольшая группа инженеров занималась созданием самой разнообразной техники начиная от танков и заканчивая самолётами. Многие из этих разработок так и остались на бумаге, однако проект бронеавтомобиля БАД-1 получился очень удачным и был реализован в металле.

Стимулом к его созданию послужили опыты по установке грузового автомобиля Форд-АА на железнодорожный ход, сделанные в 1931 году. Принимая 15 человек на борт эта машина развивала максимальную скорость до 80 км\ч, а смена хода занимала всего 20 минут. В сопроводительной записке конструкторы предложили следующий вариант: наладить с помощью железнодорожных “фордов” переброску войск и, как дальнейшее развитие, создать на его основе бронеавтомобиль.

Работы по созданию такой бронемашины, получившей название БАД-1 (Бронеавтомобиль-Дрезина) были начаты уже осенью того же года. Инженеры ТО ЭКО ПП ОГПУ установили на модифицированном шасси Форд-АА (с усиленными передними рессорами) корпус, собиравшийся из катаных бронелистов при помощи сварки и стальных уголков. Толщина брони в лобовой части и заслонок смотровых щитков составляла 10 мм, корпуса и башни – 6 мм, крыша и бронекоробки ходовой части – 4 мм. Таким образом по степени защиты БАД-1 мало чем уступал танкам того времени.

Размещение вооружения было не совсем обычным и напоминало бронеавтомобиль “Уайт” забронированный в 1916 году по проекту Мгеброва. На крыше боевого отделения, в средней части корпуса, размещалась цилиндрическая башня с пулеметом ДТ в шаровой установке. Вторая башня такого же типа была установлена на корме, над задней дверцей корпуса. Здесь же были закреплены два баллона ёмкостью по 15 литров с жидкостью для дымопуска. Третий пулемет был установлен в лобовом листе корпуса справа от места водителя. Дополнительно, в укладке между сидениями водителя и переднего пулеметчика, на специальных стойках размещались два запасных пулемета ДТ. Полный экипаж БАД-1 состоял из 4-х человек (три пулеметчика и водитель). Переход с обычного на железнодорожный ход осуществлялся при помощи домкрата и стальных бандажей. Для растаскивания завалов на корме машины крепились стальные крюки.

Сборка БАД-1 была осуществлена всего за 36 дней и в октябре-ноябре 1931 года бронемашина успешно прошла испытания в районе Ленинграда. Конечно, по подвижности она уступала БА-27, но надо учитывать, что БАД-1 предназначался для “внутреннего использования”. Уже в декабре машина была принята на вооружение пограничной охраны постоянного представительства ОГПУ в ЛВО. В начале 1930-х гг. БАД-1 можно было видеть и на военных парадах, где он шел в одном строю с другими бронеавтомобилями. К сожалению, дальнейшая судьба БАД-1 пока остается неизвестной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ — ДРЕЗИНЫ БАД-1 обр.1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ три 7,62-мм пулемета ДТ (+ два ДТ в укоалке) и прибор дымопуска
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел оптический прицел (для курсового пулемета)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм лоб башни — 6 мм борт башни — 6 тмм крыша — 4 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Форд-А, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колеса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 20 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

БАД-2 Плавающий бронеавтомобиль

Постройкой бронеавтомобиля БАД-1 работа ТО ЭКО ПП ОГПУ не ограничилась. Успешная конструкция этой машина побудило руководство отдела начать работу над более мощной машиной, названной БАД-2, но по документам проходившей как “броне-авто-водо-машина”. Из названия можно догадаться, что помимо передвижения по обычным дорогам и железнодорожным путям БАД-2 должен был иметь способность плавать. Базой для этого уникального бронеавтомобиля послужил трехосный грузовой автомобиль Форд-Тимкен, ограниченная партия которых была поставлена в начале 1930-х гг. и затем активно использовалась для военных целей. Предварительная подготовка проекта изначально находилась в ведении ОГПУ – в начале 1932 года начальник отдела Медведев передал на ленинградский завод “Большевик” проектную документацию, где бригада инженеров под руководством Н.Обухова приступила к доработке и изготовлению опытного образца. Интерес к БАД-2 проявили и военные, которые в конечном итоге взяли все дальнейшие работы под свой контроль.

Конструкция бронеавтомобиля была во многом оригинальна. Корпус БАД-2 крепился к раме ходовой части при помощи сварки и болтов был выполнен в форме лодки. Задние сдвоенные колеса были закрыты большим бронещитом изогнутой формы, который начинался в передней части и плавно огибал носовое колесо. Над корпусом сделали небольшую коробкообразную надстройку.

Компоновка БАД-2 осталась классической. В носовой части размещался двигатель, за которым разместили отделение управления, а на оставшуюся длину машины занимало боевое отделение. Смена хода с обычных колес на железнодорожные бандажи занимала около 30 минут. Для передвижения на плаву машина снабжалась трехлопастным гребным винтом, установленном на конце червяка передачи заднего моста. Это несколько упростило конструкцию, но в результате на плаву вращались задние колёса, а при движении по шоссе вращался винт. Так как киль на БАД-2 отсутствовал, поворот на воде мог осуществляться только с помощью передних колес. Для улучшения проходимости по плохим дорогам и пересеченной местности на задние колеса одевали гусеничные цепи по типу резино-металлических гусениц “кегресс”.

Вентиляция боевого отделения, имевшего весьма скромные объёмы, производилась посредством жалюзи закрываемых в случае необходимости броневыми кожухами. В моторное отделение воздух поступал через специальные колпаки грибовидной формы установленные на корпусе. Для откачки попавшей в корпус воды имелся ручной насос.

Схема размещения вооружения без изменений перешла от БАД-1, но с некоторыми изменениями. В передней башне конической формы установили 45-мм пушка 20К, в кормовой башне и в лобовом листе корпуса монтировалось по одному 7,62-мм пулемету ДТ.

На испытаниях, проведенных в конце весны 1932 года в окрестностях завода “Большевик” под Ленинградом, выявилось большое количество недостатков БАД-2. Желание разработчиков обеспечить бронеавтомобилю максимально возможную защиту привело к тому, что двигатель на ходу сильно перегревался уже после нескольких километров движения, а доступ к основным агрегатам для их текущего обслуживания был затруднен. На воде БАД-2 держался неплохо, но из-за конструктивных особенностей корпуса управляемость оказалась недостаточной, при этом нормальный выход из воды мог быть осуществлен только при наличии пологого берега или твердого дна. Передвижение по мягкому грунту или песку также было затруднено.

В общем, БАД-2 не оправдал возлагавшихся на него надежд. Однако, КБ завода “Большевик” оперативно провело серию доработок, в ходе которых на машине заменили фары и демонтировали кожухи вентиляционных жалюзи боевого отделения. В таком виде бронеавтомобиль больше устроил заказчика, что позволило 2 августа 1932 года заключить договор №173740сс между УММ РККА и опытным отделом машиностроительного завода им.Ворошилова на “проектирование и изготовление улучшенного опытного образца плавающего броневого автомобиля БАД-3 со сроком окончания работ к 1 ноября 1932 года.”

Выполнить это условие завод не смог и в план опытного строительства на 1933 года вместо БАД-3 был включен модернизированный БАД-2. Заказ на 25 машин был размещен на Ижорском заводе, куда в скором времени был доставлен опытный образец для детального изучения. Но и здесь работы по плавающей бронемашине продвигались очень медленно. Главным образом этому мешала загрузка предприятия текущими заказами на изготовление различных узлов для серийной техники. Кроме того, корпус БАД-2 имел весьма сложную форму и его изготовление на имеющихся производственных мощностях было сопряжено с большими трудностями.

В сентябре 1933 года представитель УММ РККА докладывал в наркомат обороны о ходе выпуска этих машин следующее: “БАД (плавающий) из 25 будет вероятно сдано не более 15…” В итоге БАД-2 вообще остался в единственном экземпляре.

И все же, первый советский плавающий бронеавтомобиль произвел сильное впечатление на иностранных военных специалистов. На параде 1 мая 1933 года на площади Урицкого (сейчас Дворцовая) в Ленинграде БАД-2 прошел в одном строю с БАД-1 и другой бронетехникой, после чего бронеавтомобиль переплыл Неву, благо погода стояла хорошая и волнение на воде было небольшим. Что случилось с БАД-2 после этого сказать сложно – по некоторым данным бронеавтомобиль был разбронирован осенью 1933 года.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ — ДРЕЗИНЫ БАД-2 обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел оптический прицел (для курсового пулемета)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 6 мм корма корпуса — 6 мм лоб башни — 6 мм борт башни — 6 тмм крыша — 4 мм днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Форд-А, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передние колеса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 20 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?