Бронетракторы СССР

Д-10 \ Д-11 \ Д-14 Десантные бронетракторы

О боевом применении тракторов инженеры различных стран задумались ещё в годы Первой Мировой войны. Казалось бы, переоборудовать обычную гусеничную машину в боевую не составит большого труда, достаточно будет поставить на имеющееся шасси бронекорпус и установить вооружение. Однако первые же попытки подобных переделок оказались весьма далеки даже от посредственных результатов. Самым удачным в этом отношении можно было признать британский прототип танка на шасси трактора Holt и последовавший за ним опытный образец “Little Willie”, но в 1915 году выбор (причем, вполне оправданно, был сделан в пользу “ромбовидных” танков). Менее удачливыми оказались их французские “собратья” Schneider CA1 и St.-Chamond M1917, в конструкции которых использовались многие узлы от шасси трактора Holt. В России решили пойти более простым путем, создав на базе полугусеничных тракторов Allis-Chalmers и Bullock-Lombard вполне успешные образцы боевых машин, которые, к сожалению, были выпущены очень ограниченными партиями.

После Гражданской войны к теме “суррогатных” танков и самоходных установок вернулись, причем даже в большем объёме, чем в военные годы. Предметом изысканий советских специалистов, получивших задачу в короткие сроки спроектировать несколько опытных образцов, стали немецкие и американское трактора, лицензионное производство которых налаживалось в 1924 г.

Самое пристальное внимание было уделено трактору Hanomag, как многоцелевой машине, способной использоваться не только в сельском хозяйстве, но и для военных целей. Из представленных немецкой фирмой образцов советская сторона выбрала модель WD-50, обладавшую более мощным 50-сильным двигателем и неплохими тяговыми характеристиками. С 1925 года выпуск этого трактора в модифицированном варианте начался на ХПЗ, при этом название изменили на “Коммунар”. Данная машина имела ходовую часть, состоявшую (на один борт) из 6 опорных катков, 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Компоновка трактора была вполне стандартной: впереди размещался двигатель и система охлаждения, в средней части – место водителя и органы управления, в задней – бензобак.

Трактор Caterpillar 60 был одной из наиболее удачных американских моделей, и пользовался популярностью по всему миру. Эта машина была создана усилиями инженеров фирмы Holt Manufacturing Company, которая в 1925 году объединилась с фирмой Best Manufacturing Company в фирму Caterpillar Tractor Company. Производство трактора Caterpillar 60 началось ещё в 1919 году и до 1931 года на двух предприятиях в Пеории и Сан Леонардо было построено 18948 машин.

Конструкция трактора была достаточно проста. Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из 5 опорных катков с блокированной пружинной подвеской соединенных в общий блок, 2 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Гусеница, как и на тракторах Holt, осталась крупнозвенчатой с литыми траками. В передней части устанавливался двигатель и радиатор (чаще всего – без капота), за которыми размещались механизмы управления и место водителя. Топливный бак устанавливался с правой стороны. Тракторы модели «60» оснащались 4-цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 65 л.с. и имел полную массу 9300 кг.

При всех видимых преимуществах данные трактора мало подходили для переделки в боевые машины. Главный их недостаток заключался в ходовой части с жесткой подвеской, которая не обладала плавностью хода и исключала. Это полностью возможность ведения огня на ходу и отрицательно сказыывалось находовыъ характеристиках. Компоновка тракторов и большие размеры силовой установки не позволяли рационально разместить экипаж и вооружение, и всё же…

Высокая эксплуатационная надежность зарубежных тракторов и их массовый выпуск сыграл основную роль. В принятой 18 июля 1929 года Системе танко-трактороного и авто-броневого вооружения особое внимание удалялось созданию “тракторных” САУ – одних только техзаданий на этот тип машин было выдано около 20(!). С танками вопрос выглядел намного сложнее. Большинство советских конструкторов склонялось к мнению, что тракторное шасси для этих целей не пригодно, однако находились энтузиасты, работавшие и в этом направлении. Наибольший вклад в развитие бронетракторов внёс талантливый инженер-самоучка Н.Дыренков, который благодаря своей кипучей энергии в буквальном смысле “проталкивал” свои проекты на вооружение РККА, некоторые из которых оказались весьма удачными. Не уходя от работ над танками, танкетками, бронемашинами и бронедрезинами Дыренков одновременно начал проектирование бронированного варианта трактора, причем сразу в нескольких вариантах.

В конце 1930 года по его проекту на московском заводе Можерез были начаты работы по бронировке 4 тракторов различных марок с различными вариантами вооружения. 13 февраля 1931 года Дыренков доносил начальнику УММ РККА И.Халепскому:

«На основании полученных от Вас заданий мною разработаны и построены следующие образцы бронирования:

— на шасси трактора Коммунар — суррогативный танк с одной 76 мм полковой пушкой, двумя пулеметами ДТ при двух запасных пулеметах с четырьмя шаровыми установками (обозначение Д-10):

— на шасси трактора Катерпиллер — суррогативный танк с одной 76 мм полковой пушкой, двумя пулеметами ДТ и двумя запасными пулеметами с четырьмя шаровыми установками ( обозначение Д-11):

— на шасси трактора Коммунар — бронированный десантный танк для 15 стрелков с двумя пулеметами ДТ при четырех шаровых установках (обозначение Д-14):

— на шасси Коммунар — танк химического нападения с двумя резервуарами па 4000 литров отравляющего вещества с двумя распылителями при одном пулемете ДТ действующем и одном запасном при четырех шаровых установках (обозначение Д-15).

Д-10 и Д-11 изготовлены к 8 февраля, Д-14 и Д-15 начаты постройкой.»

Таким образом, Дыренков попытался “убить всех зайцев” сразу, в надежде, что хотя бы один из бронетракторов пройдет испытания и будет принят на вооружение РККА. Так называемые “суррогативные” танки Д-10 и Д-11 отличались друг от друга лишь в деталях. На них был установлен бронекорпус коробчатой формы с толщиной бронирования от 6 до 16 мм. В средней части корпуса размещалось отделение управления, а в кормовой – орудийная установка для 76-мм полковой пушки обр.1927 г. По обоим бортам находились вырезы под установку 7,62-мм пулеметов ДТ. Ходовая часть бронетракторов имела усиленную конструкцию, но внешне обе модификации можно было различить только по двум признакам: Д-10 был немного длиннее и командирская башенка на крыше корпуса располагалась ближе к центру. Ёмкость топливных баков составляла соответственно 245 и 205 литров. Экипаж состоял из 3 человек: механика-водителя, командира машины и пулеметчика. О боекомплекте сведений не сохранилось, но известно, что боезапас у Д-10 перевозился на специальной тележке.

Созданный параллельно с ними десантный бронетрактор Д-14 был многом аналогичен Д-10, но имел удлиненную раму корпуса без орудийной установки, дополнительные двери в бортах и новый бензобак на 284 литра топлива. Из-за отсутствия пушки экипаж сократили до двух человек. Толщина бронелистов корпуса у Д-14 была сведена к 11 мм (лоб, борт и корма), крыша закрывалась 6-мм листами брони.

Сборка бронетракторов проводилась на Московском железнодорожном ремонтном заводе (Можерез) в Люблино, куда летом 1931 года переехало Опытное конструкторско-испытательное бюро под руководством Н.Дыренкова. Например, осенью того же года там попытались начать выпуск бронеавтомобилей Д-13.

Полученные армией опытные образцы бронетракторов в мае 1931 года были отправлены на Научно-испытательный бронетанковый полигон УММ РККА в Кубинке, для проверки их боевых и эксплуатационных качеств. Испытания, проходившие в период с 1 по 4 июня, принесли неутешительные результаты. Бронетракторы прошли в общей сложности 95 км по шоссе, грунтовым дорогам и пересеченной местности, показав максимальную скорость 6-8 км\ч и среднетехническую (по грунтовке) около 5 км\ч. Несмотря на перетяжеленность конструкции эти машины могли преодолевать уклон в 25 град., что было лучше, чем у некоторых танков того времени, однако выявленные недостатки сводили эти небольшие преимущества к нулю.

Пытаясь сделать как можно более дешевую и простую боевую машину Дыренков упустил из вида несколько очень важных вещей. Массивный бронированный капот имел крайне непродуманное охлаждение силовой установки, из-за чего двигатель постоянно перегревался. Выработанные газы в большом количестве попадали в боевой отсек, что приводило к сильной загазованности и мешало работе экипажа, в связи с чем требовалось введение дополнительного вытяжного вентилятора. Обзор с места водителя был признан крайне неудовлетворительным, как и размещение единственного орудия в кормовой части корпуса с ограниченными углами обстрела. Также отмечался крайне неудобный доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии, которые наиболее часто выходили из строя и требовали постоянной регулировки. Кроме того, у десантного бронетрактора Д-14 выявилась большая перегрузка задних тележек (из-за увеличения задней части рамы).

В заключении об испытаниях комиссия НИБТ отметила, что «…к 7 нюня все тракторы из-за поломок поставлены в ремонт. Необходимо для дальнейших испытаний во всех машинах сделать ряд изменений, …после чего для выяснения боевых и эксплуатационных качеств испытания должны быть продолжены».

Тем не менее, никаких доработок Дыренков не провёл и бронетракторы на дальнейшие испытания не передавались. Возможно, конструктор решил оставить этот проект по причине сильной загрузки, но скорее всего сама идея использования бронированных тракторов уже тогда не выглядела столь привлекательно.

Законченный к лету 1931 году «химический» бронетрактор Д-15 даже не совершил ходовых тестов – сразу после сборки его оставили во дворе завода Можерез и в конце 1932 года все четыре опытные машины были разобраны на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДЕСАНТНОГО БРОНЕТРАКТОРА Д-10 обр.1930 г.

БОЕВАЯ МАССА 11920 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5500
Ширина, мм 2400
Высота, мм 2730
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка обр.1927 г. и два 7,62-мм пулемета ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 16 мм корма корпуса – 16 мм борт корпуса — 11 мм крыша — 6 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 6 опорных катка, 3 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднеее ведущее колесо, металлическая гусеничная лента
СКОРОСТЬ 7,8 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 120 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,50
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

«Легковой трактор РККА»

Выполняя требования «системы танко-тракторно-автоброне-вооружения РККА» 1929 года, Остехбюро ГУВП ВСНХ совместно с ГКБ ОАТ и АНИИ в 1930 г. начали разработку проектов «гусеничных тракторов РККА». Согласно требованиям «системы» на вооружении РККА должны были состоять «легковой (малый) трактор РККА», «средний трактор РККА» и «тяжелый (большой) трактор РККА». При проектировании тракторов предписывалось использовать ходовую часть и силовые агрегаты (соответственно) танкеток (малых танков), основных танков и средних (маневренных) танков.

Работы над малым (легковым) трактором начались весной 1930 года. Его вес не должен был превышать 3500 кг, а тяговое усилие — достигать 3000 кг. Для создания трактора использовались узлы танка Т-16, оставшиеся на заводе «Большевик» и невостребованные с 1927 года. Проектированием трактора занималось ГКБ ГАУ, а изготовлением — 2 автозавод ВАТО. В апреле 1931 года трактор был готов и 12.5.1931 г. поступил на испытания научно-инженерно-технического полигона РККА. Испытания состоялись в июне. Трактор оказался перетяжеленным — его вес составил 3 930 кг, а мощность мотора — всего 35 л.с., что приводило к перегреву мотора при буксировании груза. Кроме того, трактор вмещал всего 4 человек (вместо шести), имел крайне малый запас горючего и был очень сложен в эксплуатации. Трактор принят не был и позднее (июнь 1931 г.) начались работы над проектом 60-сильного трактора РККА с использованием корпуса Т-23 и силовых агрегатов Т-20, но уже осенью были прекращены.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ «Легкового трактора РККА» обр.1931 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4400
Ширина, мм ~1180
Высота, мм ~1370
Клиренс, мм 315
ВООРУЖЕНИЕ —
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 16 мм борт корпуса – 16 мм корма корпуса — 16 мм крыша корпуса – 8 мм крыша башни – 8 мм днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ МС, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 35 л.с. при 3500 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-скоростная КПП (3 передачи вперед и 1 назад), главный и бортовой фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с вертикальной пружинной амортизацией, один натяжной каток, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ ~15 км\ч (по шоссе) ~8 км\ч (среднетехническая)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 120 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 36-40°
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали

Фордзон-Путиловец Колесный бронетрактор (1931 г.)

В начальный период становления советских бронетанковых сил техники для формирования новых соединений катастрофически не хватало. Танкостроительная промышленность, не без труда освоившая легкий танк Т-18, ещё только набирала обороты, но главное – не хватало опыта. Чтобы скомпенсировать этот фактор приглашались специалисты из за границы, закупались танки и новое оборудование. И всё же, этого было недостаточно. В качестве одного из путей выхода обратились к недавнему прошлому Гражданской войны и опыту немецких коллег. Разумеется, речь шла о «переквалификации» гражданской техники для военных нужд и, кроме грузовиков, в список «первой очереди» также попали и трактора.

Наибольшее внимание тогда уделялось гусеничной технике. Недавно начатое производство тракторов «Коммунар» и «Сталинец» сразу привлекло внимание военных специалистов – что из этого получилось, мы все прекрасно знаем по опыту работ Н.Дыренкова (десантные трактора) и ленинградского завода «Большевик» (самоходные артиллерийские установки). Но оставалась ещё одна не охваченная область – трактора на колесном шасси. В1924 году советская торговая миссия сумела договориться с американской фирмой Ford о закупке лицензии на производство тракторов типа Fordson F. Столь быстрому налаживанию контактов способствовал тот факт, что при национализации Генри Форд практически не потеряла своего имущества и был готов сотрудничать с большевиками. Для своего времени Fordson F обладал хорошим соотношением «цена-качество» и самым большим его недостатком являлась низкая ремонтопригодность двигателя. Массовое производство Fordson F, по советским названием «Фордзон-Путиловец», началось на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1925 года, а кроме того, с фирмой Ford удалось заключить сделку на поставку ещё 25.000 тракторов. Таким образом, «Фордзон-Путиловец» стал самой массовой сельскохозяйственной машиной в середине 1920-х – начале 1930-х гг. Это факт не мог не остаться незамеченным для инженеров-конструкторов, желавших оказать посильную помощь Родине, и в 1930-м году был представлен проект бронировки колесного трактора. В целом, идея казалась не такой уж абстрактной. Изготовленный для «Фордзон-Путиловец» бронированный корпус условно делился на две секции. Передняя защищала силовую установку, задняя – кабину водителя, которая одновременно служила и боевым отделением. Внутри этого «ящика» размещались места для водителя (слева) и командира машины (справа). Для увеличения внутреннего объёма и более удобного расположения вооружения место командира было выдвинуто немного вперед и защищалось бронированной рубкой, в лобовом бронелисте которой устанавливался пулемет ДТ-29. Шасси трактора доработок не претерпело, что было откровенным недостатком. Конечно же, спицованные металлические колеса обладали намного лучшей живучестью, чем у обычных бронемашин, но наличие всего лишь 20-сильного карбюраторного двигателя (работавшего на керосине) явно не соответствовало возросшей массе.

Как и следовало ожидать, испытания бронированного «Фордзон-Путиловец» прошли не очень удачно. Обладая низкой удельной мощностью эта машина показала более низкую проходимость по местности, чем её «оригинал», да и максимальная скорость не превысила 10-11 км\ч. В итоге тему колесных бронектракторов в СССР решили закрыть, тем более, что с 1932 года было налажено массовое производство танков Т-26 и БТ-2. Единственный опытный образец, по всей видимости, в скором времени разбронировали.

НИ \ ИЗ Бронетрактор

Острая нехватка бронетехники, образовавшаяся после колоссальных потерь в первые месяцы войны, заставило советское руководство пойти на крайние меры и возродить к жизни идеи “похороненные” ещё в начале 1930-х гг. Так было возобновлено производство бронетракторов, использовав для этого гусеничные машины, выпускаемые Харьковским и Сталинградским тракторными заводами. Наиболее оптимальным вариантом посчитали тогда трактор-тягач СТЗ-5, хорошо зарекомендовавший себя в армейской эксплуатации. Соответствующее распоряжение было подписано в конце лета 1941 г., однако работы в этом направлении уже начались в Одессе, где к августу количество танков существенно уменьшилось, но зато имелось больше 100 единиц гусеничных тракторов.

Как таковой бронировки не проводилось – в осажденном городе просто не было необходимого количества броневой стали, поэтому на шасси трактора устанавливали угловатый сварной корпус, который собирался из листов судостроительной стали, обладавшие большим запасом прочности и способной выдерживать попадания пуль винтовочного калибра на расстоянии до 100 метров. Существовал также вариант корпуса из двухслойной котельной стали. Толщина стальных листов, по разным источникам, колебалась от 6-12 мм до 14-20 мм.

Компоновка импровизированного танка была чисто “тракторной”. В передней части размещался моторно-трансмисионный отсек, за которым находилось боевое отделение. Водитель располагался в средней части и имел единственную смотровую щель для обзора вперед. За ним разместили боевое отделение: на крыше бронетрактора устанавливалась башня, снятая с подбитых или технически неисправных легких танков Т-26 образца 1931 г. (пожалуй, это был единственный бронированный элемент во всей конструкции). В ней размещался один 7,62-мм пулемет ДТ, а с правой стороны корпуса имелось место под установку второго ДТ. Впрочем, сохранились немецкие фотографии, на которых бронетрактор изображен с цилиндрической башней. По всей видимости, из-за нехватки танковых “запчастей” на одесские машины устанавливались башни собственной конструкции.

Есть также сведения и о пушечной “модификации”, на которой устанавливалось таковое 45-мм орудие 20К (также снимаемое с подбитых Т-26) либо горная 76,2-мм пушка, однако фотографий этих машин не сохранилось. То же касается варианта с 12,7-мм пулеметом ДШК.

Шасси и трансмиссия без изменений перешли от СТЗ-5. Ходовая часть бронетрактора состояла, применительно на один борт, из 4-х опорных катков, сблокированных в тележки по два, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.

Несмотря на то, что заводской доментации по одесским бронетракторам не сохранилось, сейчас без особого труда можно найти по ним чертежи (например, в журнале «ТанкоМастер»).

Первый образец бронетрактора на шасси СТЗ-5 был построен уже 20 августа 1941 г. силами завода Октябрьской Революции при участии специалистов военно-морской базы, а в течении недели сдали ещё две машины с пушечным и пулеметным вооружением. По различным данным общая численность переоборудованных таким образом тракторов составляла 55, 60 или 60 единиц. Ясность в этот вопрос вносит «Отчет об обороне Одессы», составленный в 1943 году.

«В середине августа на заводах им. Январского восстания и им. Октябрьской революции было организовано оборудование танков и бронеавтомобилей из тракторов и грузовиков. На них устанавливали 45 мм пушку и два пулемета Максима. Танки покрывались броней из судостроительном стали толщиной 14-20 мм, на броневиках броня доходила до 25 мм. Между броней и внутренней обшивкой прокладывались деревянные брусья. Броневики в бою оказались уязвимы с передней части, так как разбивались скаты колес. Пришлось с задней части сделать надежную защиту и водить броневики в бой задним ходом. Это дало положительный результат. В последующем колеса броневиков оборудовались грузолентой, обеспечившей им большую живучесть. К 14 сентября была изготовлена 31 машина, что позволило сформировать танковый батальон. 14 сентября началось бронирование еще 15 тракторов… «

Таким образом, к концу сентября было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5, причем некоторые машины впоследствии получили индивидуальные названия. Например, первый экземпляр нёс на борту надпись “Смерть фашизму”, ещё два бронетрактора назвались «Черномор» и «Пролетарец». Что касается названий НИ и НИ-1 (“На испуг”), то они закрепились за этими машинами только после войны, а до этого по документам они проходили как “танк-трактор” или “бронированный трактор”.

О боевом применении импровизированных танков сведений сохранилось очень немного. Наиболее известной стала внезапная атака группы бронетракторов приданных пехотным частям 25-й Чапаевской дивизии, предпринятая 1 сентября 1941 года на позиции румынских войск у местечка Дальник. Успех, сопутствовавший здесь экипажам одесских “танков”, был обусловлен не столько внешним видом самих машин (как об этом было принято писать в советской и частично, современно, литературе посвященной данной теме), сколько полным отсутствием у противника противотанковых средств. Танкистам в тот раз удалось заставить румын уйти со своих позиций, однако дальнейшее наступление было прекращено. К середине сентября 1941 г. было закончено формирование 210-го армейского танкового батальона под командованием старшего лейтенанта Н. Юдина, на вооружение которого поступили как НИ, так и полноценные танки, общей численностью 35 единиц. Несколько проведенных атак, особенно в ночное время, действительно оказывали влияние на солдат противника, не ожидавшего появления каких-либо танков у защитников Одессы в сравнительно большом количестве. Самый большой успех в короткой боевой карьере бронетракторов пришел к ним в бою у хутора Дальницкого, когда группа НИ прорвалась в тыл противника, заняла артиллерийскую батарею и увезла в качестве трофеев 24 орудия. Даже если эти данные завышены, героизм советских танкистов, воевавших на этих машинах, ничуть не уменьшается.

Как и следовало ожидать, боевая эффективность бронетракторов оказалась очень ограниченной. Из-за применения тракторной базы и высоко расположенного центра тяжести одесские “танки” обладали весьма ограниченной проходимостью и низкими ходовыми показателями. Преодоление косогоров и даже неглубоких рвов могло закончиться для экипажей НИ очень плачевно, а максимальная скорость бронетрактора составила всего 7 км\ч. Тем не менее, надо отдать должное советским командирам танковых подразделений. В бой против вражеских укреплений, насыщенных противотанковыми средствами бронетрактора, как правило, не бросались. Случаев столкновения с немецкими или румынскими танками тоже пока обнаружить не удалось. Немалую роль играло здесь и мастерство механиков-водителей, сумевших грамотно распорядится имевшейся материальной частью.

Сколько сохранилось бронетракторов к моменту оккупации Одессы сейчас сказать сложно, но по имеющимся данным их могло быть не менее 10. Использовать такие трофеи немцы явно не собирались, хотя румыны отремонтировали несколько “танков” и отправили их в учебные подразделения. Часть машин, возможно, была “разбронирована” и переделана в гусеничные тягачи.

После войны об одесских “танках” вспомнили, только когда последний из них был уже разрезан как металлолом – по крайней мере есть утверждения, что эта частично разобранная машина находилась на свалке вторчермета до начала 1960-х гг. На сегодняшний день находящийся в Одессе в виде памятника импровизированный танк НИ является макетом, построенным к очередной годовщине Великой Отечественной войны.

Впрочем, бронировка тракторов проводилась не только в Одессе. На другом конце Советского Союза, в тогда ещё не осажденном Ленинграде, также строили танки-тракторы. Кто был инициатором и разработчиком проекта сказать невозможно, так как данные на этот счет не сохранились. Известно, что в качестве основы также использовалось шасси от СТЗ-5, на которое устанавливали коробчатый бронекорпус и башню, разработанные инженерами Ижорского завода. Возможно, вариантов было несколько, но на имеющейся фотографии изображена именно такая машина. Вооружение, по всей видимости, было чисто пулеметным.

Согласно отчету, переданному в штаб фронта, на 5 августа 1941 года в составе 2 стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения имелось: два Т-26, пять БА-10, два КВ-2 и пять «средних танков ИЗ«. О том, как использовались эти машины данные отсутствуют, но к зиме 1941 г. об их присутствии больше не упоминалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕТРАКТОРА «НИ» образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ~7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~4150
Ширина, мм ~2000
Высота, мм ~2500
Клиренс, мм 288
ВООРУЖЕНИЕ один-два 7,62-мм пулемета ДТ или ДП
БОЕКОМПЛЕКТ 91 снаряд и 4032 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб — 20 мм (неброневая сталь) борт корпуса — 14 мм (неброневая сталь) корма корпуса — 14 мм (неброневая сталь) башня — 13 мм крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ 1МА, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 52-56 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 6-скоростной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 2 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 7 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

СТЗ-НАТИ Бронетрактор

Опыты по бронированию тракторов сталинградской разработки велись не только на ХТЗ и СТЗ. Гарнизон острова Эзель, будучи полностью отрезанным от советской территории, не стал падать духом и своими силами приступил к сборке импровизированной бронетехники, благо для этого имелись определенные резервы.

В августе 1941 года на острове находилось несколько легких танков Т-37 и Т-26, оказавших весьма ценную помощь защитника военно-морской базы. Для усиления “танковой группировки” было решено провести бронировку тракторов СТЗ-НАТИ, использовавшихся в качестве тягачей. Вряд ли эзельцы знали о работах харьковчан, но думали они точно одинаково. Вот что вспоминал об этом переводчик, служивший в одном из эстонских батальонов БОБР:

“… трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под руководством мастеров Хельги и Оясауна. Основой танка послужил трактор типа НАТИ, взамен кабины и капота была изготовлена непроницаемая для пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый стальной лист, даже взятый вдвое или втрое, не защищает от винтовочной пули. Тогда мастера избрали такой способ: между двумя стальными листами оставляли промежуток в 3-4 сантиметра и заливали его цементом. Эти плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была сварена из плоских кусков плиты, так как в условиях училища гнуть плиты было невозможно. Не удалось сделать и вращающуюся башню — пришлось с каждой стороны башни проделать отверстие для стрельбы, из которого можно было высунуть дуло винтовки, автомата или лёгкого пулемёта — любого стрелкового оружия того времени. В танке могло поместиться трое членов экипажа. Всего в Курессаарском ремесленном училище было построено три таких танка. Особую энергию при их изготовлении проявили Биллем Эстори, Павел Хельк, Сергей Каськ, Михкель Меремза.»

Таким образом, в разработке и изготовлении бронетракторов принимали участие эстонские “конструкторы”. Указывается, что было построено три такие машины.

Кроме того, встречается информация об изготовлении по меньшей мере двух бронетракторов силами гарнизона острова Дагё. Случилось это уже после оставления советскими войсками Таллина, когда остров оказался в немецком тылу. Для усиления противодействия противнику комендант СУС полковник А.С.Константинов в 15.30 отдал следующее приказание находившемуся в его подчинении командиру 3-го батальона 167-го стрелкового полка капитану М.К.Андрееву:

«Выдать для танков 2-станковых пулемёта, выдать политруку 1 роты 156 сп»

Политруком тогда был П.П.Прохоров – видимо, он же отвечал и за сборку бронетракторов. Впоследствии командир батальона вспоминал:

“Штаб СУС выделил в наше распоряжение трактор. Мы обшили его трехмиллиметровым листовым железом. Между двойными стенками обшивки уложили автопокрышки — для усиления импровизированной брони. Сверху установили станковый пулемёт, и у нас получился бронированный трактор, который вполне мог маневрировать и не боялся ружейно-пулемётного огня…”

Другими словами, не имея полноценной промышленной базы островитянами удалось создать бронетрактор, по основным характеристикам не уступавший одесскому НИ и харьковскому ХТЗ-16. Разумеется, такие немаловажные показатели как обзорность, сектора обстрела и мощность вооружения оказались довольно скромными, но в целом наличие бронетракторов сыграло положительную роль при обороне островов. Так, в “Отчёте о боевых действиях СУСа БОБР КБФ” указывалось следующее:

“…Было приступлено к приспособлению двух тракторов под бронемашины. Трактора были обтянуты 20 мм железом и на них было установлено по два пулемёта. Примечание: Боевые действия показали, что в начале действий пули не пробивали броню, но в дальнейшем оба были выведены из строя бронебойными пулями”.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА СТЗ-НАТИ образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета ДТ или ДП
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 20 мм борт корпуса — 20 мм корма корпуса — ? крыша — ? днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с зубчатой трёхходовой КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка, 2 поддерживающих колеса, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница с траками из высокомарганцовистой стали
СКОРОСТЬ ~10 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

ХТЗ-16 Бронетрактор

Если бы в середине 1930-х гг. руководству АБТУ сообщили, что из-за нехватки танков теперь предстоит разработать и начать производить бронетракторы в промышленном масштабе, реакция был бы вполне предсказуемая. Казалось бы, время экспериментов с сельскохозяйственной и вспомогательной техникой уже прошло (о чем свидетельствовали опыты Н.Дыренкова и его последователей), но уже в середине лета 1941 года ситуация коренным образом изменилась.

После гибели в приграничных сражениях восьми механизированных корпусов (это примерно 10000 танков, танкеток и бронемашин, не считая другой техники), положение на Западном и Юго-Западном фронтах стало критическим. Быстро восполнить нехватку такого количества танков просто не представлялось возможным, да и пополнения не покрывали быстро “тающий” состав танковых полков и батальонов. Ведущие предприятия по выпуску новой техники (КВ-1, Т-34, Т-40 и Т-50) были и без того перегружены текущими заказами. Требовался другой выход – и он был найден весьма просто.

Постановлением Государственного Комитета Обороны №019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов» от 20-го июля 1941 года двум ведущим танковым заводам предстояло параллельно со сборкой танков развернуть выпуск машин “нового-старого” типа. В силу ряда причин СТЗ не смог приступить к выполнению данного постановления, в результате чего единственным заводом выпускавшим бронетрактора поточным методом стал Харьковский тракторный завод.

Чтобы работа продвигалась быстрее на ХТЗ из Москвы прибыли инженеры НАТИ: Е.Г.Попов, А.В.Сапожников, В.Я.Слонимский, А.М.Черепин. Несколькими неделями ранее они выполнили проект установки 37-мм зенитного полуавтомата на гусеничный трактор 1ТМВ, правда, отклоненный от постройки. Судя по индексу “трактор 1ТМВ” представлял собой не сам трактор, а доработанное тракторное шасси СТЗ-5, на транспортной площадке которого монтировалась зенитная установка. К сожалению, изображения этой интересной самоходки пока найти не удалось. Тем не менее, опыт пригодился и в Харькове, под общим руководством главного конструктора М.С. Сидельникова, был разработан проект полностью бронированного трактора, предназначавшегося как для сопровождения пехоты, так и для борьбы с легкой бронетехникой противника.

Столь широкий спектр возможностей отразился на конструкции новой машины, в которую предстояло “вписать” 45-мм танковую пушку 20К и пулемет ДТ-29. Работы продвигались очень быстро. Спустя сего две недели конструкторская бригада не только подготовила рабочие чертежи, но и представила четыре опытных образца, основой для которых послужили трактора 1ТМВ, СТЗ-3 (АСХТЗ-НАТИ), СТЗ-5 и СХТЗ-НАТИ. В отличии от Одессы, где предпочтение было отдано в пользу СТЗ-5 (не в последнюю очередь благодаря его массовости), военная комиссия пришла к выводу, что наиболее приемлемым вариантом станет использование шасси сельскохозяйственного трактора СТЗ-3, имевшего переднее расположение двигателя. Такая схема позволяла установить пушечное вооружение без особых проблем, но в то же время компоновка бронетрактора оказалась слишком тесной. Впрочем, тогда на это мало обращали внимания. Новая боевая машина получила обозначение ХТЗ-16, хотя в документах военного времени этот бронетрактор назвался просто Т-16.

Конструкция клёпано-сварного бронекорпуса была предельно простой. Перед конструкторами стояла задача надежно защитить экипаж от пуль и осколков, что было выполнено в полной мере. Технологически корпус можно было разделить на две секции. Передняя защищала силовую установку и собиралась из четырех катаных листов броневой стали, причем лобовая бронеплита (закрывавшая радиатор) также была цельной и крепилась на болтах. Вывод отработанных газов и поступление воздуха для охлаждения двигателя пришлось перенести в нижнюю часть корпуса и установить там бронированные жалюзи. Для обслуживания силовой установки по бортам сделали большие прямоугольные люки. В задней секции находилось отделение управление, которое также являлось и боевым отсеком. Собиралась она также из четырех бронеплит; две боковые (трапециевидные), лобовая, кормовая и верхняя. Толщина бронирования составляла 25 мм для передних вертикальных бронеплит и 10 мм для бортов и кормы.

Посадка и высадка экипажа осуществлялась через небольшую дверь в правом борту. На случай аварийной эвакуации в кормовой бронеплите сделали ещё один дополнительный люк. В крыше имелось два верхних люка, предназначавшихся больше для наблюдения за местностью на марше, поскольку их размеры с трудом позволяли покинуть подбитую машину танкистам даже средней комплекции. Основное вооружение, состоявшее из одной 45-мм пушки 20К, монтировалось в лобовом бронелисте ближе к левому борту. С правой стороны, где находилось место механика-водителя, установили откидывающийся вверх люк со смотровой щелью. Поскольку со смотровыми танковыми приборами было напряженно, для улучшения обзорности импровизированный “танк” получил смотровые щели по бортам “боевого отделения”, а также в лобовой и кормовой бронеплите. Для стрельбы из личного оружия предусмотрели три пистолетные бойницы, расположенные рядом со смотровыми щелями. Дополнительно в укладке перевозился пулемет ДТ или ДП.

Ходовая часть претерпела незначительные изменения. Помимо общего усиления конструкции для улучшения плавности хода на бронетрактор ХТЗ-16 установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Остальные элементы ходовой части остались без изменений. Применительно на один борт она состояла из двух тележек с двумя спаренными опорными катками, переднего напрвляющего и заднего ведущего колеса, а также двух поддерживающих колес.

Потребность в восполнении потерь была настолько высока, что в августе-сентябре 1941 года заводу предписывалось сдать 750 бронированных гусеничных тракторов. Производственные мощности позволяли выполнить этот заказ, но как это часто бывает, харьковчан подвели смежники. Дело в том, что броневой прокат в Харькове не производился, а поставлялся с других предприятий. В частности, основную часть бронедеталей для корпусов должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (НКЗМ), а он, в свою очередь, получал броневой прокат с Мариупольского завода им. Ильича. Последний и без того был перегружен “партийными заданиями” и поставлять бронеплиты, пусть даже не самого высокого качества, стало для его коллектива дополнительной обузой. В результате отправка проката задерживалась, а вместе с ней задерживалась и бронировка тракторов. По неполным данным, до эвакуации НКЗМ начатой 9-го октября 1941 года, успели отгрузить около 100 комплектов деталей. Сколько было собрано бронетракторов ХТЗ-16 сказать более затруднительно – по различным данных их количество определяется в пределах 50-70 штук. В этой связи хотелось бы отметить, что эвакуация завода застала производство лишь в момент его развертывания. Из-за невозможности вывоза в тыл пришлось оставить несколько сотен(!) тракторов, подготовленных для бронирования. В частности, в отчете ХТЗ имелась следующая запись: “находящиеся в незавершенном производстве тракторные гусеничные шасси ХТ3-16, 809 штук, выпуск которых не мог быть произведен заводом из-за недопоставки от кооперированных предприятий ряда деталей и броневой стали”. Всё это имелось к 20 октября, когда немецкие войска вышли к пригородам Харькова.

Внезапно прерванный выпуск бронетракторов решили всё-таки заново организовать на Сталинградском тракторном заводе. Ещё 16-го сентября 1941 года, приказом №8сс наркома НКТП В.А.Малышева, СТЗ предписывалось начать сборку ХТЗ-16. В документе говорилось следующее:

«В целях скорейшего выпуска бронированного трактора ХТЗ-16 приказываю:

а. Немедленно отгрузить СТЗ 500 тракторов подготовленных к бронировке.

б. Немедленно отправить на завод N264 чертежи и технические условия на бронедетали.

в. Отгрузить СТЗ 500 комплектов вооружения (пушки, пулеметы, боеприпасы).

г. Обеспечить завод покупными изделиями.

Поставку корпусов для СТЗ начать не позднее 1 октября по следующему графику: первая пятидневка — 10 штук в сутки, вторая пятидневка — 15 штук в сутки, далее 20 и более…»

Вполне естественно, что выполнить такой объём работ сталинградцы не могли физически. После оккупации Харькова производство танков Т-34 продолжалось только на СТЗ и открывать ещё одну линию для сборки бронетракторов не имелось возможности. Тем не менее, осенью 1941 года, в Сталинграде было выпущено несколько ХТЗ-16. По всей видимости, были использованы заготовки по бронекорпусам, эвакуированные в октябре из Харькова, однако установить точное количество выпущенных на СТЗ бронетраткоров ХТЗ-16 пока не представляется возможным. Предположительно в Сталинграде было собрано около 30 машин.

По сути, бронетрактора ХТЗ-16 относились не к танкам, а скорее к импровизированным самоходным установкам, первоначальной задачей которых являлось “выбивание” бронетехники противника. Как показал опыт боёв, в течении всего 1941 года бронебойные снаряды 45-мм пушки 20К уверенно поражали любой немецкий танк на дистанции 200-300 метров, так что, по части вооружения инженеры НАТИ и ХТЗ не прогадали. Другое дело – крайне ограниченные сектора наведения орудия и невозможность ведения кругового обстрела без разворота машины. Впрочем, большая часть немецких самоходок того времени тоже “грешила” именно этим.

О боевом применении ХТЗ-16 никакой детальной информации не сохранилось. Нет даже полных данных о том, как отгружалась готовая продукция и в какие бронетанковые части она направлялась. Вероятно, первой бронетракторы получила противотанковая рота 14-й танковой бригады, куда в сентября поступило восемь ХТЗ-16. В тот же период 10-15 бронетракторов, в составе отдельного дивизиона, принимали участие в обороне Полтавы. В обоих случаях все ХТЗ-16 были безвозвратно потеряны. Из достоверных сведений также сохранились некоторые документы об обороне Харькова в октябре 1941 года. Для защиты города силы были выделены довольно скромные, а по танкам и бронемашинам немцы имели абсолютное преимущество. Эта парадоксальная ситуация возникла “благодаря” действиям советского командования, допустившего прорыв немецких войск в районе Вязьмы и Брянска. Практически все харьковские танки были отправлены на западное направление, в то время как сам Харьков остался почти без бронетехники. И всё же, защитникам города удалось в прямом смысле этого слова “наскрести” целый танковый батальон (“отдельный противотанковый отряд”) из 47 единиц танков и бронемашин. Состав этого подразделения получился очень оригинальным – достаточно сказать, что для его формирования пришлось взять из “учебок” 25 более-менее боеспособных танкеток Т-27. Вторыми по численности оказались бронетраткора ХТЗ-16 в количестве 13 единиц. Также из ремонта были возвращены четыре танка Т-35 и пять легких танков Т-26 выпуска 1933-1938 гг.

На момент первого штурма Харькова общая численность войск гарнизона города Харькова составляла 19 898 человек при 120 орудиях и миномётов. В течении 23-24 октября советские войска постоянно отступали и оказали упорное (или, если более точно — хорошо организованное) сопротивление только отойдя к центру города. В целом, организованной обороны не получилось. Бои практически сразу приняли очаговый характер, а “отдельный противотанковый отряд” был в буквальном смысле этого слова “раздёрган” по частям. Вначале его разделили на две группы – одна располагалась на границе Октябрьского и Червонобаварского секторов обороны, а вторая была сосредоточена на стыке Октябрьского, Сталинского и Червонозаводского секторов. Судя по воспоминаниям участников боёв бронетракторы вошли в состав второй группы, вместе с некоторым количеством Т-26 и (предположительно) двумя Т-35. Именно им в скором времени предстояло выдержать основную тяжесть городских боёв. При отступлении советских войск вся бронетехника была брошена и, по возможности, выведена из строя.

Также имеются данные о боевом применении харьковских бронетракторов на другом участке Восточного фронта. В середине осени 1941 года десять ХТЗ-16 были переданы 133-й танковой бригаде, с конца октября воевавшей на Брянском фронте. Между тем, в большинстве доступных документов отмечается, что бригада была полностью укомплектована танками харьковской сборки, но о бронетракторах там не сказано ни слова. Возможно, что ХТЗ-16 вошли не в состав 133-го танкового полка, а в состав противотанкового дивизиона и как таковыми танками не считались. В любом случае, по состоянию на 9 ноября 1941 года в официальном отчете о составе материальной части значилось два Т-20, восемь Т-34, четыре Т-26, один БТ-7, две бронемашины и 39 автомобилей.

В последнее время появилась информация об использовании ХТЗ-16 в боях под Ленинградом осенью 1941 года и в майском наступлении 1942 года под Харьковом. Не исключено, что во втором случае достоверность информации достаточно велика, хотя документальных подтверждений найти пока не удалось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАКТОРА ХТЗ-16 обр.1941 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К и один 7,62-мм пулемет ДТ или ДП в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел ТОП-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм борт корпуса — 25 мм корма корпуса — 10 мм крыша — 10 мм днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с зубчатой трёхходовой КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка, 2 поддерживающих колеса, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница с траками из высокомарганцовистой стали
СКОРОСТЬ ~10 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?