Гусеничные бронетранспортеры СССР

“Пионер” Бронированный артиллерийский тягач-транспортер

Так получилось, что на протяжении почти всего предвоенного периода РККА не получила массового тягача-транспортера, который одинаково хорошо подходил бы для перевозки легких орудий (например 45-мм ПТО или 76-мм полевые орудия) и доставки снаряжения и боеприпасов. Попытки приспособить для этой цели обычные тракторы успеха не имели в связи с особенностями конструкций этих машин. Тем не менее, ещё в 1929 году была принята система авто-бронетанкового вооружения, одним из основных пунктов которой было создание “малого трактора”. Тогда выбор был сделан в пользу шасси опытного легкого танка Т-16, но по целому ряду причин, включая его посредственные ходовые качества, от этой идеи быстро отказались. Другие проекты тоже не нашли должной поддержки и лишь в 1935 г. в Научном автотракторном институте группой инженеров под руководством А.С.Щеглова такой тягач был реализован в металле.

Утверждается, что при его создании в качестве прообраза был выбран американский трактор Marmon-Herrington, однако по целому ряду признаков можно утверждать, что это не совсем так. Скорее всего за основу был взят британский армейский тягач Vickers-Carden-Lloyd, имевший неплохие тяговые характеристики, но не строившийся крупной серией.

Советские инженеры создали аналогичную машину, используя имеющийся опыт по легким танкам и танкеткам, создали собственный оригинальный образец транспортера. Ведущим инженером по этой машине, в скором времени получившей название “Пионер”, был назначен инженер Брусянцев, а компоновку и тягово-динамические расчеты производил С.Н.Осипов.

В целях унификации ряд узлов и агрегатов был напрямую заимствован от танка Т-37А, недавно принятого к серийному производству. Так, вместо изначально планировавшегося американского двигателя Ford V-8 был установлен советский Форд-АА мощностью 40 л.с. Трансмиссия, дифференциал и гусеничные траки также, с минимальными доработками, взяли от Т-37А.

Ходовая часть “Пионера”, применительно на один борт, состояла из двух опорных катков на борт, соединенных в общую тележку с пружинно-балансирной подвеской от того же плавающего танка. Ведущее колесо с зубовым зацеплением располагалось спереди, а направляющее колесо с упругой подвеской было опущено на землю и выполняло роль дополнительно опорного катка. Тогда считалось, что уменьшит давление на грунт, но в результате получалось снижение маневренности. Для исключения провисания гусеницы применили два поддерживающих катка малого диаметра.

Компоновка тягача была явно перешла от трактора. Двигатель и элементы трансмиссии размещались в передней части машины, за которыми находилось кресло механика-водителя с приборами управления и КПП. Сиденья полочного типа для расчета орудия, по три в ряд, располагались по обоим бортам спинками внутрь.

Из-за экономии места и массы “Пионер” вышел очень узким и коротким. Помимо сильной тесноты и малой вместительности тягач обладал большой неустойчивостью при передвижении. Кроме того, из-за маломощного двигателя его тяговые характеристики оказались ниже ожидаемых, а предложенная бронезащита в виде бронированного кожуха двигателя совершенно не устраивала военных.

Модернизация “Пионера” была проведена в 1937 г. под руководством инженера Маринина, который предложил два варианта транспортера. Модификация “Пионер-Б1” предусматривала расположение расчета лицом друг к другу, а на модификации “Пионер-Б2” расчет сидел спиной к спине. Ходовая часть была немного удлинена за счет установки дополнительного опорного катка. Кроме того, был значительно доработан корпус транспортера, при этом была предусмотрена установка одного 7,62-мм пулемета. Однако, ни один из этих вариантов принят не был.

Последней попыткой довести “Пионер” до требуемых показателей стала установка торсионной подвески. Для этой модификации использовался один из тягачей варианта “Б”, но с тремя опорными катками.

Данные о количестве построенных тягачей “Пионер” расходятся. По одним источникам за 1936 год их было построено 50 экземпляров, по другим – всего 25. Известно, что “Пионеры” непродолжительное время эксплуатировались по прямому назначению, и в 1939 году их полностью заменили более современные тягачи-транспортеры Т-20 “Комсомолец”.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА “Пионер” обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 1500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет ДТ (в варианте Б1 или Б2)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-А, карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 2 опорных катка с вертикальной пружинной подвеской, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ 50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

А-42 Тягач — транспортер

Работы по модернизации танка Т-34 не ограничивались постройкой только боевых машин. В последний предвоенный год шасси “тридцатьчетверки” послужило основой для создания вспомогательных гусеничных машин. Одной из них мог стать проект тягача-транспортера А-42, разработанный осенью 1940 года на ХПЗ по заданию ГАБТУ РККА. Эта машина создавалась для замены небронированных артиллерийских тягачей “Ворошиловец”.

ильных изменений танк Т-34 образца 1940 года не претерпел. С него демонтировалась башня, а надстройка передней части корпуса заметно увеличивалась по высоте. Здесь разместили места для механика-водителя (слева) и пулеметчика (слева). За ними располагался трансмиссионный отсек и двигатель. Отсек для перевозки артиллерийского расчета или пехотинцев находился в кормовой части корпуса. Предполагалась установка сидячих мест для 12 человек. Для эвакуации подбитых танков или машин требующих ремонта тягач оборудовался лебедкой с приводом от двигателя.

При том, что тягач не планировалось использовать в прямых боевых столкновениях, его защита была не хуже, чем у среднего танка. Верхние вертикальные листы корпуса имели толщину 50 мм, крыша – 15 мм. Вооружение А-42 состояло из одного 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в лобовом листе корпуса справа от водителя.

Проект тягача получил одобрительную оценку, но до стадии серийного производства довести его не успели. Согласно первоначальному плану предстояло построить два прототипа тягача к сентябрю 1940 г. На деле опытные образцы А-42, изготовленные из неброневой стали, были поставлены только к ноябрю.

Испытания тягачей хотели завершить в декабре, чтобы в 1941 году начать их массовый выпуск, однако в ходе пробегов выявилось множество технических проблем. Прежде всего они касались работы двигателя и трансмиссии, поэтому на устранение недостатков потребовалось много времени. Зимой 1940-1941 гг. на ХПЗ шли интенсивные работы по налаживанию серийного выпуска Т-34 и заниматься ещё одной машиной у специалистов завода просто не было времени. В итоге, осенью 1941 года работы по тягачу А-42 свернули.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА
А-42 обр.1940 г.

БОЕВАЯ МАССА ~20000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4620
Ширина, мм 2445
Высота, мм 2560
Клиренс, мм 385
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм курсовой пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм борт корпуса — 50 мм крыша — 15 мм днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 сдвоенных опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; аммортизация на вертикальных пружинных рессорах, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ~30 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?0
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали