Гусеничные бронетранспортеры СССР
“Пионер” Бронированный артиллерийский тягач-транспортер
Так получилось, что на протяжении почти всего предвоенного периода РККА
не получила массового тягача-транспортера, который одинаково хорошо
подходил бы для перевозки легких орудий (например 45-мм ПТО или 76-мм
полевые орудия) и доставки снаряжения и боеприпасов. Попытки
приспособить для этой цели обычные тракторы успеха не имели в связи с
особенностями конструкций этих машин. Тем не менее, ещё в 1929 году была
принята система авто-бронетанкового вооружения, одним из основных
пунктов которой было создание “малого трактора”. Тогда выбор был сделан
в пользу шасси опытного легкого танка Т-16, но по целому ряду причин,
включая его посредственные ходовые качества, от этой идеи быстро
отказались. Другие проекты тоже не нашли должной поддержки и лишь в 1935
г. в Научном автотракторном институте группой инженеров под руководством
А.С.Щеглова такой тягач был реализован в металле.
Утверждается, что при его создании в качестве прообраза был выбран
американский трактор Marmon-Herrington, однако по целому ряду признаков
можно утверждать, что это не совсем так. Скорее всего за основу был взят
британский армейский тягач Vickers-Carden-Lloyd, имевший неплохие
тяговые характеристики, но не строившийся крупной серией.
Советские инженеры создали аналогичную машину, используя имеющийся опыт
по легким танкам и танкеткам, создали собственный оригинальный образец
транспортера. Ведущим инженером по этой машине, в скором времени
получившей название “Пионер”, был назначен инженер Брусянцев, а
компоновку и тягово-динамические расчеты производил С.Н.Осипов.
В целях унификации ряд узлов и агрегатов был напрямую заимствован от
танка Т-37А, недавно принятого к серийному производству. Так, вместо
изначально планировавшегося американского двигателя Ford V-8 был
установлен советский Форд-АА мощностью 40 л.с. Трансмиссия, дифференциал
и гусеничные траки также, с минимальными доработками, взяли от Т-37А.
Ходовая часть “Пионера”, применительно на один борт, состояла из двух
опорных катков на борт, соединенных в общую тележку с
пружинно-балансирной подвеской от того же плавающего танка. Ведущее
колесо с зубовым зацеплением располагалось спереди, а направляющее
колесо с упругой подвеской было опущено на землю и выполняло роль
дополнительно опорного катка. Тогда считалось, что уменьшит давление на
грунт, но в результате получалось снижение маневренности. Для исключения
провисания гусеницы применили два поддерживающих катка малого диаметра.
Компоновка тягача была явно перешла от трактора. Двигатель и элементы
трансмиссии размещались в передней части машины, за которыми находилось
кресло механика-водителя с приборами управления и КПП. Сиденья полочного
типа для расчета орудия, по три в ряд, располагались по обоим бортам
спинками внутрь.
Из-за экономии места и массы “Пионер” вышел очень узким и коротким.
Помимо сильной тесноты и малой вместительности тягач обладал большой
неустойчивостью при передвижении. Кроме того, из-за маломощного
двигателя его тяговые характеристики оказались ниже ожидаемых, а
предложенная бронезащита в виде бронированного кожуха двигателя
совершенно не устраивала военных.
Модернизация “Пионера” была проведена в 1937 г. под руководством
инженера Маринина, который предложил два варианта транспортера.
Модификация “Пионер-Б1” предусматривала расположение расчета лицом друг
к другу, а на модификации “Пионер-Б2” расчет сидел спиной к спине.
Ходовая часть была немного удлинена за счет установки дополнительного
опорного катка. Кроме того, был значительно доработан корпус
транспортера, при этом была предусмотрена установка одного 7,62-мм
пулемета. Однако, ни один из этих вариантов принят не был.
Последней попыткой довести “Пионер” до требуемых показателей стала
установка торсионной подвески. Для этой модификации использовался один
из тягачей варианта “Б”, но с тремя опорными катками.
Данные о количестве построенных тягачей “Пионер” расходятся. По одним
источникам за 1936 год их было построено 50 экземпляров, по другим –
всего 25. Известно, что “Пионеры” непродолжительное время
эксплуатировались по прямому назначению, и в 1939 году их полностью
заменили более современные тягачи-транспортеры Т-20 “Комсомолец”.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА “Пионер” обр.1936 г.
БОЕВАЯ МАССА 1500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет ДТ (в варианте Б1 или Б2)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-А, карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 2 опорных катка с вертикальной пружинной
подвеской, 2 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее
направляющее колесо
СКОРОСТЬ 50 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ — А-42 Тягач — транспортер
Работы по модернизации танка Т-34 не ограничивались постройкой только
боевых машин. В последний предвоенный год шасси “тридцатьчетверки”
послужило основой для создания вспомогательных гусеничных машин. Одной
из них мог стать проект тягача-транспортера А-42, разработанный осенью
1940 года на ХПЗ по заданию ГАБТУ РККА. Эта машина создавалась для
замены небронированных артиллерийских тягачей “Ворошиловец”.
ильных изменений танк Т-34 образца 1940 года не претерпел. С него
демонтировалась башня, а надстройка передней части корпуса заметно
увеличивалась по высоте. Здесь разместили места для механика-водителя
(слева) и пулеметчика (слева). За ними располагался трансмиссионный
отсек и двигатель. Отсек для перевозки артиллерийского расчета или
пехотинцев находился в кормовой части корпуса. Предполагалась установка
сидячих мест для 12 человек. Для эвакуации подбитых танков или машин
требующих ремонта тягач оборудовался лебедкой с приводом от двигателя.
При том, что тягач не планировалось использовать в прямых боевых
столкновениях, его защита была не хуже, чем у среднего танка. Верхние
вертикальные листы корпуса имели толщину 50 мм, крыша – 15 мм.
Вооружение А-42 состояло из одного 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в
лобовом листе корпуса справа от водителя.
Проект тягача получил одобрительную оценку, но до стадии серийного
производства довести его не успели. Согласно первоначальному плану
предстояло построить два прототипа тягача к сентябрю 1940 г. На деле
опытные образцы А-42, изготовленные из неброневой стали, были поставлены
только к ноябрю.
Испытания тягачей хотели завершить в декабре, чтобы в 1941 году начать
их массовый выпуск, однако в ходе пробегов выявилось множество
технических проблем. Прежде всего они касались работы двигателя и
трансмиссии, поэтому на устранение недостатков потребовалось много
времени. Зимой 1940-1941 гг. на ХПЗ шли интенсивные работы по
налаживанию серийного выпуска Т-34 и заниматься ещё одной машиной у
специалистов завода просто не было времени. В итоге, осенью 1941 года
работы по тягачу А-42 свернули.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА-ТРАНСПОРТЕРА
А-42 обр.1940 г.
БОЕВАЯ МАССА ~20000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4620
Ширина, мм 2445
Высота, мм 2560
Клиренс, мм 385
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм курсовой пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 50 мм борт корпуса — 50 мм крыша — 15 мм
днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 сдвоенных опорных катков, переднее
направляющее и заднее ведущее колесо; аммортизация на вертикальных
пружинных рессорах, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ ~30 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?0
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали |