Реактивные системы залпового огня СССР
БМ-8-24 Самоходная система залпового огня
Официальное обозначение: БМ-8-24
Альтернативное обозначение: «Катюша»
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: построено несколько серий на базе танков Т-40 и
Т-60.
В первый год войны советская военная промышленность, загруженная
различными заказами, не могла в полной мере реализовать все планы по
модернизации уже существующих образцов боевой техники. В частности,
хорошо показавшие себя в боях РСЗО типа БМ-13 имели один существенный
недостаток колесное шасси от «коммерческих» грузовиков не обладало
необходимой проходимостью по местности. Поскольку на разработку
специализированного шасси просто не было времени, а поставки техники по
ленд-лизу едва только начались, выход был найден в использовании лёгких
танков.
К августу 1941 года,, несмотря на ужасающие потери, БТВ РККА сохраняли
порядка 9.000 танков в тыловых округах. Основную массу из них составляли
Т-26 и БТ различных типов, но далеко не все лёгкие танки были
боеспособны из-за сильного износа конструкции. Разумеется, капитальный
ремонт, с последующей установкой рельсовых направляющих, никто не
отменял, однако конструкторы пошли лругим путем. В качестве базы был
выбран лёгкий танк Т-40, с которого демонтировалась башня вместе с
вооружением. Разработка этой самоходной установки проводилась
специалистами СКБ московского завода № 733 «Компрессор» при участии
НИИ-3 и КБ завода №37 в период с августа по октябрь 1941 года. Руководил
разработкой В.А.Тимофеев, а ведущим конструктором шасси был Д.И.Сазонов.
Проект был одобрен и с октября начались поставки готовой продукции.
Машина получила обозначение БМ-8-24.
На месте башни жестко крепились рельсовые направляющие от установки
БМ-8-36, предназначенные для залпового запуска 24 неуправляемых ракет
М-8 калибра 82 мм. На крыше корпуса, у левого борта, также
устанавливалась небольшая бронированная рубка. Учитывая возможность
танка совершать разворот на месте сектор обстрела по горизонту составлял
360°.; В то же время, показатели вертикального наведения оказались
скромнее — от -3° до +48°.;
Для серийного производства были выбраны московские заводы «Компрессор» и
«Красная пресня», но с сентября выпуск танков Т-40 и его модификаций
начал постепенно сворачиваться. Вместо Т-40 в серийное производство был
запущен танк Т-60, который внешне отличался только спицованными опорными
катками и новой башней с 20-мм пушкой. Аналогично предыдущему варианту с
танка демонтировали башню, установив рельсовые направляющие прежней
конструкции. При этом, боевая масса машины повысилась с 5800 до 6200 кг.
Точное количество собранных БМ-8-24 не установлено.
К сожалению, о боевом применении установок БМ-8-24 весьма сложно,
поскольку в документах и мемуарах БМ-8 на танковом и колёсном шасси
практически никогда не разделялись по типам. Наиболее активно БМ-8-24
использовались в период с ноября 1941 и до февраля 1943 года. Первой
крупной операцией с их участием стало сражение за Москву, но в не
меньшем количестве БМ-8-24 использовались в наступлении под Харьковом и
под Сталинградом. Как правило, из-за большого разброса снарядов, огонь
велся по площадям. Также не часто применялась стрельба на макисмальную
дальность, которая составляла 5500 метров. Последние БМ-8-24,
предположительно, были выведены из эксплуатации весной 1943 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ
БМ-8-24 на базе танка Т-60 обр.1941 г.
БОЕВАЯ МАССА 6200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4100
Ширина, мм 2342
Высота, мм 3000 (в походном положении)
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ пакет направляющих для 82-мм ракет
БОЕКОМПЛЕКТ 24 неуправляемых ракеты М-8
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ панорама системы Герца
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) – 15 мм
лоб корпуса (низ) – 30-35 мм
борт корпуса — 15 мм
корма корпуса – 10-25 мм
крыша — 13 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-202, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 70
л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион механического
управления, механические тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 2 поддерживающих ролика,
передние направляющие и задние ведущие колеса; гусеница мелкозвенчатая
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 450 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ переговорное устройство ТПУ-3 |