Сверхтяжелые танки СССР

“Бронированный автомобиль” Проект сверхтяжелого танка Д. Менделеева

Разработчик: Д. Менделеев
Год начала работ: 1911
Год выпуска первого прототипа:
Проект отклонен по причине высокой технической сложности

“Бронированный автомобиль”, разработанный инженером В. Д. Менделеевым, можно считать одним из наиболее проработанных проектов сверхтяжелого танка времен Первой Мировой войны, если не считать почти построенного в конце 1918 года немецкого “K-Wagen”. Работа над этой боевой машиной, большее соответствующей сверхтяжелой САУ огневой поддержки, была начата в 1911 году, но только 24 августа 1916 года проект был подан на рассмотрение комиссии ГВТУ. В отличии от остальных предложений, танк Менделеева отличался особо тщательной проработкой. Описание танка было разделено на несколько глав: внутреннее размещение личного состава, спецификация, таблица весов, расчет опорной поверхности, проход (транспортировка) по железнодорожному пути.

Полагая, что танк должен быть настоящим “сухопутным броненосцем”, Менделеев решил позаимствовать некоторые конструктивные решения от кораблестроителей. Корпус машины, согласно проекту, имел резко выраженную коробчатую форму. Лобовой и кормовой листы, а также бортовые панели были цельнолитыми, а крыша собиралась из пяти поперечных листовых секций. Защищенность танка тоже мало чем уступала броненосцам – толщина брони в лобовой части составляла 150 мм, бортов и кормы – по 100 мм. По замыслу Менделеева столь толстая броня была нужна для защиты от бронебойных снарядов калибра до 6 дюймов (152,4-мм), но теоретически она могла выдержать попадание более тяжелого боеприпаса. Каркас корпуса также был спроектирован наподобие корабельного и состоял из стрингеров и шпангоутов.

Не менее внушительным было и вооружение. В передней части корпуса на тумбовой установке, конструкция которой напоминала корабельную, устанавливалась 120-мм пушка Канэ с подвижной плоской маской. Боекомплект размещался в своеобразной “крюйт-камере”: 46 снарядов находилось в укладке, 4 на тележке и 1 в казеннике пушки. Подача снарядов осуществлялась посредством подвесного монорельса и тележек. Легкое стрелковое вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемета “максим”, установленного в выдвижной башне на крыше корпуса. Толщина стенок башни составляла 8 мм.

Силовая установка включала карбюраторный двигатель “автомобильного типа” с жидкостным охлаждением мощностью 250 л.с. и пневматическим запуском. Он располагался в задней части ближе к левому борту. Ближе к центру корпуса, под бронированным настилом, находились топливные баки.

Трансмиссия танка была механической, с 4-скоростной коробкой передач (3+1) и дифференциалом.

Ходовая часть танка имела более чем оригинальную конструкцию. Предполагая, что машине придется действовать вне дорог, Менделеев предложил оснастить каждый из 6 бортовых опорных катков пневматической подвеской с вертикальными цилиндрами. По каждому борту они соединялись в единую систему, обеспечивая максимальную плавность хода и горизонтальную устойчивость танка на пересеченной местности. Общая длина опорной поверхности гусениц составила 6 метров, что определяло высокое давление на грунт, составившее 2,78 кг\см.кв. Направляющие и ведущие колеса имели форму пятиугольников, зацепляя гусеницы за башмак трака. В виду того, что гусеница почти полностью охватывала корпус, ведущее колесо располагалось сзади сверху. Поскольку отдача морского 120-мм орудия была достаточно велика машина при стрельбе корпус должен был опускаться на грунт. В кормовом листе корпуса была выполнена бронированная дверь, служившая как для посадки экипажа, так и для загрузки боекомплекта.

Полный экипаж танка насчитывал 8 человек: командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, кроме командира, который был “на все руки мастер”. В ходе боя он должен был вести наблюдение через бойницы, руководить работой экипажа, корректировать огонь из пушки и отстреливаться от неприятельской пехоты из пистолета. При движении машины командир перемещался в носовую часть корпуса к водителю, который, в свою очередь “при отсутствии боевой опасности находится на крыше автомобиля в передней его части”, а в боевой обстановке – внутри машины.

Управление пуском двигателя, главным фрикционом, коробкой передач, поворотом, натяжением гусениц, жалюзями воздухозаборника, подъемом башенки осуществлялось пневматической системой, включавшей компрессор и баллоны со сжатым воздухом. Внутри танк имел освещение, состоявшее из 16 электрических ламп.

Несмотря на столь детальную проработку проект Д.Менделеева не был тщательно рассмотрен в военном ведомстве, и без того перегруженного текущей работой. Скорее всего, свою роль сыграл гигантизм танка и его перенасыщение различными новшествами, однако этими “недугами” страдал практически каждый проект гусеничных бронемашин того времени. Представленный несколько позже второй вариант танка был намного легче, отличаясь 50-мм бронированием, и вооружался одной 127-мм морской пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами в отдельных башнях. К сожалению, подробного технического описания и эскизов этого танка не сохранилось.

Что касается первого проекта, то в нём имелось несколько существенных изъянов. К примеру, огромная масса танка, по расчетам составлявшая 170 тонн, вызвала бы множество проблем при его эксплуатации. В совокупности с предложенным вариантом силовой установки, дававшей удельную мощность всего 1,5 л.с.\т, это почти полностью исключило бы использование танка в условиях “лунного ландшафта”. Выходит, что заявленные ходовые характеристики (максимальная скорость — до 14 км\ч, преодолеваемый подъем — до 25°, радиус поворота -10 метров) оказались слишком оптимистичными. Более того, ходовая часть танка, при всей её привлекательности, была слишком дорогой и сложной в изготовлении. Не очень рациональным являлось расположение малой пулеметной башни, которая имела значительные «мертвые зоны» при стрельбе прямо-вперед и назад. К тому же, распыление обязанностей командира танка отрицательно сказалось бы на управлении машиной и экипажем. Остается также неизвестным, в каком качестве Менделеев собирался применять «Бронированный автомобиль» — по всем основным параметрам его танк больше соответствовал тяжелой САУ, которые в годы Второй Мировой войны активно использовались при штурме хорошо укрепленных оборонительных полос.

Тем не менее, постройка “Бронированного автомобиля” Менделеева был вполне реальна. Конечно, можно было уменьшить калибр главного орудия и толщину брони (заодно снизив массу), пересмотреть размещение пулеметного вооружения и обязанности членов экипажа, только заниматься этим в период бурных революционных событий 1916-1917 гг. уже никто не стал.

Расчетные тактико-технические данные сверхтяжелого танка “Бронированный автомобиль” обр. 1911 г.

БОЕВАЯ МАССА 173200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10000 (по корпусу)
13000 (с пушкой)
Ширина, мм ?
Высота, мм 4450 (с полнятой башней)
3500 (по крыше корпуса)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 120-мм пушка Канэ и один 7,62-мм пулемет
БОЕКОМПЛЕКТ 51 снаряд и 10000 патронов (предположительно)
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 150 мм
борт корпуса — 100 мм
башня — 8 мм
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный, мощностью 150 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 4-скоростной коробкой передач и дифференциалом
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с пневматической амортизацией, 5 поддерживающих катков, верхнее переднее направляющее колесо и заднее верхнее ведущее колесо, крупозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 14 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 25°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Танк прорыва Троянова

Танк прорыва ТрояноваРазработчик: инженер Л.С.Троянов
Год начала работ: ?
Танк остался на стадии проекта по причине высокой технической сложности.

Пожалуй, наиболее авангардным проектом танка прорыва была разработка ленинградского конструктора Л.С.Троянова. Согласно описанию и предварительным наброскам танк представлял собой два гусеничных шасси с паровыми двигателями мощностью по 1500 л.с. между которыми устанавливалась поперечная платформа. На ней монтировалась башня с 203-мм пушкой, а на каждом из шасси имелись башни со 152-мм орудиями. Танк можно было ставить на железнодорожный ход, превращая его, таким образом, в бронепоезд. Собственно, идея подобного “составного танка” была не нова, поскольку ещё в 1915 г. в Великобритании появился проект “боевой машины Педрейл” аналогичной компоновки. Советский конструктор развил проект дальше, предусмотрев раздельное использование каждого из шасси в качестве отдельных боевых единиц.

Проект поступил на рассмотрение, но был отвергнут в виду технологической сложности.

РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ТАНКА ПРОРЫВА ТРОЯНОВА обр.1915 г.

БОЕВАЯ МАССА ?
ЭКИПАЖ, чел. ?
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 203-мм пушка на платформе и две 153-мм пушки в башнях
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ два паровых
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ составная: два гусеничных шасси соединенных платформой
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

Т-42 Сверхтяжелый танк прорыва

Разработчик: КБ под руководством Гротте
Год начала работ: 1932
Танк остался на проектной стадии в виду высокой сложности в постройке и эксплуатации.

Выданное в начале 1930 года техническое задание на разработку тяжелого танка привело к созданию проектов целого ряда многобашенных машин, уникальных как по размерам, так и по огневой мощи.
Одной из таких разработок был проект сверхтяжелого “танка прорыва”, представленный группой инженеров танкостроительного КБ ленинградского завода “Большевик”, руководил которыми немецкий инженер Э.Гротте. Первое его изделие – “маневренный” танк ТГ (1931 г.), хотя и понравился высшему командному составу РККА, обладал внушительным количеством недостатков и, что было более важным, огромной стоимостью в производстве, сравнимой с выпуском целой роты легких танков.

Однако отступать Гроте не собирался. Советский Союз в начале 30-х гг. прошлого века был едва ли не единственной страной, которая могла финансировать проектирование и постройку подобных машин. В марте 1932 года немецкий инженер составил проект многобашенного танка массой 75 тонн, названного ТГ-VI. Эта разработка поддержки не получила и тогда, на её основе, Гроте разработал проект новой машины, которая в дальнейшем получила индекс Т-42. Масса танка, на этот раз, была доведена до 100 тонн. По компоновке Т-42 был аналогичен Т-35-1, прототип которого строился на харьковском заводе и был недалек от завершения.

В передней части корпуса размещался отсек управления, где место механика-водителя расположили по оси танка, сильно выдвинув вперед и оборудовав бронированной надстройкой. За ним располагалось боевое отделение. Вооружение находилось в пяти башнях: спереди были установлены две малые башни с 45-мм пушками и спаренными 7,62-мм пулеметами, сзади – две башни оснащенные пулеметами (калибра 7,62 или 12,7-мм), способными вести огонь по воздушным целям. Между малыми башнями, по оси танка на специальной надстройке, устанавливалась главная башня со 107-мм орудием, на крыше которой имелась небольшая командирская башенка.

В кормовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение. Чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места, и заодно обеспечить её установленную техзаданием скорость, на Т-42 планировали установить двигатель мощностью 2000 л.с. Поскольку в 1932 году такого мощного двигателя просто не существовало, стоит предположить, что он мог быть разработан “с нуля”, либо могла использоваться спаренная установка двух двигателей мощностью 900-1000 л.с.

Ходовая часть Т-42 была столь же внушительна, как и вооружение. Применительно на один борт она состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения. При этом, 16-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные сблокировали в 6 тележек по два катка.

Для облегчения управления танком Гроте решил использовать электротрансмиссию и сервоприводы управления – учитывая эти факторы, а также вес артиллерийских систем установленных на Т-42, можно сделать вывод, что боевая масса танка превысила бы проектные 100 тонн.

Проект сверхтяжелого танка Т-42 был рассмотрен летом 1932 года и произвел не самое лучшее впечатление. По сравнению с явным фаворитом конкурса тяжелым Т-35 танк конструкции Гроте казался чересчур громоздким. Соотношение его длины (около 15 метров) к ширине сразу наводило на мысль, что подвижность машины будет далека от требуемого уровня, да и скоростные качества явно будут не на высоте. Кроме того, предстояло как-то решать проблему доставки танков такой массы к линии фронта и их боевой эксплуатации. В этом случае даже мощное вооружение не играло решающей роли.

Рассудив, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию руководство УММ РККА отказалось от развития данного проекта, сосредоточив усилия на Т-35.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ТАНКА ПРОРЫВ
Т-42 обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА ~100000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 9-12
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 107-мм пушка, две 45-мм пушки, четыре-пять 7,62-мм пулеметов ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 70 мм
борт корпуса — ~25 мм
корма корпуса — ~20 мм
крыша корпуса — ~15 мм
днище — ~10 мм
лоб главной башни — ~70 мм
борта главной башни — ~30 мм
малые башни — не менее 25 мм
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный (дизельный ?), мощностью 2000 л.с.
ТРАНСМИССИЯ электрического типа с сервоприводами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 17 опорных катков, ? поддерживающих роиков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 20-25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Т-39 Сверхтяжелый танк прорыва

Разработчик: ГКБ под руководством Н.А.Астрова
Год начала работ: 1932
Год выпуска первого прототипа: 1933
Причина завершения работ: высокая сложность конструкции и больший приоритет проекта Т-35.

Не успел Т-35 поступить на вооружение, как уже 13 августа 1933 г., после устверждения измененной системы бронетанкового вооружения, приняли решение заменить его новой боевой машиной. Причина столь скорого отказа от производства «тридцать пятого» заключалась в его исключительной сложности, которая дополнялась многочисленными дефектами и «детскими болезнями», избавится от которых не удавалось на протяжении всего периода его использования в АБТВ. Однако при этом оговаривалось, что пока новый танк не поступит в серию выпуск Т-35 прерывать не следует.

Так, в начале 1933 г. по требованию штаба и УММ РККА, были выработаны новые требования к танку прорыва. Прежде всего предстояло усилить вооружение, поскольку мощности 76-мм танковой пушки явно недоставало для преодоления хорошо укрепленных оборонительных полос и долговременных укреплений. Вместо неё запланировали установить орудия намного большего калибра, вроде «пушки калибра 107-мм или тяжелой гаубицы калибра 152-мм», что доводило огневую мощь танка до уровня корпусной артиллерии. Этот шаг ещё привел и к значительному увеличению массы, которая на начальном этапе оформления ТТЗ составила 75 тонн. Однако предварительные расчеты показывали, что при противоснарядном бронировании с толщиной бронвых листов 15, 20, 25, 50, 75 мм, которое должно было выдерживать попадания снарядов дивизионной артиллерии, сделать это невозможно. В итоге масса танка выросла до 90 тонн, и это не было пределом. Чтобы сдвинуть такую машину понадобилась бы очень мощная силовая установка — выход был найден путем установки авиационных двигателей М-34 мощностью 850 л.с. или Hispano-Suiza 18 мощностью 1150 л.с. По самым оптимистичным оценкам скорость танка в первом случае могла составить 24 км\ч, во втором — 33 км\ч, запас хода соответственно достигал 144 км и 194 км. В качестве подстраховочного варианта была поставлена задача построить и испытать паровой двигатель, приспособленный для установки на танк. Для этого даже успели выделить один серийный Т-35, но о его испытаниях информации не сохранилось.

Проектирование сверхтяжелого танка прорыва, названного Т-39, поручили конструкторскому коллективу под руководством Н.В.Барыкова, работавшего на опытном заводе Спецмаштреста им.Кирова в Ленинграде. Приступая к работе учитывались сведения полученные от специалистов фирмы Ansaldo, а также опыт, накопленный при проектировании и изготовлении тяжелых танков Т-35, Т-42, ТГ-6 и ТП-1. К июню 1933 г. были готовы первые шесть проектов, в которых предусматривалась возможность установки самого разнообразного вооружения в двух или четрых башнях. Рассматривались варианты с орудиями 45, 76, 107 и 152-мм, а в качестве вспомогательного вооружения планировали использовать 4-6 пулеметов ДТ и 2-х огнеметов.

На очередном правительственном заседании, прошедшем 10 июня 1933 г., были рассмотрены проекты тяжелых танков ТГ-6, Ansaldo и Т-39. Последний вызвал наибольший интерес, но по разным причинам, ни один из них военным не понравился. Впрочем, спустя всего несколько месяцев, группой инженеров под руководством С. Гинзбурга и Н. Барыкова было разработано ещё два варианта, получивших обозначения Т-39 7-го и 8-го проекта. Оба танка были во многом похожи, если не считать схемы размещения вооружения — «восьмой» проект предусматривал установку в двух главных башнях трех (!) 107-мм и двух 45-мм пушек, в то время как «седьмой» обходился одной 152-мм и тремя 45-мм пушками. Ходовая часть и бронирование не имели отличий.

Эти боевые машины понравились намного больше, что позволило довести работу до постройки макетов в масштабе 1:10, однако на этом пришлось остановиться. Рассмотрев оставшиеся проекты Т-39 правительственная комиссия пришла к неутешительным выводам. В декабре 1933 г. нарком обороны К.Ворошилов докладывал предстедателю СНК СССР следующее:

«Представляя особо удачные варианты большого танка, прошу рассмотреть их на Комиссии Обороны и окончательно решить — нужна ли нам вообще такая боевая машина взамен достаточно мощного, на мой взгляд, танка особого назначения Т-35, который в состоянии выполнить большинство боевых задач. Производство опытного образца Т-39 потребует около 3 млн. рублей и не менее одного года».

Таким образом, дальнейшая судьба Т-39 была предрешена. В феврале 1934 г. его вычеркнули из планов УММ РККА и Спецмаштреста, решив сконцентрироваться на серийном танке Т-35А.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ТАНКА ПРОРЫВА
Т-39 обр.1933-1934 гг.

БОЕВАЯ МАССА 90000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 12
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 12500
Ширина, мм 3600
Высота, мм 4300
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ 7-й проект: 152,4-мм гаубица, три 45-мм пушки, четыре 7,62-мм пулемёта, огнемёт
8-й проект: четыре 107-мм пушки, две 45-мм пушки и два 7,62-мм пулемёта
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 75 мм
борт корпуса — ?
корма корпуса — ?м
башни — ?
крыша — 15 мм
днище — 15 мм
ДВИГАТЕЛЬ М-34, карбюратоный, 970 л.с. или Испано-Сюиза, карбюратоный, 1150-1300 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) (на один борт) 10 сдвоенных опорных катков, 1 независимый каток, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющиее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 24-33 км\ч
ЗАПАС ХОДА 114-194 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Танк прорыва Данченко

Разработчик: инженер М.В.Данченко
Год начала работ: 1933
Год выпуска первого прототипа: не строился
Проект отклонен по причине высокой технологической сложности.

В июне 1933 года в Научно-исследовательском отделе ВАММ под руководством М.В. Данченко разработали проект 500-тонного танка, вооруженного двумя 107-мм, двумя 76-мм и двумя 45-мм пушками, 4-12 пулеметами, тремя огнеметами и минометом, с экипажем в 60 человек.

Двигательная установка в 6 000 л. с. должна была обеспечить скорость хода 30 км/ч. По общей схеме он примерно соответствовал тяжелым танкам Т-42 и ТГ-5. Проект был рассмотрен, но дальше предварительных чертежей проект сверхтяжелого танка Данченко не продвинулся.

РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ТАНКА ПРОРЫВА ДАНЧЕНКО проекта 1933 г.

БОЕВАЯ МАССА 500000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 60
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ две 107-мм пушки, две 76,2-мм и две 45-мм пушки, 4-12 пулеметов типа ДТ, три огнемета и миномет
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, мошщносью 6000 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ?
СКОРОСТЬ 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

КВ-4 Сверхтяжелый танк прорыва

Разработчик: КБ ЛКЗ
Год начала работ: 1941
Год выпуска первого прототипа: не состоялся
Проектные разработки были прекращены в связи с начавшейся войной.

Весной 1941 г., когда был поднят вопрос о замене танка КВ-2 более тяжелой машиной с пушкой меньшего калибра, постанвлением НКО СССР директору Кировского завода (ЛКЗ) предписывалось силами собственной конструкторской бригады создать танк КВ-4 с удлиненной базой шасси, пушкой калибра 107-мм и бронезащитой 125-130 мм с возмодностью её утолщения в наиболее поражаемых участках до 140-150 мм. В качестве пожеланий указывалась установка дополнительной 45-мм пушки для борьбы с лёгкой бронетехникой. К 1 октября инженеры ЛКЗ должны были подать на Ижорский завод чертежи корпуса и башни, к 15 июня — предъявить на утверждение НКО технический проект, а 15 августа 1941 г. Ижорский завод должен был предоставить ЛКЗ готовые компоненты танка, для их последующей сборки.

Работа закипела в апреле 1941 г. Проектирование столь тяжелого танка, с оценочной массой до 100 тонн, было для ЛКЗ в новинку, поэтому начальник СКБ-2 Ж.Котин привлёк к нему всех специалистов, по сути организовав конкурс. В общей сложности было подано порядка 20 вариантов КВ-4, заметно отличавшихся компоновкой, весовыми данными и конструктивными решениями. Рассмотрим некоторые из них.

Проект Л.Переверзева по компоновке повторяли танки прорыва выпуска 1939-1940 гг. (имеются в виду СМК и Т-100). Пушка главного калибра размещалась в основной башне, 45-мм пушка — в малой башне в передней части коруса. Основная разница состояла лишь в том, что тощина лобового бронирования была доведена до 125 мм, а вместо стандартных танковых орудий калибра 76,2-мм устанавливалсь намного более мощная 107,6-мм пушка ЗИС-6 (углы вертикального наведения от +20° до -7°), которая стала основой практически для всех других разработок по теме КВ-4. На танке с проектной массой 100 тонн должна была применяться торсионая подвеска ходовой части. Максимальная скорость сотавляла 39 км\ч, что предполагалось наличие двигателя мощностью около 1000 л.с. Габритные характеристики были следующими: длина — 6500 мм, ширина — 3800 мм, высота — 3320 мм, клиренс — 520 мм, колея — 3000 мм. В целом, этот проект был близок к КВ-5.

Боевая масса, кг 100000
Двигатель дизель М-40
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 39
Запас хода, км 300
Экипаж, чел. 6
Бортовая броня, мм 125
Верхний лобовой лист, мм 100
Нижний лобовой лист, мм 125
Корма, мм 125
Крыша, мм 50
Передний лист днища, мм 50
Задний лист днища, мм 40
Пушка №1 одна 107-мм ЗиС-6
Пушка №2 одна 45-мм 20-К
Пулеметы, шт 4х7,62-мм ДТ
Снарядов для пушки №1, шт. 100
Снарядов для пушки №2, шт. 103
Патронов для пулеметов, шт. 4500
Рация 10-Р

По такой же схеме был выполнен проект, авторство которого до наших дней не сохранилось. Проект, выполненный по двухбашенной схеме, предполагал установку передней башни с 45-мм пушкой спереди со смещением к правоу борту и главной башни с 107-мм орудием ЗИС-6, форма которой была близка к башне танка КВ-3 финального проекта (не исключено, что в обоих проектах использовались уже имевшиеся наработки). На крыше башне устанавливалсь командирская башенка. Проектная скорость оценвалась в 41 км\ч.

О проектах А.Ермолаева и Л.Сычева известно совсем немного. По сохранившимся данным они имели компоновку, схожую с проектом Переверзева, а в состав вооружения были включены 107-мм и 45-мм пушки. Масса танков, предположительно, составляла около 90-100 тонн. Максимальная скорость для первого проекта определялась в 51 км/ч, для второго — 46-55 км/ч.

Также нет точных сведений о проектах Ф.Маришкина, Ф.Москвина, В.Павлова и Д.Григорьева. Сохранилась ннформация лишь о составе вооружения, который был идентичен выше описнанным разработкам, и максимальной скорости, варьировавшейся в пределах от 31,3 до 40 км/ч.

Проект Н.Струкова имел проектную массу 92 тонны, экипаж из 6 человек и следующие габаритные размеры: длина — 8600 мм, ширина — 4000 мм, высота — 3800 мм. Толщтна лобового бронирования доходила до 186 мм, максимальная скорость — до 36 км\ч.

Проект М.Креславского по компоновке был почти аналогичен знаменитому немецкому сверхтяжелому танку «Maus». В передней части корпуса находилось отделение управления, в средней — моторный отсек, за которым находилось боевое отделение и трансмиссия. В башне должны были устанавливаться 107-мм пушка ЗИС-6 и 45-мм пушка 20К, боекомплект дл которых составлял 103 и 140 выстрелов соответственно. Оба орудия имели одинакоые углы возвышения и склонения от -7° до +15°. Дополнительное стрелковое вооружение состояло из трех пулеметов ДТ с боекомплектом 6000 патронов: в командирской башенке, в кормовом листе главной башни и курсовой. На танке предстояло установить дизель М-40 мощностью 1200 л.с., который обеспечивал бы максимальную скорость до 45 км\ч. Ходовая часть предполагала торсионную подвеску со стальными опорными опорными катками имевшие внутреннюю амортизацию. Остальные характеристики указаны ниже:

Боевая масса, кг 92600
Полная длина, м 9
Полная ширина, м 4
Полная высота, м 3,225
Колея, м 3,15
Клиренс, м 0,6
Длина опорной поверхности, м 6
Уд. давление, кг/см2 0,908
Запас хода, км 180-230
Экипаж, чел. 6
Бортовая броня, мм корпуса 125, башни 140
Верхний лобовой лист, мм 80
Нижний лобовой лист, мм 130
Корма, мм 130
Крыша, мм 50
Передний лист днища, мм 40
Задний лист днища, мм 40
Рация 10-Р

Проект Г.Крученых получился самым «тяжелым» — согласно предварительным расчетам его танк мог иметь массу порядка 107 тонн (для сравнения, полная масса «Maus» составляла 188 тонн). По компоновке он был во многом аналогичен проекту Креславского, отличаясь лишь в некоторых деталях. На танке использовалась трехъярусная схема расположения вооружения. На первом ярусе находилась малай пулеметная башенка (справа от водителя) и главная башня, где устанавливалось 107-мм орудие (боекомплект 105 выстрелов) со спаренным пулеметом ДТ. На крыше главной башни, у кормовой закругленной стенки, находилась вторая башня, оснащенная 45-мм пушкой 20К (300 снарядов), также со спаренным пулеметом ДТ. Над ней устанавлимвалсь командирская башенка с четвертым пулеметом ДТ. Общий боекмоплект для пулеметов составлял 10000 патронов. Углы вертикального наведения орудий находились в пределах от +20° до -12°. Ходовая часть была аналогична предыдущему проекту.

Боевая масса, кг 107700
Полная длина, м 9,13
Полная ширина, м 4,03
Полная высота, м 3,78
Колея, м 3,1
Клиренс, м 0,55
Длина опорной поверхности, м 6,09
Уд. давление, кг/см2 1,04
Запас хода, км 320
Экипаж, чел. 9
Бортовая броня, мм копрус 130, башня 140
Верхний лобовой лист, мм 130
Нижний лобовой лист, мм 130
Корма, мм 100 и 130
Крыша, мм 50
Передний лист днища, мм 50
Задний лист днища, мм 50
Рация 10-Р

Проект КВ-4 инженера К.Буганова стал, можно сказать, прообразом для израильского «Merkava». Моторно-трансмиссионное отделение располагалось спереди и прикрывалось наклонным бронелистом. Боевое отделение находилось в кормовой части танка. В основной башне танка обтекаемой формы была установлена 107-мм пушка, на ней с правой стороны установили дополнтельную башню с 45-мм пушкой. Также в лобовом листе корпуса имелся 7,62-мм пулемет ДТ. Шасси танка состояло из семи опорных катков на борт с передним ведущим и задним направляющим колесом. Если бы этот проект был принят к реализации РККА получила бы танк, способный на равных сражаться с «Tiger» и «Panther» к началу 1942 г.

Немного необычно смотрелся проект С.Федоренко. В целом его вариант КВ-4 не представлял из себя ничего экстраординарного, если не считать формы башни и её компоновки. В плане он представляла собой немного «перекошеный» приземистый параллелограмм с чрезмерно плотной компоновкой. На его «лобовой стороне» установили пушку главного калибра, справа от неё располагалась полусферическая башня с 45-мм пушкой. Пулеметы располагались в кормовой части башни, рядом с пушкой и в лобовом листе корпуса. На танке предполагалась торсионная подвеска 16 опорных катков. Проектная скорость оценивалась в 21,6-38 км/ч.

Данный проект, скорее всего, не попал в список наиболее приоритетных. Если судить по сохранившимся эскизам, свою отрицательную роль сыграло наличие относительно узкого корпуса и сложной по конструкции главной башни, которая, помимо прочего, буквально нависала над гусеницами. Возможно, при условии установки более технологичной башни и иногда варианта размещения вооружения (например, если бы 45-мм пушка была установлена в корпусе), проект Федоренко имел шансы на успех, но времени для проведения этих работ уже не оставалось.

Конструкторы П.Михайлов и Г.Турчанинов предложили компромиссный вариант расположения вооружения. Поскольку 45-мм пушке была отведена вспомогательная роль два таких орудия решили установить в лобовом листе корпуса. Основная 107-мм пушка (85 выстрелов) размещалась в обычной башне с круговым обстрелом и углами вертикального наведения от +20° до -5°. В то же время, 45-мм пушка 20К (150 выстрелов) монтировалась в лобовом листе корпуса и могла наводится по горизонту только в пределах 45°. Дополнительное вооружение включало три пулемета ДТ с 45 дисками, а также огнемет. Внешне даннвй проект КВ-4 отчасти напоминал КВ-3 с конической башней и к тому же, был очень близок к нему по массо-габаритным данным. Не исключено, что проект П.Михайлова и Г.Турчанинова был отвергнут именно по этой причине, чтобы не плодить в производстве две однотипные машины.

Боевая масса, кг 86500
Полная длина, м 9
Полная ширина, м 3,6
Полная высота, м 3
Колея, м 2,5
Клиренс, м 0,5
Уд. давление, кг/см2 0,896
Двигатель дизель М-40
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 50
Запас хода, км 2800 литров
Экипаж, чел. 5
Бортовая броня, мм 150
Верхний лобовой лист, мм 130
Нижний лобовой лист, мм 180
Корма, мм 130
Крыша, мм 40
Передний лист днища, мм 50
Задний лист днища, мм 40
Рация 10-Р

Нечто подобное в самом конце войны предложили японские инженеры при создании среднего танка Тип 5 «Чи-ри». У этой машины вместо курсового пулемёта имелась 37-мм пушка, а более мощное 75-мм орудие находилось в большой угловатой башне. Масса этого танка, при толщине брони 75-50 мм, составила при этом всего 37 тонн. К сожалению, «японский КВ» появился слишком поздно — единственный образец был изготовлен в 1945 году и хотя было получено разрешение на серийную постройку «Чи-ри» ни одного танка построить не успели.

Коллективный проект инженеров П.Тарапатина, К.Кузьмина и В.Таротько предусматривал установку 107-мм пушки в неподвижной рубке с ограниченными углами обстрела по горизонту, составлявшими около 60°. Весьма скромным оказался боекомплект, составивший всего 20 выстрелов. На крыше рубки устанавливалсь малая башня с 45-мм пушкой 20К (160 выстрелов), имевшей возможность кругового вращения и углы вертикального наведения от +80° до -5°. Дополнительное вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов ДТ (4200 патронов). Возможно, именно схема вооружения не позовлила данному проекту стать победителем конкурса. В остальном же данный вариант КВ-4 не сильно отличался от кункурентов. В частности, для танка была запланирована установка дизельного двигателя М-40 мощностью 1200 л.с., который обеспечивал бы максимальную скорость до 36 км\ч. Остальные тактико-технические характеристики выглядели следующим образом:

Боевая масса, кг 88000
Полная длина, м 9,26
Полная ширина, м 3,79
Полная высота, м 3,175
Колея, м 3,04
Клиренс, м 0,5
Длина опорной поверхности, м 6,66
Уд. давление, кг/см2 0,8
Запас хода, км 250
Экипаж, чел. 6
Бортовая броня, мм 125
Верхний лобовой лист, мм 125
Нижний лобовой лист, мм 125
Корма, мм 100 и 125
Крыша, мм 40
Передний лист днища, мм 40
Задний лист днища, мм 40
Рация 10-Р

Наиболее близким к реализации можно было считать проект инженера Н.Цейца, уже имевшего немалый опыт в проектировании танков. Его вариант КВ-4 имел несколько интересных отличий. Основное 107-мм орудие ЗиС-6 размещалось в башне цилиндрической формы, причем весь боекомпклект из 108 снарядов в ней располагался вдоль башенных стенок. Это позволяло слегка ускорить процесс заряжания пушки и впоследствии послужило мотивом для создания механизма автомата заряжения, который был применен уже в наше время на танках Т-72. Углы вертиканого навения орудия составляли от +20° до -5°. Вспомогательное 45-мм орудие не устанавливалось совсем, поскольку для защиты от атакующей пехоты планировалось использовать 7,62-мм пулеметы ДС (общий боекомплект 10000 патронов), установленные в лобовой части корпуса и в командирской башенке. Кроме того, планировалась установка огнемета, благо, ггабаритные размеры боевого отделения это позволяли. Дизельный двигатель М-40 размещался в корме, трансмиссия — в носовой части. Ходовая часть КВ-4 состояла из восьми опорных катков на борт с торсионной подвеской, четырех поддерживающих роликов, заднего направляющего и переднего ведущего колеса. По высоте корпуса танк Цейца почти не отличиался от обычного КВ-1, пожалуй его существенным недостатком была только большая высота главной башни.

Боевая масса, кг 90000
Полная длина, м 8,35
Полная ширина, м 4,03
Полная высота, м 3,62
Колея, м 3,18
Клиренс, м 0,55
Длина опорной поверхности, м 6,05
Уд. давление, кг/см2 0,88
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 45
Запас хода, км 180
Экипаж, чел. 7
Бортовая броня, мм 125
Верхний лобовой лист, мм 130
Нижний лобовой лист, мм 130
Корма, мм 125
Крыша, мм 60
Передний лист днища, мм ?
Задний лист днища, мм 50
Рация 10-Р

Самым консервативным проектом был, пожалуй, танк Н.Шашмурина. По общей схеме этот вариант КВ-4 больше напоминал САУ огневой поддержки — 107-мм пушка размещалась в неподвижной рубке на тумбовой установке с углом обстрела по горизонту 30° градусов. Ходовая часть была значительно удлинена и расширена, что в итоге довело проектную массу этого танка до 92 тонн. Габаританые размеры: длина — 100000 мм, ширина — 4000 мм, высота — 3660 мм. Максималбная скорость — до 35 км/ч

Несмотря на явный шаг назад, по сравнению с другими проектами, победителем конкурса признали именно Шашмурина. Что побудило заводскую и военную комисиию отдать предпочтение именно этой разработке сейчас сказть очень сложно. Не исключено, что одни из решающих факторов стало использование уже готовых элементов конструкции от серийного танка КВ образца 1939 г. В частности, от него использовалась башня вместе с полным комплектом вооружения (пушка Л-11 и два пулемета ДТ) и элементы ходовой части, что заметно улучшало технологичность производства. Можно сказать, что Шашмурин представил проект тяжёлого танк КВ-1 качественно нового уровня, при прочих равных характеристиках он был признан наиболее оптимальным.

Весьма близко к реализации также находился проект Н.Духова с проектной массой 82,5 тонны. По схеме он напоминал КВ-5, но без пулеметной башенки в передней части корпуса. Основное вооружение, состоявшее из 107-мм пушки ЗИС-6 и 45-мм пушки 20К, размещалось в основной башне, на крыше которой находилась командирская башенка с пулеметом ДТ. Подвеска опорных катков — торсионная. Проектная скорость составляла 40 км\ч. После оценки всех проектов именно этот КВ-4 был выбран для постройки прототипа. Реализовать идею сверхтяжелого советского танка в металле помешала начавшаяся в июне 1941 г. война с Германией, когда все мощности ЛКЗ и ЧТЗ были направлены на постройку серийных КВ и Т-34. Впрочем, отдельные конструктивные решения затем были использованы на других танках тяжелого типа.