Колесные САУ СССР

СУ-4 \ СПК Самоходная артиллерийская установка

Увлечение в начале 1930-х гг. динамореактивными пушками Курчевского привело к изучению возможности повысить их мобильность. В качестве транспортеров были выбраны грузовые автомобили ГАЗ-ТК и ГАЗ-А. Вариант “ТК” создавался специально для установки динамореактивного орудия. К его удлиненной раме на поперечной рессоре была подвешена третья ведущая ось и применены в главной передаче конические шестерни с большим передаточным числом для обеспечения лучших тяговых качеств при слабом 40-сильном двигателе ГАЗ-А. Сзади, на тумбовой установке, устанавливалась 76-мм полковая пушка БПК. Стрельба могла производиться как с машины, так и с грунта. Скорострельность составляла до 10 выстрелов в минуту. Какое-либо бронирование отсутствовало. В качестве защиты от атак пехоты с собой перевозился пулемет ДТ.

Испытания САУ на колесном шасси проводились в 1933-1934 гг., после чего была выпущена небольшая серия этих машин. По основным параметрам, исключая прицельную дальность, БПК соответствовала требованиям РККА, однако её сильные демаскирующие свойства (сильный звук выстрела и облака пыли) привели к быстром отказу от использования этого типа орудий в строевых частях. Всего до 1937 г. было получено 23 самоходных орудия на шасси трехосного автомобиля, большую часть которых передали в разведывательные батальоны стрелковых дивизий. Им присвоили обозначение СУ-4, но иногда эти САУ именовались как СПК – самоходные пушки Курчевского.

Что касается боевого применения СУ-4, то об этом данных практически не сохранилось. Известно, что несколько машин действовало в составе разведывательных батальонов стрелковых дивизий во время советско-финской войны 1939-1940 гг. Однако более детальная информация сохранилась об их использовании в ходе войны с Германией. Вот, к примеру, несколько цитат из книги Архипова «Время танковых атак», служившего в 1941 г. в составе 43-й танковой дивизии командиром разведбата. Правда СУ-4 в них почему-то называется РПД:

«В разведбатальоне кроме роты легких танков две роты бронемашин, причем в одной из них легкие броневики с пулеметным вооружением, в другой — мощные, очень устойчивые и маневренные машины, вооруженные двумя пулеметами и 45-мм пушкой. В батальон также входят рота мотоциклистов и зенитная рота (12 пулеметов ДШК и четыре 37-мм пушки), артбатарея — шесть пушек РПД на вращающихся тумбах, смонтированных на платформах грузовиков, и отдельные взводы — управления, связи, саперный, комендантский и взвод ранцевых огнеметов».

«Боевой порядок заняли так: в центре — рота танков, справа — пушечные автомобили БА-10, слева пушки РПД на грузовиках…»

«Надо было срочно менять позиции, и мы постепенно — сначала грузовики с пушками РПД, затем броневики с легкими танками и последними танки Т-34 — отошли на следующий рубеж».

«Особенно эффективно работали гаубичный дивизион и пушки РПД. Снаряд этой пушки свободно прошивал даже лобовую броню немецких средних танков, не говоря уже о легких Т-1 и Т-2.»

Кроме того, батареей из шести БПК располагал 9-й мехкорпус. Как минимум одно орудие в 1941 г. досталось немцами в качестве трофея – эту СУ-4 захватили в расположении 44-й стрелковой дивизии, причем о её техническом состоянии ничего не сообщается.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ СУ-4 обр.1934 г.

БОЕВАЯ МАССА 2620 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4600
Ширина, мм 1630
Высота, мм 2210
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм полковая динамореактивная пушка БПК и переносной 7,62-мм пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ снарядов для БПК — ? патронов для ДТ — 1764
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ А, карбюраторный, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передний мост управляемый, задние мосты ведущие, колеса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 63 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 188 — 230 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

СУ-1-12 Самоходная артиллерийская установка

После нескольких лет вынужденного перерыва в разработке артиллерийских установок на автомобильном шасси, который был вызван Гражданской войной и тяжелым восстановительным периодом, русские инженеры вернулись к этой теме в более полном объёме. Сохранившиеся к тому времени на вооружении САУ на шасси Руссо-Балт с 76,2-мм зенитной пушкой Лендера обр.1913 г. далеко не полностью устраивали РККА. Прежде всего, с 1917 года производство шасси, как и запасных частей к ним, было прекращено, а других подходящих машин для этих целей тогда не нашлось. По части вооружения орудие Лендера к середине 1920-х гг. считалось устаревшим, хотя и продолжало активно использоваться.

Одним из первых, в 1924 году, проект новой САУ на автомобильном шасси предложил Н.М.Филатов, ранее ставший известным благодаря своим “Трехоколескам”. Он предложил установить на шасси грузового автомобиля “ФИАТ” 76,2-мм полевую пушку обр.1913 г. с укороченным стволом, но проект не получил должной поддержки и был закрыт. Спустя пять лет к этой идее решили вернуться в рамках системы танко-трактороного и авто-броневого вооружения, принятой в 1929 г., хотя тогда наиболее приоритетными были направления создания самоходных орудий на тракторном или танковом шасси. Тогда же возобладала мысль, что САУ, которые должны были использоваться для поддержки мотомехчастей и пехоты, должны оснащаться универсальными орудиями, способными вести борьбу с живой силой противника, бронетехникой и защищать от атак с воздуха. Подобная “универсальность” отодвинула на несколько лет её реализацию в металле, поскольку требуемые артсистемы так и не были получены. Наконец, в ноябре 1932 года, руководство УММ РККА получили письмо за подписью М.Н.Тухачевского, из которого следовало, что “механизированные войска нуждаются более в мобильных легкозабронированных пушках и гаубицах, тогда как для пехоты нужны хорошо забронированные установки, которые можно использовать для укрытия от огня противника…Их вооружение достаточно иметь в виде полковой или дивизионной пушки калибра 76,2-мм с дальностью выстрела около 2000 мтр…”

Таким образом, от принципа универсальности отказывались в пользу более специализированных машин. В середине 1933 года на совещании с участием высшего командного состава РККА и наркомов промышленности, заинтересованные стороны сошли во мнении, что относительно армейской САУ требуется разработать унифицированное шасси “пригодное для установки артиллерии для нужд пехоты, мотомехвойск и кавалерии…”

Соответствующее техническое задание было выдано Кировскому заводу в Ленинграде, где конструкторская бригада в очень сжатые сроки разработала первый советский “артсамоход” на колесном шасси. В то время выбирать было из чего. С 1931 года в Нижнем Новгороде был налажен выпуск двухосных грузовиков Ford A, который в СССР с небольшими изменениями выпускались под маркой ГАЗ-А. Это была весьма надежная машина, но её ходовая часть могла выдержать установку только легкого орудия. Более приемлемым оказался вариант использования шасси от грузовика “Мореланд”, имевшим колёсную формулу 6х4 и рассчитанному на большие нагрузки. Эта модель впоследствии стала более известной как ГАЗ-ААА.

С вооружением проблем тоже не возникло. Выпускавшаяся в больших количествах полковая 76,2-мм пушка обр.1927 г. вполне устраивала военных и была вполне пригодна для установки на грузовик. Конечно, конструкторам пришлось внести несколько доработок. Прежде всего, на месте грузового отсека была установлена специальная платформа, но которой монтировалась тумба с орудием. Машина также дополнилась следующими элементами:

— буксирным приспособлением;

— рамкой запасного колеса;

— передним настилом;

— 2-мм стальным отражателем с заслонкой, предохранявшим кабину от попадания пороховых газов и имевшим прямоугольное окно для общения водителя с расчетом орудия;

— двумя зарядными ящиками, крепившимися к задней стенке отражателя, правый ящик (по ходу машины) вмещал 18 штатных гранат, левый — 18 штатных шрапнелей;

— укладкой ЗИП.

Конструкция тумбы позволяла обеспечить круговой обстрел, но ввиду того, что из-за кабины машины огонь вперед был невозможен даже при максимальном угле возвышения (под действием пороховых газов проминалась крыша), горизонтальный обстрел был ограничен 270°. Если во время стрельбы ствол пушки находился близко к кабине, приходилось опускать боковые стекла для предохранения их от действия газов. При стрельбе назад, вдоль оси машины, можно было пользоваться ручным тормозом. В походном положении орудие разворачивалось вперед и фиксировалось, а вращающаяся часть тумбы ставилась на тормоз.

Бронирование СУ-1-12 оказалась довольно скромным и защищало только орудийную часть. На машинах “Мореланд” устанавливался П-образный щит из стали толщиной 4 мм, защищавший расчет орудия от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Все бронелисты устанавливались под прямыми углами к вертикали.

Однако в скором времени щитовое прикрытие было модернизировано. Конструктивно оно представляло собой коробку, передний лист которой имел основную амбразуру для прохода качающейся части орудия и два окна с левой ее стороны: верхнее — под отражатель панорамы, нижнее — для визирной трубки. Окна закрывались задвижками с ограничителями. При помощи угольников и раскосов щит крепился к вращающейся части тумбы. На качающейся части артсистемы устанавливался дополнительный щиток такой же толщины, как и основной, — для прикрытия главной амбразуры. Он не ограничивал откат пушки и углы вертикального наведения. Наклон щитка к оси канала ствола составлял 80°, нижняя часть была загнута вперед на 10°. Впоследствии самоходки более поздних серий получили щит обновленной конфигурации, отличавшимся нижним спрямленным бронелистом в лобовой части и увеличенными бортовыми бронелистами.

Испытания САУ СУ-1-12, проведенные в течении 1933 года, принесли обнадеживающие результаты. Стрельба из пушки могла вестись как прямо-назад, так и по борту. Проводились опыты по стрельбе на ходу, но при этом сильно снижался процент попадания по цели. Вместе с тем было отмечено, что шасси типа “Мореланд” не полностью отвечает требованиям РККА под установку на него орудий среднего калибра, поскольку проходимость машины вне дорог существенно снизилась. Немало нареканий вызвала и откровенно слабая бронезащита самоходки.

И всё же, в середине 1933 года было принято решение о запуске СУ-1-12 в серийное производство. При этом подчеркивалось, что принятие на вооружение данной САУ является временной мерой, пока не будут созданы более совершенные самоходные установки. Уже осенью того же года опытная батарея СУ-1-12 была отправлена в распоряжение 11-й механизированной бригады, дислоцированной на Украине, для прохождения войсковых испытаний. По их результатам УММ РККА приняло решение включить самоходные орудия в состав формируемых мехбригад в качестве средств непосредственной огневой поддержки пехоты и танков.

Серийное строительство СУ-1-12 было развернуто в начале 1934 г., и за неполные два года Кировский завод изготовил 99 машин, 48 из которых были собраны на базе грузовиков “Мореланд” (большая часть этих машин не имела бронещита) и 51 на базе ГАЗ-ААА. За это время СУ-1-12 была модернизирована путем введения защиты крыши и задней части водительской кабины, а на машинах более поздних серий устанавливалась улучшенная орудийная платформа.

О боевом применении и эксплуатации СУ-1-12 сведений сохранилось совсем немного. К середине 1938 года самоходки на шасси ”Мореланд” имелись в составе танковых частей Ленинградского, Московского, Белорусского и Киевского военных округов, а СУ-1-12 на шасси ГАЗ-ААА – в составе частей Ленинградского, Забайкальского, Московского, Киевского военных округов и Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии. Правда, за эти три года пришлось провести ремонт более трети машин – всего было зафиксировано порядка 40 средних и капитальных ремонтов СУ-1-12, главным образом в КОВО, МВО и ЗабОВО, после которых практически все машины на шасси грузовика “Мореланд” были сняты с эксплуатации.

К моменту первого советско-японского конфликта, вспыхнувшего на озере Хасан летом 1938 года, число СУ-1-12 боеспособных заметно сократилось. Однако часть оставшихся машин были весьма активно задействована в боях на финальном этапе боевых действий против японцев. По всей видимости, наиболее ярки боевой эпизод с участием СУ-1-12 имел место 31 июля, когда САУ этого типа, действовавших в составе артиллерийских батарей 2-го и 3-го танковых батальонов 2-й мехбригады ОДВА, приняли участие в боях у высоток Заозерная и Безымянная. Кроме них, в качестве средств огневой поддержки, также использовались более редкие СУ-5-2 на шасси легкого танка Т-26. Каждая батарея, приданная танковому батальону, включала по 4 СУ-1-12 и 2 СУ-5-2. В течении дня самоходные орудия обоих типов оказали существенную поддержку танкам 2-й мехбригады, выпустив по противнику 248 76-мм и 23 122-мм снаряда. Поскольку потерь среди САУ не было результаты этих стрельб признали успешными.

Есть также сведения об участии САУ СУ-1-12 в летних боях у реки Халхин-Гол в 1939 году. Единственным подразделением, которое располагало орудиями данного типа, была 32-я мехбригада, переброшенная в 1937 году в Монголию для усиления советской группировки войск в данном районе.

Во время советско-финской войны САУ СУ-1-12 находились на вооружение только одного подразделения – 33-го отдельного разведывательного батальона, который по состоянию на 9 марта 1940 года располагал двумя танкетками Т-27 и двумя самоходками на шасси ГАЗ-ААА.

На 1 декабря 1940 года в составе танковых подразделений РККА формально ещё оставалось три СУ-1-12, которые находились в Забайкальском особом военном округе и, соответственно, в боевых действиях участия не принимали.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ СУ-1-12 обр.1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 3700 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5610
Ширина, мм 1900
Высота, мм 2325
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм полковая пушка обр.1927 г.
БОЕКОМПЛЕКТ 36 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ щит орудия — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-М1, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 2-ступенчатым понижающим редуктором, демультипликатором и 4-скоростной КПП (4+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передние колеса одиннарные управляемые, задние колеса сдвоенные ведущие, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 370 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

КСП-76 Общевойсковая самоходная артиллерийская установка

Согласно полученному от Главного Артиллерийского Управления РККА технического задания на разработку общевойсковой САУ (проект ОСА) специалисты Горьковского автозавода разработали один из самых интересных проектов самоходки времен Великой Отечественной войны. В противовес КБ завода №38, где в качестве основы был выбран легкий танк Т-70, группой инженеров ГАЗа под общим руководством ведущего конструктора В.А.Грачева была спроектирована САУ на шасси полноприводного автомобиля ГАЗ-63.

Работа над машиной повышенной проходимости началась ещё в апреле 1938 г., когда на рассмотрение был представлен первый эскизный проект. Почти одновременно прорабатывалось несколько вариантов двух- и трехосных грузовиков с колесной формулой 4х4 и 6х6, правда их большая часть осталась только в виде опытных образцов.

Первые два прототипа были построены в марте 1939 и декабре 1940 года, успешно прошедших испытания. С началом войны дальнейшее развитие проекта было приостановлено, поскольку все усилия сосредоточили на выпуске серийной продукции. Вновь о ГАЗ-63 вспомнили только в 1943 г., когда на совещании конструкторов автомобильной промышленности у Сталина главный конструктор ГАЗа А.А.Липгарт доложил о наличии в опытном экземпляре полноприводного автомобиля повышенной проходимости, основные показатели которого были не хуже, чем у аналогичных иностранных машин. В ноябре того же года был собран новый прототип ГАЗ-63, отличавшийся кабиной, почти целиком заимствованной у автомобиля Studebekker US6-62, Г-образными крыльями и решетками перед фарами. Несколько ранее, в августе 1943 г., шасси более раннего прототипа было выбрано для создания САУ, первоначально получившей обозначение “изделие 63-СУ”, а затем ГАЗ-68.

Перед конструкторами, помимо основных показателей, стояла задача максимально облегчить обслуживание машины и её серийный выпуск, так что выбор в пользу автомобильного шасси был частично оправдан. В разработке САУ, помимо В.А.Грачева, приняли участие не менее талантливые инженеры: И.В. Гавалов, А.Л. Иванов, Б.Д. Кирсанов, И.Г. Шимановский и другие. Согласно официальным данным предварительный вариант компоновки начали прорабатывать 19 октября 1943 г. и уже к концу года был построен деревянный макет самоходки, переименованной к этому времени в КСП-76 (колесная самоходная пушка калибра 76 мм). Руководство ГБТУ РККА, поначалу относившееся к проекту ГАЗа довольно скептически, быстро убедилось, что колесная самоходка может получиться не хуже гусеничной и 7 февраля 1944 г. проект получил официальное одобрение.

Не дожидаясь, пока будет готов полный комплект рабочих чертежей, в сборочные цеха стали передавать техническую документацию, что отчасти позволило сэкономить время при сборке первого прототипа. Спустя три месяца, 4 мая 1944 г., опытный образец КСП-76 был полностью готов. Бронекорпус самоходки, разработанный инженерами Ю.Н.Сорочкиным и А.Н.Кирилловым, не имел крыши боевого отделения, но его листы устанавливались под рациональными углами, что надежно защищало экипаж от крупнокалиберных пуль и осколков. Полная масса корпуса составила 1140 кг. Основное вооружение КСП-76 состояло из 76,2-мм дивизионной пушки ЗИС-3 с углом наведения по горизонтали 37°, по вертикали – от -3° до +15°. Орудие установили в корпусе максимально низко, чтобы снизить высоту машины и одновременно увеличить устойчивость самоходки при стрельбе. Компоновка боевого отделения была следующей. Орудие размещалось по оси машины, справа от которого находилось кресло водителя, слева – командира-наводчика, позади него – откидное сиденье для заряжающего. Наблюдение за окружающей обстановкой велось смотровые пуленепробиваемые приборы в корпусе, а также при помощи командирской панорамы. Командир дополнительно выполнял обязанности радиста – перед ним в особой нише была установлена радиостанция 12-РТ.

Для КСП-76 был выбран карбюраторный двигатель ГАЗ-202 мощностью 85 л.с., который также использовался на легком танке Т-70. Силовой агрегат устанавливался в кормовой части со смещением на 276 мм вправо от оси машины. Слева от двигателя, в специальных изолированных отсеках, разместили топливный бак на 140 литров и основную часть боекомплекта из 58 снарядов.

Коробка передач оснащалась механическим дистанционным управлением. Привод тормозов также был механическим. Связь двигателя с ведущими мостами осуществлялась через три карданных вала с двухступенчатой коробкой передач. Привод на передние колеса был постоянным, на задние – отключаемым. Жесткие мосты с шириной колей 1700 мм крепились к лонжеронам, приваренным к корпусу, на четырех рессорах с гидроамортизаторами. На самоходке использовались пулестойкие односкатные шины большого диаметра с грунтозацепами.

В таком виде КСП-76 была представлена на заводские, а затем на сравнительные испытания с ОСА-76, проходившие весной-осенью 1944 г. Поначалу артиллеристы отдавали предпочтение колесной самоходке, обладавшей лучшими эксплуатационными качествами. Основные ходовые характеристики тоже были высокими – при полной боевой массе 5430 кг машина могла развивать скорость до 77 км\ч, а также преодолевать брод глубиной до 0,9 м и подъём 30°.

Правда, очень скоро мнение о КСП-76 изменилось. По сравнению с гусеничной ОСА-76 колесная САУ обладала худшей проходимостью по мягкому и рыхлому грунту. Кроме того, выявилась недостаточная остойчивость при стрельбе. По результатам испытаний для дальнейшего развития и внедрения в серийное производство выбрали ОСА-76. Работы над КСП-76 были прекращены в ноябре 1944 г., а единственный экземпляр был в дальнейшем передан танковому музею в Кубинке, где он находится до сих пор.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ КСП-76 обр.1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 5430 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6350
Ширина, мм 2050
Высота, мм 1550
Клиренс, мм 273
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм дивизионная пушка ЗИС-3
БОЕКОМПЛЕКТ 58 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 16,5 мм борт корпуса — 7 мм корма корпуса — 7 мм крыша — 4 мм днище – 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-202, карбюраторный, мощностью 85 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 2-скоростной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: шины пневматические, подвеска на листовых ресорах
СКОРОСТЬ 77 км\ч по шоссе 60 км\ч по гололеду
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 580 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 12-РТ