Колесные ЗСУ СССР

Зенитный бронеавтомобиль на шасси Руссо-Балт тип Т

Первая в России зенитная самоходная установка появилась в конце 1914 года, уже после начала Первой Мировой войны, хотя работы по её проектированию начались годом ранее. Её главным и единственным орудием стала 3-дюймовая (76,2-мм) пушка конструкции инженера-технолога Путиловского завода Лендера и офицера ГАУ капитана Тарнавского, созданная в 1913 г. Первоначально это зенитное орудие имело только неподвижную установку, однако, изучив немецкий опыт по постройке опытной противоаэростатной САУ с 65-мм пушкой, специалисты ГАУ пришли к решению о создании аналогичной машины.

Заказ на 12 противоаэростатных орудий, предназначенных для установки на автомобили, Путиловский завод получил в августе 1914 года. К декабрю было выпущено четыре 3-дюймовки, что позволило под руководством капитана Тарнавского начать формирование первой зенитной автомобильной батареи. Для этой цели русско-Балтийский завод в Риге построил партию 5-тонных грузовиков “Руссо-Балт” тип Т, предварительно забронировав кабину водителя и капот двигателя. Орудие устанавливалось в кузове машины, имевшем небольшие борта и специальные упоры, которые опускались на землю при стрельбе. В состав 1-й Отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту (сокращенно будем называть её ОБСВФ), кроме самоходных зенитных орудий, включили четыре зарядных ящика (транспортера боеприпасов и топлива) на шасси “Руссо-Балт” тип М. Они также имели бронированную кабину водителя, но бронировка проводилась на Путиловском заводе.

После короткого испытательного периода 20 марта 1915 года 1-й ОБСВФ под командованием Тарнавского отбыл на фронт. Беспрерывно находясь на фронте до февраля 1917 года это подразделение показало весьма неплохую эффективность, особенно если учитывать относительно небольшую интенсивность использования авиации обеими сторонами в тот период. Достоверно известно о немецком самолёте, сбитом 30 мая 1915 года под Пултуском, а 12 июня 1916 года, во время налёта 10 немецких аэропланов на позиции 5-й армии, батарея подбила три из них. После революции следы 1-й ОБСВФ теряются – возможно, батарея было расформирована.

В течении 1915-1916 гг. армия, получив несколько 76,2-мм зениток на небронированном шасси 5-тонных грузовиков “Уайт”, приступила к формированию, по крайней мере, двух новых зенитных батарей. Об их участии в Первой Мировой войне сведений найти пока не удалось, однако есть сведения о том, что летом 1917 года это были одни из наиболее боеспособных частей, продолжавших сражаться вплоть до полного развала российской армии.

Также, в июне 1915 года, проводились опыты по установке 57-мм орудий с длиной ствола 40 калибров на бронированное шасси 3-тонного грузового автомобиля Austin. Испытания машины прошли успешно, однако серийный выпуск самоходных зениток с данной артсистемой не состоялся из-за пожара на военном складе в Брест-Литовске (ныне Брест, Белоруссия), где были уничтожены практически все запасы орудий. Единственный образец ЗСУ был передан осенью 1915 года в состав 1-го трактороного дивизиона.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Руссо-Балт тип Т обр.1916 г.

БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна зенитная 76,2-мм пушка обр.1913 г.
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: передние колеса одинарные, задние колеса сдвоенные, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

29К Зенитная самоходная установка

После отказа военных от установки зенитного 76,2-мм орудия обр.1931 г. на шасси среднего танка Т-28 (проект СУ-8) было принято решение о монтаже той же артсистемы на шасси трехосного (6х4) грузового автомобиля ЯГ-10, выпуск которого осваивался на Ярославском автомобильном заводе. Проектирование артиллерийской установки поручили заводу №8 им.Калинина, который в течении 1934-1935 гг. должен был предоставить рабочие чертежи и собрать 20 орудий, приспособленных для установки на ЯК-10. В то же время АНИИ предстояло разработать подвижный ПУАЗО (пункт управления) на том же шасси.

Проект зенитной САУ, получившей индекс 29К, подготовили в течении нескольких месяцев, благо переделок понадобилось немного. В кузове грузового автомобиля с усиленным днищем размещалась качающаяся часть 76,2-мм зенитной пушки 3К на штатной тумбе. Для увеличения устойчивости при стрельбе тумба была опущена относительно платформы на 85 мм, а по бортам были смонтированы четыре сошника “домкратного типа”. Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу, увеличивая тем самым площадку обслуживания орудия. На этих же бортах находились места для четырех номеров расчета. Два зарядных ящика, рассчитанных на 24 зенитных патрона, были размещены в передней части машины за кабиной водителя.

В указанные сроки завод им.Калинина уложиться не смог, сдав 12 зенитных машин в течении 1935 г., и остальные 8 в течении 1936 г. В том же году был получен заказ ещё на 20 ЗСУ 29К, однако был ли он выполнен остается неизвестным.

Испытания ЗСУ 29К обр.1934\1935 гг. проводились в августе-сентябре 1936 г. на территории НИАП. Было установлено, что при полной боевой нагрузке 29К по ходовым качествам на местности не отличается от груженого автомобиля ЯГ-10. Отдача при выстреле из зенитного орудия была такова, что стрельба из положения “по борту” могла вестись только с установленными сошниками. При выстреле в сторону движения или в сторону кормы сошники могли не использоваться. Как и в буксируемом варианте стрельба велась 6,5-кг снарядами, имевшими начальную скорость 820 м\с. Максимальная дальность при стрельбе с горизонтальным наведением доходила до 15 км и 10 км при стрельбе по воздушным целям. Максимальный угол вертикального наведения составил 85&deg.; Зенитная установка 29К на шасси ЯГ-10 была принята на вооружение в 1936 году и поступила в распоряжение частей Московского ВО. Об их дальнейшей судьбе информации найти не удалось. Известно, что в 1935 году завод №8 сдал под пломбу 20 систем 3-К без платформ и колес для установки их на автомобиль ЯГ-10, но в том году их монтаж не производился. Общее количество зенитных систем 29К оценивается в 40 (по другим данным — 61) единиц. Предположительно, часть самоходок использовалась для объектовой ПВО летом-осенью 1941 г. Единичные экземпляры были захвачены немецкими войсками.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ 29К обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 10550 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6970
Ширина, мм 2470
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм зенитная пушка 3К
БОЕКОМПЛЕКТ 48 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ Herkules YXC, карбюраторный, мощностью 93,5 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передний мост управляемый, задние мосты ведущие, колеса одинарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~270 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 20°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,65
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —

4М Зенитная самоходная установка

Ещё в годы Первой Мировой войны было доказано, что ведение ружеёно-пулеметного огня с высокой плотностью может быть весьма эффективно против низколетящих самолётов противника. В межвоенные период теория зенитных пулеметов развивалась веьсма активно в двух основных направлениях — создание специализированных пулеметов и мелкокалиберных пушек и адаптация уже существующих систем. В Советской России, экономика которой была подорвана двумя тяжелыми войнами, военная промышленность хорошо освоила выпуск модернизированных пулеметов «Максим» образца 1910 года, на базе которого было решено создать многоствольную зенитную систему.

Инициатором выступил Арткомитет ГАУ, который в июле 1928 года поручил проектно-конструкторскому бюро Тульского оружейного завода спроектировать и построить спаренную, строенную и счетверенную зенитные пулеметные установки на базе пулеметов «Максим». Несмотря на рдя недостатков (большой вес, трудность в раздельном заряжании и т.д.) победителем внутреннего конкурса стал коллектив известного конструктора-оружейника Н.Ф.Токарева. Счетверенная установка была принята на вооружение в 1931 году и получила название 4М. В общей сложности было выпущено около 12000 зенитных установок этого типа, которые эксплуатировались до конца 1945 года.

Большая масса конструкции закономерно поставила вопрос о переносе её на самоходное шасси. Использовать для этой цели шасси от танков, по всей видимости, посчитали нецелесообразным, хотя варианты с БТ, Т-26 или Т-37А были бы вполне уместны. Вместо них были выбраны грузовики повышенной проходимость ГАЗ-ААА, база которых уже послужила для постройки средних бронеавтомобилей. Бронирование машины не производилось. Расчет перевозился в кузове вместе с боекомплектом. Первые образцы зенитных установок поступили на вооружение в середине 1930-х гг. и в довоенный период 4М-ГАЗ-ААА стала самой массовой самоходной зенитной системой.

В трудные годы войны понадобилось расширение производства. С лета 1941 года установки 4М стали монтировать на двухосные грузовики ГАЗ-ММ, которые по численности не уступали первому варианту. Также, больше в инициативном порядке, счетверенный пулеметы устанавливались на шасси грузовиков ЗИС-5 и полугусеничных ГАЗ-60.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ 4М обр.1938\1941 гг.

БОЕВАЯ МАССА ~3000
ЭКИПАЖ, чел. 1+4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ зенитная установка из четырех 7,62-мм пулеметов «максим»
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕ —
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ, карбюраторный, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4 (ГАЗ-ААА) колесная формула 4х2 (ГАЗ-ММ) полугусеничная (ГАЗ-60)
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ —