Колесно-гусеничная бронетехника Австрии

Прочие образцы бронетехники

ADMK “Mulus” Танкетка - транспортер

В начале 1930-х гг., находясь под явным влиянием английской танкетки Carden-Lloyd, австрийские инженеры создали свой образец сверхлегкого танка-транспортера. Важной особенностью данного проекта было то, что австрийцы не скопировали общеизвестную схему, а сделали собственную оригинальную конструкцию, попытавшись совместить в ней возможность передвижения танкетки как на колесах, так и на гусеницах. Впоследствии такая схема нашла применение на бронетранспортере Saurer RR-7 (Sd.Kfz.254). С двигателем Daimler (20 л.с.) машина развивала скорость 10 км\ч на гусеницах и 27 км\ч на колесах. Масса составила 1560 кг. Запас хода – до 450 км. ADMK мог перевозить 6 человек или до 500 кг грузов.

Поступив на испытания в 1935 г. ADMK “Mulus” в целом оправдала надежды военных. До середины 1938 года австрийцы успели построить 334 транспортера разных модификаций, большая часть из которых затем использовалась вермахтом.

БОЕВАЯ МАССА 1560 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ -
БОЕКОМПЛЕКТ -
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ -
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ Daimler, 20 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
СКОРОСТЬ 10 км\ч на гусеницах и 27 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 450 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м
Ширина рва, м
Глубина брода, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ

ADMK “Mulus” Колесно-гусеничный транспортер

В 1933 году командование австрийской армии выдало фирме Austro-Daimler заказ на проектирование и постройку транспортера, способного перевозить солдат и амуницию, а также буксировать лёгкие полевые артиллерийские системы. На разработку такой машины ушло около года, хотя концепция и направление работ были определены заранее. Австрийскими инженерами был спроектирован транспортер с колесно-гусеничной ходовой частью, что позволяло более оптимально использовать его возможности при передвижении по различным типам местности. Машина получила обозначение ADMK «Mulus».

Первый прототип транспортера оснащался экспериментальным шасси, гусеничная часть которого состояла из четырех обрезиненных колес большого диаметра. Между ними устанавливались приводные барабаны со специальной муфтой, использовавшиеся для навески задних ведущих колес диаметром 18 дюймов (457 мм) автомобильного типа. Привод от двигателя осуществлялся на передние ведущие колеса. Гусеница мелкозвенчатая со стальными одногребневыми траками цевочного зацепления. Верхние ветви гусениц поддерживалась четырьмя небольшими роликами. Передний мост автомобильного типа оснащался подвеской на листовых рессорах и поворотными колёсами с пневматическими шинами, которые крепились на продольных шарнирных рычагах.

Корпус транспортера имел достаточно простую конструкцию и был рассчитан на перевозку трех человек с возможностью дополнительного размещения полезной нагрузки. На полуоткрытой платформе, со смещением к левому борту, располагалось место водителя и органы управления машины. Перед ним находились места для двух солдат, размещавшихся на отдельных сиденьях и защищенных металлическим щитом. В задней части машины устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель Austro-Daimler FB 12/20 мощностью 18-20 л.с. при 1400 об\мин. Трансмиссия механического типа включала 4-ступенчатую коробку передач и механические тормоза.

Первый опытный образец транспортера ADMK «Mulus» был предъявлен на испытания в 1935 году. По основным параметрам машина удовлетворила требования военных. Несмотря на то, что процесс смены мог проводиться только вручную (при поочередном подъёме каждого борта и установки автомобильных колёс на корме корпуса), «Mulus» показал вполне приличные ходовые качества. На колесах его максимальная скорость составила 45 км\ч, на гусеницах – до 17 км\ч. Радиус разворота составлял 8,4 и 2,1 метра соответственно, при этом разворот на гусеничном ходу осуществлялся подтормаживанием одной из гусениц. В зарубежных источниках указывается, что «Mulus» мог пройти 450 км по шоссе, но самом деле эти данные сильно завышены – максимальный запас хода на колёсах не превышал 200 км при ёмкости топливного бака 39 литров. Полная загрузка находилась в пределах 750 кг включая экипаж.

Выпуск ADMK «Mulus» развернулся в следующем году, однако массовое поступление транспортеров в действующую армию состоялось только 1937 г. Серийный транспортеры оснащались новой ходовой частью, состоявшей из восьми опорных катков малого диаметра (по два на каждый борт), сблокированных попарно в тележки с подвеской на листовых рессорах. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась двумя металлическими роликами по каждму борту. Помимо перевозки солдат и амуниции «Mulus» приспосабливались для буксировки 47-мм противотанковых орудий.

Одновременно был разработан модернизированный вариант на опытном четырехкатковом шасси с установкой 7,92-мм пулемета справа от водителя на штыревой установке. По сути это была модификация, предусматривавшая возможность использования в роли разведывательно-дозорной машины. В общей сложности, до апреля 1938 года, было построено 334 машины всех модификаций.

После аншлюса Австрии вермахт включил в состав механизированных соединений практически всю «трофейную» технику. Транспортеры типа ADMK «Mulus» передавались полевым частям, однако в текущем виде они далеко не полностью устраивали новых хозяев. По требованию немецкого командования в 1940 году была проведена серия доработок, включавших установку нового двухсекционного корпуса с высокими бортами и четырьмя дверями, что позволило перевозить шесть человека вместо двух. В передней секции сохранялись места для двух человек, а основная секция была выполнена в виде пятиместной «ванны», рассчитанной на водителя и четырех артиллеристов. При этом на гусеничном ходу передние колёса поднимались и закреплялись на передней части корпуса, что позволяло сократить время при смене хода. Количество доработанных таким образом транспортеров пока не выяснено. В составе вермахта они получили обозначение ADMK-WARK (Wehrmacht Aufbau Rader Ketten Antrieb) и частично были переданы горно-стрелковым подразделениям, дислоцированным в Австрии. Транспортеры ADMK-WARK эксплуатировались, по большей части, в полугусеничном варианте с поднятыми колесами заднего моста в том числе для буксировки орудий калибра до 105-мм.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТЕРА ADMK “Mulus” образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 1560 кг
ЭКИПАЖ, чел. 1+2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2900 (на гусеницах) 3680 (на колёсах)
Ширина, мм 1770 (на гусеницах) 1360 (на колёсах)
Высота, мм 1300 (на гусеницах) 1460 (на колёсах)
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЬ Austro-Daimler FB 12/20, бензиновый, 4-цилиндровый, мощностью 18-20 л.с. при 1400 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 основных опорных катков, 2 поддерживающих колеса, переднеее направляющее и заднее ведущее колесо, подвеска опорных катков на пружинных рессорах
СКОРОСТЬ 16 км\ч на гусеницах 43 км\ч на колесах
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 110 км (на гусеницах) 200 км (на колесах)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали