Колесно-гусеничная бронетехника Германии

Легкие танки

Räder-Raupen Kampfwagen M 28 \ Landsverk L-5 Легкий колесно-гусеничный танк

О колёсно-гусеничном танке L-30 шведской фирмы Landsverk знает практически каждый, кто хоть немного интересуется историей развития бронетехники в межвоенный период 1919-1939 гг. А вот о его непосредственном предшественнике L-5 информации крайне немного. В лучшем случае, об этой машине встречается лишь упоминание вроде “…первой колесно-гусеничной машиной, построенной фирмой «Ландсверк» был L-5, однако работы над ним так и не были доведены до конца…” Тем не менее, этот танк имел намного более интересную судьбу.

В середине 1920-х гг., под явным влиянием идей британского полковника Дж.Мартеля, в Германии (большей частью в инициативном порядке) развернулись работы над машинами аналогичного типа. Из нескольких проектов до уровня прототипа была доведена лишь разработка инженера Меркера, но в принципе, ничего радикально нового он не предложил.

Спроектированный Меркером танк имел многокатковую ходовую часть с передними направляющими и задними ведущими колёсами. По бортам монтировалась система подъёма\опускания колес автомобильного типа с цепным приводом на задний мост, которая не имела никакой бронезащиты.

Корпус танка имел классическую компоновку с противопульным бронированинем, но без частички оригинальности здесь не обошлось. В передней части располагалось отделение управление, где находилось место водителя. Для лучшего обзора на крыше корпуса с правой стороны устанавливалась небольшая рубка со смотровыми щелями. С левой стороны, с большим выносом вперед, установили курсовой 7,92-мм пулемет Dreyse.

Боевое отделение расположили в средней части танка. Здесь находились места для командира танка, стрелка и наводчика, а также размещался боекомплект. На крыше боевого отделения была установлена двухместная цилиндрическая башня, в лобовом листе которой монтировалась 37-мм пушка и 7,92-мм пулемет Dreyse. Пушка имела углы вертикального наведения от -10° до +30°, курсовой пулемет – от -15° до +35°, башенный пулемет – от -5° до +77°. Общий боезапас составлял 200 выстрелов и 2000 патронов.

На крыше башни имелась просторная командирская башенка с 6 смотровыми щелями, защищенными бронестеклами. Двигатель, трансмиссия и система охлаждения находились в корме. Для доступа к этим агрегатам была выполнена большая бронекрышка коробчатого типа. Экипаж танка, несмотря на его миниатырные размеры, состоял из четырех танкистов: двух водителей, командира и пулеметчика. По замыслу создателей М28 наличие второго водителя, место которого размещалось в кормовой части корпуса, позволило бы улучшить мобильность танка в боевых условиях, когда требуется повышенное маневрерирование на местности. Впрочем, этот приём приём, ранее с успехом использоввшийся на бронемашинах, лишь к тесноте внутри корпуса.

Военное ведомство Германии весьма скептически относилось ко всякого рода новинкам в области танкостроения, но все же выдало заказ на постройку нескольких опытных образцов для определения их боевых возможностей. Поскольку выпуск танков на немецкой территории сильно затруднялся действиями союзной комиссии, следившей, чтобы рейхсвер не получал новой техники, в Германии был налажен выпуск основных узлов и агрегатов, а окончательная сборка производилась в Швеции фирмой Landsverk. С этого времени полное немецкое обозначение танка звучало как Räder-Raupen Kampfwagen M 28 (чаще сокращают до Räder M 28), а по реестру шведской фирмы он шёл как L-5. Также в Германии использовалось обозначение GFK (Gutehoffnungshutte).

Первый прототип М 28 был закончен с постройкой в 1929 г., а в течении следующего года сдали ещё пять машин. Три первых танка оснащались 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями Daimler-Benz мощностью 50 л.с., а три других – 70-сильным двигателем Bussing-NAG D7. Кроме того, на танках с порядковыми номерами 1-4 устанавливалась система смены хода (Hubvorrichtung) при помощи электромотора, а на танках 5-6 она была гидравлической.

Испытания одного из проводились в Казани в танковой школе КАМА. Остальные машины остались в Швеции. Тем не менее, результаты были получены почти одинаковые. Танк конструкции Меркера оказался слишком сложным в эксплуатации, а его система смены хода была признана чрезвычайно ненадежной, поскольку слишком часто она выходила из строя. О дальнейшей участи немецких колесно-гусеничных танков сведения отсутствуют. Вероятнее всего, они остались в Швеции (“советский” экземпляр был отправлен в Германию в 1933 г.), где впоследствии были разобраны.

Дальнейшее развитие колесно-гусеничных машин для рейхсвера было, таким образом, остановлено, а вот шведам М 28 понравился. Значительно доработав его конструкцию инженеры фирмы Landsverk уже в 1930 году построили танк L-30. Правда, и его судьба оказалась не слишком удачной, поскольку колесно-гусеничный танк проиграл в конкурентной борьбе обычному (гусеничному) танку L-60.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА
Räder-Raupen Kampfwagen M 28 образца 1930 г.

БОЕВАЯ МАССА 7000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~5000
Ширина, мм ~2000
Высота, мм 1480
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемета Dreyse
БОЕКОМПЛЕКТ 200 выстрелов и 2000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – ?
борт корпуса — ?
корма корпуса – ?
башня — ?
крыша — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Daimler-Benz \ Bussing-NAG D7, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 60\70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ гусеничная часть: опорные катки, передние направляющие и задние ведущие колеса, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
колесная часть: передние управляемые и задние ведущие колеса, пневматические шины, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались