Колесно-гусеничная бронетехника Швеции

Легкие танки

Landsverk L-30 Легкий колесно-гусеничный танк

Не имевшая успеха ранняя модель колесно-гусеничного танка L-5, по сути являвшейся немецким Rader M28 проданным Швеции, не заставила фирму Landsverk отказаться от проектирования танков со сменным ходом. Преимущества этих машин казались тогда неоспоримыми – их скорость при движении по шоссе была несравненно выше, чем у обычных танков, к тому же по вооружению и бронированию L-5 не уступал обычным танкам. В 1930 г. появилась новая модель, названная L-30.
Общая компоновка танка осталась прежней, но не отличавшаяся надежностью ходовая часть и механизм смены хода были полностью переработаны. На L-30 шасси состояло из четырех опорных катков на борт, сблокированных попарно в две тележки с пластинчатой амортизацией, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Ширина колеё оказалась при этом достаточно узкой, но на внешней части колесных тележек устанавливались узлы и механизмы подъёма-спуска обычных колес. Смена хода осуществлялась без выхода экипажа из танка, что выделяло L-30 в лучшую сторону по сравнению с танками Кристи и советскими БТ.
Вооружение L-30 состояло из одной 37-мм пушки Bofors и спаренного с ней 8-мм пулемета (имевшего цилиндрический защитный кожух), которые устанавливались в двухместной конической башне.
Экипаж танка состоял из трех человек. В передней части корпуса со смещением к левому борту находилось место механика водителя. Башня была рассчитана на размещение командира машина и заряжающего.
В кормовой части корпуса находился карбюраторный двигатель Maybach жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с. Рядом с ним размещались элементы трансмиссии.
По сравнению с L-5 корпус нового танка стал более элегантным и по проекту получил бронирование с максимальной толщиной до 14 мм. Впрочем, первый прототип L-30 изготовлялся из обычных стальных катаных листов.

На испытаниях, проведенных в 1931 г., колесно-гусеничный танк L-30 показал хорошие скоростные характеристики: при боевой массе 11500 кг скорость на гусеницах составила 35 км\ч, но на колесах машина разгонялась до 75 км\ч. Однако представители шведской армии, принявшей этот танк под обозначением Stridsvagn fm/31, были не в восторге от него. Не обладая какими-либо существенными преимуществами перед недавно построенным опытным танком L-10 обычной схемы, колесно-гусеничный L-30 имел худшие показатели по проходимости, а механизм смены хода лишь затруднял его эксплуатацию. От дальнейших закупок армия отказалась, оставив этот танк в единственном экземпляре.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО ТАНКА
Landsverk L-30 образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА
11685 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
5180
Ширина, мм
2440
Высота, мм
2230
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка Bofors и один 8-мм пулемет m24-29
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
механнический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
6 - 14 мм
ДВИГАТЕЛЬ
Maybach, карбюраторный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 150 л.с.
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных в две тележки, 2 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
35 км\ч (на колесах)
75 км\ч (на гусеницах)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Landsverk L-80 Легкий колесно-гусеничный танк

История шведских колесно-гусеничных танков завершилась чрезвычайно быстро, хотя технологически боевые машины фирмы Landsverk были выполнены на достаточно высоком уровне. Не встретив поддержки со стороны военных шведские инженеры представили в 1933 г. последний вариант колесно-гусеничного танка, получившего обозначение L-80. Фактически, это была модернизация предыдущей модели L-30, созданной тремя годами ранее. Корпус танка был немного переработан: кормовая часть приобрела более угловатые очертания, лобовой лист корпуса получил больший угол наклона, а башню передвинули ближе к центру. Вооружение осталось без изменений и состояло из одной 37-мм пушки и спаренного с ней 8-мм пулемета, установленных в башне. Ходовая часть с незначительными изменениями также перешла от L-30. Стоит также отметить, что масса танка была существенно снижена и составила около 6500 кг.

Испытания танка L-80 проводились в течении 1933-1934 гг., но к этому времени шведская армия заметно охладела к боевым машинам с колесно-гусеничным ходом, посчитав, что их преимущества не сильно сглаживают имеющиеся недостатки. В итоге фирма Landsverk свернул все работы по машинам этого типа, переключившись на проектирование танков классической схемы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Landsverk L-80 образца 1933 г.

БОЕВАЯ МАССА
6500 кг
ЭКИПАЖ, чел.
3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
3700
Ширина, мм
2750
Высота, мм
2100
ВООРУЖЕНИЕ
одна 37-мм пушка Bofors и один 8-мм пулемет m24-29
БОЕКОМПЛЕКТ
?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
механнический прицел
БРОНИРОВАНИЕ
до 14 мм
ДВИГАТЕЛЬ
карбюраторный
ТРАНСМИССИЯ
механическая
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт) 4 опорных катка сблокированных в две тележки, 2 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
35 км\ч (на колесах)
75 км\ч (на гусеницах)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, мм
?
Ширина рва, мм
?
Глубина брода, мм
?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
не устанавливались

Прочие образцы бронетехники

Landsverk L-110 Колесно-гусеничная бронемашина

Официальное обозначение: Landsverk L-110 Альтернативное обозначение: Landsverk L110 Начало проектирования: 1933 г. Дата постройки первого прототипа: 1934 г. Стадия завершения работ: построен один прототип.

Колесно-гусеничная бронемашина L-110 является одной из самых малоизвестных в модельном ряду фирмы Landsverk. Информации о ней ещё меньше, чем о танке L-80 и фактически всё ограничивается только фотографиями.

Вполне возможно, что в 1935-1936 гг, когда прототип L-110 проходил ходовые испытания, была предпринята попытка применить накопившийся опыт по машинам с колесно-гусеничной ходовой частью. Однако, вместо танка на этот раз решили создать бронемашину, наподобие австрийского Saurer RR-7.

Гусеничная ходовая часть была заметно упрощена и вместо «ажурной» конструкции применили две тележки с амортизацией на листовых рессорах. Ведущие колеса цевочного зацепления размещались спереди, направляющие — сзади. Таким образом, компоновка L-110 отличалась от танковой — трансмиссий устанавливалась в передней части корпуса, а двигатель — в задней. В колесной часть оставили четыре колеса с пневматическими шинами, но подвеску заменили и теперь вместо пластин устанавливались вертикальные пружинные рессоры. Открытое сверху место водителья располагалось по продольной оси в центральной части корпуса.

Сейчас достаточно трудно сказать, что именно послужило причиной остановки работ по L-110. Не исключено, что проект закрыли в виду смены приоритетов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЙ БРОНЕМАШИНЫ
Landsverk L-110 образца 1935 г.

БОЕВАЯ МАССА около 6000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ не устанавливалось
БОЕКОМПЛЕКТ —
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ —
БРОНИРОВАНИЕ ?
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, жидкостного охлаждения
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ гусеничная часть: 4 опорных катка сблокированных в две тележки и 2 поддерживающих ролика на один борт, пердние направляющие и задние ведущие колеса колесная часть: четыре одинарных колеса с пневматическими шинами, задняя ведущая ось, подвеска на вертикальных пружинах
СКОРОСТЬ ?
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливалось