Sd.Kfz.254 / Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen / Saurer RR-7 / Saurer RR-7/2
Бронеавтомобиль (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Sd.Kfz.254

Sd.Kfz.254
Классификация - средний бронеавтомобиль / машина передовых артиллерийских наблюдателей
Боевая масса, т - 6,4
Экипаж, чел. - 7 (с учётом десанта)
История
Годы производства - 1938, 1940-1941
Годы эксплуатации - 1938-1945
Количество выпущенных, шт. - 128
Основные операторы - Австрия / Нацистская Германия
Размеры
Длина корпуса, мм - 4560
Ширина, мм - 1880
Высота, мм - 2020 (на гусеницах) / 2200 (на колёсах)
Бронирование
Тип брони - стальная, противопульная
Лоб корпуса (верх), мм/град. - 15/40
Лоб корпуса (низ), мм/град. - 15/20
Борт корпуса (верх), мм/град. - 8/35
Борт корпуса (низ), мм/град. - 8/0
Корма корпуса, мм/град. - 8/15
Днище, мм - 6/90
Крыша корпуса, мм - 6/90
Вооружение
Пулемёты - 1×7,92-мм MG 34 в укладке
Боекомплект пулемётов - 2100 патронов
Подвижность
Тип двигателя - 4-цилиндровый рядный дизельный жидкостного охлаждения
Модель двигателя - Saurer CRDv
Мощность двигателя, л. с. - 70
Скорость по шоссе, км/ч - 60-65 (на колёсах) / 30 (на гусеницах)
Запас хода по шоссе, км - 500 (на колёсах)
Удельная мощность, л. с./т - 10,9
Колёсная формула - 4 × 2
Тип подвески - пружинная сблокированная (опорные катки гусениц)

Sd.Kfz.254: Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen - германский средний разведывательный колёсно-гусеничный бронеавтомобиль 1930-х годов.
История создания
В 1935 году фирмой Заурер (нем.) для нужд вооружённых сил Австрии был разработан небронированный артиллерийский тягач на колёсно-гусеничном ходу, получивший обозначение RR-5 (нем. Räder-Raupen - колёсно-гусеничный). Прототип тягача RR-6 был собран в ноябре 1936 года. В январе 1937 года, после завершения испытаний прототипа тягача и внесения доработок, фирма-изготовитель получила заказ на поставку 160 экземпляров модифицированной машины RR-7, и уже к началу 1938 года было развёрнуто серийное производство. В австрийской армии они получили обозначение M36 gg 2/2t ZgWg. До Аншлюса были произведены 5 прототипов и 15 серийных экземпляров тягача, после чего производство было прекращено. В апреле - мае 1938 года с компанией Даймлер-Бенц был заключен контракт на проектирование и изготовление бронекорпуса для установки его на шасси тягача, но уже в качестве бронеавтомобиля передовых артиллерийских наблюдателей. Летом 1938 года был изготовлен прототип из не броневой стали. Машина стала именоваться RR-7/2. В ноябре 1939 года последовал заказ на 140 единиц. В соответствии с контрактом «Заурер» изготовлял шасси, а «Даймлер-Бенц» - бронекорпус, а также производил окончательную сборку изделий. В системе обозначений машин вермахта RR-7/2 получила индекс Sd.Kfz.254 и именовалась gepanzerter Artillerie-Beobachtungskraftwagen auf Fahrgestell RR7. Позже именование сменили на mittlerer gepanzerter Beobachtungskraftwagen auf Räder-Kettenfahrgestell RK7 (Sd.Kfz.254). В общей сложности было построено 140 шасси и 128 бронекорпусов.

Серийное производство Sd.Kfz.254
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - Всего
1940 - - - - - - 5 - 20 - 20 - 25 - 31 - 14 - 6 - 121
1941 - - - 7 - - - - - - - - - - 7
Всего - 128

Машины поступали в батареи АИР (артиллерийской инструментальной разведки) артиллерийских полков танковых дивизий. Их боевое крещение состоялось весной 1941 года в Северной Африке и на Балканах. Фронтовая карьера колёсно-гусеничных машин оказалась недолгой - ввиду относительной малочисленности, сложности технического обслуживания и применения нестандартного топлива, к 1943 году в строю оставались лишь считаные единицы Sd.Kfz.254.
Описание конструкции
Бронированный корпус во многом повторяет конструкцию корпуса полугусеничного тягача Sd.Kfz.253.
В передней части бронемашины находится моторный отсек, в котором размещался 4-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Saurer CRDv, развивающий максимальную мощность 70 л. с. Этого хватало, чтобы машина с массой около 6,4 тонны разгонялась на колёсах по шоссе и дорогам с твёрдым покрытием до 60-65 км/ч. В паре с дизельным двигателем работала стандартная автомобильная коробка переключения передач, которая обеспечивала боевой машине четыре скорости вперёд и одну назад. Доступ к мотору с целью проведения ремонта или технического обслуживания обеспечивает откидная крышка люка на крыше моторного отсека. Через левую стенку последнего выведена выхлопная труба с глушителем. Труба протянута над гусеницей вдоль левого борта машины к корме. Радиатор двигателя защищён сплошным бронелистом, поэтому охлаждающий воздух засасывался в моторный отсек снизу.
За моторным отсеком находится отделение управления. Здесь с правой стороны место механика-водителя, а с левой стороны место командира машины. Обзор механику-водителю обеспечивает окно с бронезаслонкой, в которой имеется смотровой прибор. В небоевой обстановке заслонка открывалась. Подобные смотровые приборы имеются в бортах отделения управления. Для посадки и высадки в нижней части расширяющихся кверху бортов отделения управления с правой стороны имеется люк трапециевидной формы, крышка которого откидывается вниз. Ещё два люка находятся в крыше боевого отделения, а в корме расположена достаточно большая двустворчатая дверь. Внутри корпуса машины могли разместиться до пяти солдат с полной выкладкой.
Сразу за сидением командира машины расположена радиостанция, для которой смонтирована рамочная антенна на стойках. Устанавливалась радиостанция FuG8, рамочную антенной у которой позднее поменяли на штыревую. Эта средневолновая станция обеспечивала дальность связи до 30 километров, при использовании радиотелефона, и до 50 километров, при использовании телеграфного ключа.
Вооружение состоит из одного 7,92-мм пулемёта MG 34. При необходимости его можно было установить в любом месте. Боекомплект пулемёта - 2000 патронов, сам пулемёт перевозили в укладке.
Ходовая часть
Необычной является ходовая часть машины: помимо основного гусеничного движителя она оснащена четырьмя убирающимися автомобильными колёсами, опускаемыми для движения по шоссе и поднимаемыми выше нижней кромки гусениц.
Модификации
RR-7 - небронированный и невооружённый артиллерийский тягач.
Sd.Kfz.254 - средний бронеавтомобиль на базе RR-7.

Википедия / Русский язык

 

Sd.Kfz.254 / Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen / Saurer RR-7 / Saurer RR-7/2
Разрабатывался c 1938 года как артиллерийский тягач Saurer RR-7/2 для австрийской армии. После вхождения Австрии в состав рейха был принят на вооружение вермахта в качестве легкого бронетранспортера. В 1940 году переклассифицирован в бронированную машину артиллерийских наблюдателей. С июня 1940 по март 1941 года фирма Saurer изготовила 128 штук.
Серийная модификация:
- открытый сверху сварной корпус с большими углами наклона броневых листов. Колесно-гусеничный движитель с опускаемыми колесами. Двигатель впереди, в кормовом листе корпуса - дверь для посадки экипажа.
Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen) использовался в Северной Африке и на Восточном фронте. Состоял на вооружении артиллерийских частей.

Sd.Kfz.254 / Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen / Saurer RR-7 / Saurer RR-7/2

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ: Sd.Kfz.254 / Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen
БОЕВАЯ МАССА Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), т: 6,4.
ЭКИПАЖ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), чел.: 7.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), мм: длина - 4560, ширина - 2470, высота - 2020 (на гусеницах), 2200 (на колесах), клиренс - 240 (на гусеницах), 300 (на колесах), база - 2400.
БРОНИРОВАНИЕ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), мм: лоб корпуса - 15, борт и корма - 8, днище - 6.
ДВИГАТЕЛЬ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): Saurer-CRD(v), 4-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 70 л.с. (51,5 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 5320 см³.
ТРАНСМИССИЯ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): однодисковое сухое сцепление, пятискоростная коробка передач (5+1).
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): гусеничный ход - шесть обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт, подвеска пружинная блокированная, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения, ширина гусеницы 240 мм; колесный ход - подвеска торсионная, ведущие колеса задние, тормоза гидравлические, размер шин 8.25-20.
СКОРОСТЬ МАКС. Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), км/ч: 60.
ЗАПАС ХОДА Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen), км: на гусеницах - 90, на колесах - 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): угол подъема, град. - 42, ширина рва, м - 2, высота стенки, м - 0,9, глубина брода, м - 0,75 (на гусеницах), 0,9 (на колесах).
СРЕДСТВА СВЯЗИ Sd.Kfz.254 (Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen): радиостанции FuG 8, FuG 4 и FuG Spr. Ger. 1.

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2