38t / Pz.38 (t) / Pz.Kpfw.38 (t) / T-38 - Легкий танк (Чехословакия/Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

38t / Pz.38 (t) / Pz.Kpfw.38 (t) / T-38
Лёгкий танк, разработанный фирмой ČKD для чехословацкой армии в 1938 году в развитие конструкций танков TNH, LTP и LTH, поставлявшихся на экспорт. Получил, армейское обозначение LT vz.38. Серийное производство началось только в 1939 году уже после немецкой оккупации. С 1939 по 1942 год заводами BMM (Böhmisch-Mährische-Maschinenfabrik) - такое название получила фирма ČKD - было выпущено более 1300 танков 38t (Pz.38 (t) / Pz.Kpfw.38 (t) / T-38).
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
38t A / Pz.38 (t) A / Pz.38 (t) Ausf.A / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.A / T-38A - танки полностью идентичные тем, что предназначались для чехословацкой армии. Двигатель - Praga EPA (мощность - 125 л.с.). Вооружение: 37-мм пушка и два пулемёта. Бронирование - 10-25 мм. Танк имел две антенны: штыревую и поручневую, закреплённую на левом борту корпуса. Изготовлено - 150 единиц.
38t B / Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B - ликвидирована поручневая антенна, установлена фара Notek. Изготовлено - 110 единиц.
38t C / Pz.38 (t) C / Pz.38 (t) Ausf.C / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.C / T-38C - чешская антенна заменена немецкой, введены другие мелкие изменения. Изготовлено - 110 единиц.
38t D / Pz.38 (t) D / Pz.38 (t) Ausf.D / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.D / T-38D - введён прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовая броня была доведена до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть - без изменений. Изготовлено - 105 единиц.
38t E / Pz.38 (t) E / Pz.38 (t) Ausf.E / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.E / T-38E - вариант 38t D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни - 50 мм, борта корпуса и башни - 30 мм). Боевая масса - 9,87 т. На левой надгусеничной полке смонтирован ящик ЗИП большого размера. Изготовлено - 275 единиц.
38t F / Pz.38 (t) F / Pz.38 (t) Ausf.F / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.F / T-38F - идентичен по конструкции варианту 38t E. Изготовлено - 250 единиц.
38t G / Pz.38 (t) G / Pz.38 (t) Ausf.G / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.G / T-38G - последняя серийная модификация. От варианта 38t E отличалась отсутствием ящика ЗИП. Изготовлено - 324 единицы.
38t S / Pz.38 (t) S / Pz.38 (t) Ausf.S / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.S / T-38S - экспортный вариант. По конструкции идентичен моделям - 38t A / 38t C. Предназначался для Швеции, но поставлен не был. Изготовлено - 90 единиц.

38t B / Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B

38t A / Pz.38 (t) A / Pz.38 (t) Ausf.A / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.A / T-38A

38t G / Pz.38 (t) G / Pz.38 (t) Ausf.G / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.G / T-38G

Боевое крещение получили во время польской кампании, в которой участвовали 59 машин 38t (Pz.38 (t) / Pz.Kpfw.38 (t) / T-38) 67-го танкового батальона 3-й лёгкой дивизии вермахта.
К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).
На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка 38t (Pz.38 (t) / Pz.Kpfw.38 (t) / T-38). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года основная масса танков этого типа была объединена во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боёв в районе г. Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки 38t (Pz.38 (t) / Pz.Kpfw.38 (t) / T-38) использовались главным образом в полицейских и учебных целях.
Помимо Германии, 38t (Pz.38 (t) / Pz.Kpfw.38 (t) / T-38) состояли на вооружении армий Румынии, Словакии, Болгарии и Венгрии. В румынской армии эти танки прослужили до конца войны.
На базе 38t (Pz.38 (t) / Pz.Kpfw.38 (t) / T-38) строились самоходно-артиллерийские установки, командирские и разведывательные танки, тягачи для подвоза боеприпасов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B)
БОЕВАЯ МАССА 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B), т: 9,7.
ЭКИПАЖ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B), чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B), мм: длина - 4610, ширина - 2135, высота - 2252, клиренс - 400.
ВООРУЖЕНИЕ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B): 1 пушка KwK A7 L/42 калибра 37 мм, два пулемёта MG 37 (t) калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B): 72 артвыстрела, 2700 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B): телескопический прицел.
БРОНИРОВАНИЕ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B), мм: лоб корпуса - 25; борт - 15; корма - 12; крыша - 10; днище - 8; башня - 15-25.
ДВИГАТЕЛЬ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B): Praga EPA, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 125 л.с. (92 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объём 7754 куб. см.
ТРАНСМИССИЯ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B): многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач (5+1), бортовые фрикционы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B): четыре опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; в каждой гусенице 93 трака шириной 293 мм.
СКОРОСТЬ МАКС. 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B), км/ч: 42.
ЗАПАС ХОДА 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B), км: 230.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B): угол подъёма, град. - 28,7; ширина рва, м - 2,1; высота стенки, м - 0,8; глубина брода, м - 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ 38t B (Pz.38 (t) B / Pz.38 (t) Ausf.B / Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.B / T-38B): радиостанция Fu 5.

Бронеколлекция, №2, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 1

 

ТРОФЕЙНЫЕ ТАНКИ
В ходе второй мировой войны гитлеровский вермахт захватил большое количество различных образцов бронетанковой техники, многие из которых затем активно использовались как в боевых частях, так и для несения охранной и полицейской службы.
Значительное число трофейных боевых машин в ходе подготовки для службы в вермахте оснащалось вооружением, стандартным для немецкой армии. Так, в 1941 году 174 французских танка R 35 были переделаны в САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой.
До мая 1940 года фирма Lorraine поставила французской армии 387 гусеничных тягачей «Tracteur Blinde 37L», около 300 из которых досталось немцам. В июле-августе 1942 года 179 тягачей были вооружены 75-мм противотанковой пушкой Pak 40. Этот 8-тонный истребитель танков, известный в войсках под названием Marder I, использовался в основном на Восточном фронте. На этом же шасси смонтировали 12 105-мм гаубиц leFH 18/40 и 94 150-мм SFH13. В самоходную установку со 105-мм полевой гаубицей переоборудовали 48 танков H35, ещё 48 машин этого типа вооружили 75-мм противотанковой пушкой, а 24 переделали в машины передовых артиллерийских наблюдателей. В самоходные орудия переделывались и все захваченные немцами лёгкие танки FCM 36.
Однако значительное число трофейных французских танков активно использовалось в вермахте со своим штатным вооружением. На Восточном фронте, в частности, использовались лёгкие H39 (в вермахте - Pz.735 (f)) и средние S 35 (Pz.739 (f)). Большая часть танков R 35 (Pz.731 (f)) поступила на вооружение 21-й танковой дивизии, а безнадёжно устаревшие FT 17/18 (Pz.730 (f)) использовались немцами для охраны аэродромов и несения полицейской службы на оккупированных территориях. (Подробнее об использовании немцами трофейных французских танков можно прочесть в журнале «Моделист-конструктор» № 3, 1995 г.)
После падения осенью 1943 года фашистского режима в Италии большая часть итальянских боевых машин, а также предприятия, их производящие, попали к немцам. В частности, Панцерваффе досталось 120 средних танков M15/42 и не менее 290 итальянских штурмовых орудий Semovente. Из последних 178 штук были вооружены 75-мм пушкой с длиной ствола в 18 калибров, а остальные - в 34 калибра. Кроме того, в немецкие части поступило 40 штурмовых орудий M43 с 75-мм пушкой с длиной ствола в 40 калибров и 117 105-мм самоходных гаубиц на шасси танка M15/42. Все трофейные итальянские танки и САУ использовались немцами в Италии и на Балканах.

7,5 cm Pak 40/1 auf Panzerjäger Lorraine S (f)

7,5 cm Pak 97/98 (f) auf Pz.740 (r)

Pz.735 (r) mit 7,5 KwK L/43

В частях Африканского корпуса воевали немногочисленные трофейные «матильды»; некоторые из них были перевооружены немецкими 50-мм танковыми пушками. Эти машины получили обозначение Pz.748 (e).
Самые крупные трофеи достались фашистам в ходе операции «Барбаросса». Достаточно сказать, что, по немецким данным, к 22 августа 1941 года они подбили и захватили 14 079 советских танков.
Однако попытки использовать трофеи с самого начала столкнулись с большими трудностями. Значительная часть советских танков была настолько разбита в бою, что годилась разве что на металлолом. У большинства же танков, не имевших видимых внешних повреждений, при осмотре обнаруживались поломки агрегатов двигателя, трансмиссии или ходовой части, устранить которые оказалось невозможно из-за отсутствия запасных частей.
Главной же причиной были высокие потери Германии в собственных боевых машинах и связанная с этим колоссальная загруженность ремонтно-эвакуационных и восстановительных служб. Заниматься трофейными танками было просто некогда.
В результате к октябрю 1941 года в немецких войсках находилось всего около 100 советских танков различных типов. Остальная брошенная на поле боя советская бронетехника, простояв под открытым небом зиму 1941/42 года, восстановлению уже не подлежала. В этот период вермахт получил с ремонтных предприятий лишь несколько Т-26 (Pz.740 (r)), БТ-7 (Pz.742 (r)) и Т-60. Большинство же машин, в первую очередь Т-34 (Pz.747 (r)) и КВ (Pz.753 (r)), использовавшихся фронтовыми частями, были захвачены в полностью исправном состоянии, сразу вводились в строй и эксплуатировались до тех пор, пока не были подбиты или не выходили из строя по техническим причинам.
Лишь с середины 1942 года в оснащённые трофейными советскими танками части стали поступать машины с ремонтных предприятий. Основным из них, специализировавшимся на нашей технике, был ремзавод в Риге. Кроме того, с 1943 года отдельные Т-34 восстанавливались на заводах фирмы Daimler-Benz в Берлине и фирмы Wumag в Герлитце. После вторичного захвата немцами Харькова весной 1943 года в цехах Харьковского тракторного завода дивизией СС «Рейх» была образована ремонтная мастерская, в которой прошли восстановление несколько десятков танков Т-34. Для частей СС вообще было характерным более активное использование трофейных советских танков. При этом в ряде случаев, в частности, в дивизии «Райх», они состояли на вооружении танковых подразделений совместно с немецкими танками. Чаще же Т-34 и КВ применялись в противотанковых подразделениях, что создавало меньше проблем с их опознаванием.
В ходе войскового ремонта наши танки почти не модернизировались. Некоторое количество Т-34 и КВ были оснащены немецкими командирскими башенками. Вооружение также не заменялось немецким, поскольку советские 76-мм пушки были достаточно мощными. Известен лишь один случай перевооружения. Тяжёлый КВ-1, захваченный в 1943 году под Белгородом 204-м танковым полком 22-й танковой дивизии, в ходе ремонта вместо штатной пушки ЗИС-5 получил немецкую 75-мм пушку KwK 40.
Практически никогда трофейные советские танки не переоборудовались немцами в САУ. В этом отношении самым массовым можно считать эпизод изготовления в конце 1943 года 10 (!) самоходных орудий на базе танка Т-26. Вместо башен на них установили 75-мм французские пушки (7,5 cm Pak 97/98 (f)), прикрытые щитом. Эти машины поступили на вооружение 3-й роты 563-го противотанкового дивизиона. Впрочем, боевая служба их была недолгой - уже 1 марта 1944 года все были заменены САУ «Marder III».
В целом же количество использовавшихся германскими войсками советских танков было весьма ограничено. Так, по официальным данным, в мае 1943 года в вермахте насчитывалось 63 советских танка (из них - 50 Т-34), а в декабре 1944 года - 53 советских танка (из них - 49 Т-34).
Конечно, эти данные нельзя считать полными, так как в них, скорее всего, не учтены отдельные машины, применявшиеся вне подразделений трофейных танков как в танковых и моторизованных, так и в пехотных дивизиях вермахта и войск СС.
Всего же за период с июня 1941 по май 1945 года немецкие войска ввели в строй и использовали в боях с Красной Армией более 300 советских танков.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГЕРМАНСКИХ ТАНКОВЫХ ПУШЕК
KwK 30: калибр - 20 мм / длина ствола - 97,1 калибров / тип танка - Pz.II / тип снаряда - бронебойный / масса снаряда - 0,148 кг / начальная скорость - 801 м/с / толщина пробиваемой брони, мм: дистанция - _ (100 м) . 25 (300 м) . _ (500 м) . _ (1000 м).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГЕРМАНСКОЙ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

ГАУБИЦЫ

ЗЕНИТНЫЕ ОРУДИЯ

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ И ШТУРМОВЫЕ ОРУДИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Pz.kpfw.II Ausf.C. 3-й батальон 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии (Pz.Rgt.25, 7.Panzer Division), Восточный фронт, сентябрь 1941 г.

Pz.kpfw.38 (t) Ausf.G. 6-я рота 2-го батальона 21-го танкового полка 20-й танковой дивизии (6/Pz.Abt.2, Pz.Rgt.21, 20.Panzer Division), Восточный фронт, 1941 г.

7,62 cm Pak (r) auf Pz.kpfw.38 (t) Marder III. 39-й противотанковый дивизион 1-й танковой дивизии (Pz.Jag. Abt.39, 1.Panzer Division), Восточный фронт, лето 1942 г.
Под дивизионной эмблемой жёлтого цвета на борту Marder III изображён тактический значок «самоходное противотанковое орудие», белая единица рядом с ним - номер роты.

15 cm sIG 33 auf Pz.kpfw.II Sturmpanzer II. 707-я рота тяжёлых пехотных орудий (707.S.I.G. Кр.), Северная Африка, июль 1942 г.

Pz.kpfw.III Ausf.M. 3-я танковая дивизия CC (3.SS Panzer Division) «Totenkopf», Курск, июль 1943 г.

Pz.kpfw.IV Ausf.F2. 4-я рота 5-го танкового полка 21-й танковой дивизии Африканского корпуса (4/Pz.Rgt.2, 21.Panzer Division, Deutsche Afrika Korps), сражение под Газала, Ливия, май 1942 г.
Эмблема Африканского корпуса.

StuG.III Ausf.F. 203-й дивизион штурмовых орудий (Sturmgeschützabteilung 203), Ростов, лето 1942 г.

Pz.kpfw.V Panther Ausf.A. 1-я танковая дивизия CC (1.SS Panzer Division) «Leibstandarte SS Adolf Hitler», Франция, 1944 г.

Pz.kpfw.VI Tiger Ausf.E. 8-я тяжёлая танковая рота 2-й танковой дивизии СС (8.s.Pz.Kp., 2.SS Panzer Division) «Das Reich», Курск, 1943 г.

Sturmtiger. 1000-я рота штурмовых мортир (1000.Pz.Stu.Mr.Kp.), Западный фронт, 1945 г.

Бронеколлекция, №2, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 1

 

Основные фирмы-производители бронетанковой техники в Германии в период второй мировой войны
Adlerwerke Heinrich Kleyer (Adler) - Франкфурт-на-Майне;
Altmärkische Kettenfabrik GmbH (Alkett) - Берлин-Шпандау;
Ardlet;
Argus;
Auto-Union - Зигмар, Кемниц, Пуркау;
Bayerische Motoren Werke (BMW) - Мюнхен, Эйзенах;
Borgward - Бремен;
Bohmisch-Mahrische Maschinenfabrik (BMM) - Прага;
Büssing-NAG - Берлин, Лейпциг;
Daimler-Benz AG - Берлин-Мариенфельд;
Demag - Берлин, Дюссельдорф, Ветлер;
Deutsche Eisenwerke - Дуйсбург, Теллиц-Шенау;
Deutsche Werke - Шихау, Киль;
Eisenwerken Weserhütte (Weserhütte) - Бад-Ойнхаузен;
Evens und Pistor - Хельза;
Fahrzeug und Motorenbau GmbH (FAMO) - Бреслау, Варшава;
Gräf und Stift - Вена;
Hannoverische Maschinenbau AG (Hanomag) - Ганновер;
Hansa-Lloyd-Goliath AG (Hansa-Lloyd) - Бремен;
Henschel und Sohn AG (Henschel) - Кассель;
Horch - Цвиккау;
Kamper Motoren AG - Берлин;
Klöckner-Humboldt-Deutz Werke - Ульм;
Krauss-Maffei Lokomotivfabrik (Krauss-Maffei) - Мюнхен;
Krupp-Gruson Werke (Krupp) - Эссен, Магдебург;
Magirus - Ульм;
Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg AG (MAN) - Нюрнберг, Аугсбург;
Maschinenfabrik Niedersachsen-Hannover (MNH) - Ганновер;
Maybach Motorenbau (Maybach) - Берлин, Фридрихсхафен;
Mechanische Werke - Коттбус;
Mercedes-Benz AG - Берлин;
Mühlenbau und Industrie AG (MIAG) - Брауншвейг;
Nibelungenwerke - Линц, С.-Валентин;
NSU-Werke (NSU) - Некарсульм;
Opel - Руссельхайм;
Ostbau - Заган;
Phänomen-Gustav Hiller AG (Phänomen) - Циттау;
Porsche - Штуттгарт;
Rheinmetall-Borsig (Rheinmetall) - Дюссельдорф;
Ritscher - Гамбург;
Saurer-Werke (Saurer) - Вена;
Skoda - Пльзень;
Steyr-Daimler-Puch (Steyr) - Вена;
Stoewer - Штеттин;
Vogtländische Maschinenfabrik AG (VOMAG) - Плауэн;
Wagonfabrik Wegmann AG (Wegmann) - Кассель;
Wumag - Герлитц;
Zachertz - Фрейштадт;
Zündapp - Нюрнберг.

Трофейные боевые машины
В ходе боевых действий 8 Европе и Северной Африке германские войска захватили значительное количество легких бронированных машин, которые затем широко использовались в полевых войсках вермахта, частях СС и различного рода полицейских подразделениях. При этом часть из них переделывалась и перевооружалась, часть же применялась в оригинальном исполнении. Число принятых немцами на вооружение легких боевых машин иностранных марок колебалось по разным странам от нескольких единиц до нескольких сотен.
Незначительное количество бельгийских полноприводных (4x4) легкобронированных артиллерийских тягачей Ford/Marmon-Herrington использовалось в 14-й и 35-й пехотных и 8-й танковой дивизиях вермахта в качестве штабных и разведывательных машин.
В Голландии, помимо достаточно мощных, но уже порядком устаревших шведских броневиков Landsverk 180 и 181, применявшихся потом в полицейских частях как в самой Голландии, так и в СССР, немцы захватили 12 современных броневых автомобилей DAF М39. Получив обозначение Pz.Sp.Wg. L2G2 (h), они воевали на Восточном фронте в группе армий «Север».
В 1940 году во Франции были захвачены первые английские бронемашины. Большинство из них, за исключением Daimler Dingo Mk.I (в вермахте le Pz.Sp.Wg. Mk.I 202 (e)), впоследствии немцами не применялись. В массовом порядке трофейные английские бронеавтомобили использовались только в Северной Африке. Причем чаще всего сразу после захвата - пока хватало ресурса двигателя, запчастей и т.д. В основном это были броневики Marmon-Herrington разных модификаций и Humber, Штабом генерала Э.Роммеля эксплуатировался бронированный автобус AEG Dorchester.
На вооружении различных немецких частей состояли английские гусеничные бронетранспортеры Universal Carrier (gepanzerter Maschinengewetirträger Вгеп 731 (e)). Часть машин при этом перевооружалась или довооружалась. Наиболее известны варианты с 20-мм зенитной пушкой Flak 38 и 37-мм противотанковой Рак 35/36. В 3-й моторизованной дивизии вермахта несколько бронетранспортеров вооружили пакетом из трех стволов 88-мм реактивного противотанкового гранатомета (8,8 cm Raketenpanzerbüschse 43).
После капитуляции Италии осенью 1943 года и оккупации части ее территории Германией в руки немцев попали 37 бронеавтомобилей Autoblinda АВ41 (Panzerspähwagen АВ41 201 (i)), еще 20 машин было произведено позже, уже под их контролем. Эти машины использовались немцами в Италии и на Балканах.

Pz.Späh. DAF 201 (h)

Pz.Späh. L 202 (h)

Pz.Späh. 204 (f) в варианте бронедрезины

Pz.Späh. 204 (f) mit KwK 42

Gep. MG Träger Br 731 (e) mit Pak 35/36

Советские боевые машины применялись в основном в тех частях вермахта и войск СС, которые их захватили, да и то крайне ограниченно. В числе эксплуатировавшихся немцами советских бронеавтомобилей можно упомянуть БА-20 (Panzerspähwagen ВА 202 (r)), БА-6, БА-10 (Panzerspähwagen ВА 203 (r)) и БА-64. Трофейные полубронированные артиллерийские тягачи «Комсомолец» немцы использовали по прямому назначению - для буксировки легких артиллерийских орудий. Известен случай установки на крыше броневой кабины тягача 37-мм противотанковой пушки Рак 35/36 за штатным щитом.
На вооружении отдельных частей вермахта состояли и боевые машины американского производства, как захваченные у союзников США по антигитлеровской коалиции, так и непосредственно у американцев. Это были бронеавтомобили М8 - Panzerspähwagen М8 (а) и полугусеничные бронетранспортеры. И те и другие применялись немцами в основном на завершающем этапе войны.
Наиболее интенсивно, начиная с 1940 года и вплоть до конца войны, использовалась немцами французская трофейная техника.
Более 200 французских бронеавтомобилей AMD Panhard 178 (Pz.Späh. 204 (f)) поступило в полевые войска и части СС, а 43 были переделаны в бронедрезины. На последних установили немецкую радиостанцию с антенной рамочного типа.
22 июня 1941 года на Восточном фронте имелось 190 «панаров», 107 из них к концу года были потеряны. По данным на июнь 1943 года в вермахте еще оставалось 30 машин на Восточном фронте и 33 - на Западном. Кроме того, часть броневиков к этому времени передали в охранные дивизии.
Французское правительство Виши получило от немцев разрешение сохранить небольшое количество бронеавтомобилей этого типа, но при этом они потребовали демонтировать штатные 25-мм пушки. В ноябре 1942 года при вторжении немцев в "свободную" зону (неоккупированный юг Франции) эти машины были захвачены и использовались для полицейских функций, а часть «панаров», не имевших башен, в 1943 году вооружили 50-мм танковой пушкой.
С 1941 года в германских войсках, дислоцированных во Франции, в качестве артиллерийского тягача для 75-мм противотанковых пушек и 105-мм легких полевых гаубиц применялся трофейный полугусеничный трактор Unic Р107 - leichter Zugkraftwagen U3Q4 (f). В 1943 году некоторое количество этих машин оборудовали броневым корпусом с открытым сверху кузовом и переклассифицировали в бронетранспортеры - leichter Schützenpanzerwagen U304 (f), по размерам близкие к германским Sd.Kfz.250.
В качестве артиллерийских тягачей использовались более тяжелые полугусеничные тракторы Somua MCG/MCL - le.Zgkw. S307 (f). Часть из них в 1943 году также оборудовали броневым корпусом. При этом их предполагалось применять как в качестве бронированных тягачей - mittlerer gepanzerter Zugkraftwagen S303 (f), таки е качестве бронетранспортеров - mittlerer Schützenpanzerwagen S307 (f). Кроме того, на их базе создавались боевые машины:
mSPW S307 (f) mit Reihenwerfer - самоходный многоствольный миномет; в кормовой части машины на специальной раме был смонтирован двухрядный пакет из 16 стволов французских 81-мм минометов;
7,5 cm Рак 40 auf m SPW S307 (f) - самоходная 75-мм противотанковая пушка, изготовлено 16 единиц;
8 cm R-Vieifachwerfer auf m.gep.Zgkw. S303 (f) - реактивная пусковая установка с пакетом направляющих от советской 82-мм пусковой установки БМ-8-24;
15 cm Panzerwerfer 42 auf m.gep Zgkw. S303 (f) - реактивная пусковая установка с пакетом из 10 стволов Nebelwerfer 41.

UE 630 (f) mit Рак 35/36

UE 630 (f) mit 28/32 cm Wurfrahmen

Sd.Kfz.135

Sd.Kfz.135/1

10,5 cm leFH 18/4 auf Lorraine S (f)

Großer Funk- und Beobachtungspanzer auf Lorraine S (f)

Все эти боевые машины использовались вермахтом и войсками СС в ходе боевых действий во Франции в 1944 году.
Из чисто гусеничных французских боевых машин, захваченных и широко применявшихся немцами, в первую очередь следует упомянуть многоцелевой транспортер Renault UE (Infanterieschlepper UE 630 (f)). Первоначально они использовались в качестве легких тягачей для перевозки снаряжения и боеприпасов (в том числе и на Восточном фронте). С бронированной кабиной и вооруженный пулеметом UE 630 (f) применялся для полицейских и охранных функций. Несколько сот машин переделали в противотанковые установки для пехотных частей - 3,7 cm Pak 36 (Sf) auf Infanterieschlepper UE 630 (f). При этом верхний станок и щит пушки остались без изменений. В 1943 году почти все машины, не подвергшиеся переделкам ранее, были оборудованы в пусковые установки тяжелых реактивных мин - 28/32 cm Wurfrahmen (Sf) auf Infanterieschlepper UE 630 (f).
Весьма активно эксплуатировались в вермахте и 300 захваченных гусеничных бронетранспортеров-тягачей Lorraine 37L. Значительная часть из них была переделана в самоходно-артиллерийские установки:
7.5 cm Pak 40/1 auf Lorraine Schlepper (f) Marder I (Sd.Kfz.135) - самоходная 75-мм противотанковая пушка, изготовлено 179 единиц;
15 cm sFH 13/1 auf Lorraine Schlepper (f) (Sd.Kfz.135/1) - самоходная 150-мм гаубица, изготовлено 94 единицы;
10.5 cm leFH 18/4 auf Lorraine Schlepper (f) - 105-мм самоходная гаубица, изготовлено 12 единиц.
Все эти САУ были конструктивно и внешне подобны.
На базе тягача Lorraine немцы создали 30 полностью бронированных машин наблюдения и связи.
Самоходные орудия на шасси Lorraine применялись немцами на Восточном фронте и в Северной Африке, а в 1944 году - во Франции.

Обозначения трофейных танков и бронеавтомобилей

Серия 200 (бронеавтомобили)
leichter Panzerspähwagen Mk.I 202 (е) - Scout Car Mk 1 Dingo
leichter Panzerspähwagen Ir 204 (e) - Armoured Reconnaissance Car Ironside
Panzerspähwagen Mo 205 (e) - Armoured Reconaissance Car Morris
Panzerspähwagen F 208 {e) - Armoured Reconaissance Car Ford
Panzerspähwagen G 209 (e) - Guy Light Tank Wheeled
Panzerspähwagen Wh 201 (f) - AMD White-Laffly
Panzerspähwagen Laf 202 (f) - AMD Laffly
Panzerspähwagen TOE 203 (f) - AMD Panhard TOE
Panzerspähwagen P 2Q4 (f) - AMD Panhard
Panzerspähwagen L 202 (h) - Landsverk La 180/181
Panzerspähwagen AB40/41 (i) - Autobiinda 40/41
Panzerspähwagen Lince 202 (i) - Autobiinda Lince
Panzerspähwagen AB43 203 (i) - Autobiinda 43
gepanzerter Mannschaftstransportwagen S 37 250 (i) - Autoprotetto S 37
Panzerspähwagen ВА 202 (r) - бронеавтомобиль БА-20
Panzerspähwagen BA 203 (r) - бронеавтомобиль БА-3/6/10

Серия 700 (танки и английские бронетранспортеры)
Panzerkampfwagen М2А4 740 (а) - Light Tank М2А4
Panzerkampfwagen М3 747 (а) - Medium Tank М3
Panzerkampfwagen M4 748 (a) - Medium Tank M4
Panzerspähwagen VCL 701 (b) - Char Leger/ Vickers Carden-Loyd
gepanzerter MG Träger Br 731 (e) - Bren Gun Carrier
gepanzerter MG Träger Br 732 (e) - Scout Carrier
leichter Panzerkampfwagen Мк II 733 (e) - Light Tank Мк II
leichter Panzerkampfwagen Мк IV 734 (e) - Light Tank Мк IV
leichter Panzerkampfwagen Mk.VIB 735 (e) - Light Tank Mk.VIB
leichter Panzerkampfwagen MkVIC736 (e) - Light Tank MkVIC
leichter Panzerkampfwagen Мк VII 737 (e) - Light Tank Мк VII
Kreuzer Panzerkampfwagen Мк I 741 (e) - Cruiser Tank Мк I
Kreuzer Panzerkampfwagen Мк II 742{e) - Cruiser Tank Мк II
Kreuzer Panzerkampfwagen Мк III 743 (e) - Cruiser Tank Мк III
Kreuzer Panzerkampfwagen Мк IV 744 (e) - Cruiser Tank Мк IV
Kreuzer Panzerkampfwagen Мк V 745 (e) - Cruiser Tank Мк V
Kreuzer Panzerkampfwagen Мк VI 746 (e) - Cruiser Tank Мк VI
Infanterie Panzerkampfwagen Мк I 747 (e} - Infantry Tank Мк I
Infanterie Panzerkampfwagen Мк II 748{e) - Infantry Tank Мк II
Infanterie Panzerkampfwagen Mk IN 749 (e) - infantry Tank Мк III
Panzerspähwagen VM 701 (f) - Renault VM (AMR 33)
Panzerspähwagen ZT I 702 (f) - Renault ZT (AMR 35)
Panzerkampfwagen 17R/18R 730{f) - Renault FT 17/18
Panzerkampfwagen 35R 731 (f) - Renault R-35
Panzerkampfwagen D-1 732 (f) - Char D-1
Panzerkampfwagen D-2 733 (f) - Char d'Assault D-2
Panzerkampfwagen 35H 734 (f) - Hotchkiss H-35
Panzerkampfwagen 38H 735 (f) - Hotchkiss H-38
Panzerkampfwagen ZM 736 (f) - Char ZM
Panzerkampfwagen FCM 737 (f) - Char de Combat FCM
Panzerkampfwagen AMC 738 (f) - AMC 1935R
Panzerkampfwagen 35S 739 (f) - Somua S-35
Panzerkampfwagen B-1 740 (f) - Char B-1 bis
Panzerkampfwagen 2C 741 (f) - Char 2C
Panzerbefehlswagen 770 (f) - Voiture de Commandement YS
Panzerkampfwagen FT 731 (h) - Renault FT
Panzerkampfwagen CV3/35 731 (i) - CarroVeloce CV3/35
Panzerkampfwagen CV3/33 (Flammenwerfer) 732 (i) - Carro Veioce CV3/33
Panzerkampfwagen L6 733 (i) - Carro Armato L6/40
Panzerkampfwagen M11/39 734 (i) - Carro Armato M11/39
Panzerkampfwagen M13/40 735 (i) - Carro Armato M13/40
Panzerkampfwagen M14/41 736 (i) - Carro Armato M14/41
Panzerkampfwagen P40 737 (i) - Carro Armato P40
Panzerkampfwagen M15/42 738 (i) - Carro Armato M15/42
Panzerbefehlswagen 47/32 770 (i) - Carro Commando
Compagnia Semovente DA47/32
Panzerbefehiswagen M41 771 (i) - Carro Commando Semovente M41
Panzerbefehiswagen M42772 (i) - Carro Commando Semovente M42
Schwimm-Panzerkampfwagen T-37 731 (r) - плавающий танк Т-37
Schwimm-Panzer kam pfwagenT-38 732 (r) - плавающий танк Т-38
Schwimm-PanzerkampfwagenT-40 733 (r) - плавающий танк Т-40
Panzerkampfwagen Т-27А 734 (r) - танкетка Т-27А
Panzerkampfwagen Т-26А 737 (r) - легкий танк Т-26 обр.1931 г.
Panzerkampfwagen Т-26В 738 (r) - легкий танк Т-26 обр.1933 г.
Rammenwerfer Panzerkampfwagen Т-26В 739 (r) - легкий огнеметный танк ОТ-130
Panzerkampfwagen Т-26С 740 (r) - легкий танк Т-26 обр.1939 г.
Bruken-Panzerkampfwagen 741 (r) - танк-мостоукладчик Т-26
Panzerkampfwagen ВТ 742 (r) - легкий танк БТ-7
Panzerkampfwagen Т-60 743 (r) - легкий танк Т-60 и Т-70
Panzerkampfwagen Т-28 746 (r) - средний танк Т-28
Panzerkampfwagen Т-34 747 (r) - средний танк Т-34
Panzerkampfwagen Т-35А 751 (r) - тяжелый танк Т-35
Panzerkampfwagen Т-35С 752 (r) - тяжелый танк Т-35 обр.1939 г.
Panzerkampfwagen KV la 753 (r) - тяжелый танк КВ-1
Panzerkampfwagen KV II 754 (r) - тяжелый танк КВ-2
Panzerkampfwagen KV lb 755 (r) - тяжелый танк KB-1c

Бронеавтомобиль Kfz.13. Польша, сентябрь 1939 г.

Легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.222. 33-й разведывательный батальон 15-й танковой дивизии германского Африканского корпуса (Aufkl.Abt.33, 15. Panzer Division, Deutsche Afrika Korps), Ливия, 1942 г.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (6-Rad). 10-я танковая дивизия (10. Panzer Division), Восточный фронт, 1941 г.
На левом крыле бронеавтомобиля - дивизионная эмблема.

Sd.Kfz.250/3. Штабной бронетранспортер командующего германским Африканским корпусом фельдмаршала Эрвина Роммеля. Северная Африка, 1941-1942 гг.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.232. 5-й разведывательный батальон 5-й танковой дивизии СС »Викинг» (Aufkl.Abt.5, 5.SS Panzer Division «Wiking»), Восточный фронт, лето 1943 г.
Кормовая часть корпуса бронеавтомобиля с номерными знаками.

Самоходная установка 5 cm Pak 38 (Sf) auf Zugkraftwagen 1t. Одна из частей СС, Восточный фронт, район Коростеня, декабрь 1943 г.

Полубронированный тягач Sd.Kfz.7/1. Одна из зенитных частей люфтваффе, Будапешт, 1944 г.

Полугусеничный грузовик Sd.Kfz.3b mit 2 cm Flak 36. Франция, 1944 г.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/1 Ausf.B. 113-й стрелковый полк 1-й танковой дивизии {Schützen Regiment 113, 1. Panzer Division), Франция, 1940 г.
Буква «G» на светомаскировочном кожухе правой фары обозначает принадлежность к танковому корпусу генерал-майора Г.Гудериана.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/22. Германия, 1945 г.

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2