LK-II - Легкий танк (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

ЛЁГКИЕ ТАНКИ
После демонстрации макета A7V высшее командование предложило разработать более крупные «сверхтанки». Такое задание вскоре выдали Фольмеру. Однако он пришёл к выводу, что правильнее будет создавать лёгкие машины, которые могли бы выпускаться быстрее и в большем количестве.
Условиями для разработки и быстрой постановки производства стало наличие больших запасов автомобильных агрегатов. В автопарках военного ведомства к тому времени скопилось более 1000 автомобилей из разнотипных машин с мощностью двигателей от 40 до 60 л.с., признанных негодными для применения в армии, так называемых «пожирателей горючего и шин». Однако при их систематизации можно было получить группы по 50 и более штук и на этой основе строить партии лёгких боевых машин с запасом агрегатов и узлов.

Схема устройства шасси танка LK: 1 - автомобильная рама с двигателем и трансмиссией, 2, 3 - ведущие колёса, 4 - гусеничный движитель.

Предполагалось использовать шасси автомобиля «внутри» гусеничного шасси, устанавливая ведущие колёса гусеничного хода на их приводные оси. Немцы, пожалуй, первыми уяснили такое преимущество лёгких танков, как возможность широкого применения автомобильных агрегатов.
Проект представили в сентябре 1917 года. Начальник Инспекции автомобильных войск одобрил его и 29 декабря принял решение о постройке лёгких танков. Однако уже 17 января 1918 года Ставка Главного командования отклонила это решение, сочтя предполагавшееся бронирование таких танков слишком слабым. Вскоре, впрочем, выяснилось, что Главное командование само вело переговоры с Круппом о лёгком танке, разрабатывавшемся его фирмой, - ещё один пример несогласованности действий Главного командования и Военного министерства в вопросах танкостроения. Создание лёгкого танка под руководством профессора Раузенбергера началось на фирме Круппа ещё весной 1917 года. В конце концов эту работу всё же одобрили, и она перешла в ведение Военного министерства. Дано было разрешение на постройку двух опытных машин, получивших обозначение LK-I (Leichter Kampfwagen).
Основные требования к лёгкому танку предполагали:
экипаж - механик-водитель и один-два стрелка;
вооружение - 57-мм пушка или два пулемёта, наличие лючков для стрельбы из личного оружия;
защита от бронебойных винтовочных пуль на любой дальности (толщина брони - не менее 14 мм);
подвеска - упругая;
скорость движения по ровной местности с грунтом средней твёрдости - 12-15 км/ч, удельное давление на грунт - около 0,5 кг/см2, ширина перекрываемого рва - 2 м, поворотливость на любом грунте, способность брать подъёмы крутизной до 45°;
масса - не выше 8 т, возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки;
надёжный и, по возможности, малошумный двигатель;
небольшой силуэт при возможно большом клиренсе;
время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта - до 6 ч.
Для повышения проходимости и эффективности при преодолении проволочных заграждений предлагалось увеличить подъём гусеницы. Посадка и высадка экипажа должна была быть простой и быстрой, а объём боевого отделения достаточен для нормальной работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность, устройство смотровых щелей и лючков, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, герметизацию танка на случай применения противником огнемётов, а также на доступность механизмов для обслуживания и ремонта и возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи.
Гусеничное шасси собиралось на особой раме. Ходовая часть каждого борта заключалась между двумя продольными параллельными стенками, связанными поперечными перемычками. Между ними к раме подвешивались на винтовых цилиндрических пружинах ходовые тележки. На борт приходилось пять тележек с четырьмя опорными катками каждая. Ещё одна тележка жёстко крепилась впереди - её катки служили упорами для восходящей ветви гусеницы. Жёстко закреплялась также ось заднего ведущего колеса, которое имело радиус 217 мм и 12 зубьев. Направляющее колесо было приподнято над опорной поверхностью, а его ось снабжена винтовым механизмом регулировки натяжения гусениц.

Компоновка лёгкого танка LK-I.

Продольный профиль гусеницы рассчитывался так, чтобы при движении по твёрдой дороге длина опорной поверхности составляла 2,8 м, на мягком грунте несколько увеличивалась, а при переходе через окопы достигала 5 м. Приподнятая передняя часть гусеницы выступала впереди корпуса. Таким образом предполагалось совместить поворотливость на твёрдом грунте с высокой проходимостью. Конструкция гусеницы повторяла A7V, но в уменьшенном варианте. Ширина башмака составляла 250 мм, толщина - 7 мм; ширина рельса - 80 мм, проём рельса - 27 мм, высота - 115 мм; шаг трака - 140 мм. Количество траков в цепи возросло до 74, что способствовало повышению скорости хода. Сопротивление цепи на разрыв - 30 т. От поперечного смещения нижнюю ветвь гусеницы удерживали центральные реборды катков и боковины ходовых тележек, верхнюю - стенки рамы.

Лёгкий танк LK-I.

Внутри такого готового гусеничного шасси крепилась рама автомобиля с основными агрегатами, причём не жёстко, а на сохранявшихся рессорах. Жёстко связанной с боковыми рамами гусеничного хода оказывалась только задняя ось, использовавшаяся для привода ведущих колёс. Таким образом, упругая подвеска оказывалась двухступенчатой - винтовые пружины ходовых тележек и полуэллиптические рессоры внутренней рамы. Новинки в конструкции танка LK были защищены рядом особых патентов, как, например, патенты № 311169 и № 311409 на особенности устройства гусеничного хода.
Двигатель и трансмиссия базового автомобиля в целом сохранялись. Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещённый в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.
В результате получился танк с передним расположением двигателя, задним - трансмиссии и боевого отделения. При первом же взгляде на него бросалось в глаза сходство с английским средним Mk А «Уиппет», появившимся на поле боя только в апреле 1918 года. Любопытно и то, что LK-I имел вращающуюся башню, прототип «Уиппета» - лёгкий танк Триттона - также. Последний официально испытали в Англии в марте 1917 года. Возможно, германская разведка и имела некоторые данные об этих испытаниях. Однако сходство компоновки можно объяснить и выбором автомобильной схемы в качестве базовой, пулемётные же, хорошо отработанные башни применялись на бронеавтомобилях всеми воюющими сторонами. Тем более что по своему устройству LK значительно отличались от «Уиппета»: отделение управления размещалось позади двигателя, причём сиденье механика-водителя располагалось по оси машины, а за ним находилось боевое отделение.
Броневой корпус из прямых листов собирался на каркасе с помощью клёпки. Цилиндрическая клёпаная башня имела амбразуру для установки пулемёта MG.08, прикрытую с боков двумя наружными щитками подобно башням бронеавтомобилей. Пулемётная установка снабжалась винтовым подъёмным механизмом. В крыше башни имелся круглый люк с откидной крышкой, в корме - небольшой двустворчатый лючок. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две низкие двери, расположенные в бортах боевого отделения напротив друг друга. Окно механика-водителя прикрывалось горизонтальной двустворчатой крышкой, в нижней створке которой были прорезаны пять смотровых щелей. Для обслуживания двигателя служили люки с откидными крышками в бортах и крыше моторного отделения. Вентиляционные решётки имели жалюзи.

Компоновка и вид спереди танка LK-II. (Копия подлинного чертежа).

Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918-го. Хотя прошли они весьма успешно, решено было доработать конструкцию - усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства.
Вскоре началось проектирование танка LK-II. 13 июня были представлены модели LK-II и лёгкого танка Круппа. Оба проекта рекомендовали к дальнейшей разработке в пулемётном варианте с вращающейся башней. Чуть позже добавился и пушечный вариант LK-II.
После начала Амьенской операции союзников Крупп получил срочный заказ на 65 танков, хотя ещё не был готов ни один реальный образец. 2 октября в Мариенфельде провели испытания шасси конкурирующих машин. В результате заказ фирме «Крупп» аннулировали. Выбор пал на LK-II. Планировалось уже в декабре выпустить первые 10 машин, а с апреля 1919 года довести этот показатель до 200 в месяц. При этом только треть танков должна была быть пулемётными, а две трети - пушечными.
Этому предшествовали огневые испытания 57-мм пушки, установленной в корпусе LK-II. Испытания, прошедшие ещё 29 августа, выявили слабость орудийной установки и разрушающее действие отдачи на корпус. И 30 сентября Ставка решила, что пушечные LK-II будут вооружаться 37-мм пушкой Круппа.
Обводы корпуса танка несколько изменились. Появились наклонные скулы между прямыми бортами и крышей. Позади моторного отделения возвышение и скулы корпуса образовывали рубку механика-водителя с тремя смотровыми лючками. Неподвижная боевая рубка имела прямые борта и наклонную заднюю стенку. В боевой рубке помещались артиллерист и его помощник, работавшие стоя. Двери рубки располагались так же, как у LK-I, но были увеличены. В крыше рубки находился люк с откидной крышкой, служивший для обзора и вентиляции. В прямых бортах, лобовом листе и крыше моторного отделения выполнялись жалюзи, на наклонных верхних листах - люки с откидными крышками для обслуживания двигателя.

Немецкий лёгкий танк LK-II (октябрь 1918 г.).

Тумбовая установка 37-мм пушки крепилась на вертикальной опоре. Конструкция щита орудия в целом была аналогична 57-мм пушке на A7V. Артиллерийская установка весила 500 кг, снабжалась телескопическим прицелом и маховичком горизонтальной наводки. Угол наведения по горизонтали ± 30°. В бортовых дверях предусматривались отверстия для стрельбы из ручного пулемёта MG.08/15.
Карбюраторные двигатели были двух типов - мощностью 40 и 50 л.с. Пуск двигателя мог производиться рукояткой изнутри или снаружи танка либо электростартером. Два бензобака общей ёмкостью 170 л располагались по бокам от двигателя, между ним и бронелистами бортов, днище баков прикрывалось 8-мм бронёй. Подача бензина производилась давлением отработанных газов. Для надёжного питания двигателя при любых наклонах машины была переделана поплавковая камера. Чтобы предотвратить заливание двигателя маслом, ввели циркуляционную систему смазки с замкнутым масляным баком. Охлаждение радиатора двигателя производилось вентилятором или эксгуаутором. Воздух всасывался из боевого, а выбрасывался через отверстия в бортах и крыше моторного отделения. Выхлопная труба выводилась с левого борта. Одна любопытная деталь - в то время как англичане на своих тяжёлых танках использовали один двигатель, а на среднем «Уиппете» два, германские конструкторы снабдили тяжёлые танки двумя двигателями, а лёгкий - одним.

Проекты бронированных артиллерийских тягачей-транспортёров на шасси LK-II.

Трансмиссия LK-II включала: дисковое сцепление (главный фрикцион); 4-скоростную коробку передач автомобильного типа; продольный вал, на котором располагались конические шестерни, кулачковые или дисковые сцепления, колодочные или ленточные тормоза; две приводные поперечные полуоси с коническими шестернями на одном конце и цилиндрическими на другом. Конические шестерни полуосей сцеплялись с коническими шестернями вала, образуя простой дифференциал, а цилиндрические вместе с шестернями большего диаметра на осях ведущих колёс образовывали однорядные бортовые редукторы, которые помещались в картеры, укреплённые на внутренних стенках бортов. На тех же стенках в особых втулках крепились на подшипниках приводные полуоси и оси ведущих колёс. Для увеличения тяговых характеристик и возможности преодолевать крутые подъёмы в трансмиссию включили промежуточную передачу, понижавшую скорость хода в 2,14-2,16 раза. При выключенной промежуточной передаче скорость хода составляла от 3,5 до 14 км/ч, при включённой - от 1,6 до 6,5 км/ч.
Управление осуществлялось выключением и подтормаживанием одной из гусениц. Манипуляции с гусеницей одного борта производились одним качающимся рычагом на три положения. В заднем положении рычага включалось сцепление соответствующей гусеницы, в среднем - сцепление выключалось, в переднем - включался тормоз гусеницы. Таким образом механик-водитель мог регулировать радиус поворота. Минимальный радиус составлял 1,7 м. Приводы управления и элементы трансмиссии находились под полом боевого отделения. Компоновка трансмиссии и механизмов поворота вдоль продольного вала вполне соответствовала общей ужатости боевой машины.
Наружные стенки гусеничного хода получили отогнутые внутрь наклонные секции для сброса грязи с верхней ветви гусеницы - приспособление, заимствованное у Mk А «Уиппет». Несколько был изменён, по сравнению с LK-I, и массивный буксирный крюк.
Угол подъёма на минимальной скорости при включённой понижающей передаче достигал 41°, при выключенной - 17,5°, на максимальной - соответственно 6,5 и 2°.
Система вентиляции, по мнению разработчиков, должна была обеспечить температуру воздуха внутри танка немного выше окружающей атмосферы.
Стоимость постройки танка LK-II в ценах 1918 года составляла 65-70 тыс. немецких марок.
Разведка союзников на основании данных перебежчиков предполагала, что летом 1918 года в постройке находилось 250 лёгких танков, но это не соответствовало действительности. В 1917 году был подготовлен заказ на 1000 танков, но за его исполнение так и не взялись, хотя из войск в течение 1918 года поступали требования на более подвижные танки лёгкого типа. Первый LK-II построили только осенью 1918 года. Лишь в октябре Фольмер смог представить два лёгких танка. Лёгкий танк с широким применением готовых автомобильных узлов и агрегатов оказался намного перспективнее «сверхтанка» хотя бы потому, что был в 10 раз дешевле. Массовое применение лёгких танков типа LK-II имело бы гораздо больший успех, чем тяжёлых, однако их постройка так и ограничилась несколькими опытными образцами.
Совместными усилиями группы Фольмера и конструкторов Круппа на шасси LK-II разработали бронированный артиллерийский тягач-транспортёр. Он имел полностью закрытый корпус с дверями в бортах и корме. В лобовом листе устанавливался пулемёт так, чтобы пулемётчик размещался чуть позади механика-водителя. Кроме того, в бортах находились амбразуры для пулемёта. Экипаж вместе с возимым расчётом орудия составлял 6 человек. Эта весьма перспективная разработка была одобрена, но не реализована в металле, хотя английские бронированные артиллерийские транспортёры уже действовали на фронте.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКОГО ТАНКА LK-II
Боевая масса, т: 8,5.
Экипаж, чел.: 3.
Высота, м: 2,7.
Длина, м: 5,1.
Ширина, м: 1,95.
Клиренс, м: 0,4.
Толщина брони, мм: лоб, борт и корма - 14; крыша и днище - 8.
Вооружение: орудие 37-мм.
Боекомплект: 100 выстрелов.
Двигатель: марка - различные марки; тип - карбюраторный; число цилиндров - 4; охлаждение - жидкостное; мощность, л.с. - 50-60 (при 1400-1500 об/мин).
Трансмиссия: механическая.
Коробка передач: 4-скоростная.
Бортовой редуктор: однорядный.
Механизм поворота: простой дифференциал.
Ходовая часть (на один борт): 24 опорных катка, заднее расположение ведущего колеса.
Подвеска: блокированная, на винтовых пружинах.
Тип гусеницы: металлическая, крупнозвенчатая.
Количество траков в цепи: 74.
Тип зацепления: зубовое.
Ширина трака, мм: 250.
Шаг трака, мм: 140.
Максимальная скорость, км/ч: 14-16.
Запас хода, км: 70.
Удельное давление, кг/см2: 0,6.
Преодолеваемый подъём, град.: 41.
Ширина преодолеваемого рва, м: 2,0.

Бронеколлекция, №6, 1996, С. ?. Федосеев - ТАНКИ КАЙЗЕРА (Германские танки 1-й мировой войны)

 

ПЕРВЫЕ ГЕРМАНСКИЕ ТАНКИ. «Тевтонский ответ» / Семен Федосеев : Яуза : Эксмо, 2011. - (Серия «Война и мы. Танковая коллекция»)

ОПЫТНЫЕ ЛЕГКИЕ ТАНКИ LK-I И LK-II - СТРЕМЛЕНИЕ К «МАССОВОМУ ТАНКУ»

Вскоре после демонстрации макета A7V верховное командование предложило разработать более крупные «сверх-танки». Задание на разработку было вскоре выдано Й. Фольмеру. Однако Фольмер считал более правильным создание легких машин, которые могли бы быть выпущены быстрее и в большем количестве. Условиями для разработки и быстрой постановки производства было наличие больших запасов автомобильных агрегатов. В парках военного ведомства к тому времени скопилось более 1000 автомобилей, признанных негодными для применения в армии, «пожирателей горючего и покрышек», как их называли. Машины были разнотипными, с мощностью двигателей от 40 до 60 л.с. Однако их систематизацией можно было получить группы по 50 и более штук и на этой основе строить партии легких боевых машин с готовым запасом агрегатов и узлов. Предполагалось использовать шасси автомобиля «внутри» гусеничного шасси, устанавливая ведущие колеса гусеничного хода на их приводные оси. Германские специалисты едва ли не первыми уяснили такое преимущество легких танков, как возможность широкого применения автомобильных агрегатов. Проект был представлен в сентябре 1917 г. Начальник Инспекции автомобильных войск одобрил его и 29 декабря 1917 г. принял решение о постройке легких танков.

054-е фото
Продольный разрез танка LK-I.

055-е фото
Опытный легкий танк LK-I с использованием агрегатов грузового автомобиля «Даймлер», с вращающейся пулеметной башней, вид спереди-сбоку. Пулемет в башне не установлен.

Уже 17 января 1918 г. Ставка Главного Командования отклонила это решение, сочтя предполагавшееся бронирование таких танков слишком слабым. Вскоре, однако, выяснилось, что Главное Командование само вело переговоры с Круппом о легком танке, разрабатывавшемся его фирмой, еще один пример несогласованности действий Главного Командования и военного министерства. Разработка легкого танка началась на фирме Круппа под руководством профессора Раузенбергера (ведущего артиллерийского конструктора фирмы) еще весной 1917 года. В конце концов, создание именно легкого танка получило одобрение и перешло в ведение военного министерства. Дали разрешение на постройку двух опытных машин LK-I (Leichte Kampfwagen I). Основные требования к легкому танку предполагали:

- экипаж - водитель (механик-водитель) и один-два стрелка;

- вооружение - 57-мм пушка или два пулемета, наличие лючков для стрельбы из личного оружия;

- защита от бронебойных винтовочных пуль на малых дальностях (толщина брони - не менее 14 мм);

- подвеска - упругая;

- скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости - 12-15 км/ч., удельное давление на грунт-около 0,5 кг/см2, ширина преодолеваемого рва - до 2 м, поворотливость на любом грунте, способность брать подъемы крутизной до 45°;

- масса не более 8 т, возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки;

- надежный и, по возможности, малошумный двигатель;

- небольшой силуэт при возможно большем клиренсе;

- время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта до 6 ч.

Для повышения проходимости и возможности проделывать проходы в проволочных заграждениях предлагалось не перекрывать гусеницу бронировкой и увеличить высоту зацепа подъемом гусеничного обвода в передней части. Кроме того, предполагалась способность буксировать легкое орудие или бомбомет на колесном лафете и в то же время возможность отбуксировать сам танк тягачом или другим танком. Посадка и высадка экипажа должна была быть простой и быстрой, объем обитаемого отделения достаточен для боевой работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность, устройство смотровых щелей и лючков, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, возможность герметизации танка на случай применения противником огнеметов (заметим это, поскольку сами немцы планировали использование ранцевых и траншейных огнеметов в борьбе с танками).

056-е фото
Опытный легкий танк LK-I, вид справа. Открыты двери рубки, люк башни и люки моторно-трансмиссионного отделения.

Стоит обратить внимание на требование доступности механизмов для обслуживания и ремонта и возможности быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи. Гусеничное шасси танка LK-I разработки Фольмера собираюсь на особой раме. Ходовая часть каждого борта заключалась между двумя продольными параллельными стенками, связанными поперечными перемычками. Между ними в раме располагались ходовые тележки. На борт приходилось шесть тележек с четырьмя сдвоенными опорными катками каждая. Тележка подвешивалась к раме на качающемся рычаге и двух цилиндрических винтовых пружинах. Еще одна тележка жестко крепилась впереди - ее катки служили упорными для восходящей ветви гусеницы. Жестко закреплена была также ось заднего ведущего колеса. Направляющее колесо было приподнято над опорной поверхностью, а его ось снабжена винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали пять роликов, оси которых жестко крепились на кронштейнах рамы. Первоначально планировалось крепить между передними выступами гусеничного хода «нос» в виде горизонтальных стальных дуг, защищающий направляющие колеса и способствующий разрушению заграждений. Но на танке, выведенном на испытания, таких дуг не было. Продольный профиль гусеницы был рассчитан так, чтобы при движении по твердой дороге длина опорной поверхности оставляла 2,8 м, на мягком грунте несколько увеличивалась, а при переходе через окопы достигала 5 м. Приподнятая передняя часть гусеницы выступала впереди корпуса. Таким образом предполагали совместить поворотливость на твердом грунте с высокой проходимостью. Конструкция гусеницы повторяла A7V, но в уменьшенном варианте - к штампованному башмаку с двумя грунтозацепами приклепывался «рельс» в виде двух профильных уголков, по которым и катились опорные катки, снабженные ребордами. Ширина башмака трака составляла 250 мм, рельса - 80 мм, проем рельса - 27 мм, высота - 115 мм, толщина башмака - 6 мм. Количество траков в цепи возросло до 74. Сопротивление цепи на разрыв - 30 т. Материал звеньев и болтов - тот же, что и на A7V. От поперечного смещения нижнюю ветвь гусеницы удерживали центральные реборды катков и боковины ходовых тележек, верхнюю - стенки рамы. Внутри такого готового гусеничного хода крепилась рама автомобиля (например, грузовика «Даймлер») с основными агрегатами, причем - не жестко, а на сохранявшихся рессорах автомобиля. Задняя ось автомобиля, использовавшаяся для привода ведущих колес, вставлялась в отверстия боковых рам гусеничного хода. Таким образом, упругая подвеска оказывалась как бы двухступенчатой - винтовые пружины ходовых тележек и полуэллиптические пружины внутренней рамы. Двигатель и трансмиссия базового автомобиля в целом сохранялись. Впереди двигателя располагался радиатор, соответственно жалюзи для поступления воздуха в моторное отделение выполнялись в его лобовом листе.

057-е фото
Испытание шасси танка LK-II. Октябрь 1918 г.

Вся конструкция как бы представляла собой бронеавтомобиль. «вставленный» в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом. В результате получился танк с передним расположением двигателя, задним - трансмиссии и боевого отделения. При первом же взгляде бросается в глаза сходство с британским средним танком Мk А «Уиппет», появившимся на поле боя только в апреле 1918 г. Любопытно и то, что LK-I имел башню кругового вращения, как и «легкий танк преследования» Тритона - прототип «Уиппета». Танк Триттона был официально испытан в Англии в марте 1917 г. Возможно, германская разведка имела некоторые данные об этих испытаниях. Однако сходство схемы компоновки можно объяснить и выбором в качестве базовой автомобильной схемы, пулеметные же башни были хорошо отработаны на бронеавтомобилях всеми воюющими сторонами. Тем более, что по своему устройству LK значительно отличается от «Уиппет»: отделение управления в германском танке находилось впереди боевого, причем сиденье водителя располагалось по оси машины. Броневой корпус собирался на каркасе из прямых листов катаной стальной брони клепкой. Цилиндрическая клепаная башня имела амбразуру для установки пулемета MG.08, прикрытую с боков двумя наружными щитками, подобно башням ряда бронеавтомобилей тех лет. Пулеметная установка имела винтовой подъемный механизм. В крыше башни выполнялся круглый люк с откидной крышкой, в корме - небольшой двустворчатый лючок. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две низкие двери на петлях, расположенные в бортах боевого отделения напротив друг друга. Окно водителя прикрывалось горизонтальной двустворчатой крышкой, в нижней створке были прорезаны пять смотровых щелей. Для обслуживания двигателя предусматривались люки с откидными крышками в бортах и крыше моторного отделения. Вентиляционные решетки снабжались жалюзями. Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918 года. Хотя прошли они весьма успешно, решено было доработать конструкцию - усилить бронезащиту, улучшить работу ходовой части и приспособить танк для массового производства.

058-е фото
Опытный легкий танк LK-II с установкой 37-мм пушки, вид спереди.

Началась разработка танка LK-II. 13 июня 1918 г. были представлены модели LK-II и легкого танка Круппа. Танк Круппа должен был иметь схему компоновки с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и передним - боевого отделения, совмещенного с отделением управления в одной неподвижной рубке обтекаемой формы. При этом пулеметчик размещался в передней части рубки. Пять амбразур для установки 7,92-мм пулемета позволяли вести огонь в секторе более 180°. Командир размещался сзади и выше пулеметчика в приподнятой части рубки, что должно было обеспечить ему хороший обзор местности, мог пользоваться выдвижным перископом. Характерными особенностями ходовой части были опущенное на грунт ведущее колесо заднего расположения и приподнятое над грунтом направляющее колесо, вынесенное на раме далеко впереди корпуса, что должно было улучшить проходимость. Оба проекта рекомендовали к дальнейшей разработке в пулеметном варианте с большим углом горизонтального обстрела. Чуть позже добавился и пушечный вариант LK-II - под явным влиянием успешного применения французами на фронте легких танков «Рено» FT как в пулеметном, так и в пушечном варианте (впервые с танками «Рено» германским войскам пришлось столкнуться 31 мая 1918 г. у леса Рец). После начата Амьенской операции союзников 8 августа - «самого черного дня германской армии», по определению генерала Людендорфа - не только появился ряд приказов Главного командования по улучшению противотанковой обороны, но и Крупп получил срочный заказ на 65 танков, хотя еще не было готово ни одного реального образца. После испытаний шасси конкурирующих машин 2 октября в Берлин-Мариенфельде заказ фирме «Крупп» аннулировали. Выбор остановили на LK-II, разработанном группой Фольмера. Планировалось заказать 580 машин, в декабре 1918 г. начать производство первых 10 LK-II, а с апреля 1919 г. довести их выпуск до 200 машин в месяц.

059-е фото
Опытный легкий танк LK-II с 37-мм пушкой, вид слева. Двери рубки открыты.

060-е фото
Проекции опытного легкого танка LK-II в варианте с установкой пулеметной башни.

061-е фото
Продольный разрез и вид спереди легкого танка LK-II с 37-мм пушкой в рубке.

При этом только треть машин должна была быть пулеметными (два 7,92-мм пулемета), а две трети - пушечными. Этому предшествовали огневые испытания 57-мм пушки, установленной в корпусе LK-II. Испытания, прошедшие еще 29 августа, выявили слабость орудийной установки и разрушающее действие отдачи на корпус. И 30 сентября Ставка решила, что пушечные LK-II будут вооружаться 37-мм пушкой «Круппа». Обводы корпуса танка несколько изменились. Появились наклонные скулы между прямыми бортами и крышей. Позади моторного отделения возвышение и скулы корпуса образовывали рубку водителя с тремя смотровыми лючками. Передний лючок имел две откидные крышки, боковые - по одной. Неподвижная боевая рубка имела прямые борта и наклонную заднюю стенку. В боевой рубке помещались артиллерист (наводчик) и его помощник, работавшие стоя. Двери рубки располагались так же, как у LK-I, но были увеличены. В крыше рубки имелся люк с откидной крышкой, служивший для обзора и вентиляции. В прямых бортах, лобовом листе и крыше моторного отделения выполнялись жалюзи, на наклонных верхних листах - люки с откидными крышками для обслуживания двигателя. Система вентиляции, по мнению разработчиков, должна была обеспечить температуру воздуха внутри танка ненамного выше окружающей атмосферы. Тумбовая установка 37-мм пушки крепилась на вертикальной опоре. Конструкция щита орудия в целом была аналогична установке 57-мм пушки на A7V с соответствующим уменьшением размеров. Артиллерийская установка весила около 0,5 т, снабжалась телескопическим оптическим прицелом, маховичком горизонтальной наводки. Угол наведения в горизонтальной плоскости - ±30°. В бортовых дверях предусматривались амбразуры для стрельбы из 7,92-мм ручного пулемета MG.08/15. Карбюраторные двигатели отобранных для постройки шасси были двух типов - мощностью 40 и 50 л.с. Пуск двигателя мог производиться заводной рукояткой изнутри или снаружи танка (рукоятка крепилась спереди под решеткой радиатора) либо электростартером. Два бензобака обшей емкостью 170 л располагались по бокам от двигателя между ним и бортами, днище баков прикрывалось 8-мм броней. Подача бензина производилась давлением отработанных газов. Для надежного питания двигателя при любых наклонах машины была переделана поплавковая камера. Для предотвращения заливания двигателя маслом была введена замкнутая «циркуляционная» система смазки. Охлаждение радиатора двигателя производилось вентилятором или эжектором. Воздух всасывался снаружи, а выбрасывался через отверстия в бортах и крыше моторного отделения. Выхлопная труба выводилась с левого борта, через стенки шасси. Одна занятная деталь - в то время как британцы на своих тяжелых танках использовали один двигатель, а на среднем «Уиппете» два, германские конструкторы снабдили тяжелые танки двумя двигателями, а легкий - одним. Никакой закономерности здесь нет - и тем и другим приходилось использовать имевшиеся в наличии двигатели и как-то выходить из положения. Трансмиссия LK-II включала: дисковое сцепление (главный фрикцион); 4-х скоростную коробку передач автомобильного типа; продольный вал, на котором располагались конические шестерни, кулачковые или дисковые сцепления, колодочные или ленточные тормоза; две приводные поперечные полуоси с коническими шестернями на одном конце и цилиндрическими на другом. Конические шестерни полуосей сцеплялись с коническими шестернями вала, образуя простой дифференциал, а цилиндрические вместе с шестернями большего диаметра на осях ведущих колес образовывали однорядные бортовые редукторы. Редукторы помещались в картеры, укрепленные на внутренних стенках гусеничного хода. На тех же стенках в особых втулках крепились на подшипниках приводные полуоси и оси ведущих колес. Для увеличения тяги и возможности брать крутые подъемы в трансмиссию включили промежуточную передачу, понижавшую скорость хода в 2,14-2,16 раза. При выключенной промежуточной передаче скорость хода составляла от 3,5 до 14 км/ч, при включенной - от 1,6 до 6,5 км/ч. Угол подъема на минимальной скорости при включенной понижающей передаче достигал 41°, при выключенной - 17,5°, на максимальной - соответственной 6,5 и 2°. Несколько уменьшили вынос направляющих колес впереди корпуса, соответственно число ходовых тележек на один борт уменьшилось до пяти, дополнительная тележка с упорными катками сохранилась. Поворот осуществлялся выключением и подтормаживанием одной из гусениц. Манипуляции с гусеницей одного борта производились одним качающимся рычагом на три положения. В заднем положении рычага включалось сцепление соответствующей гусеницы, в среднем - сцепление выключалось, в переднем - включался тормоз гусеницы. Таким образом водитель мог регулировать радиус поворота. Минимальный радиус поворота составлял 1,7 м.

062-е фото
Опытный легкий танк LK-II с установкой 37-мм пушки в рубке на испытаниях. Танк снабжен деформирующей камуфляжной окраской. На заднем плане видны гусеничные транспортеры.

Приводы управления и элементы трансмиссии размещались под полом обитаемого отделения. Компоновка трансмиссии и механизмов поворота вдоль продольного вала хорошо соответствовала обшей ужатости боевой машины. Для увеличения проходимости на траки гусениц винтами могли крепиться «уширители» в виде широкой стальной пластины с поперечным ребром-грунтозацепом. Наружные стенки гусеничного хода получили отогнутые внутрь наклонные секции для сброса грязи с верхней ветви гусеницы - приспособление, заимствованное у того же «Уиппета». Несколько изменен, по сравнению с LK-I, был и массивный буксирный крюк. Пулеметный вариант LK-II имел несколько увеличенное боевое отделение с установкой пулемета в цилиндрической поворотной башне. Соответственно несколько сместился вперед двигатель, что сказалось на внешних обводах моторного отделения, однако вынос направляющего колеса впереди корпуса сохранили. Перенесли решетки радиаторов с лобового листа моторного отделения. Башня кроме основной имела и боковые амбразуры (как в германских тяжелых бронеавтомобилях). Боковые двери корпуса сместились вперед - к месту водителя, и пулеметные амбразуры выполнялись уже в бортах корпуса позади дверей. Разведка союзников, на основании данных перебежчиков, предполагала, что летом 1918 года в Германии «находилось в постройке» 250 легких танков, но это не соответствовало действительности. К исполнению заказа на легкие танки так и не приступили, хотя из войск в течение 1918 года поступали требования на более подвижные танки легкого типа. Первый LK-II был построен осенью 1918 года и сильно припозднился. Только в октябре Фольмер смог представить два легких танка.

Легкий танк с широким применением готовых автомобильных агрегатов был намного перспективнее идеи «сверх-танка» хотя бы потому, что был в 10 раз дешевле. Танки типа LK-II, примененные массово, могли достичь больших успехов, обеспечить поддержку «штурмовых групп» пехоты в глубине обороны противника. Сравнительно небольшие, но хорошо обученные и снабженные оружием ближнего боя (автоматическим, холодным, гранатами, огнеметами) штурмовые группы могли просачиваться в глубину обороны, прерывать связь и пути снабжения, нападать на командные пункты. Ключом к их способу действий были внезапность и подвижность, которую и могли бы обеспечивать и сохранять легкие танки. Интерес командования к танкам типа LK. определившийся в середине 1918 года, вполне соответствовал опыту большого весеннего германского наступления. Германская армия, наконец, сумела осуществить глубокий прорыв позиционной обороны и вывести войска на оперативный простор, но для сохранения темпов наступления после этого и развития успеха как раз требовалось большое количество маневренных танков. Танки LK для этого вполне подходили. Но их постройка так и ограничилась несколькими опытными образцами. Планы массового производства относились к 1919 году, но «танковая программа» союзников на тот же год уже многократно превосходила германскую. Совместными усилиями группы Фольмера и конструкторов Круппа на шасси LK-II был разработан бронированный артиллерийский тягач-транспортер. Он имел полностью закрытый корпус с дверями в бортах и корме и большими люками в крыше. В лобовом листе корпуса устанавливался пулемет так, чтобы пулеметчик размещался чуть позади водителя. Кроме того, имелись амбразуры для пулемета в бортах. Вместимость машины составляла 8 человек - водитель и возимый расчет орудия из 7 человек, сидевших вдоль бортов. Эта весьма перспективная разработка была одобрена, но не реализована в металле, хотя британские «бронированные артиллерийские транспортеры» (перевозившие орудия на грузовой платформе) уже действовали на фронте. Также не был реализован и легкий двухместный бронетягач L.Z. на шасси LK-II, также вооруженный пулеметом. После войны, уже в начале 1920-х годов, в Швеции по проекту Й. Фольмера на заводе «Ландсверк» начали выпускать первый шведский танк Strv m/21. Он был прямым развитием пулеметного варианта LK-II, но с установкой пулемета «Шварцлозе», двигателя «Даймлер» мощностью 55 л.с. и экипажем 4 человека. Несколько LK-II в 1919-1921 гг. закупила Венгрия, но ей Трианонским договором 1920 года запрещено было иметь танки, поэтому доставляли их в разобранном виде, а сборку провели в тайне. В отличие от этого Швеция строила и модернизировала своих «отпрысков германской линии» вполне официально.

063-е фото
Татктико-технические характеристики LK-II.

064-е фото
Схема трансмиссии танка LK. Схема устройства шасси танка LK: 1 - автомобильная рама с двигателем и трансмиссией, 2 и 3 - ведущие колеса, 4 - гусеничный движитель.

065-е фото
Эскизный проект бронированного артиллерийского тягача L.Z. на шасси LK-II.