Sd.Kfz.101 / Panzer I / Panzerkampfwagen I / Pz.I / Pz.Kpfw.I / Т-1
Легкий танк (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА ГЕРМАНИИ 1939-1945
Изготовление танков в Германии после первой мировой войны началось летом 1925 года с разработки машины «Großtraktor». Массовый же выпуск бронетанковой техники, равно как и развёртывание танковых войск, совпал с приходом к власти нацистов.
В октябре 1935 года были сформированы первые три танковые дивизии. К началу второй мировой их число значительно увеличилось. В наступлении на Польшу приняли участие шесть танковых и четыре лёгких дивизии. Исходя из опыта польской кампании, последние (изначально предназначавшиеся для боевых действий совместно с кавалерией) были переформированы в танковые.
Против Советского Союза Германия выставила уже 19 танковых дивизий, а закончила войну, имея 27 таких соединений (20 в вермахте и 7 - в войсках СС).
Количество боевых машин в танковых дивизиях было неодинаковым и в среднем колебалось от 324 танков в начальном периоде войны до 120-140 на её завершающем этапе.
Помимо дивизий, вермахт располагал отдельными тяжёлыми танковыми батальонами, число боевых машин в которых колебалось от 35 до 55. Всего было сформировано 10 таких батальонов в вермахте и 3 в войсках СС. Отдельные батальоны могли находиться в оперативном подчинении у командиров танковых или моторизованных дивизий, которые, в свою очередь, сводились в танковые корпуса, число которых к концу войны достигло 14 в вермахте и 4 в войсках СС. Корпуса могли входить в состав танковых или полевых армий, а также действовать самостоятельно. В начале 1945 года вермахт насчитывал пять танковых армий. Кроме того, одной танковой армией располагали войска СС.
Самоходная артиллерия организационно могла входить в танковые и моторизованные дивизии, а также действовать самостоятельно в составе дивизионов и бригад штурмовых орудий, противотанковых дивизионов резерва главного командования и т. д. В период с 1939 по 1945 год было сформировано около 25 бригад штурмовых орудий и несколько десятков отдельных штурмовых и противотанковых дивизионов и батарей.
Что касается производства бронетанковой техники в Германии накануне и в годы второй мировой войны, следует отметить, что оно никогда в полной мере не обеспечивало потребности войск.
В соответствии со штатом немецкие танковые части и соединения были укомплектованы, пожалуй, только накануне войны - в августе 1939 года. Это положение наглядно иллюстрирует следующий пример.
22 июня 1941 года на Востоке, включая резерв верховного командования вермахта (2-я и 5-я танковые дивизии), было сосредоточено около 3680 танков, в Северной Африке - около 350.
С июня по ноябрь 1941 года безвозвратно потерян на всех фронтах 2251 танк, с июня по ноябрь 1941 года произведено было 1813 боевых машин. В результате недокомплект составил 438 единиц.
Потери в штурмовых орудиях были значительно меньшими, поскольку их использование в то время в качестве средства поддержки пехоты не влекло за собой больших потерь.
С июня по ноябрь 1941 года потери в штурмовых орудиях составляли 75 единиц, а их производство за тот же период - 295 единиц.
Выпуск танков и самоходных орудий достиг своего максимума в конце 1944 года - почти 1800 машин в месяц. Поскольку производство танков в технологическом отношении требовало значительно большего времени и усилий, чем производство самоходных орудий, то в 1944 году доля производства танков снизилась. Наивысшего уровня производство танков достигло в августе 1944 года и составило 865 машин в месяц, в то время как к концу 1944 года месячный выпуск самоходных орудий всех типов превысил 1000 единиц.
Всего же за 11 лет в Германии было изготовлено чуть более 50 000 танков и самоходных орудий, в то время как в СССР только за годы второй мировой войны - 109 100 танков и САУ, в США - 135 100, в Великобритании - 24 800. Выпустив в пять раз меньше танков и САУ, чем свои основные противники, Германия смогла создать такие танковые войска, которые на протяжении всех лет войны, вплоть до её последних дней, были в состоянии наносить мощные удары. Здесь достаточно вспомнить контрнаступление немецких войск в Арденнах зимой и в районе озера Балатон весной 1945 года. В обоих случаях, не имея абсолютно никакого превосходства в танках ни на Западном, ни на Восточном фронте, немцы сумели добиться его на направлениях главных ударов.
Всё это свидетельствует о высоком уровне боевой подготовки рядового и офицерского состава германских танковых войск, а также о надёжности бронетанковой техники, что позволяло длительное время эксплуатировать танки и САУ без выхода их из строя по техническим причинам. Немецким конструкторам удалось добиться и неплохих боевых характеристик своих броневых машин.
Хорошее вооружение, отличные оптика и средства связи, надёжные двигатели и ходовые части, комфортные условия работы экипажа - всё это вкупе с отличной боевой подготовкой танкистов давало возможность немцам всю войну обходиться меньшим количеством танков и САУ, чем их противники, и наносить им весьма ощутимые удары. Достаточно упомянуть, что во время второй мировой войны советские танки в среднем ходили в атаку 3 раза, немецкие же - 11 раз, а за одну подбитую «пантеру» американцы «расплачивались», как правило, пятью «шерманами»!
ПРОИЗВОДСТВО БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ В ГЕРМАНИИ
Танки: 1934 - 54 / 1935 - 896 / 1936 - 572 / 1937 - 482 / 1938 - 463 / 1939 - 434 / 1940 - 1611 / 1941 - 3178 / 1942 - 4291 / 1943 - 6158 / 1944 - 8205 / 1945 - 1057 / ВСЕГО - 27401
САУ: 1934 - _ / 1935 - _ / 1936 - _ / 1937 - _ / 1938 - _ / 1939 - _ / 1940 - 192 / 1941 - 547 / 1942 - 1794 / 1943 - 5988 / 1944 - 10777 / 1945 - 3439 / ВСЕГО - 22737
Танки + САУ: 1934 - 54 / 1935 - 896 / 1936 - 572 / 1937 - 482 / 1938 - 463 / 1939 - 434 / 1940 - 1803 / 1941 - 3725 / 1942 - 6085 / 1943 - 12146 / 1944 - 18982 / 1945 - 4496 / ВСЕГО - 50138
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЕРМАНСКОЙ БРОНЕТЕХНИКИ
Все поступавшие на вооружение вермахта танки получали буквенную аббревиатуру Pz.Kpfw. (сокращённое от Panzerkampfwagen - бронированная боевая машина) и порядковый номер. Модификации обозначались буквами немецкого алфавита по порядку и сокращённым словом Ausführung - модель, исполнение, вариант.
Наряду с этим была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств вермахта: Kraftfahrzeuge Nummersystem der Wermacht. По этой системе значительная часть (но не все!) немецких танков и САУ получала обозначения, состоящие из аббревиатуры Sd.Kfz. (сокращённое от Sonderkraftfahrzeug - машина специального назначения) и порядкового номера.
В результате полное обозначение немецкого танка, известного читателю под «отечественным» названием T-1А, выглядело следующим образом: Pz.Kpfw.I Ausf.A (Sd.Kfz.101). Однако для упрощения как в немецкой армии, так и в литературе о танковой технике используется более простое обозначение Pz.IA.
Подобные упрощённые индексы имеют все танки, речь о которых идёт в этом справочнике.
С самоходными артиллерийскими установками дело обстоит несколько сложнее, главным образом из-за обилия классов и типов. Штурмовые орудия имели свою систему обозначений, противотанковые установки, самоходные гаубицы и зенитки - свои. При этом в официальное название той или иной САУ, как правило, включалась и информация об используемой артсистеме, и о базовом танковом шасси. Например, название Sturmgeschütz III говорило о том, что это штурмовое орудие на базе танка Pz.III, а Panzerjäger I - истребитель танков на базе Pz.I. В то же время полное обозначение последнего было следующим: 4,7 cm Pak (t) auf Pz.Kpfw.I Ausf.B. Расшифровать его можно так: 47-мм чешская противотанковая пушка на шасси танка Pz.I модификации B. Следует обратить внимание, что кaлибp артиллерийских орудий в Германии измеряется в сантиметрах, однако в настоящем справочнике как в тексте, так и в ТТХ он даётся в миллиметрах - более привычных нашему читателю. Исключение составляют только официальные наименования танковых и самоходных пушек.
Значительная часть САУ вермахта имела и индексы по сквозной системе обозначений - Sd.Kfz.
Трофейные танки также получали обозначения Pz.Kpfw. и порядковые номера, начиная от цифры «700» (за исключением чешских). Кроме того, после номера в скобках писалась буква в соответствии с предшествующей национальной принадлежностью танка - t (tschechisch - чешский), f (französisch - французский), e (englisch - английский), r (russisch - русский) и т. д.
ТАНКИ
За время второй мировой войны и предшествовавший ей период система классификации германских танков несколько раз менялась. Достаточно сказать, что в первые годы войны они делились на лёгкие, средние и тяжёлые не по боевой массе, а по калибру основного вооружения. Поэтому самый массовый немецкий средний танк Pz.IV вплоть до лета 1943 года считался тяжёлым. Чтобы избежать путаницы в этом вопросе, в литературе немецкие танки располагают по возрастанию их порядковых номеров - от Pz.I до Pz.VI, что, к счастью, совпадает и с возрастанием их боевой массы - от лёгких до тяжёлых. При этом лёгкие чешские танки Pz.35 (t) и Pz.38 (t) обычно ставят после лёгких немецких машин. Подобное решение обеспечивает и определённую хронологическую последовательность в изложении истории развития германских танков.
Sd.Kfz.101 / Panzer I / Panzerkampfwagen I / Pz.I / Pz.Kpfw.I / Т-1
Первый немецкий танк, запущенный в крупносерийное производство, представлял собой слабовооружённую и легкобронированную боевую машину, позволившую, однако, командованию вермахта начать развёртывание танковых частей и соединений. В 30-е годы он широко использовался и для подготовки кадров танковых войск. Выпускался на заводах Krupp, Henschel, MAN и Wegmann с января 1934-го по конец 1938 года.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Panzer I A / Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101) - базовая модель. Корпус и башня - сварные, ходовая часть - с пятью опорными катками на борт (последний из которых выполнял роль направляющего колеса). Компоновка, ставшая впоследствии классической для немецких танков - двигатель сзади, трансмиссия спереди. Изготовлено - 477 единиц.
Panzer I B / Panzer I Ausf.B / Panzer I Ausfürung B / Panzerkampfwagen I Ausfürung B / Pz.I Ausf.B / Pz.IB / Pz.Kpfw.I Ausf.B / T-1B / Т-1Б (Sd.Kfz.101) - ходовая часть удлинена на один опорный каток, направляющее колесо поднято с грунта. Масса возросла до 6 т, длина - до 4430 мм. Установлены пулемёты MG 34, боекомплект - 2250 патронов. Двигатель - Maybach NL 38 TKRM (мощность - 100 л.с.). В остальном конструкция танка практически не изменилась. Изготовлено - 1016 единиц.
Panzer I C / Panzer I Ausf.C / Panzer I Ausfürung C / Panzerkampfwagen I Ausfürung C / Pz.I Ausf.C / Pz.IC / Pz.Kpfw.I Ausf.C / T-1C / Т-1Ц (Sd.Kfz.101) (VK 601) - скоростной разведывательный танк. Разработан фирмой «Краусс-Маффей» в 1942 году - развитие линии Sd.Kfz.101 (Panzer I / Panzerkampfwagen I / Pz.I / Pz.Kpfw.I / Т-1), но представлял собой совершенно новую машину. Боевая масса - 8 т. Двигатель - Maybach HL 45 P (мощность - 150 л.с.). Скорость - 65 км/ч. Вооружение: 20-мм автоматическая пушка и пулемёт MG 34. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков. Изготовлено - 40 единиц.
Panzer I F / Panzer I Ausf.F / Panzer I Ausfürung F / Panzerkampfwagen I Ausfürung F / Pz.I Ausf.F / Pz.IF / Pz.Kpfw.I Ausf.F / T-1F / Т-1Ф (Sd.Kfz.101) (VK 1801) - от предыдущей модификации отличался толщиной лобовой брони - 80 мм. Масса - 18 т. Скорость - 24 км/ч. Вооружение: два пулемёта MG 34. Изготовлено - 30 единиц.

Panzer I A / Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)

Panzer I B / Panzer I Ausf.B / Panzer I Ausfürung B / Panzerkampfwagen I Ausfürung B / Pz.I Ausf.B / Pz.IB / Pz.Kpfw.I Ausf.B / T-1B / Т-1Б (Sd.Kfz.101)

Боевое крещение Sd.Kfz.101 (Panzer I / Panzerkampfwagen I / Pz.I / Pz.Kpfw.I / Т-1) получили в 1936 году в Испании, куда была отправлена 41 машина варианта Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)). Немецкие лёгкие танки понесли жестокие потери от республиканских Т-26 и БТ-5. Тем не менее к сентябрю 1939 года в вермахте имелось 1445 танков Sd.Kfz.101 (Panzer I / Panzerkampfwagen I / Pz.I / Pz.Kpfw.I / Т-1), что составляло 46,4 % всех боевых машин панцерваффе.
Sd.Kfz.101 (Panzer I / Panzerkampfwagen I / Pz.I / Pz.Kpfw.I / Т-1) участвовали практически во всех кампаниях начального периода второй мировой войны.
На 22 июня 1941 года фронтовые части германской армии располагали лишь 74 боевыми машинами этого типа. Остальные использовались в основном в учебных целях и для ведения противопартизанских действий на захваченных территориях. Отдельные Sd.Kfz.101 (Panzer I / Panzerkampfwagen I / Pz.I / Pz.Kpfw.I / Т-1) сохранялись в немецких танковых частях вплоть до 1943 года.
Pz.I послужил базой для создания самоходно-артиллерийских установок, тягачей для подвоза боеприпасов, командирских и мостовых танков и других машин специального назначения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101))
БОЕВАЯ МАССА Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)), т: 5,4.
ЭКИПАЖ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)), чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)), мм: длина - 4020, ширина - 2060, высота - 1720, клиренс - 295.
ВООРУЖЕНИЕ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)): 2 пулемёта MG 13 (позже MG 34) калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)): 1525 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)): оптический прицел Zeiss TZF-2 двукратного увеличения.
БРОНИРОВАНИЕ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)), мм: лоб - 18; борт, корма - 14; днище - 5; крыша - 7; башня - 15.
ДВИГАТЕЛЬ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)): Krupp М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения; мощность 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин, рабочий объём 3460 куб. см.
ТРАНСМИССИЯ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)): сухое двухдисковое сцепление, 5-скоростная коробка передач.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)): пять опорных катков на борт (передний - на индивидуальной подвеске со спиральной пружиной, остальные - сблокированные попарно, на листовых рессорах); три поддерживающих катка; ведущее колесо переднего расположения; гусеница мелкозвенчатая, двугребневая, шириной 280 мм.
СКОРОСТЬ МАКС. Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)), км/ч: 57.
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)), км: 145.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)): угол подъёма, град. - 30; ширина рва, м - 1,4; высота стенки, м - 0,37; глубина брода, м - 0,6.
СРЕДСТВА СВЯЗИ Panzer I A (Panzer I Ausf.A / Panzer I Ausfürung A / Panzerkampfwagen I Ausfürung A / Pz.I Ausf.A / Pz.IA / Pz.Kpfw.I Ausf.A / Т-1А (Sd.Kfz.101)): коротковолновая радиостанция Fu 2.

Бронеколлекция, №2, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 1