Sd.Kfz.173 / 8.8 cm Jagdpanzer V Jagdpanther / Jagdpanther
Противотанковая САУ (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Sd.Kfz.173 / 8.8 cm Jagdpanzer V Jagdpanther / Jagdpanther
Одна из наиболее мощных и, безусловно, самая удачная из немецких противотанковых САУ второй мировой войны. Разработана фирмой MIAG на базе танка «Пантера». В 1944-1945 годах заводами MIAG и MNH изготовлено 392 машины.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ
Полностью бронированная безбашенная самоходная установка с передним расположением броневой рубки. В лобовом листе рубки установлена 88-мм пушка, бронебойные снаряды которой на дистанции 1000 м пробивали 193-мм броню. Шасси танка Pz.V, его силовая установка и силовая передача изменений не претерпели.

Sd.Kfz.173 / 8.8 cm Jagdpanzer V Jagdpanther / Jagdpanther

Самоходные установки Sd.Kfz.173 (8.8 cm Jagdpanzer V Jagdpanther / Jagdpanther) («Ягдпантера») поступали на вооружение противотанковых дивизионов РГК, постепенно вытесняя из них также вооружённые, но значительно слабее бронированные САУ Sd.Kfz.164 (8.8 cm Pak auf GW III/IV Nashorn / Nashorn). Весьма эффективное средство борьбы со всеми типами советских и союзных танков. Использовалась на всех фронтах вплоть до конца войны. На 1 марта 1945 года в строю находились 202 «ягдпантеры».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Sd.Kfz.173 (8.8 cm Jagdpanzer V Jagdpanther / Jagdpanther)
БОЕВАЯ МАССА, т: 45,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ; мм: длина - 9870, ширина - 3270, высота - 2715, клиренс - 560.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Pak 43/3 L/71 калибра 88 мм, 1 пулемёт MG 34 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 57 артвыстрелов; 600 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: оптический прицел Sfl.ZF.5.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 80; борт - 50; корма - 40; крыша - 25; днище - 16.
ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 46.
ЗАПАС ХОДА, км: 150.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 30; ширина рва, м - 2,45; высота стенки, м - 0,9; глубина брода, м - 1,55.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

Бронеколлекция, №2, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 1

БОЕВЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКА «ПАНТЕРА»

«ЯГДПАНТЕРА»
6 января 1942 года фирма Krupp получила заказ на проектирование нового самоходного орудия, вооружённого 88-мм пушкой. Проект получил обозначение Panzer Selbstfahrlaffette IVc-2. Тактико-технические требования предусматривали боевую массу около 30 т; броневую защиту: лоб - 80 мм, борт - 60 мм; максимальную скорость 40 км/ч. Предполагалось использование двигателя Maybach HL 90. К 17 июня 1942 года завод Krupp в Магдебурге изготовил три прототипа самоходных орудий на базе танка Pz IV.

«Ягдпантеры» первых серий из Танковой учебной дивизии. Франция, лето 1944 года.

Однако в августе 1942 года Министерство вооружения пришло к выводу, что тяжёлый истребитель танков (Panzerjäger) с 88-мм пушкой необходимо проектировать на более тяжёлом шасси. Имелось в виду шасси танка VK 3002(MAN) - «Пантеры». В сентябре изготовили модель в масштабе 1:10, а в ноябре - деревянный макет в натуральную величину. 5 января 1943 года работа над новой САУ была передана заводу Daimler-Benz в Берлин-Maриенфельде. Серийное же производство поручили фирме MIAG. 20 октября 1943 года деревянный макет продемонстрировали Гитлеру на полигоне в Восточной Пруссии, а 17 декабря первый прототип покинул заводской цех.
Серийное производство началось на фирме MIAG в феврале 1944 года.
В конце месяца по приказу фюрера машина получила название Jagdpanther - «Ягдпантера» (дословно - охотничья пантера) и индекс Sd.Kfz 173 по системе обозначений боевых и транспортных машин вермахта.
Производственный план предусматривал ежемесячный выпуск 150 «ягдпантер». Однако фирма MIAG и присоединившаяся к ней в декабре 1944 года MNH сумели изготовить только 384 машины. О том, сколько реально самоходок выпускалось ежемесячно, можно узнать из таблицы.
«Ягдпантера» представляла собой самоходно-артиллерийскую установку с передним расположением неподвижной броневой рубки. Корпус САУ характеризовался большим наклоном броневых листов, как лобового, так и бортовых. Даже крыша рубки имела небольшой угол наклона. Снарядостойкость верхнего лобового листа незначительно снижалась только щелью смотрового прибора механика-водителя и амбразурой курсового пулемёта. Все люки для посадки и высадки пяти членов экипажа находились на крыше рубки.
В лобовом листе корпуса в массивной литой маске типа Saukopf устанавливалась пушка 8,8 cm РаК 43/3 L/71 (либо РаК 43/4 L/71) калибра 88 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 1000 м/с.
Длина ствола орудия, разработанного фирмой Krupp, вместе с двухкамерным дульным тормозом составляла 6686 мм, масса 2200 кг. Угол горизонтального наведения пушки - ±11°, угол возвышения +14°. В боекомплект пушки входили 57 выстрелов с бронебойными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Максимальная дальность выстрела - 9350 м, скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Пушка снабжалась перископическим прицелом.
Вспомогательное вооружение «Ягдпантеры» состояло из пулемёта MG 34, установленного справа от пушки в шаровой установке. Боекомплект пулемёта - 600 патронов. На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя».
Нижняя и кормовая части корпуса, двигатель, трансмиссия и ходовая часть заимствованы у танка «Пантера» Ausf G.
В процессе серийного производства в конструкцию машины вносились изменения, правда, незначительные. В частности, трижды менялась окантовка пушечной амбразуры, а бинокулярный прицел заменили на монокулярный. САУ поздних выпусков имели дополнительный вентилятор, размещённый в передней части крыши боевого отделения.

«Ягдпантера» позднего выпуска, подбитая на подступах к Кёнигсбергу. Весна 1945 года.

Помимо линейных самоходок было изготовлено также несколько машин в командирском варианте. Они оснащались дополнительными радиостанциями Fu 7 и Fu 8, а также имели прибор ночного видения и прицел Sf/ZF 5.
Из «ягдпантер» формировали специальные истребительно-противотанковые дивизионы РГК, находившиеся, как правило, в подчинении у командования полевых или танковых армий. По штату батальон «ягдпантер» должен был состоять из 30 боевых машин, чего на практике никогда не соблюдалось. К счастью, как для нас, так и для наших союзников, немцы сумели выпустить слишком мало этих самоходок.
Первые 8 машин получила 2-я рота 654-го тяжёлого противотанкового дивизиона РГК. Их боевое крещение состоялось 27 июня 1944 года во Франции. Вскоре новыми боевыми машинами перевооружили 519-й, 559-й, 560-й и 655-й тяжёлые противотанковые дивизионы РГК.
Следует отметить, что в 1944 году на Восточном фронте «ягдпантеры» не применялись.

ПРОИЗВОДСТВО «ЯГДПАНТЕР»
MIAG
1944 г. : Январь (-) / Февраль (5) / Март (8) / Апрель (10) / Май (10) / Июнь (15) / Июль (15) / Август (14) / Сентябрь (21) / Октябрь (8) / Ноябрь (35) / Декабрь (37) = 178
1945 г. : Январь (37) / Февраль (22) / Март (32) / Апрель (3) / Май (-) / Июнь (-) / Июль (-) / Август (-) / Сентябрь (-) / Октябрь (-) / Ноябрь (-) / Декабрь (-) = 94
MNH
1944 г. (декабрь) - 34 / 1945 г. (январь) - 35 / 1945 (февраль) - 43
Всего: 1944 г. - 34 / 1945 г. - 78

На 1 марта 1945 года на фронте имелось ещё 202 «ягдпантеры», но в течение месяца, в условиях фактического прекращения производства, их количество быстро сократилось. Из 56 боевых машин этого типа, оставшихся к 10 апреля, 11 находилось в 616-м противотанковом дивизионе (Pz.Jg.Abt.616) на Восточном фронте, пять в Pz.Jg.Abt.512 на Западном, ещё 40 машин были технически неисправны. К 28 апреля на Восточном фронте осталось 19 машин (из них 11 боеготовых), на Западном 27 (5 боеготовых).

Москва, Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, выставка трофейной техники. Воины Красной Армии и передовики производства знакомятся с захваченной «Ягдпантерой», 1945 год.

После войны «ягдпантеры» некоторое время состояли на вооружении во французской армии, в частях, дислоцированных в Сатори и Бурже.
«Ягдпантера» - самая мощная немецкая противотанковая САУ второй мировой войны (несмотря на ряд недостатков, свойственных силовой установке и ходовой части танка «Пантера»). Имея такое же вооружение, что и «Фердинанд», она была более компактной и манёвренной. Ничего подобного западные союзники до конца войны не создали. Наша СУ-85 была значительно слабее бронирована и уступала по мощи вооружения (начальная скорость бронебойного снаряда пушки Д-5С составляла 792 м/с). И только СУ-100, серийное производство которой началось в сентябре 1944 года (до конца войны выпущено около 1400 машин), имея меньшую боевую массу, превзошла «Ягдпантеру» как по мощи вооружения, так и по броневой защите.

Схема бронирования самоходной установки «Ягдпантера».

В настоящее время «ягдпантеры» сохраняются в музее Абердинского полигона в США, в танковых музеях в Мюнстере (Германия) и Самюре (Франция), в Имперском военном музее (Imperial War Museum) в Лондоне и в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ «ЯГДПАНТЕРА»
Боевая масса, т - 45,5
Экипаж, чел. - 5
Габаритные размеры, мм
длина - 9870
ширина - 3270
высота - 2715
клиренс - 560
Толщина брони, мм
лоб - 80
борт - 50
корма - 40
крыша - 25
днище - 16
Макс. скорость движения, км/ч
по шоссе - 46
по местности - 24
Запас хода, км
по шоссе - 200
по местности - 100
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. - 30
ширина рва, м - 2,45
высота стенки, м - 0,9
глубина брода, м - 1,55
Длина опорной поверхности, мм - 4100
Удельное давление, кг/см2 - 0,9
Удельная мощность, л.с./т - 15,63

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ
Шасси танка «Пантера» предполагалось также использовать для создания самоходных орудий, вооружённых пушками и гаубицами крупного калибра.
В сентябре 1942 года была разработана САУ, вооружённая 105-мм лёгкой полевой гаубицей leFH 43. К концу года изготовили её деревянный макет. Гаубица устанавливалась в полуоткрытой вращающейся на 360° башне. Толщина брони: 50 мм - лоб и 20 мм - борт и корма. Этот проект получил обозначение Grille 15.
Фирмой Krupp разрабатывалась установка со 128-мм противотанковой пушкой РаК 80 L/55 - Grille 12. В свою очередь, фирма Rheinmetall разработала несколько проектов САУ, в том числе Gerät 811 со 150-мм тяжёлой полевой гаубицей sFH 18/4, Gerät 5-1530 с гаубицей sFH 43 того же калибра и вооружённую 128-мм пушкой К 43 самоходку Gerät 5-1213.
Планировалось и создание штурмовых орудий Sturm-Panther с мортирами калибра 150 и 210 мм.
Ещё одной конструкцией на шасси «Пантеры» стал так называемый универсальный гусеничный транспортёр Waffenträger, проектировавшийся с июня 1943 года фирмами Alkett, Daimler-Benz и Krupp. Базовое шасси предполагалось укоротить до шести опорных катков и использовать под монтаж различного вооружения от счетверённой установки 20-мм зенитных пушек до 75-мм противотанковой пушки РаК 42 L/70. Боевая масса машины, получившей обозначение VK 2801, составляла 26,5 т. В силовой установке предполагалось использовать бензиновый двигатель Maybach HL 100 мощностью 400 л.с. или дизель Daimler-Benz MB 819. Максимальная скорость достигала 50 км/ч, а при использовании опорных катков диаметром 700 мм - 30 км/ч. Предусматривалось и применение VK 2801 в качестве дрезины, для чего имелся железнодорожный ход из четырёх колёс, выдвигавшихся гидравликой из днища машины. Дальше всех в разработке проекта продвинулась фирма Krupp. К октябрю 1943 года масса её варианта достигла 33 т. На этой машине уже должен был использоваться «родной» пантеровский двигатель Maybach HL 230 мощностью 650 л.с. Месяцем позже, по решению министерства вооружения, проектирование универсального гусеничного транспортёра прекратили, как бесперспективное.
В конце войны фирма Škoda разработала на базе «Пантеры» проект самоходной установки для запуска неуправляемых ракет калибра 105 мм. Пусковая установка могла поворачиваться на 360°, углы вертикального наведения колебались между -5 и +75°. Дальность полёта ракет достигала 5000 м. Эта машина, как, впрочем, и все перечисленные, так и осталась на бумаге.

Бронеколлекция, №2, 1997, М. Б. Барятинский - Тяжёлый танк «Пантера»