Sd.Kfz.141 / Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3
Средний танк (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Sd.Kfz.141 / Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3
Первый по-настоящему боевой танк вермахта. Разрабатывался в качестве машины для командиров взводов ZW (Zugführerwagen). Однако с 1940-го до начала 1943 года стал основным средним танком германской армии. Выпускался фирмами Daimler-Benz, Henschel, MAN, Alkett, Krupp, FAMO, Wegmann, MNH и MIAG. В производстве с 1936 по 1943 год.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Pz.IIIA - предсерийный вариант массой 15,4 т. Двигатель - Maybach HL 108 TR (мощность - 250 л.с.). Скорость - 32 км/ч. Экипаж - 5 чел. Габариты: 5690x2810x2335 мм. Вооружение: 37-мм пушка KwK L/46,5 и три пулемёта MG 34. Изготовлено - 10 единиц.
Pz.IIIB - новая ходовая часть с восемью опорными катками малого диаметра и подвеской на листовых рессорах. Командирская башенка унифицирована с Pz.IVA. Изготовлено - 15 единиц.
Pz.IIIC - незначительные отличия от предыдущей модели. Несколько изменена подвеска. Изготовлено - 15 единиц.
Pz.IIID - толщина лобовой и бортовой брони увеличена до 30 мм. Несколько изменена подвеска и введена новая командирская башенка. Боевая масса - 19,8 т. Изготовлено - 50 единиц.
Pz.IIIE - совершенно новая ходовая часть с шестью опорными катками / торсионная подвеска. Двигатель - Maybach HL 120 TR (мощность - 300 л.с.). Введены двустворчатые бортовые люки в башне + новая установка курсового пулемёта. Изменениям подверглась кормовая часть корпуса. Вооружение осталось прежним. Боевая масса - 19,5 т. Скорость - 40 км/ч. Изготовлено - 96 единиц.
Pz.IIIF - незначительно модернизированный Pz.IIIE. Изготовлено - 435 единиц.
В последующем все танки вариантов Pz.IIIE и Pz.IIIF были перевооружены 50-мм пушкой KwK 38. При этом число пулемётов сократилось до двух.
Pz.IIIG - незначительные изменения в деталях корпуса. Новая командирская башенка с пятью смотровыми приборами. Вооружение: 50-мм пушка KwK 38 и два пулемёта MG 34. Боевая масса - 20,3 т. Двигатель - Maybach HL 120 TRM. Изготовлено - 600 единиц (из них 54 в тропическом исполнении Pz.IIIG (trop).
Pz.IIIH - новая конструкция направляющего и ведущего колеса. Дополнительная 30-мм плита на лобовой части корпуса. Гусеницы - шириной 400 мм. Изменена кормовая часть башни. Боевая масса - 21,6 т. Вооружение и двигатель без изменений. Изготовлено - 310 единиц.
Pz.IIIJ - лобовая броня, толщиной 50 мм + новый тип установки курсового пулемёта. С декабря 1941 года - 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Изготовлено - 2616 единиц (из них 1067 с длинноствольной пушкой).
Pz.IIIL (Sd.Kfz.141/1) - увеличенная толщина брони маски пушки и дополнительная 20-мм броня в лобовой части корпуса. Ряд других мелких усовершенствований. Боевая масса - 22,7 т. Габариты: 6412x2920x2510 мм. Двигатель и вооружение - как у Pz.IIIJ последних выпусков. Изготовлено - 653 единицы.
Pz.IIIМ (Sd.Kfz.141/1) - последний вариант Pz.III в качестве линейного танка, вооружённого 50-мм пушкой. Незначительные отличия от Pz.IIIL. Ликвидированы люки в бортах корпуса. Система выхлопа танка была приспособлена для преодоления (без подготовки) брода - глубиной - до 1,3 м. Установлены дымовые гранатомёты. Изготовлено - 250 единиц.
Pz.IIIN (Sd.Kfz.141/2) - штурмовой танк, вооружённый 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра. Корпус и башня - как у - Pz.IIIL и Pz.IIIM. Изготовлено - 663 единицы.


Pz.IIIJ

Pz.IIID

Pz.IIIE

Pz.IIIG

Первой военной операцией, в которой приняли участие танки Sd.Kfz.141 (Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3), был захват Судетской области в Чехословакии в 1938 году. Незначительное их число в составе 1-й и 2-й танковых дивизий вермахта участвовало в оккупации Чехии и Моравии в 1939 году.
Однако по-настоящему они вступили в бой только во время польской кампании. На 1 сентября 1939 года в немецких танковых частях имелось всего 98 Sd.Kfz.141 (Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3). В Польше 26 из них были потеряны. При захвате Дании и Норвегии немцы потеряли ещё 6 машин.
К началу французского похода Панцерваффе располагали уже 381 машиной, 135 танков они потеряли в ходе боевых действий.
После поражения Франции, в рамках подготовки к вторжению на Британские острова, в конце лета 1940 года 168 танков моделей F, G и H были переоборудованы в танки подводного хода. Для частей Африканского корпуса был разработан тропический вариант танка с более производительными системами охлаждения и очистки воздуха.
Накануне войны с Советским Союзом вермахт располагал 965 танками Sd.Kfz.141 (Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3). К концу 1941 года потери в машинах этого типа на Восточном фронте составили 660 единиц! По мере поступления в войска танков Sd.Kfz.161 (Panzer IV / Panzerkampfwagen IV / Pz.IV / Pz.Kpfw.IV / Т-4), а позднее Sd.Kfz.171 (Panzer V Panther / Panzerkampfwagen V Panther / Pz.V Panther / Pz.Kpfw.V Panther / Т-5) и Sd.Kfz.181 (Panzer VI Tiger / Panzerkampfwagen VI Tiger / Pz.VI Tiger / Pz.Kpfw.VI Tiger / Т-6), доля Sd.Kfz.141 (Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3) в первой линии танковых частей постепенно сокращалась.
К марту 1945 года в боевых частях вермахта осталось только 164 Sd.Kfz.141 (Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3), ещё 328 имелось в армии резерва.
Незначительное количество Sd.Kfz.141 (Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3) различных модификаций было поставлено союзникам Германии. Так, в 1942 году 10 танков получила Венгрия, 11 - Румыния. В 1943 году 10 танков закупила Болгария, а ещё 7 - Словакия.
На базе Sd.Kfz.141 (Panzer III / Panzerkampfwagen III / Pz.III / Pz.Kpfw.III / Т-3) строились разнообразные самоходно-артиллерийские установки, пять типов командирских танков, огнемётные танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, ремонтно-эвакуационные машины. Были выпущены небольшие партии машин для перевозки боеприпасов и амуниции и сапёрных танков.

Pz.IIIM

Pz.IIIN

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.IIIJ
БОЕВАЯ МАССА, т: 21,5.
ЭКИПАЖ, чел.; 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6412 (5560), ширина - 2950, высота - 2500, клиренс - 385.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 39 L/60 (KwK 38 L/42) калибра 50 мм и 2 пулемёта MG 34 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 84 (99) артвыстрела и 2700 патронов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF 5e (TZF 5d).
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 50; борт - 30; корма - 50; днище - 16; крыша - 17; башня - 30-50.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120 TRM, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объём 11 867 куб. см.
ТРАНСМИССИЯ: трёхдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростная синхронизированная коробка передач (6 - вперёд, 1 - назад); планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных сдвоенных обрезиненных катков на борт, три обрезиненных поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения с двумя съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная; в каждой гусенице 94 трака шириной 380 мм, шаг трака 130 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 145.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 30; ширина рва, м - 2,2; высота стенки, м - 0,6; глубина брода, м - 0,8.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

Бронеколлекция, №2, 1996, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 1