Pz.VIII Maus / Pz.Kpfw.VIII Maus / Panzer VIII Maus / Panzerkampfwagen VIII Maus / Porsche 205
Сверхтяжелый танк (Германия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Pz.VIII Maus / Pz.Kpfw.VIII Maus / Panzer VIII Maus / Panzerkampfwagen VIII Maus / Porsche 205
Единственный в мире реализованный в металле сверхтяжелый танк. Разработан под руководством Ф. Порше. В 1943-1945 годах заводом Alkett собраны 2 машины, еще 9 находились в различных стадиях изготовления.
Серийная модификация:
- боевая гусеничная машина с вращающейся башней. Сварные корпус и башня с соединением броневых листов в шип со шпонками. Лобовые и кормовые броневые листы корпуса располагались под углами 35°-55° к вертикали. Корпус танка разделялся поперечными перегородками на четыре отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное. Над боевым отделением.корпуса на роликовой опоре устанавливалась башня со спаренным лафетам из двух пушек калибра 128 и 75 мм. В башне имелся стереодальномер с базой 1,2 м.
На первом образце устанавливался бензиновый двигатель DB 603А2 (первоначально планировался МВ 509), на втором - дизель МВ 517.
Проектирование сверхтяжелого танка началось после конференции, посвященной вооружению танковых войск и проходившей 8 июня 1942 года в Берлине при участии А. Гитлера, А. Шпеера и Ф. Порше. Сборка первого танка началась на заводе Alkett в Берлине 1 августа 1943-го. Предприятиями-смежниками по основным узлам машины были определены: Krupp - корпус и башня, Daimler-Benz - двигатель, Siemens - агрегаты электротрансмиссии, Skoda - ходовая часть. Пробный проезд танка состоялся 24 декабря 1943 года по двору завода. 10 января 1944 года в штаб-квартире фирмы Porsche в Штутгарте начались интенсивные испытания. Поскольку башня еще не была готова, вместо нее на корпусе смонтировали надстройку-балласт, равную ей по массе. С 9 июля, после установки башни с вооружением начался новый этап испытаний, с 3 октября - на Куммерсдорфском полигоне.
Второй прототип закончили 10 марта 1944 года, и его доставили на полигон сразу, без заводских испытаний.
Обе машины были взорваны в Куммерсдорфе при подходе частей Красной Армии. По указанию командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии из двух разрушенных образцов танка собрали один и отправили в СССР на НИБТПолигон, куда он прибыл 4 мая 1946 года.

Pz.VIII Maus / Pz.Kpfw.VIII Maus / Panzerkampfwagen VIII Maus / Porsche 205

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.VIII Maus (Pz.Kpfw.VIII Maus / Panzerkampfwagen VIII Maus / Porsche 205)
БОЕВАЯ МАССА, т: 180.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 10 085, ширина - 3710, высота - 3630, клиренс - 500.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 44 калибра 128 мм, 1 пушка L/36 калибра 75 мм, 1 пулемет MG 42 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 32 выстрела калибра 128 мм, 200 выстрелов калибра 75 мм, 1000 патронов калибра 7,92 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел спаренной установки.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 200, борт - 105...185, корма - 160, крыша и днище - 105,5, башня - 65...210.
ДВИГАТЕЛЬ: Daimler-Benz DB 603 A2, 12-цилиндровый, бензиновый с непосредственным впрыском и электрическим зажиганием, Л-образный (перевернутый), четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощность 1750 л.с. (1288 кВт) при 2700 об/мин; рабочий объем 44 500 см³.
ТРАНСМИССИЯ: электромеханическая - два главных генератора, два тяговых электродвигателя, два механических агрегата-гитары с бортовыми тормозами, две бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 24 опорных катка с внутренней амортизацией, сблокированных попарно в 12 тележек, объединенных в 6 блоков, 12 поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска балансирная с вертикальными цилиндрическими спиральными пружинами и резиновыми подушками; в каждой гусенице 112 траков шириной 1100 мм, шаг трака 160 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 20.
ЗАПАС ХОДА, км: 186.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 45, глубина брода, м - 1,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG 5.

Бронеколлекция, №5, 1997, М. Б. Барятинский - Бронетанковая техника Германии (1939-1945). Часть 2