Hotchkiss H35 - Легкий танк (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Hotchkiss H35
Char Leger d'Infanterie et de Cavalerie
Основной легкий танк поддержки кавалерийских соединений. Разработан в 1934 году фирмой Hotchkiss. Максимально унифицирован с танком сопровождения пехоты R35. С 1935 по 1940 год изготовлено около 1000 единиц.
Серийные модификации:
Н35 - первый серийный вариант. Корпус собирался из литых бронеплит на каркасе из уголков. Башня - литая, заимствованная у танка R35. Двигатель располагался сзади слева, а бензобак - справа.
Н38 - оснащался более мощным 120-сильным двигателем и имел более толстую броню. Боевая масса - 12,8 т.
Н39 - отличался от Н38 еще более мощной броней (45 мм) и длинноствольной 37-мм пушкой SA 38 (начальная скорость снаряда - 701 м/с).
К началу активных боевых действий (май 1940 года) во французской армии имелась 821 машина Н35/38/39.
Танки Н35 состояли на вооружении отдельных танковых батальонов, придаваемых полевым армиям. По штату 13-й и 38-й ВСС насчитывали по 45 танков. Самые современные машины - Н39 - находились в батальонах танковых дивизий резерва. В 1 DCR (25 ВСС, 26 ВСС), 2 DCR (14 ВСС, 27 ВСС), 3 DCR (42 ВСС, 45 ВСС) имелось по два танковых батальона (45 танков в каждом).
В кавалерии танки H35/38/39 входили в состав легких механизированных дивизий (DLM), легких кавалерийских дивизий (DLC) и дивизий моторизованной пехоты (DIM).
В 1 и 2 DLM (4-й кирасирский, 18-й драгунский и 13-й драгунский, 29-й драгунский полки соответственно) числилось по 40 танков Н35. 1-й и 2-й кирасирские полки из состава 3-й DLM имели такое же количество танков Н39, а 11-й драгунский - 60 Н35. В 4 из 5 легких кавалерийских дивизий (DLC) в составе разведывательного бронекавалерийского полка (RAM) имелось по 12 танков Н35, а в пятой - 12 H39. В 2 из 7 моторизованных пехотных дивизий в группах танковой разведки и поддержки (GRDI) числилось по 20 танков Н35.
Один танковый эскадрон из 16 машин Н35 находился в Северной Африке. 342-я и 351-я отдельные танковые роты (342 Cie. А, 351 Cie. А), оснащенные танками Н35 и H39, использовались во время боев в Норвегии (Нарвик, 1940 год).

Н35

После поражения Франции в 1940 году около 600 Н35/39 досталось немецким войскам. Эти машины прошли ремонт и модернизацию: их оснастили немецкими радиостанциями, а куполообразную командирскую башенку заменили двустворчатым люком. Под наименованием Pz.Kpfw.38H 735 (f) танк был принят на вооружение вермахта и войск СС.
На Восточном фронте воевал 211-й танковый батальон (танки 35S, 38Н, 35R), а в Нормандии 206-й, имевший в своем составе 16 39Н. Танки 38Н состояли на вооружении 7-й добровольческой горно-стрелковой дивизии СС «Принц Евгений», сражавшейся в Югославии с партизанами Тито. Несколько 38Н немцы передали армии Хорватии.
В 1943-1944 годах 48 «гочкисов» немцы переделали в самоходки со 105-мм гаубицами, а 48 других оснастили 75-мм противотанковыми пушками. Еще 24 танка 38Н переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей. Эта техника составила основу артиллерийских частей 21-й танковой дивизии во время боев в Нормандии. В 205-м танковом батальоне (Pz.Abt.205) 11 танков переоборудовали в носители 280- и 320-мм реактивных снарядов (по 4 на танке), которые также воевали на Западном фронте в июне-июле 1944 года.
Около 30 машин 38Н немецкой модификации использовались в 5-м драгунском полку французской армии при освобождении страны в 1944-1945 годах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Н35
БОЕВАЯ МАССА, т: 12.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4225, ширина - 1850, высота - 2145.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 40, борт - 40, крыша - 12, башня - 44.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux SA 18 L/21 калибра 37 мм и 1 пулемет Châtellerault мод. 1931 г. калибра 6,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 100 артвыстрелов, 2400 патронов.
ДВИГАТЕЛЬ: Hotchkiss, 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность - 75 л.с.; рабочий объем - 3486 см³.
ТРАНСМИССИЯ: скоростная коробка передач, блокируемый дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска - на горизонтальных пружинных рессорах; в каждой гусенице 107 траков шириной 260 мм, шаг трака - 85 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 36.
ЗАПАС ХОДА, км: 150.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 24; высота стенки, м - 0,5; ширина рва, м - 1,6...2; глубина брода, м - 0,6.

Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)