Renault R35 - Легкий танк (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Renault R35
Char Leger d'Accompagnement
Самый массовый легкий французский танк Второй Мировой войны. Разработан по заказу армии для сопровождения пехоты в 1934 году. Производился серийно с 1935 по 1940 год. За это время фирмой Renault было выпущено 1070 машин для французской армии и 560 танков на экспорт.
Серийные модификации:
R35 - первый серийный вариант. Корпус из литых бронеплит, собирался на каркасе с помощью болтов. Башня - литая, с вращающейся, но не откидывающейся командирской башенкой-куполом. Двигатель и трансмиссия смещены к правому борту. В 1938 году установлена радиостанция, изменена конструкция креплений смотровых приборов башни.
Большинство танков для преодоления противотанковых рвов оборудовались дополнительным «хвостом», необходимым для увеличения общей длины машины.
R39 - новая длинноствольная 37-мм пушка SA 38 (начальная скорость снаряда - 701 м/с). Изготовлено - 273 единицы.
R40 - длинноствольная 37-мм пушка SA 38, новая ходовая часть фирмы АМХ из 12 опорных катков малого диаметра и 4 поддерживающих катков. Боевая масса - 12,5 т. Изготовлено - 120 единиц.

R35

Французская армия использовала танки R35, R39 и R40 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва (DCR).
В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и 63-й батальоны.
С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.
После поражения Франции в кампании 1940 года около 800 танков R35 досталось Германии. В основном они использовались для обучения танкистов, часть машин после демонтажа башен переоборудовали в артиллерийские тягачи для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же установили на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек.
В 1941-1942 годах 174 французских танка R35 немцы переделали в САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой. Часть из них вместе с линейными R35 в составе 21-й танковой дивизии (100-я танковая бригада) принимала участие в боях с союзными войсками в Нормандии. 25 танков R35 применялись против партизан в Югославии.
Помимо французской армии R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100).
После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин достались Италии, а 40 - Болгарии.
R35 участвовали в боевых действиях в составе 5-го драгунского полка французской армии в ходе освобождения Франции от германских захватчиков в 1944-1945 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА R35
БОЕВАЯ МАССА, т: 10,6.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4200, ширина - 1850, высота - 2376, клиренс - 320.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 32, борт - 40, крыша - 15, башня - 44.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Puteaux SA 18 L/21 калибра 37 мм и 1 пулемет Châtellerault мод. 1931 г. калибра 7,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 100 артвыстрелов, 2400 патронов.
ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощность - 82 л.с. при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сухое сцепление, чегырехскоростная коробка передач, дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 5 обреэиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска - маятниковая, с горизонтальными резиновыми рессорами.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 20.
ЗАПАС ХОДА, км: 140.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 20; высота стенки, м - 0.5; ширина рва, м - 1,6 (2 - С хвостом), глубина брода, м - 0,6.

Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)