S35 - Средний танк (Франция)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

Средний танк S35

Как известно, вскоре после окончания Первой мировой войны штаб-квартира французской артиллерии специального назначения (Artillerie d’Assaut), которой подчинялись танковые части, была расформирована. Вся ответственность за разработку, изготовление и использование танков была возложена на командование пехоты. Естественно, что при такой ситуации танки рассматривались только как средство поддержки пехоты, и основное внимание при их разработке уделялось не скорости, а броневой защите.

В 1930 году командование французской кавалерии решило обзавестись собственными танками. 26 июня 1934 года были утверждены требования для разработки "кавалерийского" танка: вооружение - 25-мм или 47-мм пушка, броня 40 мм, экипаж три человека, запас хода до 200 км по шоссе или пять часов хода по пересеченной местности, скорость 30 км/ч, масса 13 т. 12 октября того же года проект такой машины был представлен фирмой SOMUA на рассмотрение службы вооружения кавалерии. Не дожидаясь принятия решения, SOMUA приступила к изготовлению опытного образца, который был готов 14 апреля 1935 года.

С 4 июля по 2 августа 1935 года машина, получившая обозначение АСЗ, прошла первый этап испытаний. Комиссия, их проводившая, отметила, что "опытный образец в целом имеет хорошие показатели по скорости и проходимости, но требует доработки конструкции моторно-трансмиссионной группы". 4 августа танк отправили на завод для устранения отмеченных недостатков. С 15 октября по 17 декабря прошел второй этап испытаний доработанного образца АСЗ, также закончившийся неудачно. Несмотря на это, к 26 марта 1936 года фирма SOMUA изготовила первую партию из 50 танков, которые были переданы в войска.

39-я илл.
Первый прототип танка АСЗ на испытаниях. 1934 год

40-я илл.
Шасси танка S35 без башни и силовой установки. Хорошо видны конструкция и форма люков

Машина получила официальное обозначение "Char 1935 S", хотя стала более известной как SOMUA S35. По инициативе военных, имевших серьезные претензии к качеству S35, с 1 июля 1936 года по 3 марта 1937 года один образец этого танка подвергся длительным широкомасштабным испытаниям, на основании которых были внесены значительные изменения в конструкцию трансмиссии, гусениц и систему вентиляции боевого отделения. И только в апреле 1938 года, изучив результаты эксплуатации первой партии машин в частях и устранив выявленные недостатки, фирма SOMUA приступила к серийному производству S35.

Танки SOMUA поступали на вооружение полков механизированной кавалерии, которые, в свою очередь, сводились в легкие механизированные дивизии (Division legeres mecaniques - DLM). Полк имел батальон из 47 танков S35 (два эскадрона по 23 машины и одна машина командира батальона) и батальон танков Hotchkiss (два эскадрона по 23 танка и один S35 у командира батальона).

По состоянию на 2 сентября 1939 года (в этот день Франция объявила мобилизацию) было изготовлено 270 танков SOMUA, из которых 191 находился в войсках, 55 на складах и 24 на заводе. К началу кампании 1940 года S35 состояли на вооружении 4-го кирасирского и 18-го драгунского полков (1-я DLM), 13-го и 29-го драгунских полков (2-я DLM), 1-го и 2-го кирасирских полков (3-я DLM). После начала боевых действий планировалось создать 4-ю DLM из 3-го и 7-го кирасирских полков, но по ряду причин сделать это не удалось.

После начала Второй мировой войны производство S35 неуклонно росло, и к моменту капитуляции Франции в июне 1940 года всего было выпущено 430 танков. Весной 1940 года французское правительство попыталось разместить заказ на изготовление нескольких тысяч SOMUA в США, однако сделка не состоялась.

В боях во время Французской кампании танки S35 ничем особенно себя не проявили. Они превосходили все немецкие танки по броневой защите и вооружению, были на равных по скорости и подвижности, но сильно проигрывали из-за отсутствия радиостанций и плохой подготовки экипажей. Например, генерал де Голль в своих военных мемуарах писал: "Тем временем (19 мая 1940 года. - Прим. автора) я получил на пополнение 3-й кирасирский полк, состоящий из двух эскадронов танков SOMUA... Однако во главе экипажей танков были командиры, которые никогда раньше не стреляли из орудий, а водители имели за плечами в общей сложности не более четырех часов вождения танка".

41-я илл.
Средний танк S35 во время тактических занятий в одной из инженерных частей французской армии. Конец 1930-х годов

42-я илл.
Члены экипажа танка S35 у своей машины. Май 1940 года

После разгрома Франции немцы оставили небольшое количество S35 правительству Виши, которое в начале 1941 года переправило 23 машины в Марокко, где 22 февраля их ввели в состав 2-го эскадрона 1-го полка африканских охотников (1-й RCA). Сначала эскадрон действовал на стороне немецко-итальянских войск, но к началу 1943 года перешел на сторону "Сражающейся Франции". Позднее экипажи SOMUA вошли в состав 2-й французской бронетанковой дивизии генерала Леклерка.

Большая же часть SOMUA - 297 единиц - под обозначением Pz.Kpfw.35S 739 (f) была включена в состав танковых частей Вермахта. SOMUA подверглись некоторой модернизации: на них установили немецкие радиостанции Fu 5 и дооборудовали командирскую башенку двухстворчатым люком (но такой переделке подверглись не все машины). Кроме того, добавили четвертого члена экипажа - радиста, а заряжающий переместился в башню, где теперь находились два человека - командир и заряжающий.

S35, главным образом, поступали на укомплектование танковых полков (100, 201, 202, 203, 204 Panzer-Regiment) и отдельных танковых батальонов (202, 205, 206, 211,212, 213, 214, 223 Panzer-Abteilung). Большая часть этих подразделений дислоцировалась во Франции и служила резервом для пополнения танковых частей Вермахта.

Например, в начале 1943 года на базе 100-го танкового полка (вооруженного в основном танками S35) вновь сформировали 21-ю танковую дивизию, полностью разгромленную под Сталинградом частями Красной Армии. Возрожденная дивизия размещалась в Нормандии, и в июне 1944 года после высадки союзников во Франции принимала активное участие в боях.

По состоянию на 1 июля 1943 года в действующих частях Вермахта (не считая складов и парков) имелось 144 SOMUA: в группе армий "Центр" - 2, в Югославии - 43, во Франции - 67, в Норвегии - 16 (в составе 211-го танкового батальона), в Финляндии - 16 (в составе 214-го танкового батальона). На 26 марта 1945 года в немецких танковых частях еще числилось пять танков S35, действовавших против англо-американских войск на Западном фронте.

43-я илл.
Char de Cavalerie SOMUA S35

Следует отметить, что некоторое количество танков SOMUA немцы использовали для борьбы с партизанами и охраны тыловых объектов, 60 единиц были переоборудованы в артиллерийские тягачи (с них демонтировали башню и верхнюю переднюю часть корпуса), а 15 машин поступили на вооружение бронепоездов № 26, 27, 28, 29 и 30. Конструктивно эти бронепоезда состояли из полубронированного паровоза, двух открытых сверху бронеплатформ для пехоты и трех специальных платформ с аппарелями для танков S35.

Танки бронепоезда № 28 принимали участие в штурме Брестской крепости, для чего им пришлось покинуть свои платформы. 23 июня 1941 года одна из этих машин была подбита ручными гранатами у Северных ворот крепости, там же огнем из зенитного орудия повредили еще один S35. Третий танк прорвался в центральный двор цитадели, где был подбит артиллеристами 333-го стрелкового полка. Два танка немцам удалось эвакуировать сразу же. После ремонта они вновь участвовали в боях. В частности, 27 июня один из них немцы применили против Восточного форта. Танк вел огонь по амбразурам форта, в результате, как говорилось в докладе штаба 45-й немецкой пехотной дивизии, "русские стали вести себя тише, но непрерывная стрельба снайперов продолжалась из самых неожиданных мест".

В составе упомянутых бронепоездов танки S35 эксплуатировались вплоть до 1943 года, когда их заменили на чехословацкие Pz.38 (t).

44-я илл.
Танк S35 из состава 3-й легкой механизированной дивизии, подбитый в первых боях на территории Бельгии, май 1940 года

45-я илл.
Танк SOMUA, перевернутый взрывом авиабомбы, июнь 1940 года

Использовались S35 и в армиях других стран. Так, 15 сентября 1941 года немцы передали своим союзникам итальянцам 32 танка SOMUA, которые были сведены в 200-й батальон средних танков, дислоцировавшийся на о.Сардиния. В начале 1943 года батальон расформировали, информации о дальнейшей судьбе этих машин нет.

В 1943 году 6-7 (по разным данным) танков SOMUA немцы передали Болгарии, где их включили в состав бронетанковой бригады, сформированной 1 октября 1943 года. В сентябре 1944 года эти танки были возвращены немцам и отправлены для борьбы с югославскими партизанами. В 1942 году для испытаний два танка получила Венгрия.

В 1944 году была сформирована 1-я французская армия, в которую влились войска французских внутренних сил (FFI), освобождавших страну. Танковые полки FFI были частично оснащены отбитой у немцев техникой. Так, 13-й драгунский полк, сформированный 7 октября 1944 года, имел в своем составе один эскадрон из 17 танков SOMUA. В январе-апреле 1945 года эти танки участвовали в боях по ликвидации группировки немецких войск в районе Руайна.

До нынешнего дня сохранилось только четыре экземпляра танка SOMUA S35, они находятся в танковом музее в Самюре (Франция), в Королевском танковом музее в Бовингтоне (Великобритания), в музее на Абердинском полигоне (США) и в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке (Россия).

В наш музей танк попал с полигона, расположенного там же, в Кубинке. Здесь захваченный у немцев S35 проходил испытания, в ходе которых были уточнены его тактико-технические характеристики и составлено техническое описание. Последнее приводится ниже и представляет несомненный интерес, поскольку столь подробное описание невозможно найти ни в одном из доступных зарубежных изданий, посвященных французской школе танкостроения тех лет.

Описание конструкции танка S35

Корпус танка изготавливался из четырех литых броневых деталей: двух нижних, образующих "башмак", в котором монтировались все агрегаты танка, и двух верхних - носовой и кормовой. Между собой все эти детали соединялись болтами. Башня танка - литая, шестигранная, толщина брони 45 мм с наклоном в 21°. В передней части башни устанавливались 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет Châtellerault. Стрельба из пушки и пулемета велась прямой наводкой с помощью телескопического прицела, находящегося слева от орудия. Боекомплект пушки состоял из осколочных гранат с головным взрывателем и бронебойных гранат без взрывателя.

46-я илл.
Колонна танков S35 одной из частей Вермахта проходит под Триумфальной аркой в Париже. 1941 год

Командирские башенки танка S35

47-я илл.
французского образца

48-я илл.
модернизированная немецкая

49-я илл.
Танк S35 из состава 204-го немецкого танкового полка (Pz.Rgt.204). Крым, 1942 год

Пушка, пулемет и прицел монтировались в раздельных масках, связанных между собой так, что обеспечивался одновременный поворот вооружения на один и тот же угол.

Снаряды для пушки размещались в одном стеллаже, расположенном в боевом отделении у правого борта. Пулеметные магазины (13 штук по 150 патронов в каждом) находились над и под снарядным стеллажом, а также в башне.

Башня вращалась механизмом поворота с ручным и электрическим приводами. Электромотор поворота устанавливался на основании башни и соединялся с поворотным механизмом валом и двумя шарнирами. Поворотный механизм располагался с левой стороны у места командира танка и был закреплен на кронштейнах брони башни.

На крыше башни размещалась командирская башенка, смещенная влево от центра; она устанавливалась на шариковой опоре и вращалась независимо от вращения большой башни. Командирская башенка имела смотровой люк с прибором для наблюдения, щель и два отверстия, закрываемые броневыми заслонками.

В левом борту носовой верхней части корпуса был предусмотрен люк для посадки экипажа, а в лобовом листе - два смотровых люка с приборами наблюдения. В бортах кормовой верхней части корпуса находились четыре люка (по два на сторону) для доступа к двигателю и укладки запасных частей и инструмента. Сверху моторно-трансмиссионное отделение закрывалось литыми броневыми жалюзи, установленными в специальные гнезда и закрепленными болтами.

50-я илл.
Компоновка танка S35: 1 - кожух фары; 2 - педаль главного фрикциона; 3 - рычаг коробки передач; 4 - штурвал; 5 - сиденье механика-водителя; 6 - 47-мм пушка SA 35; 7 - маска пушки; 8 - 7,5-мм пулемет Châtellerault мод. 1931 г.; 9 - телескопический прицел; 10 - прибор наблюдения; 11 - командирская башенка; 12 - посадочный люк командира; 13 - укладка 47-мм выстрелов; 14 - воздушный фильтр; 15 - топливный бак; 16 - двигатель; 17 - масляный бак; 18 - выхлопной коллектор; 19 - радиатор; 20 - вентилятор; 21 - глушитель; 22 - ведущее колесо; 23 - бортовая передача; 24 - коробка передач; 25 - главный фрикцион; 26 - фальшборт; 27 - опорный каток с независимой подвеской; 28 - поддерживающий каток; 29 - балансирная тележка; 30 - опорный каток; 31 - рессора; 32 - направляющее колесо

Четырехтактный, карбюраторный, 8-цилиндровый c V-образным расположением цилиндров и верхними клапанами двигатель был установлен в кормовой части корпуса слева. Блоков цилиндров - два, по четыре цилиндра в каждом.

Система смазки двигателя циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Масляный бак находился с левой стороны моторного отделения между двигателем и левым бортом танка. Масляный насос - шестеренчатый, трехсекционный; одна секция нагнетающая, две секции откачивающих. От насоса масло подводилось к масляному фильтру, размещенному в правой части моторного отделения.

51-я илл.
Германский бронепоезд № 28 (Panzerzug Nr.28). Восточный фронт, лето 1941 года. В состав этого бронепоезда входили три специальные платформы (Panzertragerwagen) с танками S35. На снимках хорошо видно броневое прикрытие ходовой части танка, а также узлы его крепления на платформе. Откидная аппарель, с помощью которой танк мог сойти на грунт, уложена на балластную платформу

52-я илл.
Масляный радиатор - трубчатый, имел посередине люк для доступа к запальным свечам двигателя.

Система охлаждения двигателя - водяная, с принудительной циркуляцией. Вода в систему охлаждения заливалась через горловину расширительного бака, установленного в правой передней части моторного отделения. Для доступа к заливной горловине в верхней части брони над моторным отделением был сделан откидывающийся на шарнирах люк.

Радиатор - трубчатый, располагался в задней правой части моторного отделения. Воздух, охлаждавший воду в радиаторе, засасывался внутрь моторного отделения и прогонялся через радиатор вентилятором турбинного типа. Последний приводился во вращение парой конических шестерен от вала отдельного привода дифференциала. Воздух входил в моторное отделение через литые жалюзи с правой стороны танка, проходил сквозь радиатор, направлялся специальным кожухом из листовой стали к вентилятору и выходил наружу через жалюзи, расположенные с левой стороны танка.

Топливных баков - два: главный, емкостью 310 л, и резервный - 100 л. Они устанавливались с правой стороны моторного отделения, между двигателем и правым бортом. Баки имели специальную обшивку из резины, ткани и проволочной сетки, уменьшавшую опасность утечки и воспламенения топлива при пробивании стенок. У каждого бака была отдельная заливная горловина, доступ к ним осуществлялся через бортовой люк с правой стороны моторного отделения. Кроме того, на правом борту снаружи танка имелись специальные крепления для установки четырех дополнительных топливных баков.

Карбюраторов - два, фирмы "Солекс", по одному на каждый блок цилиндров.

Воздушные фильтры располагались в моторном отделении над двигателем. Они состояли из металлических кожухов, внутри которых находились цилиндры из смоченной маслом металлической сетки.

Система зажигания двойная, от двух магнето, дававших ток на запальные свечи (по две на каждом блоке цилиндров).

Двигатель запускался электростартером, располагавшимся на картере коробки перемены передач, или сжатым воздухом. Воздух для системы запуска накачивался одноцилиндровым компрессором в баллон, расположенный в передней части моторного отделения над левой гусеницей.

Трансмиссия танка состояла из главного фрикциона, установленного на хвостовике коленчатого вала двигателя, коробки передач, располагавшейся в моторном отделении за двигателем, полукарданного вала, соединявшего главный фрикцион с коробкой передач, двух дифференциалов, бортовых фрикционов и передаточного вала, передававшего крутящий момент непосредственно верхнему дифференциалу и бортовым фрикционам. Картеры коробки передач и дифференциалов соединялись болтами в общий блок.

53-я илл.
Схема соединения четырех литых броневых деталей корпуса танка S35

54-я илл.
Танк S35 (предположительно, из состава 214-го танкового батальона Вермахта), подбитый советской артиллерией. Ленинградский фронт, июль 1942 года. Судя по всему, у этой машины внутренним взрывом полностью сорвало верхнюю кормовую литую деталь корпуса

Управление танком осуществлялось с помощью двух получавших вращение от двигателя дифференциалов: нижний - через коробку перемены передач, верхний - от отдельного привода. Благодаря этому танк имел два способа управления поворотом: с помощью штурвала, на фрикционы верхнего дифференциала и на колодочные тормоза полуосей бортовых передач (нижнего дифференциала). При наличии двух дифференциалов танк мог поворачиваться: штурвалом - с большими радиусами поворота, при действии тормозами с гидравлическим приводом - делать крутые повороты.

Наличие дифференциального механизма поворота вносило свои особенности в вождение танка. Так, при управлении штурвалом минимальный радиус поворота S35 был больше, чем у танков, имевших бортовые фрикционы, поскольку невозможно было полностью остановить одну гусеницу. При движении танка задним ходом штурвал требовалось вращать в сторону, обратную повороту танка (например, чтобы повернуть вправо, штурвал нужно было вращать влево).

При выключенных передачах (рычаг кулисы в нейтральном положении) или при выключенном главном фрикционе, действуя штурвалом, танк можно было развернуть на месте, при этом гусеницы вращались в разные стороны. При управлении танком с помощью тормозов одна гусеница останавливалась - и танк делал крутой поворот.

Ведущее колесо ходовой части состояло из ступицы и зубчатого венца, имевшего два ряда по 22 зуба, прикрученного болтами к ступице. Ведущее колесо оснащалось колодочными тормозами, расположенными внутри зубчатого венца.

Направляющее колесо было смонтировано на кронштейнах бортовой брони в передней части танка. Оно состояло из литой ступицы, резинового бандажа-амортизатора и стального обода с ребордой посередине для направления гусеничной цепи (таким образом, танк SOMUA имел направляющее колесо с внутренней амортизацией). Стальной обод и резиновый бандаж удерживались на ступице специальными металлическими дисками.

В натяжной механизм входили два регулировочных болта с цапфами для крепления оси направляющего колеса и три шестерни, из которых две были натяжные. Шестерни монтировались на кронштейне, привернутом к броне корпуса болтами.

55-я илл.
Танк SOMUA на выставке трофейной техники в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького в Москве. Июль 1943 года

56-я илл.
Танки S35 из состава 13-го драгунского полка французской армии. В окрестностях Руайана, апрель 1945 года

Опорные катки стальные, одинарные, сгруппированы в две тележки (на борт) по четыре катка в каждой, и один каток устанавливался отдельно. В качестве упругого элемента подвески в тележках использовались пластинчатые рессоры, на передней тележке монтировался масляный амортизатор. Обе тележки соединялись рамой.

Задний каток предназначался для увеличения опорной поверхности и дополнительного гашения колебаний. Ударные нагрузки гасила буферная пружина, установленная в корпусе кронштейна заднего катка.

Для поддержки верхней ветви гусеницы служили (применительно к одному борту) два поддерживающих катка и пара поддерживающих полозьев.

В каждую гусеничную ленту входило 103 литых трака, соединявшихся между собой двумя пальцами. Каждый трак на внутренней поверхности имел выемку для реборд опорных и направляющих колес. Для смазки катков и траков гусеницы между тележками подвески устанавливалась специальная масленка.

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, напряжение бортовой сети 24 В. Источник электроэнергии - две аккумуляторные батареи, располагавшиеся в боевом отделении на днище у правого борта.

Внешнее освещение танка состояло из одной дорожной фары (дальнего света) на правом крыле, одной малой фары (ближнего света) на левом крыле, маскировочной фары специальной конструкции на левом крыле и габаритно-маскировочного фонаря на правом крыле, заднего двухцветного фонаря (верхний - стоп-сигнал, нижний - дистанционный) и двух габаритных фонарей на правом и левом задних крыльях. Рядом с маскировочной фарой был установлен звуковой сигнал.

В передней части боевого отделения у правого борта предусматривалось место для установки радиостанции, но во французской армии танки SOMUA их так и не получили.

В экипаж S35 входило три человека: командир танка (он же наводчик орудия), размещавшийся в башне, механик-водитель (находился в боевом отделении впереди слева) и заряжающий (в боевом отделении впереди справа).

57-я илл.
Французские офицеры на занятиях в одном из полков, вооруженных танками S35. Май 1945 года. Внизу: танк S35 в экспозиции музея на Абердинском полигоне в США

58-я илл.
Тактико-технические характеристики французских тяжелых и средних танков
Марка танка / 2С / В1 / B1 bis / B1 ter / D1 / D2 / S35
Боевая масса, т / 69 / 28 / 32 / 36 / 12,8 / 19 / 19,5
Экипаж, чел. / 12 / 4 / 4 / 5 / 3 / 3 / 3
Габаритные размеры, мм:
длина / 10 270 / 6370 / 6370 / 6350 / 5770 / 5442 / 5380
ширина / 2950 / 2500 / 2500 / 2740 / 2160 / 2660 / 2130
высота / 4010 / 2790 / 2790 / 2860 / 2390 / 2205 / 2630
клиренс / 450 / 450 / 450 / / / 400 / 420
Толщина брони, мм:
лоб корпуса / 55 / 40 / 60 / 75 / 40 / 40 / 45
борт / 44 / 40 / 60 / 75 / 40 / 40 / 40-45
корма / 43 / / 55-60 / / / / 35
крыша / 23 / / 20 - 56 / 56 / 14 / 20 / 20
днище / / / / / / / 20
лоб башни / / / 46 / 46 / / 46 / 45
борт / / / 46 / 46 / / 46 / _
корма / / / 30 / 30 / / 30 / _
крыша / / / 56 / 56 / / 56 / _
Макс. скорость движения, км/ч / 12 / 28 / 28 / 30 / 20 / 25 / 45
Запас хода по шоссе, км / 160 / / 140 / / 100 / 140 / 240
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. / 45 / / 40 / / / 35 / 32
высота стенки, м / 1,7 / / 0,93 / / / 1,2 / 0,6
ширина рва, м / 5,3 / / 2,74 / / / 2 / 2,2
глубина брода, м / 1,8 / / 1,47 / / / 0,9 / 1

59-я илл.
Тяжелый танк В1 "Овернь". 37-й танковый батальон 1-й танковой дивизии, 1940 год

60-я илл.
Средний танк D2 "Бувинэ". 19-й танковый батальон 4-й танковой дивизии, 1940 год. На башне - тактический значок 3-го взвода 1-й роты

61-я илл.
Средний танк D2 "Ланкр". 19-й танковый батальон 4-й танковой дивизии

62-я илл.
Средний танк S35. 4-й кирасирский полк 1-й легкой механизированной дивизии. Герб полка - скачущая Жанна д’Арк

63-я илл.
Средний танк S35. 1-я легкая механизированная дивизия, 1940 год

64-я илл.
Тяжелый танк В1 bis "Бураск". 15-й танковый батальон 2-й танковой дивизии, 1940 год. На башне и защитном щитке фары - тактический значок 2-го взвода 1-й роты

65-я илл.
Тяжелый танк B1 bis. 510-й танковый полк, 1940 год

66-я илл.
Тяжелый огнеметный танк В2 (FI). Одна из частей французских внутренних сил (FFI), Париж, август 1944 года

67-я илл.
Средний танк S35. 3-й кирасирский полк 4-й танковой дивизии, 15 мая 1940 года

68-я илл.
Тяжелый огнеметный танк В2 (FI). 213-й танковый батальон Вермахта, Нормандия, 1944 год

Бронеколлекция, №3, 2004, Ю. ?. Спасибухов - Французские танки Второй мировой войны. Часть 1