M13/40 - Легкий (средний) танк (Италия)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

М13/40 и М14/41
Carro Armato
Основные образцы вооружения итальянских бронетанковых соединений и частей периода Второй Мировой войны. Разработаны фирмой Fiat-Ansaldo в 1939-1940 годах, выпускались большой (по итальянским масштабам) серией. С 1940 по 1942 год изготовлено 1405 линейных и 64 командирских танка.
Серийные модификации:
М13/40 (Carro Armato) - первая серийная модель. Корпус и башня - клепаные, с рациональными углами наклона. Входной люк - на левом борту. Основное вооружение размещено во вращающейся башне. Машины раннего выпуска не имели радиостанции. Изготовлено - 710 единиц.
М13/40 (Carro Comando) - безбашенный командирский вариант для танковых и самоходно-артиллерийских частей. Курсовой и зенитный 8-мм пулеметы Breda 38. Две радиостанции: RF.1СА и RF.2CA. Изготовлено - 30 единиц.
М14/41 (Carro Armato) - от М13/40 отличался конструкцией воздушных фильтров и улучшенным дизельным двигателем SPA 15ТМ(41) мощностью 145 л. с. при 1900 об/мин. Изготовлено - 695 единиц.
М14/41 (Carro Comando) - безбашенный командирский вариант, идентичный по конструкции М13/40 (Carro Comando). В качестве основного вооружения установлен 13,2-мм пулемет. Изготовлено - 34 единицы.

М13/40

В итальянской армии танки М13/40 и М14/41 применялись на всех театрах военных действий, кроме советско-германского фронта.
В Северной Африке М13/40 появились 17 января 1940 года, когда был сформирован 21-й отдельный батальон двухротного состава. В дальнейшем сформировали еще 14 танковых батальонов, вооруженных танками этого типа. Часть батальонов имела смешанный состав из танков М13/40 и М14/41. В ходе боевых действий и подразделения, и боевую технику нередко перебрасывали из соединения в соединение и переподчиняли разным дивизиям и корпусам. На Балканах дислоцировался смешанный танковый полк из батальона М13/40 и бронеавтомобилей АВ 40/41. В составе войск, контролирующих острова Эгейского моря (о. Крит и прилегающий к нему архипелаг), числился смешанный танковый батальон из М13/40 и танкеток L3. На Сардинии находился 16-й батальон танков М14/41.

М14/41

После капитуляции Италии в сентябре 1943 года к германским войскам попало 22 танка М13/40, 1 - М14/41 и 16 командирских машин.
Танки, находившиеся на Балканах, немцы включили в состав бронетанкового батальона горной дивизии СС «Принц Евгений», а захваченные в Италии - в 26-ю танковую и 22-ю кавалерийскую дивизии СС «Мария Терезия».
Танки семейства М13/40 и М14/41 были надежными и неприхотливыми машинами, однако их вооружение и бронирование к концу 1942 года не соответствовало уровню развития бронетанковой техники в странах антигитлеровской коалиции.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА M13/40
БОЕВАЯ МАССА, т: 14.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4915, ширина - 2280, высота - 2370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Mod. 47/32 калибра 47 мм, 3 пулемета Breda 38 калибра 8 мм, 1 зенитный пулемет Breda 38 калибра 8 мм (устанавливался не на всех танках).
БОЕКОМПЛЕКТ: 87 выстрелов, 2592 патрона.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб - 30, борт - 25, корма - 25, башня - 42.
ДВИГАТЕЛЬ: SPA 8ТМ(40), дизельный, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность - 125 л.с. при 1800 об/мин; рабочий объем - 11 140 см³.
ТРАНСМИССИЯ: дисковый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: восемь опорных обрезиненных катков на борт, сблокированных по четыре в две тележки, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска - на полуэллиптических рессорах.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 30.
ЗАПАС ХОДА, км: 210.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: высота стенки, м - 0,8; ширина рва, м - 2,1; глубина брода, м - 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция RF.1CA или RF.2CA.

Бронеколлекция, №4, 1998, М. В. Коломиец, И. Б. Мощанский - Бронетанковая техника Франции и Италии (1939-1945)