2589 И-Го (Тип 89 И-Го) - Легкий танк (Япония) - 2589 И-Го Ко (Тип 89А Ко) - 2589 И-Го Оцу (Тип 89Б Оцу) согласно японской классификации, тех лет - средний танк |
|
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«2589»
В 1927 году параллельно с испытаниями английского среднего танка «Виккерс Мк С»
и сборкой тяжёлого № 1, арсенал в Осаке («Осака Рикугун Дзохейшо») приступил к
постройке танка № 2 (позже назван «87») массой 9,8 т. После изготовления опытных
образцов решено было усилить бронезащиту и вооружение. В 1929 году на основе «Виккерс
Мк С» и «87» разработали средний танк «2589» («89 Ко» или «И-Го» - «первая
модель»), ставший родоначальником серийных танков японского производства.
Танк имел классическую компоновку. Корпус и башня выполнялись клёпаными. Причём
корпуса первых машин представляли собой прямую переделку «Виккерс Мк С».
Бортовые ниши в средней части корпуса нависали над гусеницами. В башне
устанавливалась 47-мм пушка, вскоре заменённая на 57-мм орудие «2590» («90»,
длина ствола 18,5 калибра, начальная скорость снаряда - 350 м/с, масса - 2,57
кг), в задней части башни слева - 6,5-мм пулемёт в шаровой опоре; такой же
пулемёт крепился в шаровой опоре в лобовом листе корпуса справа. В бортах башни
имелись лючки для стрельбы из личного оружия, на крыше - купол со смотровыми
щелями. На крыше башни справа был смонтирован откидной купол командира («89А»).
В кормовой части устанавливался карбюраторный двигатель «Даймлер», заменённый
позже двигателем «Мицубиси», созданным на основе авиационного. Выхлопная труба с
глушителем выводилась с левого борта. Ходовая часть прикрывалась бронеэкранами.
Из 9 опорных катков малого диаметра 8 были сблокированы на тележках с
балансирной подвеской, а передний имел независимую подвеску. Поддерживающие
ролики крепились на балке. Направляющее колесо имело зубчатые венцы подобно
ведущему. Танк оснащался фарами с регулируемым изнутри корпуса наклоном. Средств
связи не было.
Производство танка вели арсенал в Нагойя, заводы «Токио Гасу Дэнки», «Исикавадзима»,
«Мицубиси». Первую машину собрали в 1931 году.
Годом позже по опыту эксплуатации в Маньчжурии «89» был модернизирован:
установлены более прочные мелкозвенчатые гусеницы, изменены ведущее колесо и
форма бронировки ходовой части, лобовой лист корпуса выполнен в виде единого
наклонного листа. Изменились также крепление орудия в башне и форма купола. Под
пулемётной установкой находилась откидная на петлях дверь. Танк получил
обозначение «89 Оцу» («второй»), известен также как «89В», а главным её
производителем стала фирма «Мицубиси». Однако узлы и агрегаты для танка выпускал
также ряд других фирм в Японии («Кобэ Сейкошо», «Нихон Сейкошо») и Маньчжурии,
что сказывалось даже на внешнем виде танков после многочисленных ремонтов. С
учётом холодных погодных условий Маньчжурии решено было переоснастить танк
дизелем. В 1933 году на вагоностроительном заводе Кавасаки в Кобэ началось
производство дизелей для тракторов и танков; тогда же «Мицубиси» опробовала
дизель на среднем «89». С 1936 года на «89 Оцу» стали серийно устанавливать
6-цилиндровые 120-сильные (при 1800 об/мин) дизели «Мицубиси» воздушного
охлаждения. Запас хода увеличился до 200 км. Для более жаркого климата
предполагалась система жидкостного охлаждения.
В то же время начали выпускать следующую модификацию, на которой мощность дизеля
увеличили до 160 л.с., четырехскоростную коробку передач дополнили понижающей
передачей. Место механика-водителя было перенесено вправо, установка лобового
пулемёта - влево, увеличен входной люк. В ходовой части пять поддерживающих
роликов заменены четырьмя, убрана балка, траки из стали с присадкой марганца
получили развитые грунтозацепы. Для преодоления широких рвов сзади крепился
откидной «хвост». Эта модификация часто проходит в литературе под обозначением
«94».
В 1937 году орудие «90» было заменено на 57-мм «2597» («97») Осакского арсенала
с длиной ствола 18,5 калибра. Снаряды - осколочно-фугасные (выстрелы с
бронебойными снарядами вошли в боекомплект орудия позже).
Всего с 1925 по 1937 год выпустили 230 танков серии «89». В целом это была
устаревшая для 30-х годов конструкция с недостаточными для среднего танка
бронезащитой и подвижностью. Все танки типа «89» применялись в Китае и на
Халхин-Голе, включались в состав десантных отрядов, вплоть до 1944 года воевали
на Филиппинах. На шасси «89» была разработана опытная самоходная 75-мм пушка с
установкой в лобовом листе корпуса.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА «2589 Оцу»
БОЕВАЯ МАССА, т: 14.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина - 5,85 (6,36 - с хвостом), ширина - 2,15, высота -
2,6, клиренс - 0,48.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка «90» калибра 57 мм, 2 пулемёта «91» калибра 6,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 100 выстрелов, 2745 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 17, борт - 11, башня - 11-15.
ДВИГАТЕЛЬ: «Мицубиси», 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
мощность 115 л.с. при 1800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: коробка передач (4+1).
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): 9 опорных катков, сблокированных на подрессоренных
тележках, 4 поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения
(зацепление цевочное); подвеска - смешанная, пружинная; гусеница мелкозвенчатая,
с одним гребнем, шириной 305 мм, шаг трака 150 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 27.
ЗАПАС ХОДА, км: 160.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 34; ширина рва, м - 2,5;
высота стенки, м - 0,83; глубина брода, м - 1,0.
Бронеколлекция, №3, 1995, С. Л. Федосеев - Бронетанковая техника Японии.
1939-1945 гг.