2592 (92 ТК), Тип 92 - Легкий танк / Малый танк (Япония) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«2592» («ТК»)
Япония избежала почти повального в 20-30-е годы увлечения безбашенными
танкетками, избрав в качестве машин разведки и охранения малые танки. Прототип
малого танка «2592» (нередко именуется «танкеткой 92 ТК») был построен фирмой «Исикавадзима
Дзидоша» в 1932 году и имел компоновку с передним расположением
моторно-трансмиссионного отделения. Корпус - клёпаный, с большим углом наклона
лобового листа. Механик-водитель размещался в выступающей рубке впереди справа,
командир - в пулемётной башне. Посадка и высадка экипажа производились через
дверь в задней стенке корпуса. Имелся и люк в крыше клёпаной башни.
Механик-водитель на марше выглядывал из верхнего люка рубки, при этом башню
приходилось отворачивать влево. Смотровые лючки механика-водителя располагались
в переднем и бортовых листах рубки, командира - в корме башни. В башне в шаровой
опоре крепился 6,5-мм пулемёт. Имелись и отверстия для стрельбы из личного
оружия.
Двигатель располагался слева от механика-водителя. Выхлопная труба выводилась
назад вдоль левого борта, здесь же находилась и решётка радиатора. Для
обслуживания двигателя и трансмиссии служили большие люки в верхнем лобовом
листе. Танк оснащался фарой и звуковым сигналом.
В 1933 году «Токийская компания газовых и электрических двигателей» («Токио Гасу
Дэнки», впоследствии «Токио Дзидоша» и «Хино Дзидоша») построила
модернизированный образец танка, принятый на вооружение под обозначением «2594»
(«94», упоминается также как «Хокай Сенша»). Его производством занимались также
компании «Мицубиси Дзукогио» и «Кобэ Сейкошо».
На малых танках была отработана подвеска, предложенная в 1933 году японским
инженер-майором (впоследствии - генерал-майором) Томио Хара, наиболее известным
из японских танкостроителей. Одинарные обрезиненные опорные катки блокировались
по два на качающихся балансирах. Упругими элементами служили горизонтальные
спиральные пружины, заключённые в трубы, приклёпанные к бортам корпуса.
Балансиры были связаны с двуплечными рычагами, оси которых также крепились к
корпусу. Рычаги, в свою очередь, шарнирно соединялись с тягами, идущими к
пружинам. Такая конструкция подвески (в дальнейшем - «типа Хара»), сочетавшая
компактность с большим ходом балансиров, использовалась на большинстве японских
серийных танков 30-40-х годов.
С 1937 года танки выпускались с изменённой ходовой частью: направляющее колесо
было увеличено в диаметре, лишено зубчатых венцов, подвешено на балансире и
опущено на землю для увеличения опорной поверхности. Одновременно танки
перевооружили 7,7-мм пулемётами. На части машин пулемёт заменили 37-мм пушкой по
образцу нового танка «2597».
«94», известный под прозвищем «карапузик», был небольшой, довольно подвижной, но
очень тесной машиной. Его боевая служба продолжалась до 1943 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛОГО ТАНКА «2594»
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,4.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина - 3,08, ширина - 1,62, высота - 1,62, клиренс -
0,29.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемёт «91» калибра 6,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1650 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 12, борт - 8, корма - 10, башня - 8-10.
ДВИГАТЕЛЬ: «94», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения; мощность
32 л.с. при 1800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: 4-скоростная коробка передач (4+1) и дифференциал.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: (на один борт) четыре спицованных опорных катка, два
поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление
цевочное); подвеска типа Хара; гусеницы мелкозвенчатые, скелетообразные, с двумя
гребнями, шириной 160 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 200.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 35, ширина рва, м - 1,4,
высота стенки, м - 0,51, глубина брода, м - 0,6.
Бронеколлекция, №3, 1995, С. Л. Федосеев - Бронетанковая техника Японии.
1939-1945 гг.