2595 (Ха-Го), Тип 95 - Легкий танк (Япония)
HW100 - 45000
UAW55 - 105000
RRW100 - 175000
PKRR - 7500
 

«2595» («Ха-Го»)

В 1933 году после учений опытной смешанной механизированной бригады в Маньчжурии были сформулированы требования к лёгким танкам, способным вести бой вместе с пехотой, конницей, а также средними танками, сохраняя при этом высокую скорость движения. Годом позже прошёл испытания новый лёгкий танк, созданный фирмой «Мицубиси Дзукогио» с использованием опыта разработки малых танков. Новая машина получила обозначение «95» («2595»), но стала известна также как «Ха-Го» (дословно - «третья модель»), есть также его армейское обозначение «Ке-Го» («лёгкая модель»). В нашей литературе одно время она именовалась «Мицубиси-95». Хотя танк и был принят японской армией, а специальный завод «Мицубиси» в 1936 году подготовил его производство, он несколько лет выпускался небольшими сериями. Массовый выпуск начался только в 1938 году по окончании активных боевых действий в Китае. Кроме «Мицубиси», его производством занимались «Ниигата Теккошо», «Кобэ Сейкошо», «Дова Дзидоша», арсенал Кокура («Кокура Рикугун Дзохейшо»).
«Ха-Го» имел компоновку с задним расположением двигателя и передним - элементов трансмиссии. Отделение управления совмещалось с боевым. Впереди справа располагался механик-водитель, слева - пулемётчик. Выгнутая крышка люка механика-водителя откидывалась вперёд-вверх; в ней имелся смотровой лючок со своей крышкой. В крышке смотрового лючка и по бокам от него были прорезаны вертикальные и горизонтальные смотровые щели - таким образом старались сохранить обзор при колебаниях машины. Командир танка размещался в одноместной башне, в крыше купола которой имелся круглый двухстворчатый люк. Края крыши загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. В борту башни и по бокам рубки пулемётчика имелись лючки для стрельбы из личного оружия с броневыми заслонками.
Корпус танка собирался из катаных броневых листов на каркасе с помощью болтов и заклёпок. Объём подбашенной коробки был несколько увеличен за счёт надгусеничных ниш. Башня - цилиндрическая, клёпано-сварной конструкции с «куполом». Для защиты экипажа от осколков брони и для избежаний травм от ударов с внутренней стороны корпуса крепился асбестовый «подбой».
В башне устанавливалась 37-мм пушка «94» с длиной ствола 37 калибров. Снаряд массой 0,7 кг при начальной скорости 575 м/с пробивал по нормали броню толщиной 35 мм с дистанции 300 м. Крепление пушки в маске допускало качание относительно башни как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Отдельно от пушки, справа сзади в башне был установлен пулемёт. В корпусе, в чуть выступающей передней рубке, располагался лобовой пулемёт в шаровой установке.
Сзади вдоль правого борта находился двухтактный дизель.
От коробки передач по оси танка шёл карданный вал в переднюю часть корпуса. Удельная мощность 16,2 л.с./т обеспечивала «Ха-Го» неплохую подвижность. Выхлопная труба с глушителем выводилась вдоль правого борта. Слева от двигателя устанавливались топливный и масляный баки. Для доступа к двигателю служил люк в правом борту кормы с откидной крышкой-жалюзи. Для обслуживания бортовых фрикционов и передач в верхнем лобовом листе имелись два лючка с откидными крышками.
Связь с водителем командир осуществлял с помощью переговорной трубы («танкофона»). Средств внешней связи не было, сигналы подавались флажками. На верхнем лобовом листе устанавливались две фары.
Танк был прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, чем и нравился японским танкистам. Но порой простота конструкции доходила до примитивности.
В 1935 году новые танки в составе отряда смешанной механизированной бригады приняли участие в учениях на территории оккупированной Маньчжурии - в районе Большого Хингана. В результате появилась «маньчжурская» модификация танка с усиленной ходовой частью: на треугольных балансирах между опорными катками поместили дополнительные каточки, слегка приподнятые над опорной поверхностью. Каточек принимал на себя часть нагрузки и смягчал удары.
В 1938 году «Ха-Го» был перевооружён удлинённой 37-мм пушкой «97» (начальная скорость снаряда 675 м/с) и - в связи с общим изменением ружейно-пулемётного калибра в японской армии - 7,7-мм пулемётами «97».
«Ха-Го» стал самым массовым японским танком - до 1943 года заводы изготовили 1161 машину. Он неплохо показал себя в боях против китайской армии. Но летом 1939 года японские танкисты столкнулись на Халхин-Голе с советскими войсками. Повоевали здесь и «Ха-Го» - в основном «маньчжурской» модификации. Бои показали такие их недостатки, как слабая бронезащита, большое «мёртвое пространство» при стрельбе, неудовлетворительный обзор. Теснота боевого отделения, отсутствие специальных средств наблюдения и связи, разнесённая установка в башне пушки и пулемёта сильно затрудняли работу командира, действовавшего в одиночку. Открытые смотровые щели были причиной частых ранений экипажа свинцовыми брызгами.
Начав в декабре 1941 году войну на Тихом океане, Япония имела по 9 танков в составе десяти пехотных дивизий, и в основном это были «95» («Ха-Го»). «95» имелись также в отдельных легкотанковых ротах и разведротах, придавались и специальным военно-морским десантным отрядам. Они воевали на Гуаме, Тараве, Макине, Окинаве, Филиппинах, в Малайзии.
Общую компоновку и ряд конструктивных особенностей «Ха-Го» использовали при разработке среднего танка «Чи-Ха». На шасси «Ха-Го» был построен ряд опытных машин. Элементы его ходовой части были применены, например, в полугусеничном небронированном транспортёре-тягаче «98».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКОГО ТАНКА «2595» («Ха-Го»)
БОЕВАЯ МАССА, т: 7,4.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина - 4,38, ширина - 2,07, высота - 2,28, клиренс - 0,4.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка «94» калибра 37 мм, 2 пулемёта «91» калибра 6,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 75 выстрелов, 3300 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: корпус: 6-12, башня - 12.
ДВИГАТЕЛЬ: «Мицубиси» А6120 VD, 6-цилиндровый, дизельный, воздушного охлаждения; мощность 120 л.с. при 1800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: редуктор, коробка передач (4+1), карданный вал, соединённый коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, одноступенчатые бортовые редукторы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): четыре сдвоенных опорных катка, два поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска типа Хара; гусеница мелкозвенчатая, с открытым шарниром и одним гребнем, шириной 250 мм, шаг трака 95 мм, число траков - 97.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
ЗАПАС ХОДА, км: 210.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 30; ширина рва, м - 2,0; глубина брода, м - 1,0.


Бронеколлекция, №3, 1995, С. Л. Федосеев - Бронетанковая техника Японии. 1939-1945 гг.