2597 (Чи-ХА), Тип 97, Шинхото Чи-ХА - Средний танк (Япония) | |
HW100 - 45000
UAW55 - 105000 RRW100 - 175000 PKRR - 7500 |
«2597» («Чи-Ха»)
Во второй половине 30-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам
и приступили к разработке более манёвренных образцов, вооружённых 47-, 75- и
77-мм пушками. В 1936 году были разработаны два прототипа такого танка:
9,8-тонный «Чи-Ни» («средний четвёртый») арсенала в Осаке и 15-тонный «Чи-Ха»
(«средний третий») фирмы «Мицубиси». Поскольку японский Генеральный штаб
сухопутных войск предпочитал танки поменьше весом и подешевле в производстве, то
главным претендентом считался «Чи-Ни». Однако с началом войны с Китаем выбор пал
на более мощный «Чи-Ха», принятый в 1937 году на вооружение как «2597» и ставший
основой японских танковых сил второй мировой войны. Массовое производство «Чи-Ха»
начала компания «Мицубиси» после окончания активных боёв в Китае,
субподрядчиками выступали фирмы «Хитачи Сейсакуси» и «Нихон Сейкошо». Всего до
1942 года было выпущено 1200 этих танков.
Компоновкой «Чи-Ха» напоминал «Ха-Го», но имел двухместную башню. В отделении
управления размещались механик-водитель (справа) и стрелок (слева); в башне
справа от пушки командир, слева - заряжающий. Корпус и башня были клёпаными.
Корпус имел бортовые ниши, наклонный двухскатный верхний лобовой лист. Башня
выполнялась с лёгкой конусностью и кормовой нишей. На крыше башни располагался
купол командира с большим двухстворчатым люком, слева от него - двухстворчатый
люк заряжающего. Механик-водитель имел лючок в крыше рубки, стрелок - люк в
крыше корпуса. Горизонтальные смотровые щели были прорезаны в щитке окна рубки и
её выгнутых скулах.
Установка 57-мм орудия «97» в башне «Чи-Ха» допускала его качание в
горизонтальной плоскости в пределах плюс-минус 5°. Угол подъёма орудия составлял
21°, снижения - 9°. Вес 57-мм снаряда - 2,7 кг, начальная скорость - 420 м/с.
Один пулемёт в шаровой опоре крепился в корме башни слева, второй - слева в
лобовом листе корпуса.
Двухтактный V-образный дизель устанавливался продольно в корме, доступ к нему
обеспечивали люки в бортах и люк-жалюзи в крыше корпуса. В боевых условиях
жалюзи в бортах прикрывались бронекрышками. На марше они поднимались и
фиксировались в горизонтальном положении. Топливные баки на 120 и 115 л
располагались вдоль бортов. Выхлопные трубы выводились назад с обоих бортов.
Четырехскоростная коробка передач со скользящими шестернями и понижающей
передачей давала 8 передач вперёд и 2 назад. Ходовая часть по схеме Т. Хара была
дополнена передним и задним катками с независимой подвеской: крайние катки через
коленчатые рычаги соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто
закреплёнными на борту. Опорные катки и крайние поддерживающие ролики были
сдвоенными. Амортизаторы в подвеске отсутствовали. В отличие от опытного «Чи-Ну»,
«Чи-Ха» не имел «хвоста».
В крышке люка командира монтировался перископический прибор наблюдения и имелось
отверстие для сигнализации флажками. На лобовом листе корпуса или на
надгусеничных полках крепились фары и иногда звуковой сигнал.
Столкновения с советскими войсками на Халхин-Голе убедили японцев в приоритете
противотанковых свойств танковой пушки. И уже в 1939 году был построен опытный
танк «98» («Чи-Хо» - «средний пятый») с увеличенной башней по типу советских
БТ-5 и несколько изменённой ходовой частью. А в 1940 году появилась модификация
серийного «97» - «Шинхото Чи-Ха» («Чи-Ха» с «новой артиллерийской башней») с
47-мм пушкой: при длине ствола 48 калибров её 1,4-кг снаряд имел начальную
скорость 825 м/с и на расстоянии 500 м пробивал 75-мм броню. В боекомплект
входили бронебойные и бронебойно-осколочные снаряды. Пулемёты размещались
аналогично «Чи-Ха». Башня имела купол со смотровыми щелями, на её крыше перед
люком заряжающего крепилась стойка для зенитного пулемёта. Имелись лючки для
стрельбы из личного оружия. В правом борту башни размещался небольшой лючок, в
задней стенке справа от пулемёта - широкий люк для эвакуации, загрузки
боекомплекта и демонтажа орудия. Большинство «Шинхото Чи-Ха» стали простой
переделкой уже выпущенных «Чи-Ха». У вновь произведённых танков была несколько
изменена система вентиляции моторного отделения. Командир имел свето-звуковую
связь с механиком-водителем: 12 кнопкам на пульте командира соответствовали 12
светящихся транспарантов и зуммер на панели водителя.
«Чи-Ха» приняли участие в боях в Китае, в Малайе, Сингапуре, на Гуадалканале,
Сайпане, Гуаме. «Шинхото Чи-Ха» впервые вступили в бой на полуострове Батаан в
мае 1942 года, воевали на Сайпане, Лусоне, Иводзиме и Окинаве, в Маньчжурии и на
Курильских островах. Всего с 1938 по 1942 год было выпущено 1220 машин серии «Чи-Ха»,
включая модификации. После войны 350 «Чи-Ха» были переданы
Народно-освободительной армии Китая.
Средние танки предназначались для самостоятельных танковых соединений, и на их
базе были созданы командирские машины, оснащённые радиостанцией с кольцевой
поручневой антенной вокруг башни, впоследствии заменённой на штыревую.
Специальная командирская модель «Чи-Ха» - танк «Чи-Ки» - отличалась несколько
улучшенными параметрами радиостанции и приборов наблюдения, а также установкой
вместо лобового пулемёта 37-мм пушки. Принятые одновременно с линейными
командирские танки имели увеличенную башню с новым куполом, без пушечной
установки. В крыше башни позади купола находился второй люк. Позже на
командирских «Чи-Ки» появились башни с пушечной установкой или её имитацией. На
некоторых образцах таким же образом устанавливали второе 57-мм орудие:
предполагалось, видимо, что при «линейной» тактике действий командир должен
обладать не столько дополнительными средствами связи и управления, сколько
дополнительной огневой мощью. На основе «Чи-Ха» создали также «артиллерийский»
танк с короткоствольным 120-мм орудием для поддержки морских десантных отрядов.
Инженерные машины, НА базе, среднего танкА Чи-Ха
В 1937 году к танку «Чи-Ха» был создан навесной отвал, превращавший его в
траншейный бульдозер.
В 1943 году на шасси «Чи-Ха» построили два опытных образца бронированной
15-тонной инженерной машины «Хо-К». Вместо башни установили низкую рубку на 5
человек экипажа. К носовой части корпуса крепился обтекаемый кожух специального
устройства («таран») для проделывания проходов в заграждениях.
Несколько «Чи-Ха» переделали в танки-тральщики («Танк G»), установив в носовой
части корпуса бойковый цепной трал: вращающийся барабан с цепями, укреплённый на
длинной ферме. Основное вооружение при этом сохранялось.
На базе «Чи-Ха» строились также опытные мостовые танки.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА «Шинхото Чи-Ха»
БОЕВАЯ МАССА, т: 15,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, м: длина - 5,5, ширина - 2,33, высота - 2,38, клиренс -
0,42.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 47 мм, 2 пулемёта «97» калибра 7,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 120 выстрелов, 4035 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 25, борт - 22, корма - 25, крыша - 12, башня -
25 (маска пушки - 30).
ДВИГАТЕЛЬ: «Тип 97» («Мицубиси»), 12-цилиндровый, дизельный, воздушного
охлаждения; мощность 170 л.с. при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: редуктор, коробка передач с понижающей передачей (8+2), карданный
вал, бортовые фрикционы, бортовые однорядные редукторы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт): шесть опорных катков и три поддерживающих ролика
(все обрезинены); подвеска смешанная: четыре опорных катка по схеме Хара, два
крайних катка - с индивидуальной пружинной подвеской; гусеница мелкозвенчатая, с
одним гребнем, шириной 330 мм, шаг трака 120 мм, число траков - 96.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.
ЗАПАС ХОДА, км: 210.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъёма, град. - 30-35; ширина рва, м - 2,5;
глубина брода, м - 1,0.
Бронеколлекция, №3, 1995, С. Л. Федосеев - Бронетанковая техника Японии.
1939-1945 гг.